МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД) «Начальный период обучения в классе фортепиано» (Донотный период)

Лысова Ирина Яковлевна

Начальный период, является одним из самых важных этапов обучения музыканта любой исполнительской специальности. Не исключение и обучение игре на фортепиано. Все, что будет заложено на данном этапе будет иметь решающее влияние на дальнейшее развитие учащегося. «Нет ничего опаснее для развития таланта, как плохое основание»: - Иосиф Гофман.

В период начального обучения закладываются базовые слуховые и физические навыки. Этот период наиболее сложный и ответственный, он основа всего дальнейшего развития учащегося. Это база для дальнейшего музыкального обучения.

В этот период от педагога помимо высокой профессиональной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. На этом этапе обучения большую роль играет личность преподавателя, во многом именно от отношения учащегося к преподавателю, зависит и его отношение к занятиям. Одно из условий первых занятий – суметь привлечь к себе симпатию ученика. Ребенок не полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя.

Преподаватель на занятиях с маленькими детьми должен стремиться создать непринужденную, дружескую атмосферу. Ребенок в младшем возрасте, в силу своего психологического развития, всю информацию впитывает играючи, т.е. игра для него есть процесс познания. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача, поддерживая атмосферу игры, пробуждая воображение ребенка заложить все нужные основы пианистического развития, выстраивая процесс занятий в форме увлекательной игры.

В данной работе рассматривается начальный (донотный) период обучениея игре на фортепиано. Подромно описаны все его этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 города Надыма»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

«Начальный период обучения в классе фортепиано»

(Донотный период)

Автор: Лысова Ирина Яковлевна

Преподаватель по классу фортепиано

г. Надым 2023 г.


Содержание

  1. Введение        
  2. Содержание начального «Донотного» периода обучения.
  1.  Слушание музыки
  2.  Посадка и постановка игрового аппарата
  3.  Знакомство с клавиатурой
  4.  Освоение элементарных навыков звукоизвлечения
  5.  Освоение метроритмических элементов
  6.  Освоение элементарных теоретических знаний
  7.  Игра по слуху
  8.  Игра в ансамбле
  1. Заключение


1. Введение

Начальный период, является одним из самых важных этапов обучения музыканта любой исполнительской специальности. Не исключение и обучение игре на фортепиано. Все, что будет заложено на данном этапе будет иметь решающее влияние на дальнейшее развитие учащегося. «Нет ничего опаснее для развития таланта, как плохое основание»: - Иосиф Гофман.

В период начального обучения закладываются базовые слуховые и физические навыки. Этот период наиболее сложный и ответственный, он основа всего дальнейшего развития учащегося. Это база для дальнейшего музыкального обучения.

В этот период от педагога помимо высокой профессиональной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. На этом этапе обучения большую роль играет личность преподавателя, во многом именно от отношения учащегося к преподавателю, зависит и его отношение к занятиям. Одно из условий первых занятий – суметь привлечь к себе симпатию ученика. Ребенок не полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя.

Преподаватель на занятиях с маленькими детьми должен стремиться создать непринужденную, дружескую атмосферу. Ребенок в младшем возрасте, в силу своего психологического развития, всю информацию впитывает играючи, т.е. игра для него есть процесс познания. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача, поддерживая атмосферу игры, пробуждая воображение ребенка заложить все нужные основы пианистического развития, выстраивая процесс занятий в форме увлекательной игры.

Говоря о начальном обучении необходимо выделить ряд общих характерных психофизических черт, детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в процессе работы.

1. Дети этого возраста не способны долго удерживать внимание на одной проблеме. В связи с этим содержание занятий должно быть разнообразным, красочным, чтобы на протяжении всего времени интерес ребенка не ослабевал.

2. Любознательность, которую необходимо удовлетворять. Не оставлять без внимания ни один вопрос ребенка, на все находить ответ.

3. Способность легко и быстро воспринимать все новое, но при этом так же быстро все забывать. Нужно взять за правило, постоянно возвращаться к пройденному материалу.

4. Ребенок не способен усвоить большой объем информации, необходимо все преподносить дозированно и не торопить ребенка.

На начальном этапе, игру на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение, а задача педагога направить это развлечение в нужное русло. Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего нужно стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться утомительным и скучным. Интерес и желание служат залогом успеха в обучении.

Только достигнув заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков.

Знакомство с музыкой нужно начинать с доступного и понятного материала.

Исходя из всего выше изложенного, преподаватель должен хорошо продумать и выстроить для себя содержание начального этапа обучения. Чтобы занятия били интересными, и ребенок обучался игре на фортепиано «играючи».


2. Содержание начального (донотного) периода обучения.

В методической литературе тема содержания начального периода обучения игре на фортепиано, освещается не один раз, где полнее и глубже, где более сжато. Изучая все эти работы, мы отчетливо видим, что отечественная методика основана на лучших традициях мастеров-пианистов прошлого. Согласно им, ребёнка надо с первых же уроков приобщать к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь.

Нельзя начинать обучение игре на фортепиано с изучения нот, обязательный этап начального обучения – «донотный» период.

По словам. А. Д. Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано - период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы. Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка начинаются со знакомства с инструментом, погрузить в мир музыкальных впечатлений.

Основные этапы «донотного» периода:

- слушание музыки;

- посадка и постановка игрового аппарата;

- знакомство с клавиатурой, атональная импровизация;

- освоение элементарных навыков звукоизвлечения;

- игра по слуху;

- освоение метроритмических элементов;

- освоение элементарных теоретических знаний;

- игра в ансамбле.

Все эти этапы взаимосвязаны и переплетаются между собой, здесь нельзя конкретно, что первое, второе или третье. В обучении игре на фортепиано, мы не можем решать каждую из этих задач по отдельности, они решаются все одновременно. Мы знакомим ребенка с клавиатурой, используя атональную импровизацию и тут же работаем над постановкой игрового аппарата, в это же время даем понятие теоретических определений, поем песенки, подбираем по слуху и осваиваем метроритмические элементы.

2.1 Слушание музыки

Знакомство с музыкой через слушание начинается с первого урока и продолжается в течение всего периода обучения. В исполнении преподавателя звучат яркие, доступные для понимания пьесы. Вместе с преподавателем ученик излагает, о чем рассказывает музыка, каков её характер, что можно делать под услышанную музыку? В каком направлении движется мелодия? – вверх, вниз или др. Своего рода небольшой анализ услышанного, но в интересной форме.

Пьесы, написанные в мажоре, исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует «веселому», а какое «грустному» содержанию пьесы, песни. Со временем ладовое чувство получает развитие в подборе по слуху и в изучении репертуара. Слушание музыки также раскрывает музыкальные данные ученика и дает возможность наметить план дальнейшей работы.

2.2 Посадка и постановка игрового аппарата.

По словам К.И. Игумнова «Работа над звуком начинается с посадки». Посадка за инструментом – это важный момент, на который нередко обращают внимание только на первых уроках. Затем в потоке учебного процесса педагог далеко не всегда уделяет этому вопросу должного внимания. Да и как сидит ученик за инструментом дома – это порой вообще не контролируется. Отсюда нередко излишняя напряженность корпуса, которая может повлиять и на качество занятий, а в итоге и на желание ребенка заниматься.

Посадка обучающегося за инструментом требует особых условий, преподавателю следует обратить внимание: на рост ребенка, физические данные. Сиденье стула должно быть поднято соответственно росту ребёнка настолько, чтобы локти его при игре находились не ниже уровня клавиатуры. Соблюдение этих условий обеспечивает ему устойчивую, удобную посадку.

Посадка должна быть не низкой и не излишне высокой. Проверкой может служить положение предплечья и локтя, которые должны находиться на уровне клавиатуры или немного выше. Локоть не прижимается к корпусу, это вызывает напряженность в области поясницы и общую скованность верхней части туловища. Корпус немного наклонен к инструменту (в этом случае центр тяжести не находится полностью в области спины, а частично переносится и на ноги), плечи расправлены, спина не сутулится. Почувствовать необходимое положение может помочь упражнение «Солдатик – медвежонок» - сидеть несколько секунд с чуть прогнутой спиной, развернутыми плечами, затем расслабиться, ссутулить спину как плюшевый медвежонок. Снять напряжение в корпусе могут помочь повороты, наклоны, круги корпусом. При этом ноги не должны терять своей опоры. Необходимо отметить, что ноги не должны быть выдвинуты далеко вперед. В этом случае опора на ноги практически теряется.

«Лепку» рук ребенка необходимо так же начинать с первого занятия. Необходимо добиваться полной свободы тела и мягкости рук. Здесь тоже нам в помощь различные упражнения.

- «Подснежник». Преподаватель исполняет пьесу Чайковского «Подснежник»; ребенок под музыку плавно поднимает по очереди руки. Кисть висит расслабленная, как цветок подснежника.

- Поднять руку как в упражнении «Подснежник» и расслабив бросить ее сначала на колени, на крышку инструмента, затем с расслабленным кулачком, затем на подушечки пальцев.

2.3 Знакомство с клавиатурой:

На первом же занятии знакомим ребенка с клавиатурой. Изучаем регистры: нижний, средний, верхний. (сравниваем их с голосами животных, с другими музыкальными инструментами). Здесь ребенку нужно дать волю творческой фантазии. Предложить сочинить сказку и озвучить ее на инструменте (атональная импровизация).

Обращаем внимание на группировке черных клавиш. Здесь можно предложить ассоциацию: 2 черные клавиши – это окошко, 3 черные клавиши – это балкон. И тут же разучить нотки:

Лишь «окошко» ты найдешь

В нем звук «Ре» тут же нажмешь (находим во всех регистрах)

Слева «До», а справа «Ми»

Друг за другом их нажми.

По этому примеру изучаем клавиши «фа», «соль», «ля», «си».

Затем вводим понятие октава. Можно представить их как квартиры 1 ,2, 3 ,4 и в каждой «окошко» и «балкон», жители – нотки поют разной высотой, но имена одинаковые и т.д.

Учимся свободно ориентироваться на клавиатуре и находить нужные звуки.

2.4 Освоение элементарных навыков звукоизвлечения.

Первые упражнения на инструменте – это извлечения отдельных звуков non legato при помощи основного движения руки. Все движения вверх –вниз, вправо-влево выполняются от плеча, ощущая вес всей руки. Наиболее популярные упражнения представляют собой переносы руки по клавиатуре («Радуга»). В данных упражнениях ставится задача – достижения свободного естественного движения рук. Помочь ученику найти необходимые ощущения может упражнение «Подснежник».

Также очень полезны «броски» свободной руки – поднять руку как в «Подснежнике» и, расслабив, бросить на колени. Затем «бросок» совершить собранной кистью с поджатыми пальцами (расслабленный кулачок); на подушечки пальцев; на третий палец, сначала на колени, потом на крышку инструмента, и далее на клавишу.

Педагог предварительно показывает, как нужно касаться клавиш: все пальцы смотрят вниз, не слипаются друг с другом, между первым и вторым всегда есть полукруг («окошечко»). Показать, что у каждого пальца есть подушечка, которая и прикасается к клавише, палец при этом не прогибается в суставе. Опорную точку пальчика легко показать ребенку с помощью карандаша с ластиком на конце. Это упражнение описано А.Д.Артоболевской в сборнике «Первая встреча с музыкой».

С самого первого упражнения на звукоизвлечение необходимо ставить перед ребенком важную задачу – вслушиваться в звук. Практически все дети при первых же упражнениях заняты движениями, а к звуку проявляют равнодушие. Для некоторых из них, особенно для активных детей эта задача становится просто непосильной. В этом случае педагогу следует проявлять настойчивость в воспитании уважения к звуку. Нужно направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным.

В целях развития слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения: взятие-звучание-затухание. Нужно учить ученика больше слушать, а не играть механически.

При переносе руки на другую клавишу (на соседнюю или через октаву), ребенку нужно помочь найти ощущение звука на кончике пальца, который он и должен перенестис помощью движения (дыхания кисти). Эта звуковая задача способствует формированию более естественной формы руки.

От первых движений одним пальцем, следует переходить к игре соседних звуков, затем через звук, осваивая при этом элементарные аппликатурные приемы.

2.5 Освоение метроритмических элементов.

На рассматриваемом этапе работы речь идет именно об элементах временной организации музыки, о необходимых, так называемых «заготовках», которые позволят чуть позже перейти к освоению игры по нотам.

Что должен знать ученик, чтобы начать читать нотную запись с точки зрения метроритма?

- разные длительности, их соотношение между собой, то есть то, что позволит понять ритмический рисунок мелодии;

- метр-размер, такт, темп, одним словом то, что даст понимание времени в музыке, его ровного течения и разной скорости этого течения.

В этот период обучения вводим понятие метр и ритм.

При анализе песенок-попевок выясняем все ли звуки длятся одинаково. Изучаем четверти, половинные и целые, восьмые и шестнадцатые пока не вводим. Их разницу в звучании ребенок должен освоить слухом. Чтобы лучше закрепить понимание длительностей и развивать чувство ритма, полезно на уроках прохлопывать, простукивать ритмические рисунки мелодий в разных произведениях. Также можно сделать карточки с разними ритмическими рисунками.

Что касается второй из обозначенных выше областей, то метроритмическую сторону (знакомство с размером, тактом) пока можно не трогать, а сосредоточить внимание ребенка на понимании текучей, временной природы музыки. Можно с ребенком послушать как тикают часы, выяснить, что они тикают постоянно ровно. Попробовать посчитать на «два», на «три», на «четыре». Затем перейти к музыке и на знакомом музыкальном материале, прохлопывать ровное время. При этом внимание ребенка акцентируется на двух моментах: на ровности течении времени и на выяснении счета этого времени. Как показывает практика, дети довольно быстро начинают верно определять счет времени, но при этом обязательно проигрывая произведение педагог должен акцентировать сильную долю. Можно акцентировать внимание ребенка и ни то, что сильное (громкое) время приходится всегда на счет «раз».

Затем следует ввести понятие «темп» и показать, как звучит музыка в разных темпах, обсудив с ребенком, как изменяется она при этом.

В результате работы над метроритмическими элементами ребенок усваивает:

- в музыке есть мелодия, которая в каждом произведении прохлопывается по-своему, по-разному;

- в музыке есть время, которое течет всегда ровно и ровно простукивается на 2 или 3.

2.6 Освоение элементарных теоретических знаний

«Сознание ученика должно быть на уровне его «практических действий», поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он играет» - Г.Г. Нейгауз.

На начальном этапе обучения ученик начинает познавать новые, специфические музыкальные вещи и явления: клавиатура, регистры, название клавиш, длительности звуков, счет (размер), темп, мажор, минор и т.п., другими словами уже на этом этапе он постигает элементы теоретических знаний.

Остановимся на изучении интервалов.

Интервалы – октава, прима, секунда, терция, кварта, квинта нежно начинать осваивать в донотном периоде обучения. Осваиваются они слухом в последовательном и одновременном звучании, потом дети учатся находить и брать их на инструменте. Полезно постоянно тренировать ребенка в угадывании интервалов на слух и при этом придумывать характеристики (приметы), связывая по возможности с характером прослушиваемой музыки. Например, секунда – колючая, острая и т.д. Здесь открывается большой простор для фантазии ученика и педагога. Необходимость такой работы объясняется следующим. Интервал – это последовательное звучание двух звуков – интонация. Первая исполнительская интонации и надо учить исполнять ее художественным смыслом.

Так элементы теории в руках педагога-пианиста будут преобразовываться в элементы первых интонационно-исполнительских навыков. Ребенок буквально с первых шагов своего обучения будет постигать выразительное значение элементов музыкальной речи. И такое направление работы - освоения теоретических понятий именно в ракурсе художественной выразительности – должно выполнятся на всем протяжении ребенка в классе по специальности.

2.7 Подбор мелодий по слуху

В процессе подбора одноголосных мелодий вырабатывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм, свободные, пластичные, ритмичные движения рук, погружение веса руки в клавишу, правильное положение кисти. При подборе нужно постоянно следить за руками. Мелодии для подбора даны с поэтическим текстом, что способствует пониманию произведения, облегчает ощущение метроритма, строение мелодий. Ритм воспринимается по слуху. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. Обязательным условием является предварительное запоминание мелодии.

Подбор по слуху и транспонирование следует начинать с максимально коротких интонаций, не более 2-3 звуков, т.к. внутренний слух начинающего недостаточно развит для удержания в памяти больших музыкальных фрагментов. Мелодии, подобранные по слуху, следует ритмически записывать. Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен, которые должны располагаться в порядке увеличения сложности.

В процессе подбора ученик вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению высоты звука. Материал для подбора по слуху усложняется очень постепенно. При этом важно продолжать формировать предслышание, музыкальный подход к звукоизвлечению; «оживлять» клавиатуру, ощущая прикосновение к клавише как к звуку, играть как бы не на клавише, а на струне инструмента. Только так, с первых прикосновений ребенка к клавиатуре закладываются основы его будущей исполнительской культуры.

2.8 Игра в ансамбле

Игра обучающегося в ансамбле с преподавателем – обязательный компонент донотного периода обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). При исполнении ансамблей, ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет преподаватель.

Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с преподавателем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.


Заключение

«Я глубоко убеждена, что первый этап обучения, является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастит огромное дерево» – так пишет в учебном пособии А. Артоболевская.

Для успешного развития юного музыканта и дальнейшего его роста необходимо на начальном этапе работы гибко и грамотно выстроить систему обучения.

Донотный период – это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте. Он позволяет ребёнку уже играть произведения в ансамбле с преподавателем или другим ребёнком, не зная нот. Это настраивает его на то, что обучение музыки не будет для него сложным, занудным и затруднительным занятием. В этот период происходит постановка рук, – а это является основополагающим в начальный период обучения. Обучающийся учится видеть свои ошибки, исправляет их, довольно легко выучивает произведения, загорается игрой. Затем начинает фантазировать, импровизировать, играя это уже только двумя руками, либо в других октавах и т.д. Всё это пробуждает интерес, доставляет огромную радость и приводит ребёнка в восторг. Когда ребёнок переходит к следующему этапу – изучению нотной грамоты, основные задачи по постановке рук уже выполнены, наработана начальная техника. Поэтому игра по нотам для ребёнка не трудна, а наоборот, – интересна, он как бы читает новую страничку книги.

И последнее, что немаловажно. Занятия с обучающимся – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу с первых шагов обучения.


Список литературы

1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие [Текст]/А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1987.- 101с.

2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано [Текст]/Л.А.Баренбойм, Н.Н.Перунова.- Л: Советский композитор, 1988.-168 с.

3. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие [Текст]/С.А.Барсукова.- Ростов н/Д.; Феникс, 2004.-128с.

4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Учебное пособие.- Планета музыки, 2017.- 256с.

5. Милич, Б.Е. Маленькому пианисту. Фортепиано [Текст]/Б.Е.Милич.- Кифара, 1997.-125 с.

6. Поливода, Б.А. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес. - Учебно- методическое пособие [Текст]/ Б.А. Поливода,В.Е. Сластененко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-136 с.

7. Смирнова, Т.И. «Воспитание искусством или искусство воспитания» Москва 2001г.

8. Тургенева, Э.Ш. Пианист - фантазёр: Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспортированию. Часть I [Текст ]/Э.Ш. Тургенева, А.Н.Малюков. -М.: Советский композитор, 1987. - 79с.

9. Туркина, Е.В. Котёнок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких [Текст]/Е.В.Туркина.-СПб.: Композитор, 2003.- 91с.