Методика работы над каноном в младшем хоре

Глухих Петр Андреевич

Методические рекомендации работы над каноном. Этапы разучивания, примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_kanonom_.docx22.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Методика работы над каноном в младшем хоре

1.   Введение

Рассказ о том, что такое канон.

Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.

2.  Примеры канонов. Прослушивание аудиозаписей.

Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении:

1 голос:  

Братец Яков,      

Спишь ли ты?      

В колокол звонили:      

бим-бом-бом!                

Братец Яков

2 голос:                              

Братец Яков,          

Спишь ли ты?                

В колокол звонили:        

бим-бом-бом!

3 голос:                                                              

Братец Яков,                  

Спишь ли ты?                

В колокол звонили

бим-бом-бом!

  1. Этапы разучивания:

Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем     вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос.

Ритмический канон.

Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический   канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос  - маракас.

Двоим учащимся  дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить ритмический канон

 Если позволяет наличие  и разнообразие инструментов, вызвать большее количество        человек и еще раз исполнить канон.

Музыкальный канон.        

Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона  пропеть  всем хором вместе с учителем 

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель    исполняет 1-голос, а концертмейстер – 2-й.  Дети слушают.

Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном. Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть». Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя.… Спеть еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Канон с движением.

Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, если 3-голосный – 3 круга. Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, а третий – больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».

После освоения этой  задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.  

Этот этап вносит оживление  в работу над разучиванием канона и очень нравится   детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.

  1. Закрепление материала:

Провести музыкальную викторину, в которой среди разных произведений встретятся каноны.

                                           

Список используемой литературы:

1.    Дмитревский, Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. / Г. Дмитриевский. – М.1972

  1.  Жилин, В. Музыка, движение, хайку / В. Жилин. - Екатеринбург. 1998.
  2. Жилин, В. Орф-уроки / В. Жилин. - Екатеринбург. 1997.
  3. Поплянова, Е.М. Игровые каноны на уроках музыки / Е.М. Поплянова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
  4. Поплянова, Е.М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей / Е.М. Поплянова. -  2009.
  5. Струве, Г.А. Школьный хор: книга для учителя / Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981.