Методическая разработка «Основы техники певческого дыхания в детском хоре»

Уваренкова Наталия Викторовна

Задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и свободно, звонко и выразительно.Преподаватели различными путями приходят к истине - детский голос находится в постоянном развитии и по этой причине необходимо исходить из индивидуальных возрастных особенностей и возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_tehniki_pevcheskogo_dyhaniya.docx35.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Коммунаровская детская школа искусств»

Методическая разработка

«Основы техники певческого дыхания в детском хоре»

Преподаватель хоровых дисциплин

Уваренкова Наталия Викторовна

2021 год.


Содержание

1. Введение.

2. Типы дыхания.

3. Певческая установка.

4. Элементы певческого дыхания.

Вдох.

Задержка дыхания.

Выдох.

5. Певческая опора.

Единовременное взятие дыхания.

Цепное дыхание

6. Упражнения на тренировку дыхания.

 


1.Введение.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном  развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой, музыкальная деятельность невозможна вообще.

В разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и др. писали о необходимости создания научной работы по постановки детского певческого голоса именно в детских учреждениях, предлагая очень интересные авторские приемы, которые способствуют  формированию певческого звукообразования, дикции, дыхания, чистоты интонирования.

Несмотря на имеющуюся специальную литературу, до сих пор отсутствует единое мнение и единая методика вокального воспитания. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребёнка. Исходить, прежде всего, следует из анализа индивидуальных особенностей и  возможностей детского голоса.

Певческий аппарат ребенка в школьном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.

Известно, например, что вокальные связки как таковые начинают формироваться только в 6 лет, но и от других органов певческого аппарата, уже сформированных у детей и индивидуально различных.

Для развития детского голоса необходима система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т.д. Здесь важны- режим и регулярность.

Важнейший принцип во всей хоровой работе – индивидуальный подход. Наблюдение за развитием каждого поющего ребёнка.

Исключительно важной является работа над певческим дыханием, от которого зависят сила, красота и продолжительность звука.

Дыхание - одна из главнейших функций организма.

Дыхание - это жизнь. Рождаясь в этом мире,  человек делает первый вдох, и вслед за первым вдохом издаёт свой первый звук -  крик новорожденного.  Это самый искренний, самый правильный  и чистый звук в мире.

К основным органам дыхания относятся: рот, нос, зев, гортань, дыхательное горло, легкие.

Известно, что в осуществлении фонаторной функции человека принимают участие 40 отдельных мышц.

Особую роль в процессе дыхания и пения играют межреберные мышцы и диафрагма, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.

 Выдыхаемый под определенным давлением воздух заставляет вибрировать голосовые связки, колебание воздуха над ними рождает звуки. Силу они приобретают благодаря резонаторным полостям глотки, носоглотки, носа и рта.

 Благодаря способности менять свой объем, полость рта является важным динамическим резонатором звука, влияет на тембр голоса и вместе с глоточной полостью обеспечивает артикуляцию речи.

Функциональная система дыхания постоянно перестраивается в зависимости от жизнедеятельности ученика.

2.Типы дыхания.

 По способу расширения брюшной полости дыхание подразделяются на следующие типы:

1.Костальное – ключичное, верхне-грудное, грудное. При таком типе дыхания активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены. Движение гортани ограничены и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания неприемлем для пения.

2.В старо-итальянской школе (до начала 19 века) было распространено грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно её верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при этом втянут.

3. Косто-абдоминальное – (смешаное, грудо-брюшное) дыхание.

При таком типе дыхания активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4.Абдоминальное  (брюшное , диафрагмальное) дыхание.

Многочисленными исследованиями доказано, что наиболее рациональным типом певческого дыхания является сочетание брюшного и нижнерёберного типов, т.е. грудобрюшное.

У детей младшего школьного возраста ещё недостаточно образованы рефлекторные связи работающей дыхательной мускулатуры с голосовым аппаратом. Поэтому при смешанном характере дыхания у них преобладает верхний его раздел (грудной, ключичный); этим объясняется стремление при вдохе поднимать плечи.  Педагог постоянно должен контролировать процесс.

Необходимо иметь ввиду, что голосообразующие органы детей неодинаковы в различные периоды их роста. В раннем возрасте голосовая мышца ещё не сформирована.  В том участке гортани, где образуется звук, имеются пока только отдельные волокна будущей мышцы.

Мышцы, осуществляемые в этом возрасте фонацию, одновременно и суживают голосовую щель и натягивают голосовые складки для образования звука. В процессе роста ребёнка, а также под влиянием занятий хоровым пением мышечная система развивается и укрепляется, постепенно углубляется и делается равномерным дыхание.

Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе обучения развить у детей основные навыки певческого дыхания.


3.Певческая установка.

Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой установки» - положения корпуса и головы во время пения. Певческая установка состоит из многих внешних приёмов и навыков. У ребенка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Корпус прямой, но свободный. Опора на обе ноги, плотно прижатые к полу, но без напряжения. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.

Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с  младшими детьми, направлено на организацию правильного положения не только корпуса, но и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе. Так как настраивает учащихся на серьёзную работу и дисциплину. Певческая установка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

 Работа над «певческой установкой» идет постепенно и терпеливо. Положения корпуса и головы в процессе занятий уточняются, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.

4. Элементы певческого дыхания.

«Пение - это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства. Певческое дыхание является главным звеном единого певческого процесса.

В певческом дыхании можно выделить три основных элемента:

1) вдох

 2)мгновенная задержка дыхания (сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы)

 3)выдох (с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания).

Вдох должен производиться бесшумно.

Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения.

Выдох должен быть совершенно спокойным. Без всякого намёка на насильственное» выталкивание» взятого в лёгкие воздуха.

Вдох.

Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение лёгких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как это затруднит подачу звука и сам процесс голосообразования.

 Детям легко объяснить: «Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Дальнейшее уточнение: вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг» (с помощью которого дети учатся плавать).

Дети легко ставят руки по бокам на нижние ребра, не прижимая их и контролируя место вдоха. Педагог помогает детям организовать правильный вдох, используя «мыслеобраз» «резинового круга», который надет на уровне нижних ребер. Можно показать детям реальный резиновый круг, но он не должен быть сильно надутым, чтобы не возникло желание набрать в легкие много воздуха.

Необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха не возникало шума, который возникает в результате трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Такой вдох вреден для голосовых связок. Вызывая сухость. Он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука.

Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нём расширяется полость глотки, увеличивается её резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создаёт условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции).

Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным , его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние рёбра. Такое движение значительно увеличивает объём грудной клетки и поэтому обеспечивает нужный запас дыхания. Кроме того, поднятые  и расширенные нижние рёбра растягивают прикреплённую к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для её работы – длительного сокращения с наименьшим напряжением.

Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох только через нос осуществим только при выполнении упражнений.

Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Правильный вдох тоже формируется постепенно. Сначала раздвигаются в стороны нижние ребра, а затем, по мере тренировки, начинает ощущаться во вдохе и нижняя часть спины, которая слегка отодвигается назад.

Начинающему певцу, как правило, трудно сразу освоить новый для него способ дыхания, нижнерёберный. Помочь в этом могут специальные упражнения для организации певческого аппарата и дыхания. В них описаны простейшие движения, способствующие правильной работе мышечных систем при дыхании, пении и артикуляции, а также создающие условие для мягкой подачи, полётности звука, правильной постановки голоса.

Тренировочным материалом для певческих упражнений могут служить короткие мелодии без скачков в виде секвенций, секвентно построенные интервалы, небольшие попевки из песен, а позднее - вокализы (исполняемые с названием нот или на «а»). Наконец, удобные для исполнения песни.

Задержка дыхания.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции.

Следующим моментом является сохранение состояния вдоха. Педагог говорит детям, что надо постараться, чтобы «резиновый круг» сохранился, не опал до начала пения. Можно удивиться, как замечательно надулся наш «резиновый круг», представить его себе. Это помогает сохранить так называемую «вдыхательную установку» (Л.Б. Дмитриев), которая организует весь певческий аппарат, полностью подготавливая его к началу фонации. В дальнейшем, по мере тренировки ребенок научится сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы.

Состояние и понятие грамотного и естественного вдоха значительно упрощает, минимизирует процесс организации сложнейшего певческого аппарата, делает его управляемым. Правильный вдох организует все, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов.

Здесь нужно проследить, чтобы у ребенка не были сжаты зубы, и была свободна нижняя челюсть. Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять, не «уронить» вдох. Состояние радостного удивления помогает сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих «столб дыхания».

Выдох.

Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, распевных мелодий.

Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при котором больший  процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы он всё без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.

Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не расходовали его уже на первых звуках музыкальной фразы.

Желательно осуществлять выдох с ощущением пения «на себя», то есть на выдохе сохранять состояние вдоха. Такое физическое ощущение помогает дольше удерживать дыхание.

Детям можно объяснить и необходимость непрерывного «пролива» звука, постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.

Так, пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания.

Постоянно следует помнить, что нельзя усиливать напор воздушного столба. Это приводит к резкости и крикливости. А также становится причиной завышения звука.

Необходимо исключить форсирование звучания голоса. Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение-крик» не соответствует ни анатомо-физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

Прежде всего, дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком, соответствующим возможностям каждой возрастной группы.

«По сравнению с голосом взрослого певца, детский голос обладает уменьшенной силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией». (В.П. Морозов).

При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть лёгким, но очень активным.

Единовременное взятие дыхания.

В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления.

Чёткий жест (ауфтакт) дирижёра в самом начале пения хора должен обеспечить не только темп, характер музыки, но и организовать единое хоровое дыхание, единовременное вступление всего хора. Игнорирование и недооценка этого важнейшего момента как руководителя хора , так и певцами часто приводит к тому, что не получается единого общего приёма дыхания, единовременного звучания всего хора, во вступлении хор «качается».

Столь же необходимо единообразие в подаче дыхания, его объёме.

Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в партиях моменты одномоментно и единообразно.

Цепное дыхание – это вокально-хоровой приём, который применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса. При этом смена дыхания производится певцами хоровой партии не единовременно. В практике работы с хором применяют различные методы выработки ровного цепного дыхания, в частности, одно из таких правил – делать вдох не там, где просится и хочется. Обычно последние ноты предыдущего такта связываются с первой нотой последующего такта. Пение музыкальной фразы на цепном дыхании обычно характеризуется плотным и ровным legato.

Оттачивать технику цепного дыхания следует на музыкальном материале.

Работать над дыханием необходимо на всём протяжении деятельности любого детского  хорового коллектива, начиная с младшего состава хора и заканчивая самой продвинутой группой хора.

Певческое дыхание можно воспитывать двумя способами: развивая дыхательную мускулатуру специальными упражнениями вне пения и на вокальных упражнениях.

Упражнения для развития дыхания могут быть беззвуковыми и звуковыми.

Если дыхательные мышцы вялые, расслабленные – необходимо применение беззвуковых упражнений, помогающих развитию отдельных мышц. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются как физическая зарядка перед пением. Такими упражнениями в течение первого полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придадут мышцам упругость и выносливость, помогут осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на момент формирования звука.

5. Певческая опора.

Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания.

Опора должна быть пластичность, гибкой, пластичной, упругой, чтобы обеспечить быстрое изменение под складочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания является составной частью певческой опоры.

Понятие «опора дыхания» обычно употребляется для концентрации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука.

Певческая опора обеспечивает наилучшие качества певческого звука, его энергичность, собранность, упругость, точность, гибкость, полётность.

Чтобы вдох «не упал» и возникающий во время пения воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки: «ав-ав». Можно предложить им положить руки на живот и почувствовать, как он в это время движется. Затем короткое «ав-ав» переходит в длинное «а-а-а-а-в» с тем же движением передней мышцы живота. В дальнейшем эти движения отрабатываются как произвольные.

Можно предложить ученикам проинтонировать слог «ой!» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым.  Именно этот приём позволяет ощутить ребёнку, в каком месте находится опора звука. Далее следует петь звуки примарной зоны , стараясь как можно дольше удерживать их на дыхании.

Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса.. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание способствует достижению красивого, лёгкого звука. Жёсткое, напряжённое дыхание рождает жёсткий, напряжённый звук. При излишнем давлении дыхания на связки они утрачивают эластичность. При всей свободе дыхания оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения.

«Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха - направляется вверх, «за зубки» -за верхние передние резцы - и попадает в верхние резонаторы. Так организуется «высокая позиция» звука, благодаря которой певческий звук приобретает звонкость. Это важнейшее качество певческого голоса придает ему полетность. возможность преодолевать пространство, в театре - лететь через оркестр, быть слышимым на фоне хора и других солистов.

6. Упражнения на тренировку дыхания.

Без звука.

Тренаж вдоха.

1.Представить цветущее поле или букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный фромат. Небольшая задержка, выдох.

2.«Испугайся». Для развития опоры дыхания, диафрагмы, брюшного пресса.

3.Дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой снимают зажимы органов дыхания. «Стрельниковская» гимнастика, тренируя вдох "в спину", посылает его на предельную глубину лёгких и тем самым заполняет их воздухом снизу доверху. А, так как, вдохи идут на наклонах, приседаниях и поворотах, полностью включается в работу диафрагма. Из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в звукообразовании, она самая сильная. Следовательно, она подчиняет себе и работу голосовых складок во время фонации. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников.

4. Тренаж выдоха.

1.Дуем на свечу, стараясь сохранить ровность, равномерность выдоха, чтобы воображаемая свеча не затухла

2.Дуем на пушинку

3.Выдох с буквой «с»

Переход от без звуковых упражнений к звуковым.

-Активный вдох. Задержка дыхания и длинный выдох на звук «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.

-Короткие активные выдохи на  «ф» - хорошая тренировка диафрагмы.

-Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

-Вдох со счётом на распев в медлином темпе.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Звуковые упражнения.

-Продолжительное пение с закрытым ртом на примарном тоне на mf. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую).

-Упражнения, аналогичные первому, на гласные «ю», «ё», «я», далее – cresc., dim.

-Гаммаобразные упражнения в диапазоне от секунды до децимы. Необходимо следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.

-Упражнения в разных штрихах (особенно полезно – staccato). От одного звука до более сложных  попевок. Эти упражнения активизируют дыхание.

-упражнения на скачки увеличивают объём дыхания.

-упражнения на цепное дыхание.

Все эти упражнения хормейстер должен уметь наглядно показать детям на примере своего пения, подчеркнуть разницу в звучании голоса при правильном и неправильном дыхании.


Список использованной литературы:

Дмитриева Л., Методика музыкального воспитания в школе.   – М., 1998.

Попов В. О развитии певческого голоса младших школьников. М.,1985.

Стулова Г. Теория и практика работы в детском хоре. М.,1988.

Кравченко А. Секреты бельканто. С.1993.

Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники.

Кеериг О. Детский хор.  С.-Пб.1991.

Осеннева М., Самарин В., Уколова Л. – Методика работы с детским        хоровым коллективом. М.1999.

Жарова Л. Начальный этап обучения хоровому пению. М. 1981.