Личность воспитателя и его роль в педагогическом процессе

Дюжева Инна Леонидовна

методическая работа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская детская школа искусств

имени А.С. Даргомыжского

Методическая работа

Личность воспитателя

 и его роль в педагогическом процессе

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Дюжева И.Л.

2023г.


Личность воспитателя

 и его роль в педагогическом процессе

План.

Введение.

  1. Великие мастера России о воспитателе.
  2. Личностные качества воспитателя.
  3. Педагогическая техника и мастерство учителя.

4.Новые пути в практике педагогов-новаторов.

Заключение.

Литература

Введение

Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания молодёжи в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя. И чем выше этот авторитет, тем важнее для воспитанников наука, основы которой преподаёт учитель, тем справедливее его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Воспитатель должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ преподаваемых наук, широкой эрудицией, культурой и осознанной гражданской позицией, быть убежденным патриотом и достойным представителем общенародной интеллигенции. Должен обладать высокими нравственными качествами. Уметь сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять профессиональный кругозор.

Учителя, опыт которых широко известен, воспитывают своим примером, бескорыстным отношением к людям, своим трудолюбием, скромностью.

Они любят своих воспитанников и с их положительными качествами, и с недостатками.

Этой проблемой занимались выдающиеся педагоги: К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Они стали учителями учителей, обогатили практику новым знанием потому, что через свои собственные руки «пропускали» разработанную ими систему педагогических средств. Их самоотверженный успешный труд с детьми и воспитателями давал им моральное право учительствовать и пророчествовать. И проповедь новых идей сочеталась с борьбой за новые методы, которые проверялись в их собственной практике. И на сегодняшний момент эта проблема, каким должен быть воспитатель, актуальна.  

1. Великие мастера России о воспитателе.

К.Д. Ушинский считал, что воспитатель должен обладать обширным кругом знаний по анатомии, физиологии, психологии, истории цивилизаций, литературе и искусству, одним словом, всего, что касается человековедения, а также в том, что воспитатель должен, наконец, знать ребёнка во всех его отношениях. Он убеждён, что психолого-педагогические знания лишь тогда принесут плоды, если воплотится в подлинном искусстве учителя. С другой стороны в педагогике не может быть догматически очерченных правил, что личность ребёнка формирует главный воспитатель- жизнь « со всеми её безобразными случайностями». Ушинский считает, что стоит только отстранить « пагубные обстоятельства», создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Воспитателем может быть тот, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда он сам способен на честный гражданский поступок. Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства.

Истинный гуманизм не пассивно-созерцательный, а действенный, который зовёт преобразовывать обстоятельства, выступает в защиту человека, живёт народными страданиями и готовностью помочь людям. Истинный гуманизм радикален, непримирим к косности, требователен к людям.

« Не может быть бесстрастной педагогики»- писал А.С. Макаренко.

« Борьба за человека - это схватка человеческой воли и светлого разума с тёмными силами бескультурья, моральной распущенности и невежества. Быть педагогом - мастером - значит быть готовым к такой борьбе. Значит, быть физически и нравственно сильным человеком.

В.А.Сухомлинский много говорил о личности воспитателя. Он писал в своём последнем плане Павлышской школы, что нельзя забывать очень важную истину: воспитывают, обучают не программа, не учебник, не метод, а личность и только личность учителя. Богатство коллективного воспитания - в богатстве личностей. Без глубоко продуманной, разнообразной индивидуализации воспитательного процесса нет и не может быть подлинного коллектива, гармонического развития человека.

В. Сухомлинский в своей книге « Разговор с молодым директором школы» отмечает, что каждый учитель должен быть исследователем, успехи которого могут быть обеспечены широкой культурой общего порядка, широким знанием философских, психолого-педагогических и социально- экономических закономерностей. Отсюда понятно, что учителю одной общей культуры недостаточно - нужны специальные знания и умения:  умения наблюдать за детьми, выявлять существенное в их развитии, соотносить это существенное с теми главными социальными тенденциями, которые уже наметились в обществе, определять пути и методы для их развития, глубоко анализировать диалектику взаимоперехода различных средств, приёмов воспитательного воздействия, научно систематизировать педагогические находки и достижения.

И в этой связи уместно напомнить мысль Ушинского, который постоянно отмечал, что те традиции, та мудрость, которая есть в народе, самое лучшее воспитание. И вот эту мудрость наших отцов и матерей, наших дедушек и бабушек мы должны, обязаны привнести в свою педагогическую практику. Что главное в этой народной мудрости? Труд, честность, несгибаемость перед трудностями, способность сопереживать - величайшие ценности общечеловеческой культуры, наследниками которой мы являемся. И если этими

нравственными ценностями будет пронизан педагогический опыт, от этого выиграют и педагоги и воспитанники.

                 

2. Личностные качества воспитателя.

  • Уметь устанавливать взаимоотношения с отдельными учащимися и ученическими коллективами. Находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах.
  • Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребёнка в различных педагогических ситуациях.
  • Уметь получать необходимую информацию, а для этого уметь наблюдать за людьми. Кто интересуется людьми, тот всегда умеет, и наблюдать, причём это искусство приходит само собой, ему не надо специально учиться.
  • Знать педагогический закон и его следствия, а так же уметь быстро решать педагогические задачи, для чего нужна специальная тренировка, то есть педагог должен владеть педагогическими знаниями и педагогическим мышлением.
  • Уметь оценивать ситуацию с различных сторон. Из многообразия педагогических фактов выделить существенное. В случайном факте увидеть существенное. В одной и той же ситуации пользоваться разнообразными приёмами и воздействиями.
  • Уметь анализировать соотношение «цель-средство-результат». Самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать каждую часть в связи с целым, исходные идеи, выводы, правильно диагностировать явления, находить основную педагогическую задачу, проблему и оптимальное её решение с учётом всех конкретных особенностей, т. е. овладеть умением теоретически и практически решать педагогические задачи.
  • Уметь организовать жизнь детей, уметь играть с детьми, быстро ориентироваться и переключать внимание. Уметь проводить массово- затейнические мероприятия, спортивно- туристские игры и походы, уметь декламировать, рисовать, петь, танцевать, шутить, поддерживать беседу.
  • Уметь организовывать себя, управлять внутренним возбуждением и торможением адекватно ситуациям: заинтересовать, слушать, вдохновлять. Обладать актёрским мастерством. Педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и то же выражение-это не педагог Владеть культурой речи, техникой, мимикой, жестами.
  • Уметь владеть внутренней речью одновременно с внешней; правильно применять интонации и модуляцию голоса. Иметь поставленный голос. Это не значит громкий, а гибкий, разнообразный, способный выразить различные чувства, оттенки чувств. Владеть правильной устной и письменной речью. Соблюдать оптимальный темп речи, сопровождать речь необходимыми жестами и мимикой.
  • Уметь хорошо одеваться. Это не значит ярко, богато, а со вкусом, аккуратно. Кроме того, важно иметь свой стиль в одежде, которая именно для вас больше подходит.
  • Уметь осознанно совершенствовать своё педагогическое мастерство: анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности; внедрять в свою работу рекомендации психологопедагогической науки и передового опыта. Находить и применять соответствующие методики исследования. Этот путь от постановки задачи до разработки средств и внедрения является главнейшим условием профессионального роста педагога-исследователя. Миновать эти тернистые, но прекрасные тропы невозможно и именно поэтому учитель-всегда исследователь.

Подлинное мастерство выражается в умении пользоваться разнообразными средствами, порой диаметрально противоположными. В процессе совершенствования педагогического мастерства немаловажная роль принадлежит искусству анализа ситуаций, педагогической интуиции.

           

3.Педагогическая техника и мастерство учителя.

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит, умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развиваются речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить своё отношение к поступку, к делу, к человеку, своё эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще преобладает односторонняя информационная деятельность учителя. При этом теряется общение, возникает непонимание.

Педагог должен уметь подобрать ключик к каждому ребёнку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребёнка, которое он помнит всю жизнь.

Учёные сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это доверительность; умение слушать ребёнка; взаимопонимание как основа; деловой контакт; способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Учитывая важность педагогического общения учёные разработали «Заповеди педагогу»:

  1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребёнка.
  3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребёнка или группу ребят.
  4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучать ребёнка, оказывать и определённое воздействие.
  5. Не стройте отношения «сверху-вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется, по словам А.С. Макаренко, «прекрасной личностью».
  6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребёнком.
  7. Умейте слушать детей.
  8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
  9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
  10. Убеждая ребёнка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.

11.Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?>>, «как?», «для чего?».

12.Будьте инициативны в общении.

13.Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

  1. Избегайте        штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
  2. Преодолевайте        отрицательное отношение к некоторым ребятам.
  3. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17.Чаще улыбайтесь детям.

18.Старайтесь,        чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19.Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношения к вам.

4.Новые пути в практике педагогов-новаторов.

Идея ненасилия, идея сотрудничества четко прослеживается в практике педагогов-новаторов (И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Т.И. Гончарова, Ш.А. Амонашвили).

Сформулированные Ш.А. Амонашвили принципы педагогики ненасилия мы найдём у каждого из этих педагогов: строить процесс обучения с позиций интереса ребёнка; в процессе обучения сотрудничать с ребёнком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в процессе изучения каждого ребёнка.

Учёными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником.

  1. Открытость учителя.
  2. Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику.
  3. Умение учителя увлечь учеников творчеством.
  4. Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувство неполноценности.
  5. Умение разрешить конфликт между учителем и учеником.
  6. Умение учителя опираться на личность ученика.

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребёнка слушать, слушать внимательно, сопереживать собеседнику. А главное - говорить искренне и правдиво.

Заключение

На основании изученной литературы можно придти к следующим выводам.

Деятельность педагога немыслима без постоянной и кропотливой работы над собой, без самовоспитания. Только человек, постоянно стремящийся усовершенствовать самого себя, может оказывать плодотворное влияние на подрастающее поколение, воспитывать их своим примером и изменяться вместе с воспитанниками.

«Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей задавал в своё время риторический вопрос Конфуций.

Данную мысль выразили и JI.H. Толстой. «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: Как надо самому жить?»

Такая постановка проблемы и на сегодняшний день не потеряла своей важности.

Воспитание- это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому. Важно, чтобы каждый миг общения с ребёнком был пронизан любовью и желанием напитать его всем самым дельным, добрым, прекрасным, что накопило человечество.

По выражению Я. А. Коменского « дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем не сравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почётной и ответственной.

Литература.

1.Азаров        Ю.П. Искусство воспитывать,- М.: Просвещение, 1985.-450с.

2.ВасильковаЮ.В.,        Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.-2-е изд.-М.: Академия,2000.-440с.

3.Макаренко        А.С. Лекции о воспитании детей,- МИНСК.: Народна аовета, 1978.-96с.

4. МудрикА.В. Учитель: Мастерство и вдохновение.-М.: Просвещение, 1986.- 238с.

5.Слуцкий        В.И. Элементарная педагогика,или как управлять поведением человека.-М.: Просвещение, 1992.-159с.

6.Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М.: Просвещение, 1983.-150с.