Методический доклад на тему: “Современная методология обучения сольфеджио”

Сольфеджио как учебная дисциплина имеет многовековую историю, на протяжении которой музыканты постоянно искали новые формы и методы развития музыкального восприятия. В настоящее время в России предмет сольфеджио стал неотъемлемой частью современной системы музыкального образования.

Наступивший XXI век с его многоликой музыкальной культурой, стремительным техническим прогрессом и открывшимися благодаря этому возможностями личностной самореализации ставит новые задачи перед музыкальным образованием вообще и перед преподавателями сольфеджио в частности. Постоянно увеличивающийся объем информации заставляет педагогов более рационально подходить к процессу обучения, заставляя их изыскивать новые способы дать ученикам как можно больше знаний и навыков, необходимых для успешной музыкальной деятельности, и одновременно сделать обучение увлекательным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_kultury_goroda_kurska.docx32.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

МБОУ ДО “Детская школа искусств №5 имени Д.Д. Шостаковича” города Курска

Методический доклад на тему:

“Современная методология обучения сольфеджио”

Преподаватель высшей категории

Понкратова Татьяна Георгиевна

г. Курск, 2022 г.

Вступление

Сольфеджио как учебная дисциплина имеет многовековую историю, на протяжении которой музыканты постоянно искали новые формы и методы развития музыкального восприятия. В настоящее время в России предмет сольфеджио стал неотъемлемой частью современной системы музыкального образования.

Наступивший XXI век с его многоликой музыкальной культурой, стремительным техническим прогрессом и открывшимися благодаря этому возможностями личностной самореализации ставит новые задачи перед музыкальным образованием вообще и перед преподавателями сольфеджио в частности. Постоянно увеличивающийся объем информации заставляет педагогов более рационально подходить к процессу обучения, заставляя их изыскивать новые способы дать ученикам как можно больше знаний и навыков, необходимых для успешной музыкальной деятельности, и одновременно сделать обучение увлекательным.

Музыкально-педагогическая библиография постоянно пополняется новыми научно-методическими трудами и учебно-методическими пособиями по сольфеджио. Многие из них стали классикой музыкальной педагогики и успешно используются в современной практике.

Общепринято понимать сольфеджио как специфический предмет учебного плана, содержащий широкий спектр категорий (музыкальный слух, восприятие, интонирование, формы работы, стиль, теорию музыки, методические приемы, лад, мелодию, гармонию, ритм и др.), значимость которых трактуется преподавателями и учеными довольно противоречиво.

Предмет «Сольфеджио» как дисциплина имеет давние богатые традиции, фундамент которых заложен и укреплен многими выдающимися музыкантами и педагогами. Начальным этапом развития сольфеджио можно считать XVIII век, хотя в то время этот предмет представлял только систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и служивших задаче развития голоса. В XIX веке, наряду с упражнениями для интонирования, появляются и другие – по развитию навыков слухового анализа.

Изучая историю курса сольфеджио, использовавшегося в нашей стране с середины XIX века и до начала XXI века, мы видим фактический процесс формирования содержания предмета с момента его зарождения и до наших дней. Интересные идеи отражены в работах дореволюционных авторов, которые развивали методы слухового освоения музыкального мастерства. В определенной степени решению данной задачи способствовали появившиеся в 1840-ых годах «Полная школа пения» А.Б. Варламова и «Упражнения для усовершенствования голоса» М.И. Глинки поскольку они, кроме главного – развития голоса – содержали в себе и методические рекомендации по воспитанию слуха. Важна роль П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова в становлении сольфеджио, так как своими прогрессивными взглядами на его преподавание они определили общую тенденцию в понимании основ сольфеджио. А в 1891 г. в России появляется руководство по написанию музыкального диктанта Н.М. Ладухина, которое и в наше время широко применяется в педагогической практике.

Методика сольфеджио в начале XX века пополняется введением ритмических и тембровых упражнений, диктантов. Отличительной особенностью этого периода в развитии сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе. Значительную лепту в развитие теоретических основ сольфеджио внес С.М. Майкапар. Труд этого ученого «Музыкальный слух» явился первой работой в отечественном музыкознании, в котором автор пытается теоретически обосновать многие идеи, высказанные Н.А. Римским-Корсаковым, касающиеся различных сторон музыкального слуха и процесса его функционирования. В этом научном труде С.М. Майкапар создал оригинальную авторскую методику, которая является первой попыткой воплощения идеи тембрового подхода к проблеме развития слуха.

Большой вклад в методику развития профессионального музыкального слуха и методы его воспитания внес Б.В. Асафьев. Его труды «Музыкальные формы как процесс» и «Речевая интонация» излагают интонационную теорию, которая явилась ключом к пониманию процессов восприятия и представления музыкального материала. Ее можно непосредственно увязывать с курсом сольфеджио в целом.

Выдающийся музыковед Б.Л. Яворский в своем труде «Строение музыкальной речи» заложил основы учения об интонации, а его изучение исторически развивающихся способов развертывания лада по времени стало основой его теории музыкального мышления.

Вторая половина XX века добавляет в методики преподавания сольфеджио новые имена, такие как А.П. Агажанов, Б.А. Алексеев, Д.А. Блюм, Е.В. Давыдова, А.Л. Островский, И.В. Способин. Эти выдающиеся педагоги создали систему детально разработанных приемов освоения языка классической музыки, по которой создавались новые учебники, хрестоматии по слуховому гармоническому анализу, сборники диктантов. Но к 1980-м годам назрела необходимость в кардинальной перестройке методики сольфеджио для поднятия уровня подготовки музыкантов к новым требованиям музыкальной практики.

В это время А.Л. Островский выдвигает теорию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки. В цикле из 4 учебников сольфеджио он разрабатывает идею стилевого воспитания музыкального слуха, основанную на богатом музыкальном наследии предыдущих поколений.

Основой стилевого направления развития слуха, которое стало одним из важнейших в музыкальной педагогике, была признана необходимость знакомства с творчеством композиторов всех исторически важных эпох в развитии музыки. Опираясь на стилевое направление, педагог-новатор О.Н. Хромушин создал первые в нашей стране джазовое сольфеджио и учебник джазовой импровизации для ДМШ, чем внес неоценимый вклад в наполнение репертуара ДМШ пьесами классического и современного джаза. Параллельно со стилевым сольфеджио развивается и ладовое, помогающее в освоении слухом стилей и направлений современной музыки. Появляются работы В.М. Блока «Ладовое сольфеджио», Б.И. Шеломова «Детское музыкальное творчество на русской народной основе», М.В. Карасевой «Японское сольфеджио».

Основополагающей в музыкальной педагогике стала книга выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященная исследованию психологических проблем сольфеджио. В ней был представлен анализ развития музыкальных способностей на основе базовых составляющих музыкальности – чувства лада, музыкальных представлений и ритма.

Внимание к психологическим закономерностям музыкального восприятия памяти и развития слуха, обогащение методического арсенала психотехническими приемами стало приоритетным к концу XX века. Это отразилось в работах Е.В. Назайкинского, Л.М. Масленковой, М.В. Карасевой, Ю.М. Холопова, В.В. Медушевского, Ю.М. Рагса, Д.К. Кирнарской.

Неожиданные оригинальные идеи, изменяющие отношение к предмету сольфеджио, отразились в проекте нового сольфеджио Е.В. Назайкинского. Ему принадлежит идея введения в теорию и практику сольфеджио такого специфического термина, как психотехника. В своей статье «Настройка и настроение в музыке» он, говоря о настройке, имеет в виду не только и не столько состояние слуха музыканта, сколько «модальную психотехнику» – психическое состояние, благоприятное для той или иной успешной деятельности музыканта. Само понятие в данном случае рассматривается двояко – как способ решения конкретной задачи урока и как техника произвольного управления общим психическим состоянием, благоприятным для успешной деятельности. В проекте нового сольфеджио дисциплина трактуется как «психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом».

Если преподаватель специальности занимается с музыкантом технологией «раскрытия души», а педагог по сольфеджио, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того «объема души», который потребуется раскрывать. Следовательно, поэтому сольфеджио и можно считать одной из важнейших областей музыкальной психотехники – «психотехники становления музыкальных ощущений». Так писала в своей знаменитой монографии «Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха» доктор искусствоведения М.В. Карасева, расширяя исследования в этой области. В этом большом труде она рассматривала сольфеджио как «психотехнику развития музыкального слуха», а музыкальный слух – как инструмент познания.

Такие глубокие исследования слухового освоения теории музыки во второй половине XX века трансформируют сольфеджио в практический раздел психологии музыкального восприятия. Основой сольфеджио становится всесторонняя обработка слуховой информации, служащей соединением эмоционального впечатления с осмысленным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

К этому направлению близка и методика профессора Санкт-Петербургской консерватории С.М. Мальцева «Комплексная методика творческого развития пианиста», которое основано на сближении сольфеджио и специальности. В этой работе автор выдвигает мнение о том, что главными помощниками исполнителя-пианиста должны стать голос и пение, и именно через пение юные музыканты научатся играть по слуху.

Мировую известность и признание получила авторская методика преподавания сольфеджио М.А. Котляровоской-Крафт. Ее учебники по сольфеджио, книги по музыкальной педагогике учат преподавать сольфеджио интересно, необычно и очень увлекательно. «Что надо сделать, чтобы ученик начал слушать?.. Установить связь между словом и делом… Слова должны быть помощью, действия - в согласии с законами природы. Развитие слуха – процесс длительный, от слушать – к слышать. Задача педагога – научить слышать интонации окружающего нас мира, музыку, речь» – писала она в своей книге «Промолчать не смогу».

Широкое распространение получила методика игрового сольфеджио Л.Н. Алексеевой. Программа раннего музыкального развития детей изложена автором в книгах «Игровое сольфеджио», «Певческая азбука», «Музыкальная азбука», «Музыкальная грамота в нотных прописях», «Интонационно-смысловое сольфеджио».

Г.И. Шатковский – известный педагог-новатор, автор уникальной методики «развития музыкального слуха и навыков творческого музицирования». Его главный педагогический принцип заключается в комплексном музыкальном воспитании детей: теоретические знания – исполнительская практика – творческая деятельность (композиция и импровизация). В книге «Развитие музыкального слуха» Г.И. Шатковский подчеркивает: «На вопрос «Чему учить?» ответим – учить надо, прежде всего, музыкальному языку, умению свободно говорить, а затем уже – воспроизведению нотного текста». В этом же направлении поисков всестороннего развития творческой личности через комплексное обучение работает Т.А. Боровик. Убедительно эмоционально звучат ее слова: «Считаю сольфеджио единственным предметом, в котором заложено все для развития ребенка – способность креативно мыслить, в первую очередь учиться говорить и петь (высказывать себя!), видеть мир в огромной палитре звуков и движения… Сейчас я могу сказать, что сольфеджио бывает «для взрослых» и «для детей», оно бывает нотным и донотным, «традиционным» и «игровым». Может быть инструктивным, но вместе с этим и деятельным, когда счастливо соединяются пение, движение, юмор, метафора, сказка, театр и многое другое».

Направление педагогической деятельности В.П. Середы связано с развитием идеи интегральной методики музыкального воспитания. В своих методических работах он отмечает, что «суть интегральной методики в том, что она рассчитана на гармоничное развитие слуха, обращает внимание учеников на осознание биологических процессов, направлена на развитие интонационной логики и воспитание интонационного слуха». Созданные В.П. Середой учебные пособия имеют повышенный уровень сложности и предназначены для профессионально-ориентированных учащихся. Они насыщены большим количеством творческих заданий, интеграционных упражнений, направленных на осмысление нотного текста и выявление жанрового своеобразия музыкального материала.

Талантливый московский педагог теоретик В.В. Кирюшин, обладая огромной потребностью внести свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения и используя многолетний опыт работы с детьми, создал оригинальную систему музыкально-творческого воспитания, которая в короткий срок поможет понять теоретические основы музыкальной грамоты. Эмоционально-образное воздействие – это одно из главных направлений системы В.В. Кирюшина. Задача его состоит в общем развитии личности, в развитии инициативы свободного мышления. Метод Кирюшина основан на эмоционально-образном подходе к изучению предмета, поэтому вся музыкальная грамота в данной методике объясняется с помощью сказок и песен. Автор настаивает на необходимости занятий по художественному чтению, сочинению стихов, основанных на прочувствовании материала, которые будут способствовать развитию ребенка. Опыт работы по данной методике подтверждает раннее развитие у детей гармонического, ритмического слуха, активизацию процессов мышления и творческого воображения.

«Тихим революционером» в музыкальной педагогике можно считать С.В. Белецкого – автора общедоступного метода обучения музыке посредством слого-интонационной разговорной речи. Согласно автору, безымянным черным звукам-клавишам присваиваются собственные имена-слоги. Образуется хроморяд (хроматический звукоряд) С.В. Белецкого – 12-слоговая система наименования звуков темперированного строя. Хроморяд позволяет вести слоговую запись музыки в более простом, чем нотная графика формате. Авторская методика ставит на первое место слуховое восприятие и направлена на формирование того звукового пространства, в котором существует память на имя высоты звука, что позволяет ребенку мыслить именами звуков. Мелодические формулы формируют лад. Благодаря их использованию происходит накопление «словарного запаса» при абсолютном равенстве звуков издаваемых черными и белыми клавишами. «Мелодические формулы» – это попевки хроморяда С.В. Белецкого, а попевки – это 12 жанро-мелодических формул в разных музыкальных и танцевальных жанрах, в разных размерах и тональностях.

Петербургские композиторы О.П. Булаева и О.А. Геталова выпустили несколько сборников, в которых творческие задания выполняют различные функции: стимулирующую, развивающую и закрепляющую. Их выполнение на уроках сольфеджио способствует развитию интереса, глубокому и разностороннему изучению музыки, формированию у детей устойчивой потребности в музыкальном самовыражении.

На основе модульной технологии и клавишного сольфеджио Д.И. Шайхутдинова создала целостную систему обучения и развития музыкального слуха. Учащиеся за короткий срок усваивают довольно большой по объему и сложности учебный материал. По мнению автора, занятия должны представлять собой проблемные уроки с использованием исследовательских приемов изучения материалов. Роль педагога заключается в организации активной самостоятельной деятельности учащихся через использование логически выстроенных, взаимосвязанных модулей, выступающих средством самообучения школьников. В этой методике эффективным наглядно-вспомогательным средством в изучении и практическом усвоении учебного материала является клавиатура на столе у каждого ученика – все понятия, упражнения осваиваются на ней с одновременно звучащим инструментом. Блочно-модульный метод предполагает изучение материала «тематическими блоками». Каждый «модуль» означает «новую стадию познания».

Новое направление «клавиатурного или клавишного сольфеджио» развивает в своей научной и педагогической работе М.А. Бергер. Цель клавирного сольфеджио – развитие музыкального мышления непосредственно в процессе музицирования. Его задачей является освоение отдельных элементов музыки на готовом звуковом носителе – клавиатуре. Освоение каждого элемента должно одновременно осуществляться несколькими способами, отличающимися по последующим результатам: упражнением, работой над художественным материалом и импровизацией, т.е. так, как осуществляется овладение языком. По словам автора методики, клавишные инструменты, благодаря готовому звуковому материалу, наиболее пригодны для освоения музыкального языка в условиях групповых занятий по сольфеджио.

Преподавание сольфеджио в XX веке пополнялось и зарубежными авторскими методиками.

Среди систем музыкального образования, распространенных на Западе, одной из наиболее популярных является система Карла Орфа, которая опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы. Созданное К. Орфом пособие «Шульверк» («Музыка для детей») – это пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инструментов, упражнений в произношении, декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок. Таким образом, «Шульверк» содержит материал для практического музицирования, который построен на народном фольклоре в сопровождении простых инструментов. Ценность методики К. Орфа состоит в заложенной в ней направленности на развитие креативности детей, воспитание у них основ музицирования.

Эмиль-Жак Далькроз – швейцарский композитор и педагог, автор системы развития музыкальных и ритмических способностей. Он использовал пластические свободы и выразительности, систему тренировок, способствующих выработке абсолютного слуха и способности к музыкальной импровизации, различным искусствам и освоению учеником различных ритмов.

Золтан Кодай – венгерский композитор, теоретик музыки, разработчик относительной сольмизации. Система З. Кодая, которая основывается на принципе всеобщности детского музыкального воспитания, где весь процесс обучения строится на народно-песенном музыкальном материале. Ключевой особенностью методики Кодая является сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмическим аккомпанементом, играми и т.д.

Очень интересна авторская программа американского музыканта Валерия Брайнина, занимающегося разработкой музыкально-педагогической системы «Развитие музыкального интеллекта у детей». По его системе каждое упражнение призвано развивать внутренний «ожидающий слух» и выстраивать музыкальное мышление на фундаменте постепенно разрастающегося словаря. Автор методики выделяет три основных момента: 1) ученик «со-сочиняет» вместе с композитором, осмысливая логику выстраивания музыкального материала в композицию; 2) постепенное наращивание музыкального словаря способствует пониманию хронологии закономерного развития музыки; 3) освоение элементов музыкального языка в процессе информационной работы и синтезирования полученных знаний в целых произведениях.

Методика чехословацкого педагога Долежила объединяет две системы – абсолютную и относительную. Воспитание слуха по этой методике идет по двум руслам – на основе изучения ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора и на основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.

А датский педагог Й. Йорскльд разработал систему, в которой важнейшей задачей в развитии слуха считается воспитание «тональной гибкости» – способности переключаться из одной тональности в другую, чувствовать все нюансы отклонений в мелодии, рассматривая небольшие интервалы как активные интонации, дающие новое направление мелодии.

Характерная черта развития сольфеджио начала XXI века – компьютеризация учебного процесса, использование информационных технологий. Профессор Ростовской консерватории С.В. Рахманинова Г.С. Тараева активно занимается инновационными педагогическими стратегиями. Она предлагает стимулировать интерес и любовь к музыке учащихся с помощью специальных творческих заданий в различных оформительских программах, развивать навыки нотной записи по слуху с использованием тесто-тренажеров, интерактивных компьютерных программ.

Множество обучающих мультимедийных программ: американская SoftWayToMozart (Елена Хайнер), «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» (практические тренажеры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДШИ) – созданы для обучения детей XXI века. На уроках сольфеджио можно использовать караоке-плееры: «Студия Vocal Jam – школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».

В системе общего образования основным инструментом работы преподавателя и ученика стала интерактивная доска. Конечно, оснащение таким оборудованием ДШИ – явление редкое. Работа с интерактивной доской дает возможность сделать процесс обучения более интенсивным и увлекательным. С ее помощью знакомство с новым материалом становится легким, интересным и понятным, а проверка знаний обучающихся по теории музыки превращается в увлекательную игру.

Современный преподаватель вынужден постоянно отбирать репертуар для сольфеджирования, слухового анализа и др. В последние годы появляется огромное количество новых учебных пособий по сольфеджио, что свидетельствует о неудовлетворенности педагогов состоянием системы обучения. Выпущено множество красочных увлекательных пособий, уроков-игр, музыкальных азбук, сказочек, занимательных диктантов: «Азартное сольфеджио» Т. и А. Камаевых, «Гимнастика музыкального слуха» Л. Чустовой, «Уроки Господина Канона» Е. Попляновой и многие другие. Этот издательский бум – ответ на небывалую востребованность музыкального воспитания и сольфеджио в частности. Следует упомянуть следующие пособия:

- В. Блок «Ладовое сольфеджио», Москва, 1987 г.;

- О.Ю. Лежнева «Практическая работа на уроках сольфеджио», Владос, 2003 г.;

- Д.И. Шайхутдинова «Курс одноголосного сольфеджио 1-7 кл. ДМШ», Феникс, 2014 г.;

- М. Рейним «Сольфеджио. Мелодии для пения», СПб: «Композитор», 2005, 2017 гг.;

- Т. Смердова «Тесты по сольфеджио», 2016 г.;

- Т.Б. Ошуркова «Интервалы – это просто», Феникс, 2012 г.;

- Ж. Металлиди, А. Перцовская «Учиться музыке легко», 2001 г., и другие.

Каждый современный педагог может выделить для себя бесспорные плюсы программ, технологий, методик, учебных пособий. Остается только выбрать лучшее, найти свой путь и «заразить» предметом учеников. Благодаря радости от поистине удивительных возможностей сольфеджио, большая часть выпускников станет активными слушателями, т.е. основанием пирамиды музыкального воспитания. А чем больше будет воспитано любителей музыки, тем выше будут достижения выпускников ДШИ, ставших музыкантами-исполнителями высокого класса. И в этом, наверное, и есть миссия сольфеджио в XXI веке.

Заключение

Вопрос преподавания сольфеджио в современном музыкальном образовании – один из самых сложных и неоднозначных. Познакомившись с историей развития методологии сольфеджио, становится понятно, что в современных условиях этот предмет не может оставаться вспомогательной дисциплиной – он должен быть практикой, соединяющей эмоциональное восприятие музыки с рациональным осознанным воспроизведением в пении, игре на инструментах, нотной записи или мысленном представлении.

Обзор современных авторских методик дает понять, что в центре внимания педагогов-новаторов находится практическое освоение элементов музыкального языка в творческих формах, музыкального саморазвития (импровизации и сочинения), трактовка сольфеджио как предмета, фокусирующего в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов музыкальной деятельности. По мнению авторов различных методик преподавания сольфеджио, каждый обучающийся ДШИ должен научиться применять полученные на уроках знания, умения и навыки для свободного музицирования и творческого самовыражения. Гармонично развитая творческая личность всегда найдет свою дорогу, будет открыта к восприятию и сознанию красоты как в жизни, так и в искусстве. Эту мысль высказал когда-то Карл Орф: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере его будущей деятельности».

Литература

1. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / Сост. О. Берак, М. Карасева. – М.: Классика XXI, 2006.

2. Карасева М.В. Сольфеджио – психотехника, развитие музыкального слуха. – М.: Композитор, 2002.

3. Карасева М.В. «Сольфеджио – ХХ: между мечтой и прагматикой» // Изд. «Классика XXI», 2006.

4. Кирюшин В.В. «Основы музыкально-творческого воспитания». Программа для ДМШ, 1996.

5. Масленкова Л. «Что такое сольфеджио?» // Изд. «Классика XXI», 2006.

6. Мальцев С.М. «О психологии музыкального слуха». – М.: Музыка, 1991.

7. Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке». – М.: Владос, 2003.

8. Тараева Г. «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике». // Изд. «Классика XXI», 2007.

9. Шайхутдинова Д.И. «Как решать проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ» – Педагогическая газета, 2011.

10. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха» – Изд. Амрита, 2018.

Интернет-ресурсы

1. Макейчук В.А. Современные методы изучения предмета сольфеджио. http://gdmshkola.ru/index.php/about-school/muzykalnye-otdeleniya/otdelenie-fortepiano-metodicheskie-razrabotki/38-sample-content/335-makejchuk?template=accessibility

2. Методика преподавания сольфеджио в XXI веке: к постановке проблемы. https://vuzdoc.org/225386/kultura/metodika_prepodavaniya_solfedzhio_veke_postanovke_problemy

3. Сольфеджио: курс на обновление. https://konkurs2016.ru/publikacii/dopolnitelnoe/solfedzio-kurs-na-obnovlenie-2