Открытый урок "Ученик, преподаватель, концертмейстер. Совместная работа на уроке"

Открытый урок "Ученик, преподаватель, концертмейстер. Совместная работа на уроке" с учащейся 5 кл. Нохашкиевой Валентиной (преп. Лиджиева Т.Ц.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_nohashkieva.docx30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата проведения урока: 12.09.2023г.

Тема урока: Ученик, преподаватель, концертмейстер – совместная работа на уроке

Учащаяся: 5 кл Нохашкиева Валерия (преп. Лиджиева Т.Ц.)

Цель урока: Развитие слухового контроля в ансамблевой игре, работа в тесном контакте с концертмейстером.

Задачи урока: воплощение художественных образов через штриховые, динамические, тембровые особенности скрипки.

План урока

1. А.Вивальди Концерт №6 ля минор

2. М.Поплавский «Полонез»

3. Итог урока. Домашнее задание

Ход урока

1. Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей эпохи барокко. Он вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта. Сoncerto — от итал. гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться.

Концерт (из цикла «Гармоническое вдохновение» op.3) издан в 1711 г., в это время композитор находится на пике популярности, его имя приобретает широкую известность.

- В каком характере написана эта часть?

- Это кантилена.

- А что означает термин кантилена?

- Кантилена – это напевная мелодия. Термин cantilena (песенка), обозначает напевность музыки, напевность её исполнения.

В тексте музыкального произведения можно увидеть подсказки автора - темп, характер, размер, тональность, длительности, штрихи (все это выписано специальными терминами).

Средняя часть концерта написана в ариозном стиле (обычно ария солиста на фоне аккордового аккомпанемента оркестра). Послушаем эту часть в оригинальном исполнении. (Звучит запись произведения)

Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания. И еще Вивальди - родоначальник оркестровой программной музыки. Программная музыка – это академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается.

Сейчас ты исполнишь еще раз II часть Largo, соблюдая и учитывая отдельные проработанные моменты. Еще надо, чтобы ты слышала ансамбль с концертмейстером. Это очень важный специфический момент! «Слившись» с концертмейстером, твое исполнение станет еще ярче и более наполненным.

Далее мы перейдем к III части концерта. Она звучит в подвижном темпе танцевального склада. Сыграй ее с начала до конца.

- В какой форме написана эта часть?

- Здесь композитор на основе одной темы выстраивает форму, которую сейчас можно было бы охарактеризовать как вариационную.

- Какие штрихи указаны в партии скрипки?

- Штрих martellato - твердая атака звука, штрих detashe - мягкая атака звука.

- Вивальди способствовал развитию виртуозной скрипичной техники, утвердив новую, даже можно сказать драматическую манеру исполнения. Здесь очень важно играть все арпеджированные аккорды, четко попадая на нужные ноты (отрабатываем).

- Послушаем эту часть в записи.

2. М.Поплавский «Полонез»

Поплавский Марсель (22.07.1882, Ямполь - 1.05.1948, Лодзь) - польский композитор. Музыкальное образование получил в Киеве, по композиции занимался в Лейпциге и в Париже. С 1912г. преподавал в Ярославле и затем в Киеве. С 1920г. жил в Польше, с 1945г. вел классу скрипки в музыкальном институте в Лодзи. Сочинения: для оркестра - симфоническая поэма "Над пропастью" (1909), симфоническая картина "Танец фавна" (1910), "Драматический вальс" (1911), симфоническая поэма "Сюрпризы одной ночи" (1929), скрипичный концерт (1909), Серенада для виолончели с оркестром (1938) и др., 4 струн квартета, квартет для трех скрипок и альта, квартет для 4 скрипок, струнное трио, пьесы для скрипки, в т.ч. 2 сонаты для скрипки и фортепиано.

Работа над произведением. Достижение ансамблевого единства с концертмейстером. Динамический баланс партий. Исполнение с учетом проделанной работы.

3. Итог урока. Работа ученицы оценена на 4. Домашнее задание – закрепление пройденного на уроке.