Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа ""Фортепиано""

Дюжева Инна Леонидовна

срок обучения  8(9) лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpop_fortepiano_2020_1.docx337.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Инна\Desktop\6 001.jpg

ОДОБРЕНО                                                                     ПРИНЯТО

  на заседании                                                                на заседании

  Методического                                                            Педагогического

  совета                                                                             совета

  Протокол № 1                                                               Протокол № 1

  от «28» августа  2020г.                                                от «31» августа  2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» разработана  на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ)  «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения.

Составители:

Юцова М.В.    заместитель директора по учебно -методической

                           работе  Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского.

Дюжева И.Л.    преподаватель высшей категории

                                       Содержание:      

  1. Пояснительная записка.___________________________________________________4

2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной

программыв области музыкального искусства «Фортепиано».____________8

3.Учебный план.___________________________________________________________12

  1. График образовательного процесса.________________________________________21
  2. Программы учебных предметов   __________________________________________24

  1. Система и критерии оценок, используемые при проведении

промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения

обучающимися образовательной программы_________________________________25

  1. Программа творческой, методической и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения_________________________________28

I. Пояснительная записка

Дополнительная предпрофессиональнаяобщеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – программа «Фортепиано»),направленная на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения  ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, является системой учебно-методических документов,  сформированной  МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С. Даргомыжского (далее – образовательное учреждение или ОУ) на основе  Федеральных Государственных Требований (далее ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Программа разработана с учётом обеспечения преемственности дополнительных  предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.

Целью данной программы является:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачами программы являются:

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Содержание программы ориентировано на:

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование  у  обучающихся  умения  самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Обучающиеся имеют право на освоение программы «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимися объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.

При приемена обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит конкурсный отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018г. № 298н (зарегестрирован Минюстом России 28 августа 2018г., регистрационный №52016).  Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

 До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, а в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников  обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ осуществляют творческую и методическую работу.

ОУ создаёт  условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.  

Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ОУ исполнение ФГТ.

При реализации программы «Фортепиано» с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности планируется работа концертмейстеров:

по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени в случае привлечения к реализации данного учебного предмета работников ОУ (при отсутствии обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства);

по учебному предмету «Концертмейстерский класс» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени.

Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Фортепиано» ОУ располагает необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами,  и материально-техническим обеспечением, включающим в себя:

концертный  зал с концертным роялями, пультами и звукотехническим оборудованием,

библиотеку,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены роялями или пианино.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки»,  оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

ОУ имеет комплект подставок для ног,  на стулья для детей разного возраста.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

II.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Фортепиано»

Минимум содержания программы «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения данной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Фортепиано» являетсяприобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

 - знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны включать:

Специальность и чтение с листа:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Ансамбль:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Концертмейстерский класс:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

Хоровой класс:

знание начальныхоснов хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Слушание музыки:

наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;  

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Элементарная теория музыки:

знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

III. Учебный план.

В соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. ФГТ, при реализации образовательной программы «Фортепиано» могут использоваться учебные планы, рассчитанные на 8 и 9 лет обучения. Каждый из планов предусматривает следующие предметные области:

музыкальное исполнительство;

теория и история музыки

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Специальность и чтение с листа – 592 часа,

УП.02.Ансамбль – 132 часа,

УП.03.Концертмейстерский класс –49 часов,

УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа;

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио – 378,5 часа,

УП.02.Слушание музыки – 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература –181,5 часа.

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения (9 класс) общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 323 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Специальность и чтение с листа – 99 часов,

УП.02.Ансамбль – 66 часов,

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио – 49,5 часов,

УП.02. Музыкальная литература – 49,5 часов,

УП.03. Элементарная теория музыки – 33 часа.

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Вариативная часть учебного плана сформирована с учётом исторических, национальных и региональных традиций подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющихся финансовых ресурсов, предусмотренных на оплату труда педагогических работников.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части (В) составляет 50 часов, в том числе по учебным предметам (УП):

В.00.Вариативная часть:

В.01.УП.01.Концертмейстерский класс – 50 часов

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения (9 класс) общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части (В) составляет 49,5 часов, в том числе по учебным предметам (УП):

В.00.Вариативная часть:

В.01.УП.01. Хоровой класс – 49,5 часов

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмет

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся в соответствии с ФГТ не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 26 часов с дополнительным годом обучения (9 класс). Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства

«Фортепиано»

Срок обучения – 8 лет

Индекс пред-метных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия (в часах)

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

Распределение по годам обучения

Трудоёмкость в часах

Трудоёмкость в часах

Группов занятия

Мелко

групп. занятия

Индиви

занятия

контр.

уроки

Зачеты,

Экза

мены

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Структура и объем ОП

4099,5

2115

1984,5

Количество недель аудиторных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

Обязательная часть

3999,5

2065

1934,5

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

2706,5

1588

1118,5

ПО.01.УП.01

Специальность и

Чтение с листа

1777

1185

592

1,3,5…

-15

2,4,6…

-14

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

330

198

132

8,10,12,

14

1

1

1

1

ПО.01.УП.03

Концертмейстерский класс

122,5

73,5

49

15

14

1

1/0

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

477

131,5

345,5

12,14,16

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.

Теория и история музыки

1135

477

658

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

641,5

263

378,5

2,4….-

10,14,15

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

147

49

98

2,4

6

1

1

1

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

346,5

165

181,5

8-13,15

14

1

1

1

1

1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям

1776,5

5

5,5

5,5

7

7,5

7,5

8,5

8/7

Максимальная нагрузка по двум предметным областям

3841,5

2065

1776,5

10

10,5

11,5

15

16,5

16,5

20

18/

15,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям

10

24

9

В.00.

Вариативная часть

100

50

50

В.01.УП.01

Концертмейстерский класс

100

50

50

12,16

1

0/1

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

1826,5

5

5,5

5,5

7

7,5

8,5

8,5

11

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

3941,5

2115

1826,5

10

10,5

11,5

15

16,5

18,5

20

24/23,5

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

10

26

9

К.03.00.

Консультации

158

158

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Специальность

62

6

8

8

8

8

8

8

8

К.03.02.

Сольфеджио

20

2

2

2

2

4

4

4

К.03.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

10

2

2

2

4

К.03.04.

Ансамбль/ концертмейстерский класс

6

2

2

2

К.03.05.

Сводный хор

60

4

8

8

8

8

8

8

8

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

1

1

1

1

1

1

1

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

2

ИА.04.01.

Специальность

1

ИА.04.02.

Сольфеджио

0,5

ИА.04.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

0,5

Резерв учебного времени

8

Примечание к учебному плану

  1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 3 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
  2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс»  могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2-3-х классов; хор из обучающихся 4-8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
  3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
  4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
  5. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся в неделю планируется следующим образом:

«Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю;  «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час; «Слушание музыки» – 0,5 часа; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства «Фортепиано»

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов, учебных предметов

 

Максимальная учебная нагрузка

Самост. работа

Аудиторные занятия

(в часах)

Промежуточная аттестация

(по учебным полугодиям)

Распределение по учебным полугодиям

Трудоемкость в часах

 Трудоемкость в часах

Групповые занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

контрольные

уроки по полугодиям

Зачеты, по полугодиям

Экзамены по полугодиям

1-е полугодие

2-е полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Структура и объем ОП

752

379,5

372,5

Количество недель аудиторных занятий

16

17

Обязательная часть

686

363

323

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

429

264

-

66

99

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение с листа

297

198

99

17

3

3

ПО.01.УП.02

Ансамбль

132

66

66

18

2

2

ПО.02.

Теория и история музыки

231

99

-

132

-

  

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

82,5

33

49,5

17

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

82,5

33

49,5

17

1,5

1,5

ПО.02.УП.03

Элементарная теория музыки

66

33

33

17,18

1

1

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

297

9

9

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

660

363

297

19,5

19,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

6

-

В.00.

Вариативная часть

66

16,5

49,5

В.01УП.01

Хоровой класс

66

16,5

49,5

18

1,5

1,5

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

379,5

10,5

10,5

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

732

412,5

379,5

21,5

21,5

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

7

-

К.03.00.

Консультации

26

-

26

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Специальность

8

8

К.03.02.

Сольфеджио

4

4

К.03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

4

4

К.03.04.

Ансамбль

2

2

К.03.05

Сводный хор

8

8

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ИА.04.01.

Итоговая аттестация

2

2

ИА.04.01.01.

Специальность

1

ИА.04.01.02.

Сольфеджио

0,5

ИА.04.01.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

0,5

Резерв учебного времени

1

1

Примечание к учебному плану

  1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 3 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
  2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс»  могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2-3-х классов; хор из обучающихся 4-8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
  3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
  4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
  5. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся в неделю планируется следующим образом:

«Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов;9 класс –по 6 часов;«Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час; «Слушание музыки» – 0,5 часа; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки» - 1 час в неделю.

IV. График образовательного процесса.

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

В учебномгоду предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

График образовательного процесса

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства «Фортепиано»

.                                                                                                                                                  

Срок обучения – 8 лет

1. Календарный учебный график

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29-30.–у 31-р1-4.01=

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23-у,24-р25.02– 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04. – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая  аттестация

Каникулы

Всего

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6-у, 7-р ,8-12 =

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17-у,18-р,19-23=

24 - 30

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

5 – 11

12 – 18

19 – 25

2 –8

9 – 15

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23 – 29

6 – 12

13-у,14-р,15-19=

20 – 26

4 – 10

11 – 17

18 – 24

25 – 31

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

1

=

#

=

=

=

#

=

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

2

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

3

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

4

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

8

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

II

II

33

-

1

2

4

40

I триместр = 10недель  + 2д., 2-р

II триместр =  11недель +  3д.,2-р

III триместр =  12 недель + 1д., 1-р

ИТОГО

263

7

8

2

124

404

Обозначения:

Аудиторные занятия

Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация

Экзамены

Итоговая аттестация

Каникулы

э

График образовательного процесса

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства «Фортепиано»

Срок обучения – 9 лет        

1. Календарный учебный график

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29-30.–у 31-р1-4.01=

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23-у,24-р25.02– 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04. – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная

аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6-у, 7-р ,8-12 =

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17-у,18-р,19-23=

24 - 30

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

5 – 11

12 – 18

19 – 25

2 –8

9 – 15

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23 – 29

6 – 12

13-у,14-р,15-19=

20 – 26

4 – 10

11 – 17

18 – 24

25 – 31

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

1

=

#

=

=

=

#

=

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

2

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

3

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

4

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

8

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

9

=

#

=

#

=

=

#

=

=

#

II

III

33

-

1

2

4

40

I триместр = 10недель  + 2д., 2-р

II триместр =  11недель +  3д.,2-р

III триместр =  12 недель + 1д., 1-р

ИТОГО

296

8

9

2

141

456

Обозначения:

Аудиторные занятия

Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

V. Программы учебных предметов.

8 лет обучения

Обязательная часть

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение с листа

ПО.01.УП.02

Ансамбль

ПО.01.УП.03

Концертмейстерский класс

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

ПО.02.

Теория и история музыки

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

В.00.

Вариативная часть

В.01.УП.01

Концертмейстерский класс

В.02.УП.02

Ансамбль

9 лет обучения

Обязательная часть

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение с листа

ПО.01.УП.02

Ансамбль

ПО.02.

Теория и история музыки

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

ПО.02.УП.02

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ПО.02.УП.03

Элементарная теория музыки

В.00.

Вариативная часть

В.01.УП.01

Хоровой класс

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися.

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация, являющаяся основной формой контроля учебной работы, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации обязательно проводятся технические зачеты, зачеты по чтению с листа, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти (триместра). Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т. е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются  преподавателями на основании ФГТ.

При промежуточной аттестации результатов освоения обучающимися программы «Фортепиано» используются следующие системы оценок:

  • дифференцированная 5-ти балльная система
  • словесная система оценок(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно);
  • зачётная система (зачёт, незачёт).

Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся разрабатываются преподавателями, ведущими учебные предметы. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и её учебному плану.

Общие критерии оценивания выступлений
в рамках промежуточной аттестации
(по предметам исполнительской направленности)

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка     отражает    грамотное     исполнение     с небольшими   недочетами    (как   в   техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс   серьезных  недостатков,   невыученный текст,   отсутствие   домашней   работы,   а   также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся по программе «Фортепиано» определяются на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, письменный и (или) устный ответ.

Временной интервал между выпускными экзаменами не может быть меньше трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • знание профессиональной терминологии,  фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
  • достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
  • умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом   аккордовые, интервальные и мелодические построения;
  • наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Программы, темы, билеты, исполнительский репертуар, предназначенные для выпускных экзаменов, утверждаются руководителем образовательного учреждения не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации и формируются фонды оценочных средств. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Критерии оценки качества освоения программы учебного предмета в рамках итоговой аттестации обучающихся:

Оценка

Критерии оценивания

5 «отлично»

Осмысленное и технически качественное исполнение (грамотное изложение) программного материала, учащийся хорошо ориентируется в содержании  предмета.

4 «хорошо»

Осознанное исполнение (грамотное изложение) программного материала, но учащийся допускает  несущественные ошибки, технические погрешности.

3 «удовлетворительно»

Учащийся часто ошибается, посредственно ориентируется в программном материале, не обладает качественными практическими навыками.

2 «неудовлетворительно»

Знания, умения, навыки учащегося не позволяют удовлетворительно изложить программный материал.

Данная система оценки качества освоения программных требований является основной. Более детализированная система оценивания приводится в программах учебных предметов.

Итоговая  аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»  на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

VII. Программа творческой, методической
и культурно-просветительской деятельности.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.

Для успешной реализации основной задачи школы – сохранение основ классического художественного образования и патриотического воспитания большое внимание в образовательном процессе уделяется коллективным формам обучения. Созданы и плодотворно работают детские творческие коллективы: народный оркестр русских народных инструментов, фольклорный ансамбль «Ладо», детский хоровой коллектив, ансамбли скрипачей, флейтистов, домристов, гитаристов, балалаечников, вокальные и камерные.

На базе Вяземской ДШИ в рамках творческого проекта «Музыкальные родники земли А.С. Даргомыжского проводятся внутришкольные, зональные, районные, областные и международные конкурсы исполнительского мастерства. Данные мероприятия позволяют поднять на качественно новый уровень работу по сохранению основ художественного образования, по этно-культурному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Сохраняя традиции русской национальной культуры, школа уделяет огромное внимание увековечиванию имени великого русского композитора А.С. Даргомыжского.. С 2002 года на базе нашей школы проходит Всероссийский фестиваль-конкурс «Юный концертмейстер» им. А.С. Даргомыжского, который собирает более 100 музыкантов из разных регионов России и ближнего зарубежья. Ежегодно ко Дню рождения композитора проходит вечер памяти и зональная научно-практическая конференция, посвящённая его жизни и творчеству. 

Методическая работа Учреждения  направлена на:

-совершенствование учебно-воспитательного процесса;

-поиски и освоение максимально эффективных методик преподавания дисциплин;

-обеспечение условий, необходимых для наиболее успешного развития и реализации творческих способностей учащихся;

-приобретение ими знаний, соответствующих определенным образовательным программам.

Методические службы образовательного учреждения осуществляют контроль за реализацией образовательной программы.

Методическая деятельность   ведется  в соответствии с общешкольным планом работы на текущий учебный год.

Планирование методической работы осуществляется параллельно на нескольких уровнях:

-общешкольном (педсоветы);

-на уровне методического совета;

-на уровне отделений

-индивидуально каждым педагогом (в рамках плана повышения квалификации).

Методическая работа преподавателей МБУДО Вяземской ДШИ

 им. А.С.     Даргомыжскоговключает следующие разделы:

  • проведение открытых уроков;
  • подготовка методических докладов, сообщений, разработок;
  • работа по составлению учебных программ;
  • работа над усовершенствованием требований к зачетам, академическим концертам, экзаменам;
  • разработка положений о конкурсах, олимпиадах;
  • показ нового и интересного педагогического репертуара;
  • изучение методической и учебной литературы;
  • прослушивание и обсуждение аудио- и видео-записей;
  • участие педагогов школы в работе мастер-классов, зональных и областных методических семинаров и конференций;
  • подготовка учащихся к зональным и областным конкурсам и фестивалям;
  • анализ текущей учебной и творческой работы, побуждающий к поиску и освоению новых эффективных методов и форм работы во всех направлениях.

Планирование методической работы на  нескольких уровнях и по перечисленным разделам позволяет уделять необходимое внимание всем наиболее существенным проблемам, возникающим в работе школы, позволяет вести контроль за каждым элементом сложного образовательного процесса.

Культурно-просветительская деятельность является воплощением на практике одного из важнейших направлений работы ОУ – эстетического воспитания подрастающего поколения. Реализация этого направления осуществляется в тесной связи с организацией  культурного досуга детей и родителей, а также с внеклассной работой.

В школе реализуется программа по воспитательной работе «Страна – «Гармония».

Программа имеет следующие направления:

- Гражданско-патриотическое и духовно -нравственное воспитание (программа «Чтобы

помнили»)

- Воспитание здорового образа жизни (программа «Здоровые дети, здоровая нация»)

- Эстетическое воспитание  (программа «Детская филармония»)

-  Культурно-просветительская деятельность (программа «Музыкальные салоны»)

- Семейное воспитание  (клуб «До-ми-солька»)

- Духовно нравственное воспитание (программа «Отечество мое православное»)

Вяземская ДШИ является центром культурной жизни МО «Вяземский район». Более 20 лет на базе школы работают: музыкальный салон, детский музыкальный клуб «До-ми-солька», детская филармония. Школа имеет широкий круг социального партнёрства, тесно сотрудничает с учреждениями культуры, общего образования, воинскими частями, общественными организациями и др. Особо хочется отметить такие проекты социального партнёрства как «Мы с вами» (Шимановский Дом милосердия), «Одной мы связаны судьбой» (вертолётная база Вяземского военного гарнизона), совместные проекты с учреждениями, носящими имя А.С. Даргомыжского г. Москвы, Тульским областным колледжем искусств им. А.С. Даргомыжского.