Работа над музыкальным образом в классе фортепиано

Гончарук Светлана Валерьевна

В ходе урока даны сведения о музыкальном образе, средствах выразительности, стиле композитора, на примере пьесы А.Хевелева "Баба-Яга". Произведен подробный анализ произведения, даны новые методические приемы работы над технически сложными местами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_po_pese.docx47.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств»

города Инты Республики Коми

«Заверяю»

                                                  Директору МБУДО «ДШИ» г. Инты

                                                  __________________ Е.В. Михайлова

                                                 

Технологическая карта урока

Тема: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Выполнила:

преподаватель по классу фортепиано

С.В. Гончарук

г. Инта

2021


Технологическая карта урока

«Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

1. Ф.И.О. преподавателя: Гончарук Светлана Валерьевна  

2. Ф.И. учащегося: Солдатова Анна

3. Класс: 2 класс

4. Дата: 08.12.2021  

5. Предмет: фортепиано

6. Тема урока: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

7. Тип урока: комбинированный

8. Вид урока: практическое занятие, беседа

9. Цель  урока: Формирование представлений о музыкальном образе для дальнейшего развития творческой самостоятельности

10. Задачи урока:

Образовательные:

  • дать основные сведения о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора;
  • сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения

Развивающие:

  • расширение общего кругозора учащейся;
  • активизация слухового контроля, развитие технической оснащённости, ритмической устойчивости, внимания, воображения;
  • развитие познавательного интереса к изучению классической музыки

Воспитательные:

  • способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения;
  • воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением

11. Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • аналитический;
  • поисково-творческий;
  • эмоциональный

12. Оборудование:

  • музыкальный инструмент;
  • нотная литература;
  • наглядное пособие с изображением средств музыкальной выразительности;
  • ноутбук

13. Планируемый результат:

Предметные умения:

  • расширить музыкально-теоретические представления учащейся о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора;
  • ознакомить  с новыми приёмами работы над музыкальным произведением малой формы;
  • способствовать формированию навыков анализа музыкального произведения

УУД:

Личностные результаты:

  • формирование установки учебно-познавательной мотивации и интереса к музицированию;
  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные:

  • умение организовывать свою деятельность;
  • оценивать достигнутые результаты своего обучения;
  • владение самоконтролем, самооценкой

Коммуникативные:

  • формулирование собственного мнения и позиции, организация учебной деятельности с педагогом;
  • формирование умений профессионально ставить вопросы, давать определение понятиям

Познавательные:

  • умение делать выводы;
  • обобщать и исполнять музыкальный текст, логически подводить исполнение под эталон

14. Используемая литература:

Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

Куберский И., Минина Е. Энциклопедия для юного музыканта. СПб.: Диамант, Золотой век, 1997

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный  курс: методические рекомендации. М.: РИФ  «Крипто-логос», 1992

Хевелев А. Детский альбом. Ростов-на-Дону: Феник, 2008

Чайковский П. Детский альбом. М.: Музыка, 2006

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001

Интернет – ресурсы:

https://muzofond.org/search/мусоргский%20избушка

http://fb.ru/article/100153/sredstva-muzyikalnoy-vyirazitelnosti-ili-kak-   rojdaetsya-muzyika

https://schoolfiles.net/2341647

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/01/15/otkrytyy-urok-po-teme-rabota-nad-muzykalnym

http://pandia.ru/text/80/055/25826.php

Ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащегося

1.

Организаци-онный

Мотивировать учащегося к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Приветствие,  проверка готовности к уроку.

Педагог: Здравствуй, Аня!

Приветствует педагога, настраивается на работу.

2.

Вводная беседа

(постановка проблемы)

Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие.

Обозначение темы.

Педагог: Сегодня  на уроке  мы будем учиться создавать музыкальный образ при помощи выразительных средств музыки,  на примере пьесы А. Хевелева «Баба-Яга».

Определяет самостоятельно цель работы и задачи урока: «Углубить знания о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, стиле композитора».

3.

Основная часть

(раскрытие теоретических знаний)

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление).

Формирование новых знаний. Задает вопросы.

Педагог: Что же это такое «музыкальный образ»? Это вместе взятые характер, музыкально - выразительные средства, общественно -  исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

   Вот основные виды образов в музыке: лирический - передает личные переживания автора, его чувства, настроение, ощущения, раскрывает его духовный мир; эпический - описывает события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах; драматический - изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом; сказочный - показывает выдуманные фантазии и воображения;

комический - разоблачает все дурное, используя смешные ситуации.

   Музыкальный образ раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ритм, размер, лад, тембр, регистр, динамика, штрихи. Преподаватель обращает внимание на наглядное пособие.

   

   Мелодия - является душой композиции, она позволяет понять   настроение произведения и передать чувства грусти или веселья. Мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой, все зависит от того, как ее видит автор.

   Темп - определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяются термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так для медленного - adagio, для быстрого - presto и allegro, а для умеренного - andante.

   Ритм - определяет настроение и движение в музыке. Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Бывает спокойным, равномерным, отрывистым, четким, синкопированным и так далее.

   Размер - количественная характеристика тактового метра, указывающая число долей в такте. Определяет, как  нужно играть музыку, помогает определить ритм произведения и его темп. Записывается, как правило, после ключа в виде простой дроби (2/4, 3/4, 2/3, 6/8 и так далее).

   Лад - характеризует направление музыки. Если это минор, то она печальная, грустная, ностальгическая или задумчиво - мечтательная. Если мажор - веселая, радостная, солнечная. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

   Тембр - окрашивает музыку. С помощью  него мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

   Регистр - часть звуков, объединенных каким - либо признаком, главным образом тембровым. Подразделяется на низкий, средний и высокий.

   Динамика - сила звука. Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет, а вот ее смена делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций. Если требуется выразить радость, торжество, ликование, счастье – динамика будет яркой и звучной. Для передачи такого настроения, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

   Штрихи - способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. У каждого штриха свой образ и каждому соответствует определенный знак, который и указывает, как надо играть ноту: коротко, связно, не связно, тяжело и так далее.

   Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств выразительности. Грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств, в создании образа не одинакова. В каждом образе доминируют определенные средства выразительности.

   Педагог: А теперь, Анна, внимательно послушай отрывок произведения великого русского композитора М. П. Мусорского.

Педагог: Как ты думаешь, какой образ передает эта музыка, что он выражает?

Педагог: Совершенно верно. Ведь прослушанное нами произведение называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». Образ Бабы-Яги тебе  очень хорошо знаком. Ты знаешь о нем из русских народных сказок, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Я тебе приготовила картинки, давай посмотрим.

Педагог демонстрирует тематические иллюстрации.

Педагог: К сегодняшнему уроку я просила тебя нарисовать   Бабу-Ягу, как ты ее видишь?

Педагог: Ты очень четко представляешь этот образ. Именно поэтому  мы с тобой при выборе пьесы руководствовались тем, что если этот персонаж нам так известен и знаком, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное  произведение о нем.        

   К этому сказочному герою обращались многие композиторы. Хорошо известна фортепианная пьеса «Баба-Яга»

П.И. Чайковского из «Детского альбома», даже симфоническое произведение есть под таким названием. Ее написал композитор А.К. Лядов. Но ты сама послушаешь их, это будет твоё домашнее задание.

   Обратимся к исполняемой тобой пьесе, она написана известным пианистом и педагогом А. Хевелевым. Ему 38 лет, он преподаватель Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова. Создал много инструментальной, симфонической, оперной и, конечно, музыки для детей. Пьеса «Баба-Яга» входит в сборник «Детский альбом», сочиненный им в юном возрасте, именно по - этому  у них по - детски наивные названия: «Песня собак», «Веселый паровозик» и так далее. Все эти произведения не редактировались им, взрослым композитором, а оставлены, как есть, в первой редакции. Давай попробуем разобраться и донести его авторский замысел.                                                  

Отвечает на вопросы, останавливается на местах, которые вызвали затруднения, находит, совместно с преподавателем, решение проблем.

                                                                                               

Изучает наглядное пособие с изображением средств музыкальной выразительности.

Слушает отрывок пьесы «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

Ученица: Музыка яркая, громкая, резкая, с пульсирующим ритмом, в низком регистре. Этот образ выражает тревогу, беспокойство, ощущение чего-то страшного, фантастического, зловещего.

Ученица рассматривает картинки Бабы-Яги.

Ученица показывает свои рисунки.

4.

Первоначальное закрепление (практическая часть)

Усвоение учащимся нового способа действия при решении задач, поставленных преподавателем.

Педагог: А теперь, Аня, сыграй нам свое произведение.

Педагог: Давай поговорим о Бабе-Яге. Какая она? Может это знатная дама или милая старушка?

Педагог: Опиши, как она выглядит?

Педагог: А тембр голоса можно угадать?

Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер?

Педагог: Ты нарисовала образ словами, а теперь его мы попробуем передать музыкой, с помощью средств музыкальной выразительности. Что ты можешь сказать о мелодии этой пьесы?

Педагог: Да, этого автор добивается с помощью угловатого и однообразного аккомпанемента, синкопированного и пульсирующего ритма, штриха staccato. Хоть размер и 4/4, но ноты группируются 2+2+3, что придает звучанию неровность, имитируя прихрамывающую походку персонажа. Быстрого темпа – allegro, минорного лада, использование нижнего регистра, который как-бы передает нам голос Бабы-Яги, грубый хриплый, внушающий страх.

А как помогает динамика?

Педагог: Да, разброс силы звука от p к  f , частые crescendo и diminuendo говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа.

Обратимся к структуре. В какой форме написана пьеса?

Педагог: Остановимся на первой части (т. 1-10). Исполни  ее.

Педагог: В ней главная героиня выходит «на сцену». Использование  коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, хроматических, развивающихся секвенционно, позволяет нам добиться создания образа угрюмого и  свирепого персонажа.    

   В этой части очень важно хорошо прочувствовать характер, при этом точно выполняя динамику, которая выписана композитором весьма колоритно.

   Штрих staccato должен быть сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением, очень близко к клавиатуре. Показ.

При этом важно, чтобы движения были синхронные. Настраиваться нужно на «широкое дыхание», не теряясь в мелочах и не увлекаясь игрой отдельных мотивов.

Педагог: Давай рассмотрим вторую часть (т. 11-20). Сыграй ее.

Педагог: Что отличает ее от первой?

Педагог: А еще?

         

Педагог: Я согласна, меняется фактура – она становится насыщенной, более густой и сочной; ритм, так как появляется синкопа. Какую картину действия мы можем себе представить в этой части?

Педагог: В работе над второй частью необходимо уделить внимание правильному взятию аккордов. Следует учитывать, что вся крупная техника играется от лопатки, но берется пальцами, приготовленными к попаданию на соответствующие клавиши еще в воздухе, без предварительного ощупывания. При чередовании аккордов пальцы ведут руку, а не наоборот. Показ.

   При работе над синкопой существуют некоторые  методические приемы работы: сначала со счетом в ладоши; в ладоши на слух; ладонью по колену или по крышке инструмента; на клавиатуре; и все на одном движении. Показ.

Педагог:  Ну и третья часть (т. 21-30). Проанализируй ее.

Педагог: Совершенно верно.

Пытается выполнить задания на применение нового знания, запланированные для изучения на данном уроке. Отвечает на вопросы по теме, исполняет фрагменты произведения. Ученица исполняет пьесу «Баба-Яга» А. Хевелева.

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга -злая, сгорбившаяся старуха, наделенная колдовской силой. Живет в темной чаще леса, в избушке на курьих ножках.

Ученица: Безобразное лицо с длинным, горбатым и крючковатым носом, украшенным бородавками. Беззубая, с седыми, длинными, нечесаными волосами, одета в лохмотья.

Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий,  скрипучий, зловещий.

Ученица: Походка ковыляющая, прихрамывающая на одну ногу,         ведь одна нога у нее костяная. Характер у неё вредный, агрессивный, упрямый.

Ученица: Она скачкообразная, тревожная, беспокойная.

Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется взволнованность, суетливость, не спокойствие.

Ученица: В трехчастной. При этом первая и третья части совершенно одинаковы.

Ученица  играет первую часть.

Ученица повторяет.

   

Ученица  играет вторую часть.

Ученица: Она яркая, более выразительная, отличается технической и ритмической сложностью.

Ученица: Возникают резкие, диссонирующие аккорды, вместе с многочисленными акцентами, что придает образу зловещий характер, погружая нас в атмосферу таинственности и сказочности.

 

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует, совершает какой-то магический обряд.

Ученица повторяет.

               

 

Ученица повторяет приемы работы над ритмической точностью синкопы.

Ученица: В ней звучит тема первой части. В конце, при затухании мелодии  на diminuendo, образ Бабы-Яги как бы растворяется, и лишь издалека нам чудятся интонации, напоминающие о ней.

5.

Рефлексия.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Закрепление учащимся порядка действий осуществление самопроверки, проведение рефлексии.

Педагог: Как ты думаешь, Анна, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?

Педагог: Как ты думаешь, чего тебе не хватает, чтобы более точно передать задуманное этого произведения?

Педагог: Верно. Также, более тщательно, следует поработать над фразировкой, динамикой, темпо-ритмической устойчивостью, характером. Тебе предстоит еще многое постичь.

Ученица: Да, конечно, и ему это здорово удалось! Образ получился ярким, точным, живым.

Ученица: Мне не хватает ловкости, раскрепощенности в  технических местах. Я понимаю, как надо, но пока не все получается. Также предстоит потрудиться еще над штрихами и  стилем произведения. 

6.

Завершение урока.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, наметить дальнейшие цели деятельности.

Педагог: Ну и подведем итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Педагог: Аня, ты хорошо занималась сегодня на уроке,  активно участвовала в создании образа Бабы-Яги, в разборе произведения, изучила средства музыкальной выразительности, нарисовала дома рисунки, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Я думаю твою работу можно оценить на отлично!

Домашнее задание:

Педагог: послушаешь фортепианную пьесу П.И. Чайковского и симфоническую сказку А.К. Лядова, познакомившись с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра; поработаешь над исполнительским приемом staccato; поиграешь и поучишь аккорды; организуешь синкопу, используя методические приемы работы, полученные на уроке. 

   До свидания, спасибо всем за внимание!

Ученица: Учились создавать музыкальный образ Бабы-Яги.

Ученица: Я узнала, что к этому персонажу обращались такие композиторы, как

П.И. Чайковский, А. К. Лядов, М. П. Мусорский, А. Хевелев. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа, теперь я могу делать это самостоятельно. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих staccato, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность и беспокойство.