методическая разработка с презентацией на тему: «Метод проектов при обучении УП «Музыкальная литература»

В последние годы социальные, политические и экономические преобразования по всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Современные выпускники ДШИ должны обладать не только специальными умениями и навыками игры на музыкальных инструментах и теоретическими знаниями, но и широким кругозором. Они должны уметь выбирать из огромного потока информации нужную и применять ее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_2019_ponkratova.docx27.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методическая разработка на тему:

«Метод проектов при обучении УП «Музыкальная литература»

Преподаватель: Понкратова Татьяна Георгиевна

Курск 2019

ПЛАН

I Введение

II Содержание метода проектов

1. Определение метода проектов

2. Задачи проектной деятельности

3. Принципы организации проектной деятельности

4. Требования к выполнению проектов

5. Классификация проектов

6. Возрастные критерии при реализации проектов

III Использование метода проектов при обучении музыкальной литературе

IV Применение метода проектов как формы итоговой аттестации по «Музыкальной литературе» в ДШИ.

V Проектная деятельность во внеклассной работе обучающихся

VI Заключение

I Введение

В последние годы социальные, политические и экономические преобразования по всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Современные выпускники ДШИ должны обладать не только специальными умениями и навыками игры на музыкальных инструментах и теоретическими знаниями, но и широким кругозором. Они должны уметь выбирать из огромного потока информации нужную и применять ее.

Современному человеку необходимо умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, быть активным и коммуникабельным. В таких современных реалиях нашего времени содержание учебных предметов и методика их преподавания должны доказывать свою действительную эффективность.

Из этого следует один из главных вопросов преподавания «Музыкальной литературы» в двадцать первом веке, который звучит следующим образом: как сделать этот предмет более привлекательным и личностно востребованным учащимися, не упрощая его содержания? Как направить процесс на развитие творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании?

Это возможно, только ориентируясь на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики, развивающего обучения. Одним из методов современных технологий проблемного обучения является метод проектов. Этот метод помогает в развитии активного самостоятельного мышления; в обучении он позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, которые получают на занятих, но и уметь применять их на практике.

Данная разработка актуальна тем, что метод проектов способствует получению обучающимися опыта от практического использования приобретенных навыков и совершенствования музыкальных навыков, а также развивает творческие способности и формирует самостоятельность обучающихся. Ввиду того, что занятие проектной деятельностью учащихся требует достаточно значительных затрат времени, материалов, информационных источников, а формирование специальных умений и навыков самостоятельной проектной деятельности ребят имеет смысл проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках урока.

II. Содержание метода проектов

1. Определение метода проектов

Этот метод появился в США в двадцатые годы XX века, где получил название «метода проблем». Его основоположником считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, а его ученик и последователь В. Килпатрик назвал его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году, а после революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской и использовался в работе выдающегося русского педагога С.Т. Шатского. Позже, в тридцатые годы, метод запретили, и лишь в девяностые о нем вспомнили и вернули в школьную методику.

В современном образовании метод проектов вновь стал актуален и является инновационной технологией, потому что позволяет объединить знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить знания на практике, обдумывая при этом новые идеи. Метод проектов предполагает использование большого объема проблемных, исследовательских, поисковых методов, направленных на реальный практический результат, важный для учащегося, а также разработку проблемы в целом, с учетом разных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Современные ученые, занимающиеся исследованием проектной методики – доктор педагогических наук Гузеева В.В., доктор педагогических наук, профессор Полат Е.С. – и ее соавторы Моисеева М.В., Бухаркина М.Ю. определили, что Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [1].

Проект – это специально организованный педагогом и выполняемый самостоятельно учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы обучающегося, завершающийся созданием проекта и его представлением в виде устной или письменной презентации.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [10].

2. К задачам проектной деятельности относятся:

- обучение планированию (выработка цели и шагов в ее достижении);

- формирование навыков сбора и обработки информации;

- умение анализировать (выработка критического мышления и креативного взгляда на собранный материал);

- умение составлять письменный отчет (выработка умения составлять план работы, представления, презентации, оформления список и библиографии);

- формирование позитивного отношения к работе (настрой обучающихся на инициативную, выполненную в установленный планом срок работу).

3. Следует также выделить и принципы организации проектной деятельности [9]:

- выбранный проект должен быть посильным для выполнения;

- обучающимся нужно создать условия для успешного выполнения проектов (научить формировать аудиотеки, медиатеки и т.д.);

- необходимо вести подготовку учащихся к созданию проектов (направлять их, чтобы хватало времени для выбора темы проекта, привлекать им в помощь других учащихся, уже имеющих опыт проектной деятельности);

- преподаватель должен обеспечить руководство проектом в обсуждении выбранной темы, плана работы и сроков исполнения проекта;

- в групповом проекте каждый обучающийся должен показать свой вклад в общую работу, так как каждый участник получает индивидуальную оценку [1].

4. При использовании метода проектов учитываются определенные требования:

- исследовательская задача, требующая интегрированных знаний в поиске для ее решения, должна быть значимой (это может быть исследование жизненного пути композитора, предпосылок создания различных сочинений, история первого и последующих исполнений произведения и т.д.);

- предполагаемые результаты должны иметь практическую, теоретическую или познавательную значимость (например, выполнение реферата, доклада, сочинение рассказа, выпуск газеты);

- деятельность обучающихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой);

- проект в своей структуре должен содержать поэтапные результаты;

- при выполнении проекта используется определенная последовательность действий или этапов выполнения.

5. Классификация проектов

Типы общедидактических проектов:

- Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

- Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов (например, произведения изобразительного или декоративного искусства, видеофильмы, театрализации, спортивные игры).

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа обобщения и предоставления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее правки по ходу работы. Выходом проект часто являются публикации в СМИ, а также в сети Интернет.

- Ролево-игровые проекты. В таких проектах участники принимают на себя роли литературных персонажей или выдуманных героев, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками; это очень творческие проекты, но главным все же является ролево-игровая деятельность.

- Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время и под руководством экспертов. Такие проекты уже на начальном этапе требуют глубокой интеграции.

Проекты по характеру контактов могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- международными.

Последние два типа проектов требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, как следствие, использования современных компьютерных технологий.

Проекты с явной координацией, в которых координатор направляет работу участников ненавязчиво и в случае необходимости организовывает отдельные этапы проекта или работу отдельных участников.

Проекты со скрытой координацией. В них координатор выступает как полноправный участник проекта.

Личностные проекты выполняются межу партнерами одного класса или школы.

Парные проекты – между парами участников, групповые – между группами.

Мини-проекты могут выполняться за один урок или часть урока. Особенно они уместны на уроках «Музыкальной литературы». Например: составление плана ответа по пройденному произведению.

Краткосрочные проекты выполняются в течение нескольких уроков для координации деятельности участников проектных групп. Но основная работа по сбору информации, «изготовлению продукта» и подготовке презентации выполняется во внеурочное время.

Недельные проекты выполняются в группах в течение проектной недели и проходит с участием руководителя проекта. В таких проектах возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (например, экскурсии, посещение концерта).

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл реацлизации годичного проекта выполняется во внеурочное время.

6. Возрастные критерии при реализации проектов

Проектную деятельность, как правило, следует начинать со средних классов, хотя обучающиеся этого возраста еще нуждаются в максимальной помощи преподавателя на всех этапах работы над проектом (им трудно дается выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности). Педагог должен выполнять значительную часть работы вместе с учащимся, всецело поддерживая его.

Старшеклассники могут самостоятельно формулировать проблему и цель проекта, но трудности у них могут возникнуть при разработке плана, и помочь в этой ситуации может педагог. Он же должен ненавязчиво мотивировать подростков, поддерживать интерес к проекту и контролировать его реализацию.

III Как использовать метод проектов при обучении музыкальной литературе?

Главной конечной целью на уроках «Музыкальной литературы» является соединение эмоциональности и интеллекта. Навязать эмоциональное восприятие музыки детям невозможно, даже если преподаватель умеет достаточно эмоционально и артистично подавать учебный материал. Поэтому в достижении конечной цели не годится привычная императивная педагогика, ее должна заменить «педагогика сотрудничества».

На уроках «Музыкальной литературы» целесообразно воспользоваться одной из методик «педагогики сотрудничества» системы «Развивающего обучения» Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и «методом проектов».

Следуя концепции этой методики в ходе занятия при постановке учебной задачи, учащиеся понимают, что у них недостаточно знаний и способов действия для решения этой задачи, а педагог не показывает образцов, готовых определений и способов действия, но организует поиск недостающих способов действия. При таких условиях и применим метод проектов.

В начале обсуждения поставленной задачи обучающиеся не могут сформулировать правдоподобные и точные предположения. Но в ходе рассуждений, при умелом руководстве педагога, появляются более точные и обоснованные догадки.

Таким образом, используя метод проектов, многие уроки по предмету «Музыкальная литература» можно превратить в исследовательский клуб, в котором ребята смогут решать интересные и доступные им проблемы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого.

Основой проекта является выбранная проблема, и, чтобы ее решить, недостаточно обладать теоретическими музыкальными знаниями. Необходимо владеть знаниями и в других предметных сферах, а также иметь интеллектуальные, творческие и коммуникативные навыки, то есть:

1) обучающиеся должны научиться работать с информацией (искать нужную и выделять главное), анализировать ее и делать выводы, а также разбираться со справочным материалом;

2) творческий подход подразумевает умение собирать нужные идеи, находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия этих решений;

3) обладание коммуникативными навыками учащихся включает в себя умение дискутировать, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения и аргументировать ее, важно также уметь сжато и содержательно излагать свою мысль.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что применение метода проектов на занятиях по музыкальной литературе требует значительной подготовки обучающихся в целостной системе обучения в школе, как в ДШИ, так и в общеобразовательной. Эта предварительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с проектом.

Учебных пособий по музыкальной литературе, в которых бы приводилась проектная методика, нет. Можно обозначить примерный план поэтапной работы над проектами, позаимствованный в основной школе.

На первом и втором этапах определяется цель и план выполнения проекта, происходит обсуждение с обучающимися формы, в которой будет выполняться проект и какие аспекты необходимо рассмотреть.

На третьем этапе идет работа по закреплению знаний по проблеме проекта и выполнению черновых работ под контролем педагога.

На четвертом этапе обучающиеся оформляют работы во внеурочное время (им могут помогать родители).

Пятый и шестой этапы – это защит проекта и оценка результатов работы.

Одноклассники могут задавать вопросы участникам проекта. Оцениваются при защите проекта его креативность и качество отчета.

IV Применение метода проекта как формы итоговой аттестации по «Музыкальной литературе»

В последние годы понятие «проект» прочно утвердилось в педагогической практике. Поэтому неудивительно, что часть выпускников выбирает формой итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература» творческий проект.

Проект – это конечный творческий продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Такая форма аттестации позволяет оценить умение обучающихся самостоятельно формулировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, а также выявить уровень сформированности аналитических навыков, навыков практического и творческого мышления.

Защита проекта проходит в формате презентации работы обучающегося с использованием программы Microsoft PowerPoint. В презентации выпускники используют видео- и аудиозаписи. Тематика проектов, выбираемых выпускниками, отличается разнообразием эпох и стилей.

В этом учебном году выпускники нашей ДШИ попробовали себя в работе над проектами. Темами для них стало творчество русских, советских и зарубежных композиторов. Среди них есть работы о Г. Свиридове, В.А. Моцарте, К. Дебюсси, Ф. Листе, Н. Паганини.

В процессе работы над проектом учащиеся продемонстрировали определенные знания, умения и навыки, раскрыли свой творческий потенциал. Выпускники самостоятельно выбирали тему, проводили поиск, сбор и анализ информации, готовили презентацию (некоторые с включением самостоятельно сделанных аудио- и видеозаписей), оформляли текстовые документы и готовили устное выступление.

Хочется выделить проект моей выпускницы Трехлебовой Алены, которая в полной мере раскрыла свой творческий потенциал по теме «Ф. Лист – вечный странник». Помимо прекрасно оформленной презентации проекта и выразительного устного выступления, она подготовила видеофильм о великом венгерском композиторе со своим закадровым текстом, а также тестовые задания для одногруппников по его творчеству.

Можно выделить следующие преимущества данного вида аттестации:

1) защита проекта с презентацией – это вид работы, хорошо знакомый обучающимся по общеобразовательной школе;

2) решение проблемы, заложенной в проекте, подразумевает необходимость интеграции знаний и умений в различных предметных областях;

3) выпускнику интересен и значим самостоятельный выбор темы проекта;

4) защита проекта помогает учащимся глубже разобраться в заявленной теме, повышает качество их знаний и умений в практической исполнительской работе.

V Проектная деятельность во внеклассной работе обучающихся

Важнейшая задача преподавателя – создавать атмосферу творческого вдохновения, мотивирующую пространства и поиска наиболее результативного и увлекательного пути обучения и воспитания каждого отдельного ребенка. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы повышает эффективность педагогического процесса.

Метод проекта во внеклассной деятельности в рамках учебного предмета «Музыкальная литература» оптимизирует процесс самоактуализации и самореализации личности обучающихся. В отличие от задач учебного процесса, внеклассная работа строится на включении учащихся в окружающую жизнь, познании самих себя через творчество, возможность на практике применить полученные знания и навыки.

В развитии интереса обучающихся к предмету «Музыкальная литература», помимо использования нестандартных форм занятий, применения новых информационных технологий, возникает необходимость формирования желания у ребят направить увлеченность предметом за рамки урока и потребности разрабатывать свои проекты о жизни и творчестве композиторов, о различных явлениях музыкальной жизни, а затем презентовать полученный продукт учащимся своей музыкальной школы, детям общеобразовательных школ, родителям.

В реализации внеклассного проекта участники этого непростого процесса выбирают тему, форму представления, распределяют обязанности по сбору информации, составлению сценария мультимедийной презентации, подбору музыкальных произведений.

По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяются следующие виды проектов:

1) информационно-исследовательские – «Портрет композитора», «История создания оперы»;

2) ролевые – музыкальные спектакли, фестивали;

3) сценарные – музыкальные гостиные, музыкальные вечера, конкурсы.

В нашей музыкальной школе стало доброй традицией ежегодно проводить музыкальные гостиные, посвященные юбилейным датам великих зарубежных, русских, советских композиторов, например: 125-летию со дня рождения С. Прокофьева; 220-летию со дня рождения Ф. Шуберта; 175-летию со дня рождения Й. Брамса; 175-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова. В разработке и реализации проектов этих музыкальных гостиных вместе со мной приняли участие обучающиеся старших классов фортепианного и хорового отделений моего класса. Такое сотрудничество педагога с учениками в создании проектов вовлекает детей в творческую работу, развивает их познавательные интересы, развивает такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность; у ребят появляется возможность реализации своего творческого потенциала и занятости во внеурочное время.

VI Заключение

Проектный метод при обучении предмету «Музыкальная литература» ценен определенными достоинствами:

- он позволяет решать задачи развития умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию;

- в ходе выполнения проекта обучающиеся активны, проявляют свои творческие способности;

- метод проектов нацелен на определенный практический результат, значимый для детей, которые в процессе его выполнения приобретают различные полезные навыки.

Метод проектов позволяет обучающимся приобрести определенную учебно-познавательную компетенцию при подборе информации для выполнения своих проектов и презентаций, когда происходит развитие общих и специальных учебных умений, способов и приемов самостоятельного изучения истории музыки и культуры. Помогает им в этом освоение новых информационных технологий. Проектная работа пробуждает интерес к предмету, дает возможность любому учащемуся показать свои знания, полученные из дополнительных источников, повысить свою самооценку, развить творческую фантазию и коммуникабельность.

Литература

1. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). Изд. 3-е, испр., доп. – М., 2000.

2. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М.: №9, 2000.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // Директор школы, 1996. №4.

5. Лифановский Б.И. Интернет для музыканта / Б.И. Лифановский. – М.: Классика-XXI, 2006.

6. Новикова Л.А. «Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках музыки». Фестиваль «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября», 2010.

7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. – Народное образование №8-9, 2000.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2012.

9. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. – М., 2000. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vaop.ru/index.php?id=127 .

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – С. 115.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / - М.: АРКТИ, 2008.