«Особенности обучения гиперактивных детей в классе фортепиано»,

Скрябина Анна Андреевна

С каждым годом в Детскую школу исскуств поступают дети с разными диагнозами, особенностями итд. Иногда родители, к сожалению скрывают диагнозы своего ребёнка. Это затрудняет процесс обучения игре на фортепиано. В данном докладе я публикую особенности поведения с гиперактивными детьми. Как выстроить урок. Как вести себя с гиперактивным ребёнком. Мои наблюдения. Мой опыт.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г.Раменское

140105, МО, г.Раменское, ул.Чугунова д.1, тел/факс 8/496/475-84-21e-mail: rammuzik1@yandex.ru

Методическая статья преподавателя Раменской ДШИ №1 Скрябиной А.А.

«Особенности обучения гиперактивных детей в классе фортепиано».

Раменское

2022г.

       

 Гиперактивный ребенок… Как часто в последние десятилетия это словосочетание слышат родители и учителя! «Подумаешь, сейчас все дети такие!» - скажет кто-то. Однако, гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) часто становится настоящей трагедией не только для педагогов, мам и пап, но и, прежде всего, для самого ребенка, которому поставлен диагноз.

       В настоящее время эти дети находятся в неопределенном положении в современной образовательной системе. С одной стороны, феномен СДВГ широко изучается в нашей стране. Создано большое количество исследовательской литературы по данному вопросу, форумов, семинаров итд. Однако чаще всего СДВГ не рассматривается как целостное, системное явление, чаще всего затрагивается какой-либо его один аспект, как правило – медицинский или психолого-педагогический. И, самое главное, в России присутствует несоответствие между теоретической освещенностью проблемы гиперактивности и отсутствием разработанной стратегии практической помощи в школе ребенку и его родителям.    

 «Эти дети создают больше всего проблем в классе. Но именно их не замечает отечественная медицина и отечественная педагогика. Обсуждается инклюзия? – отлично, речь идет о колясочниках, аутистах, о слабовидящих и слабослышащих – а гиперактивных тем временем никто особо не собирается терпеть в классе: заберите своего ребенка, он всем мешает. Обсуждаются федеральные стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? – там тоже нет никакого СДВГ».( И.Лукьянова «Прыгучие невидимки».)

       Во многих странах мира СДВГ (или ГРДВ – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, считается достаточным основанием для того, чтобы ребенок получал специализированную учебную помощь. Но в России никто толком не знает, как с такими детьми работать.

      Здесь надо заметить, что дети с СДВГ, несмотря на наличие особенностей развития, часто имеют ярко выраженную художественную одаренность и обладают нестандартным мышлением, своеобразным видением мира. Обучение таких детей требует от педагога индивидуального подхода. Несомненную значимость для успешного обучения ребенка с СДВГ имеет правильный выбор школы. В последнее время в России открыто множество специализированных школ для одаренных в различных областях детей. Однако лишь некоторые из них способны понять и принять гиперактивного ребенка, составить для него индивидуальный образовательный маршрут.

Теперь обратимся к основному вопросу нашей статьи, а именно – специфике работы с гиперактивными детьми в рамках сферы дополнительного образования детей – ДМШ и ДШИ. Каково же значение занятий музыкой в коррекции СДВГ?  С одной стороны, проблемы в музыкальной школе с такими детьми те же, что и в общеобразовательной, более того – столкнувшись со специфическим поведением ребенка, многие родители и учителя в ДМШ сразу же настаивают на том, чтобы прекратить занятия, ведь это же дополнительное образование, не стоящее столь сильных взаимных трудов! Часто родители отметают даже саму мысль об учебе в музыкальной школе: ребенок не может просидеть и пяти минут за партой, а музыкальные занятия предполагают долгое многочасовое сидение за инструментом. Хотя, спустя некоторое время, после начала обучения в ДМШ родители подчеркивают важную роль музыкальных дисциплин в коррекции СДВГ, отмечают улучшение внимания и поведения.

Занятия в ДМШ при правильной организации может оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка с диагнозом СДВГ. Музыкальная жизнь, полная концертов, конкурсов, поездок, способна отвлечь от разрушительного влияния компьютерных игр, телевизора, а выплеск эмоций в творчестве – снизить нервное напряжение и тревожность. Неслучайно, арт-терапия становится все более популярной в детской психологии. О чем же необходимо помнить педагогу-музыканту при работе с данной категорией детей?

             Преподавателю необходимо учитывать особенности детей в обучении: знания психологических аспектов развития детей, педагогический опыт, индивидуальный подход, тесная связь с родителями, всё это вместе даст положительные результаты.

              Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией,

«витанием» ребенка «в облаках».

  • гиперактивный - преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

             Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности,        самостоятельности,        соблюдения        правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

          Особенности педагогической работы с гиперактивными детьми в ДМШ и ДШИ.

О чем же необходимо помнить педагогу-музыканту при работе с данной категорией детей?

Музыкальное образование развивает и корректирует любого ребёнка, даже гиперактивного. Главная проблема при СДВГ – нарушение интенсивности (непрерывности) внимания, т.е. его истощаемость.

Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности, поэтому воспитание воли является для гиперактивного ребенка одной из важнейших задач. С этой и другими задачами гиперактивного ребёнка поможет справиться обучение в музыкальной школе.

      Что даёт гиперактивному ребёнку обучение в музыкальной школе?

  1. физическое развитие: развивается чувство ритма, музыкальный слух. Тренируется мелкая моторика, зрительно-моторная координация;
  2. психическое развитие: вырабатывается сила воли, усидчивость, дисциплинированность, внимание. Улучшается память, терпение, настойчивость, самоконтроль;
  3. развиваются творческие способности;
  4. выступления        на        сцене        помогут        ребенку        побороть        страх        общения, стеснительность, обрести уверенность в себе, повысят самооценку;
  5. дополнительная информация, получаемая при этом ребёнком, расширяет его кругозор.
  6. дополнительные        преимущества:        ребёнок        получит        музыкальное образование, документ государственного образца об окончании ДМШ.

Форма индивидуальных занятий в специальных классах создаёт педагогу необходимые условия для внимательного, всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учетом эмоциональности, психологического и физического развития, строения рук и

приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) и связанными с этим конкретными и дифференцированными педагогическими задачами и методами работы.

Педагог по специальности, благодаря индивидуальной форме обучения, наблюдает за поведением ученика в музыкальной школе, поддерживает тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями учащегося.

Ещё необходимо отметить, что на ладонях наших рук есть особые чувствительные точки, соотносящиеся с разными частями нашего тела. Массируя или стимулируя эти точки, можно помочь организму усилить деятельность того или иного органа, бороться с болезнями.

Отсюда вытекает ещё один «плюс» от занятий музыкой: нервные рецепторы, находящиеся на кончиках пальцев, отвечают за развитие головного мозга и других основных органов человека. При занятиях на различных музыкальных инструментах, особенно на фортепиано и других клавишных, происходит массаж всех десяти пальцев, оказывая оздоравливающие и стимулирующее воздействие на ребёнка. Также развивается моторика и координация рук, независимость и самостоятельность пальцев, происходит раскрепощение мышц плечевого пояса, что, в целом, является немаловажным достижением для гиперактивного ребенка.

Обратимся к проблеме освоения гиперактивным ребенком музыкального инструмента (на примере фортепиано). При всех положительных сторонах игра на фортепиано ставит перед учеником с СДВГ ряд трудностей: импульсивные, двигательно расторможенные дети должны систематически в течение длительного времени работать со сложными текстами. А ведь многим из них проблематично даже просто долго сидеть на одном месте!

Прежде всего учитель должен создать мотивацию к учебе.

Чрезвычайно важным моментом является организация занятий ученика дома. Следует посоветовать родителям усаживать ребенка заниматься в одно и то же время, каждый день, для выработки привычки интенсивно работать, не отвлекаясь.

При работе в классе педагогу необходимо следить за удобством посадки, достаточной освещенностью класса, качеством печатного материала. По мнению психологов, даже такая мелочь, как этикетка на одежде, может мешать сосредоточиться гиперактивному ребенку. Поэтому на уроках фортепиано, когда идет разбор нотного текста, желательно избегать

присутствия посторонних, например, ожидающих своего урока товарищей по классу.

                                       

                                     Организация урока.

Прежде всего, сложную часть задания необходимо планировать на первую его половину, когда еще нет усталости и рассеянности. В процессе работы не следует предъявлять много требований, нужно разделять сочинение на небольшие части (полезно поручить подобное деление самому ребенку). Указания необходимо давать, не теряя визуального контакта с учеником. Высказывая пожелания относительно игры, педагог по возможности должен избегать отрицательных фраз с частицами «не» («не так», «неправильно»), чаще хвалить, даже за незначительные успехи.

Гиперактивные дети склонны к переутомлению, поэтому педагогу следует чередовать периоды интенсивного труда с перерывами. Полезным будет выполнение комплекса упражнений для снятия напряжения. Это могут быть специальные упражнения А. Артоболевской, А. Шмидт-Шкловской и других.

Полезным станет включение в репертуар ансамблевых пьес по типу

«учитель-ученик», в которых ребенок играет простую партию, но насыщенное звучание фактуры целого произведения вносит разнообразие и не дает заскучать от одноголосия.

С ранних лет ребенку необходимо приучаться к самоорганизации, например, самостоятельному ведению дневника. Для этого в конце урока можно спросить ученика, над чем именно в каждом произведении он будет работать дома, а затем поручить ему записать задание (затем, конечно, нужно проверить правильность записи).

В отношении оценки следует руководствоваться индивидуальным развитием ученика, объяснить комиссии особенность ребенка с СДВГ и при наличии явных подвижек в занятиях поставить ему оценку «авансом», поддерживая даже маленький шаг в сторону успеха.

Заключение

В дополнении хочется сказать несколько слов о музыкальной терапии. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояния человека, знали ещё в Древней Греции и в других странах. О роли музыкотерапии написано много книг. Учёные установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Доказано, что классическая музыка (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов) оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Всё больше и больше используются в лечении детей с синдромом гиперактивности.

В заключении необходимо сказать о том, что главное в занятиях с детьми с СДВГ – огромное терпение и юмор, которые всегда помогут разрядить обстановку. Работая с гиперактивным ребенком, педагог учится сам. Учится любви к детям в ее высшем, безусловном смысле, когда не ждешь от ученика великих достижений и побед, а просто открываешь удивительный мир маленького человека.

                           

       

                                          Список литературы.

  1. «Гиперактивный ребёнок-это навсегда?» Л.Горячева, Л.Кругляк. СПб.: ИГ «Весь» 2014.
  2.  Альтхрр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. «Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития». М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  1. Горячева Л., Кругляк Л. «Дети- «катастрофы». Как помочь гиперактивному ребёнку». – СПб.: Крылов, 2008.
  2. И.Лукьянова «Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью». (Электронный ресурс).
  3. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. «Ваш непослушный ребёнок».- СПб.: Питер, 2004.
  4. Чутко Л.С. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства». – СПб.: Хока 2007.