Методический доклад на тему: «К 250-летию со дня рождения Л.В. Бетховена. Использование возможностей ИКТ на занятиях по музыкальной литературе в современных условиях»

В нашем 21 веке при высоких темпах развития науки и техники музыкальная школа требует введения новых подходов в организации учебного процесса и введения инновационных методов и форм работы. Для музыкального образования возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому введение информационно-компьютерных технологий в образовательных процесс ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем нашего музыкального образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponkratova_bethoven_2020.docx26.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методический доклад на тему:

«К 250-летию со дня рождения Л.В. Бетховена. Использование возможностей ИКТ на занятиях по музыкальной литературе в современных условиях»

Преподаватель высшей категории:

Понкратова Татьяна Георгиевна

Курск

2020

В нашем 21 веке при высоких темпах развития науки и техники музыкальная школа требует введения новых подходов в организации учебного процесса и введения инновационных методов и форм работы. Для музыкального образования возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому введение информационно-компьютерных технологий в образовательных процесс ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем нашего музыкального образования.

Музыкальная литература как одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования способствует разностороннему развитию обучающихся, готовит их к общению с классической музыкой. В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, а управление этим процессом – необходимая и непростая задача для преподавателя.

Сегодня в ДШИ применяются разные программы по музыкальной литературе, которые реализуют традиционные для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета: перечень тем и ряд положений для разбора и прослушивания. Вместе с тем хочется отметить новейшие положения по методике преподавания музыкальной литературы, а именно с применением современных информационных технологий и ресурсов.

К современным информационным ресурсам относятся интерактивные энциклопедии, словарь, аудио- и видео ресурсы, современные журналы, учебники, пособия, ресурсы сети Интернет.  А к современным технологиям мы относим видеопрезентации, видео викторину (наряду с аудио викториной), интерактивные тесты с видео- и аудио вопросами (наряду с тестами песнями печатного типа), аранжировка мелодий (в качестве творческих заданий).

Рассмотрим основные формы работы по предмету «Музыкальная литература» с точки зрения вполне доступных современных возможностей в плане информации и технологий:

  1. Ознакомление с музыкальными направлениями и музыкальными культурами разных стран:
  1. дополнение рассказа педагога специально связанной видеопрезентацией на основе фотографий композиторов, картин художников данного направления, иллюстраций к произведениям, музыкальными фрагментами и т.д.;
  2. использование готового видеоматериала из существующих интерактивных энциклопедий.
  1. Объяснение понятий и терминов, посвящённых раскрытию музыкальных способностей (средств выразительности, жанра, формы и т.д.):
  1. дополнение рассказа педагога специально созданной видеопрезентацией, в которой тезисно представлены значения понятий и терминов, дополненные музыкальными фрагментами, нотными примерами и т.д.;
  2. формирование терминологических и понятийных словарей при работе с интернет-ресурсами или электронными энциклопедиями в классе, выяснение вместе с учащимися общих и различных черт (возможно при усвоении темы форма работы как Д/З).
  1. Изучение биографии и творческих портретов композиторов (эта форма – одна из наиболее информационно обеспеченных):
  1. дополнение рассказа педагога художественными формами о жизни и творчестве композиторов;
  2. использование готовых, кратких, но содержательных видеороликов из серии о знаменитых деятелях искусства;
  3. создание специальной видеопрезентации, на основе фотографий композиторов и людей из их окружения, картин художников, иллюстраций к произведениям, музыкальными фрагментами, нотных примеров, включения тезисов и выводов об основных событиях и особенностях жизни и творчества, списка произведений и т.д.
  1. Характеристика произведений композиторов:
  1. на основе готового видеоматериала, видео постановок балетов, опер, мультфильмы;
  2. создание видеопрезентации, включающей видеоряд, идущий параллельно к объяснению преподавателя с тезисами: об истории создания, содержании, структуре, образном строе и средствах воплощения конкретного произведения, с иллюстрациями, изображающими героев композитора, либреттистов, постановщиков, исполнителей и пр., с музыкальными фрагментами и возможными картинами художников.
  1. Слушание композиций и работа с нотным текстом:
  1. использование качественных аудиозаписей и нотных клавиров;
  2. использование специально заготовленных видеопрезентаций на основе качественного звучания, нотных примеров и иллюстраций к данному произведению.
  1. Проверка запоминания музыки: Целью этой формы работы является определение направления, стиля композитора, произведения, тембров, указание изменений в обработке первоначального звучания. Музыка остаётся узнаваемой, но часто подвергается ряду преобразований, определение которых является одним из ведущих видов в слуховой работе над произведением.

     Такая форма работы возможна не только на основе аудиозаписей, но и на примере: музыка из произведений мультипликационного, кинематографического жанров, композиций современного вокального искусства, рекламных роликов.

  1. Проверка теоретических знаний:
  1. стандартное использование тестовых заданий, состязаний, устных опросов, письменных работ по раскрытию содержания изучаемого материала;
  2. использование готовых интерактивных тестов из существующих интерактивных энциклопедий;
  3. создание специальных интерактивных тестов на основе: видео и аудио фрагментов, нотных примеров, изображений и др. (вопросы на соотношение, так называемые «фото вопросы», «аудио вопросы», «видео вопросы» как с вариантами ответов на выбор, так и без них).

Для обучающихся применение минимальных компьютерных технологий может быть отражено в творческих самостоятельных заданиях:

  • составить презентацию, включающую тезисы (из учебников, энциклопедий, ресурсов сети Интернет), иллюстрации (возможно собственные, по прослушиванию музыки) и музыкальные фрагменты (по образцу, показанному в классе);
  • составить тесты любого типа;
  • сочинить слова к мелодии понравившегося произведения;
  • сочинить и записать несколько вариаций на понравившуюся тему.

Сейчас в связи с пандемией коронавируса отменены все большие музыкальные мероприятия не только в нашей стране, но и во всём цивилизованном мире: музыкальные конкурсы, премьеры опер, фестивали. Но жизнь продолжается, и момент возрождения культурных событий конечно же не за горами. Одним из важных компонентов музыкальной жизни планеты в 2020 г. стало 250-летие со дня рождения Людвига Ван Бетховена – великого немецкого композитора-классика начала 19 века, вошедшего в историю музыки расцветом романтизма и десятками имён представителей Европы – от Англии до Украины и России, от Норвегии до Италии. Бетховен – композитор, живший в эпоху Великой французской революции, прожил очень трудную жизнь.  Он прошёл сквозь испытания, сцепив зубы. Сущность его музыки – борьба человека с судьбой, с собой, с постоянными страданиями, поклонение революции и разочарование в её «героях». Она помогает людям переносить трудности, физические и нравственные мучения, преодолевать страх, горе и потери. Все знают начальные такты Бетховенской 5 симфонии, о которых он сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ведя изнуряющую ежедневную борьбу с жизнью и самим собой, Бетховен, который прожил полжизни абсолютно глухим, сказал: «Я схвачу свою судьбу за глотку». Это был великий страдалец, великий борец и великий музыкант.

Не смотря на сложную сложившуюся ситуацию, в нашей стране различные организации и коллективы приготовились к чествованию великого музыканта.

И ДШИ тоже не остались в стороне. На творческих уроках, посвящённых 250-летию Л. Ван Бетховена можно использовать многочисленные видео и аудио материалы, посвященные ему, соответствующие курсу «Музыкальной литературы», широко представленные в свободном доступе.

Биография и творческий портрет композитора демонстрируются в фильмах:

  • «Бессмертная возлюбленная» - х/ф, реж. Б. Роуз, 1994
  • «Переписывая Бетховена» - х/ф, реж. А. Холланд, 2006
  •  «Л.В. Бетховен» (из серии «Сказки старого пианиста» - м/ф, реж. В. Петкевич, О. Черкасова, 2007
  • «Бетховен. Секретные материалы» - х/ф, реж. Г. Шмутте, 2013
  • «Бетховен. Дни жизни» - х/ф, реж. Х. Зееман, 1976
  •  «В поисках Бетховена» - док. фильм, ВВС, 2008
  • «Известные люди. Л.В Бетховен» серия «Энциклопедия»

Произведения Л. Ван Бетховена можно не только услышать, но и увидеть в прекрасном исполнении лучших музыкантов России и мира.

Фортепианная музыка представлена выступлениями Э. Гилельса, М. Юдиной, М. Гринберг, Г. Гульда, С. Рихтера, К. Аррау, А. Шнабля, В. Кемпфа.

Симфоническая музыка композитора представлена в разных интерпретациях, но лучшими общепризнано остаются выступления Герберта фон Караяна и Е. Светланова.

Симфония №3 «Героическая» по результатам опроса 150 дирижёров мира признана первой из величайших симфоний в истории музыки. Её даже посвящён х/ф «Героическая симфония» режиссёра С.С. Джонса, ВВС, 2003 г., где симфония звучит целиком в исполнении Революционно-романтического оркестра под управлением сэра Д. Гардинера, в котором рассказывается о первом исполнении этой симфонии.

В год 250-летия со дня рождения Бетховена канал «Россия» представил в своём веб-пространстве яркий и очень современный проект, вдохновлённый творчеством композитора, в котором можно услышать и увидеть новое исполнение великих Бетховенских симфоний в исполнении уникального коллектива Digital Orchestra by Golikov.

А телеканал «Россия-К» подготовил центральный проект «Бетховен-250», в основе которого – оммаж, приношение великому Бетховену от молодых российских исполнителей, современных звёзд классической музыки: А. Бузлова, А. Гугнина, С. Догадина, Ф. Коначевского, Д. Малеева, которые совместно с Государственным квартетом им. А.П. Бородина показывают современного Бетховена, увиденного сквозь призму исполнительского искусства 21 века.

Заключение

В современном мире при быстроразвивающихся информационных технологиях, распространённые методы обучения уступают место новым, более эффективным. Возникает необходимость внедрения инновационных технологий в учебный процесс школ дополнительного образования. Для того, чтобы сделать урок интересным и увлекательным, на который хочется прийти не один раз, пробудить желание слушать классическую музыку, необходимо овладеть новыми формами и методами обучения, освоить инновационные педагогические технологии, уметь пользоваться современными технологическими средствами. Развивать и формировать творческое самовыражение обучающихся можно тогда, когда в учебном процессе используются современные методы, информационные технологии, цифровые и электронные ресурсы, видео и аудиозаписи, различные материалы, размещённые в сети Интернет. Компьютерные технологии, возможности Интернета окажут огромную помощь детям в освоении предмета «Музыкальная литература». Это новейшее направление в постижении музыкального искусства.

Литература

1. Долгушин С. Информационные технологии в музыке. Омск, 2004.

2. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002.

3. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М., 2007.

4. Черненко О. Использование информационных и музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании. Челябинск, 2010.