Способы преодоления сценического волнения. Советы ученикам-пианистам

Рябчинская Светлана Александровна

Доклад призван помочь учащимся справляться с таким явлением, как сценическое волнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_preodoleniya_stsenicheskogo_volneniya.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

дополнительного образования «Детская школа искусств №7 г. Курска»

 

Способы преодоления сценического волнения

Советы ученикам- пианистам

 

Автор: преподаватель отделения «Фортепиано» Рябчинская С. А.

                                         Курск 2023 г.

                          Содержание

  1. Введение
  2. Причины появления сценического волнения
  3. Способы преодоления сценического волнения

     4.  Заключение                         

          1. Введение

Профессия пианиста требует физической и психологической выносливости, крепкой нервной организации и хорошего здоровья. Музыкант- исполнитель не мыслит свою жизнь без концертных выступлений. С самого раннего возраста педагоги- пианисты приучают учащихся к концертным выступлениям, которые становятся очень важным аспектом в их учебной деятельности. Все дети, обучающиеся в музыкальных школах, делятся на тех, кто любит выступать и на тех, кто предпочел бы этого не делать. Последнее связано со страхом сцены, очень сильным концертным волнением.

  1. Причины появления сценического волнения

Сценические неудачи не всегда обусловлены слабой подготовкой ученика, плохо выученным музыкальным произведением или недостаточно точной методической работой педагога. Часто встречаются психологические проблемы, связанные с внутренней неподготовленностью ученика к сцене.

Одной из распространенных причин является мысль о возможной неудаче. Боязнь стать предметом обсуждения комиссии, а также страх не оправдать надежды, возложенные на ученика педагогом и близкими людьми, создает благодатную почву для сценического волнения.

Конечно, забота музыканта о своей репутации вполне естественна. Многие исполнители замечают, что легче играть в незнакомом зале перед незнакомой публикой, чем перед людьми, которые тебя уже слышали и знают твои возможности.

        Самым распространенным страхом среди исполнителей является боязнь забыть нотный текст. Римский-Корсаков часто повторял, что чем хуже выучено сочинение, тем больше эстрадное волнение. Конечно, выученный на сто процентов текст - еще не гарантия того, что исполнитель не забудет его во время выступления. Но осознание того, что произведение тщательно проучено, придает ученику уверенность в своем выступлении.

        Значимость выступления также может усилить волнение ученика. Это может быть выступление на престижном конкурсе или на отчетном концерте школы например, где ученик должен соответствовать высокому уровню и оправдывать надежды, возложенные на него преподавателем, родителями, директором школы и так далее. Эта ответственность ложится на хрупкие плечи ребенка и зачастую усиливает концертное волнение.

        Огромное значение имеют отношения ученика и педагога. Если педагог вместо того, чтобы поддержать и правильно настроить ученика перед концертом, постоянно его критикует и акцентирует свое внимание на отрицательных моментах, при этом забывая похвалить, отметить положительные стороны исполнения, то это способствует обострению внутренней тревоги ребенка и росту психологического напряжения.

        Так же, огромную роль играет взаимоотношение ребенка со своими родителями. Если они предъявляют к нему завышенные требования, и эти требования не всегда соответствуют его возможностям.

        Непосредственно во время самого выступления усилению волнения могут способствовать различные раздражители. Например, непривычное освещение или акустика, неудобная одежда или обувь, вспотевшие или холодные руки ученика. Все это может сильно отвлекать, мешать сосредоточиться, создавать излишнюю нервозность.

        Усталость ученика так же может способствовать обострению концертного волнения. Если ученик излишне утомлен занятиями, репетициями, он чувствует, что силы на исходе, то тревога усиливается.

        Существует категория учеников, которые имеют слабую нервную систему и легко поддаются волнению и даже панике. Да, некое творческое волнение должно присутствовать. Но это не страх, а некое вдохновение, желание донести до слушателя свой исполнительский замысел. Некоторые же ученики испытывают прямо настоящий страх сцены. Болезненная чувствительность, мнительность, предрасположенность к негативному самовнушению, не дает такому ученику спокойно выступать. Каждое выступление буквально превращается в пытку. Бывает, что ученик, хорошо исполняющий произведение в классе, на сцене теряется. Но бывает и наоборот - учащийся, на которого не возлагали особых надежд, вдруг на эстраде собирается и показывает себя с лучшей стороны. Многое зависит от характера самого исполнителя.

        Еще одной из причин сценического волнения может быть незнание ученика как вести себя на сцене, как правильно выйти, поклониться, как вести себя в перерывах между исполняемыми произведениями, как правильно и красиво уйти со сцены. Все эти моменты педагог обговаривает с учеником заранее, показывает как правильно себя вести во время выступления.

        Мы разобрали основные причины появления сценического волнения- паники. Теперь же попробуем рассмотреть различные способы , способствующие психологической устойчивости на сцене.

  1. Способы преодоления сценического волнения

Точное, надежное знание пианистом нотного текста. Ведь если ученик хорошо знает, если он много и кропотливо проучил нотный текст, если он ежедневно повторяет его, то появляется уверенность в своем исполнении.

Концентрация ученика не на самом нотном тексте, а на выполнении музыкальных задач. Пианист тогда не зацикливается на том, чтобы вспомнить все ноты, а стремится раскрыть замысел заложенный композитором в сочинение. Именно концентрация на самой музыке, а не на тексте, помогает немного расслабиться и играть с вдохновением.

        Правильное заучивание музыкального произведения наизусть. Нужно мысленно поделить произведение на части, предложения, фразы. Важно проанализировать логическую линию произведения, следить за тональным планом, модуляцией, разобрать гармоническую структуру аккордов, движение мелодии. Можно разграничить небольшие части, обозначив их цифрами, и добиваться того, чтобы уметь начать играть с любой цифры. Тогда даже если во время выступления ученик немного потеряется, то сможет начать играть с любого места.

        Полезно проговаривать нотный текст наизусть, а также петь мелодию без инструмента. Можно мысленно представить мелодию, следя по нотам, а также попробовать закрыть глаза и вспомнить написанный текст наизусть.

        Конечно, необходимо воспитывать свою волю и усидчивость. Только ежедневные занятия дадут положительный результат. Причем это должны быть осознанные занятия. Необходимо  максимально концентрироваться во время занятий, не отвлекаться, добиваться поставленных задач.

        Необходимо не затягивать с выучиванием произведений наизусть. Да, некоторое время ученик знакомится с произведением, анализирует его вместе с педагогом. Но затем необходимо понемногу начинать выучивать на память. Чем раньше ученик начинает этот этап, тем тверже он будет знать произведение.

        Какие же качества психики и характера нужно развивать для успешных выступлений?

        Гибкость и умение сосредоточиться в любой момент. Ведь музыкант не выбирает в какой день ему играть. Ни настроение, ни плохое самочувствие, ни дождливая погода не должны влиять на качество выступления. Надо воспитывать в себе умение сосредоточиться в любой момент. Это качество развивается годами ежедневных занятий.

        Важна воля ученика, его собственное желание выступать, а не желание педагога и родителей. Пианист должен обладать твердым характером, целеустремленностью, не бояться трудностей на своем пути. Тренировка воли происходит с практикой регулярных концертных выступлений. Чем больше ученик выступает, тем больше уверенность в своих силах и в своем успехе.

        Полезно представлять на репетициях атмосферу, в которой будет проходить выступление. Можно представить себе зал, в котором будешь играть, рояль, даже публику, которая придет тебя слушать. Репетировать необходимо с выходом и поклоном. Создать для себя полностью ощущение выступления. Удивительно, что в такие моменты волнуешься на самих репетициях больше, но зато на выступлениях уже чувствуешь себя спокойнее.

        Важно уметь не растеряться, даже если что-то пошло не так, например, началась игра мимо нот или неустойчивость темпа. Необходимо воспитывать в себе умение «забыть» какой-то промах, чтобы не погубить все выступление. В этот момент важно думать не о неудаче, а о следующей фразе, переключиться на дальнейшее развитие музыкальной мысли.

        Ученик должен достигнуть за несколько дней состояния эстрадной готовности. Конечно, важны репетиции в зале, в котором будет проходить выступление. На каждой репетиции ученику необходимо играть с полной эмоциональной и физической отдачей. Исполнять нужно все выносимые на выступление произведения в нужных темпах и в той же последовательности, в какой они будут исполняться на концерте или конкурсе. Полезно пригласить слушателей на репетицию.

        Во время работы между репетициями должна проводиться работа над ошибками. Ученик с педагогом могут проанализировать исполнение, выявить что получилось, а над чем надо поработать. Виртуозные, быстрые пьесы и этюды между репетициями лучше играть в умеренном темпе.

 Перед выступлением не стоит переутомляться, необходимо как следует выспаться, хорошо поесть (да, такими на первый взгляд банальными вещами не стоит пренебрегать). Не надо много заниматься и репетировать непосредственно в день концерта. За некоторое время до выступления нужно просто разогреть игровой аппарат, поиграть гаммы и упражнения. Произведения, планируемые для выступления можно просто повторить в небыстром темпе. Не нужно приходить задолго до выступления, иначе можно устать и «перегореть». Но и слишком поздно появляться тоже не следует. Должно быть время для того чтобы переодеться, переобуться и спокойно разыграться, без поспешности.

Необходимо проверить высоту стула, на котором будет сидеть ученик. Важно перед выступлением зайти ненадолго в зал, сесть на стул и порепетировать немного, но только начало, буквально несколько фраз произведения. Вообще очень важно удобство и комфорт. Ведь такая, например, деталь, как неудобные туфли, может испортить все выступление. Ученик должен быть полностью сосредоточен на исполняемых произведениях, ничто не должно его отвлекать.

После выступления необходимо спокойно вспомнить и проанализировать, что получилось хорошо, а что могло бы быть лучше. К сожалению, бывает, что некоторые ученики практически не помнят как прошло выступление. Это значит, что они не контролируют процесс исполнения. Нужно развивать в себе слуховой контроль. Постоянно в занятиях должен присутствовать самоанализ.

4. Заключение

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ученикам необходимо преодолевать свое волнение, свой страх перед выступлением. Для этого должна быть тщательная проработка исполняемых произведений, шлифовка их на репетициях, систематичность и стабильность занятий, ощущение эстрадной готовности. А также очень важный аспект- желание выступать, сосредоточенность на музыкальном образе и характере произведения и потребности донести их до слушателей, которое рождает творческое вдохновение.

Список литературы

 

1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1987

2. Баренбойм Л. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» - М.,1961.

3. Коган Г.М. «Уврат мастерства» - М.,1961

4. Перельман Н. «Вклассе рояля» - Л., 1961

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология - М.,1994

6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика - Ростов н/Д: «Феникс», 2002

7. Юный аккомпаниатор. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШ. - СПб.,2001