Организация концертной и конкурсной деятельности учащихся детской музыкальной школы: проблемы и опыт

Музыка - это звучащая душа  человека, его внутренний мир, переживания, потребность в выражении своих чувств. Можно сказать, что музыка — это жизнь, важная грань существования человека. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация концертной и конкурсной деятельности учащихся детской музыкальной школы: проблемы и опыт.

Музыка - это звучащая душа  человека, его внутренний мир, переживания, потребность в выражении своих чувств. Можно сказать, что музыка — это жизнь, важная грань существования человека. Говоря словами композитора Д.Б. Кабалевского «…музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменим средством формирования их духовного мира» [1, с. 18]. И мы, педагоги должны уметь развивать в детях потребность общения с музыкой, потребность в обучении музыке.

На протяжении всего процесса обучения в музыкальной школе закладываются основы профессионального мастерства, овладение которыми дети проявляют в полной мере проявляет на зачетах, академических концертах. Концертная деятельность является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания детей в системе дополнительного образования.

Понятие «концерт» в музыкальном энциклопедическом словаре имеет двоякий смысл. От итал. «concerto», буквально — «согласие от лат. «concerto» — состязаюсь» — 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава и отдельных групп или соло…». Мы употребляем этот термин во втором значении «…публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе различными исполнительскими составами… Концерт — форма общественного музицирования» [2, с. 269].

Но до концертного исполнительства ребёнок должен проделать путь от поступления в ДМШ до получения первичных навыков исполнительства, в том числе на публике.

 Концертное исполнение развивает эмоциональную сферу. Это отзывчивость связана с воспитанием таких качеств как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Сейчас в наше время бесчувственность у людей как раз от того, что человек не научился с детства стремится к прекрасному. Наша повседневная жизнь как раз и показывает – к чему это приводит.

Если ребенок от природы проявляет чувствительность к музыке, то родители должны отдать его в музыкальную школу. Но не всегда родители могут правильно оценить способности ребёнка. Задача педагога ДМШ состоит в том, чтобы еще в раннем возрасте находить таких детей и увлекать их музыкой.  Способы поиска разнообразны, от посещения групп подготовки дошкольников до общения с музыкальными руководителями детских садов и с родителями. Если такие контакты удаётся установить, мы имеем возможность еще с ранних лет планомерно развивать у детей потребность в обучении музыке.

Для осознания ребенком себя как исполнителя, обязательно нужна площадка, на которой бы он эмоционально раскрывался. В некоторых музыкальных школах педагоги и руководители недооценивают роль публичных выступлений. Для ребенка выступление на публике – это необходимое условие для его самореализации. Если в музыкальных школах экзамены и зачеты дети сдают хотя бы при небольшом количестве педагогов – это уже хорошо, что свидетельствует о благополучном существовании ДМШ.

Однако практика показывает, что более ценно устраивать открытые  переводные, выпускные экзамены с привлечением педагогов из других школ, училищ, институтов. Маленькому артисту для его роста и самореализации необходима публика, добрая и благожелательная аудитория, в которой и рождается большой артист. Поэтому важно находить контакты с руководителями для того, чтобы ученики как можно больше выступали. Такому взаимодействию способствует налаживание отношений между учреждениями общего и дополнительного образования. Организация зачётов и публичных выступлений учащихся ДМШ в актовых залах общеобразовательной школы с приглашением учащихся — форма взаимовыгодная. Такие мероприятия не только влияют на процесс обучения учащихся музыкальной школы, но и эстетически воспитывают учащихся образовательной школы. Однако отсутствие контакта между руководителями общеобразовательных и музыкальных школ (школ искусств) в организационных вопросах по предоставлению актовых и учебных   помещений снижает эффективность концертной деятельности учеников музыкальных школ.

В организации обучения детей также имеются много пробелов. Одним из принципиальных в нашей работе является недостаточное количество концертов учащихся в течение учебного года в классе у самого педагога. Мы сами часто формально подходим к планированию концертной деятельности из-за нехватки времени, слабой подготовки учащихся, а также малого охвата детей в период подготовки  концертов. К этому приводит и недостаточная домашняя подготовка детей к уроку, малое количество произведений, исполняемых в классе.

Очень важно участие родителей в организации процесса домашней подготовки к урокам, а также к концертным и конкурсным выступлениям. Плохо, когда в домашних занятиях имеет место слабый контроль со стороны родителей. Если же родители знакомы с произведениями современных композиторов, им легче организовать и контролировать домашние занятия. Для организации успешной концертной деятельности необходимо в процессе взаимодействия педагога с родителями необходимо направлять и обсуждать все моменты и сложности, которые могут возникнуть в период домашней подготовки ребенка. В ходе проведения домашних занятий они должны стать главными слушателями, находить для этого время, высказывать своё мнение. Большинство родителей не имеет музыкальной подготовки, тем более, к многих отсутствует профессиональное музыкальное образование. Прежде всего с педагогом обсуждается время занятий. Обычно домашние занятия по музыкальной школе выполняются после домашних заданий общеобразовательной школы, но в один из дней недели необходимо ставить домашние задания музыкальной школы первыми. Для чего это необходимо? Для того чтобы ребёнок мог «на свежую» голову разобрать и выучить сложные места в музыкальных произведениях. Таким образом, должен быть осуществлен контроль режима выполнения домашних заданий.

Желательно проводить зачеты и публичные выступления в актовых зала с посещением учащихся средней школы. Этими мероприятиями мы не только будем влиять на процесс обучения учащихся музыкальной школы, но и на эстетическое воспитание учеников средней школы. Таким образом, необходимо поддерживать постоянный контакт руководителям обеих школ для улучшения учебного процесса.

В самих музыкальных школах большинство руководителей недооценивают роль публичных выступлений. Для ребенка  выступление на публике, в концертом зале- необходимое условие для его самореализации. И если в музыкальных школах будут экзамены и зачеты сдавать с небольшим количеством педагогов – это ни к чему не приведет, как только к благополучному существованию. Необходимо устраивать открытые  переводные, выпускные экзамены с привлечением педагогов из других школ, училищ, институтов. Маленькому артисту для его роста и самореализации необходима публика, добрая и благожелательная аудитория, в которой и рождается большой артист. Поэтому мы должны находить контакты с руководителями для того, чтобы ученики как можно больше выступали.

Наша задача – чтобы у каждого ученика был свой любительский репертуар. У более способных учеников – это произведения на хорошем профессиональном уровне и сложности. У менее одаренных учащихся, произведение, которые пользуются популярностью в семье или интересные джазовые номера. Можно расширить список исполняемых произведений, внеся в них обработки народных, эстрадных, зарубежных образцов или произведение композиторов наших современников. Именно на выше перечисленных музыкальных примерах, близких к нам по времени, нужно раскрывать и показывать внутреннюю красоту и душевные переживания автора, которые станут понятны и близки учащемуся, будут вести  его к прекрасному.

В процессе занятия родители контролируют исполнение произведения ребенком, отмечая , что он играет одно и тоже место или не выигрывает, бросает не отыгранный «кусок», перепрыгивая на другой более легкий фрагмент произведения. Педагог об этом  должен обязательно проговорить с родителями, чтобы они заинтересовали ребенка домашним заданием, мотивировали его, сделали занятия в форме игры. Родители должны показать свое отношение к результатам труда ребенка. И после того как выучится произведение в домашней работе, ребенку нужно похвалить, подарив ему приз или устроить какое-то воскресное мероприятие или выбрать другой способ поощрения.  Главное - чтобы ребенок почувствовал значимость своих домашних занятий.

Следующим моментом в реализации концертной деятельности ребенка является осмысление работы самим педагогом. В свое работе мы должны  постоянно придумывать новые способы обучения для  организации учебного процесса. Должны быть какие-то стимулы, как раз в виде конкурсов и концертов для количественного и качественного роста педагогов. Простой анализ выявляет педагогов, которые часто принимают участие в конкурсах и у них виден результат творческого роста их учеников.  

В учебном годовом плане важно вносить классные концерты по полугодиям, с привлечением всех учащихся, а также проводить конкурсы на лучшее исполнение пьесы, этюда, полифонии и т. д.

Сама процедура концерта бывает разная:

- отчетный концерт, где обязательное участие каждого;

- тематический концерт, где нужна режиссура, умение выстроить поведение детей на сцене, отработать все номера. И когда это обсуждается самими учащимися – это является воспитательным моментом в обучении детей. Важна роль родителей, которые принимают участие в разработке сценария концерта, в оформлении сцены и в самом концерте. На самих концертах участие детей может быть разным - это целые концертные номера сильных детей и неполные номера детей со средними способностями. Дать возможность выступить этим детям в дуэте, ансамбле, трио, то есть ориентировать всех детей к выступлению при этом все будут в выигрыше, так как робкий сомневающийся ребенок в составе группы будет чувствовать себя уверенней.

Помимо  концертных номеров, сам концерт нуждается в распределении ролей – это ведущий, поздравляющий, участники массовых сцен. При самой подготовке к выступлению необходимо детально проговорить, прорепетировать прохождение концерта с выполнением всех пунктов сценария, начиная от вступления, внешнего вида и ухода со сцены. Таким образом, в  концертную жизнь будут привлечены все учащиеся и родители. Все это служит воспитательным моментом, сближением, как и коллектива класса, так и семьи учащегося, раскрепощает самих учащихся и делает их более открытыми, эмоциональными. Ведь артист на сцене является проводником, посредником мысли автора между произведением и слушателем. Также к концертной работе могут быть привлечены другие педагоги  инструментального отделения музыкальной школы.  Они могут сами участвовать в концертах так и представлять своих учеников с концертными номерами.

Посещение выступлений профессиональных артистов, детских концертов таких как «Река талантов» при поддержке  Ю. Башмета, и других талантливых исполнителей также служит вовлечению детей в концертную деятельность.  

Теперь перейдем к конкурсной деятельности детей. Здесь наша главная задача привлечь детей на конкурсы, так как они помогают выявлять наиболее способных и талантливых детей.

Необходимым условием успешности выступлений является внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизация исполнительского мастерства. Очень важна в этой ситуации уверенность в себе, в свои силы. Но именно это и становится серьезной психологической проблемой, когда учащийся оказывается в центре внимания зрителей и членов жюри и он знает, что он оценивается. Чтобы не растерять своих лучших качеств, нужны волевые данные. Успех и неудача в публичных выступлениях напрямую зависит от воли. Воля нужна во всем, начиная с обычного рабочего дня. Каждый день заставить себя занимается, это не только заставить себя сесть за инструмент, но и научится делать дело хорошо. Получается, что воля определяет, не только объем и регулярность работы, но и ее содержание.  

Пианист - музыкант Г. Р. Гинзбург говорил, «Что проблема начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли».

Чтобы результат работы – исполнение программы на конкурсе выглядел технически безукоризненно, эмоционально и ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. При подготовке к конкурсам некоторые педагоги берут учеников к себе домой. При этом выдерживается определенный ритм занятий, питания, настрой ученика для его выступления.

На последнем этапе, при подготовке к конкурсному выступлению, очень важным моментом является «обыгрывание» программы на публике. Это внушает уверенности в своих силах и выявляет ряд технических и психологических моментов. Проигрывание может быть как при учениках класса педагога, так и приглашение других педагогов, или выход с небольшим концертом в школу, дошкольное учреждение.

При подготовке к конкурсам одним из ресурсов является консультации с членами жюри. Это дает возможности заострить внимание на такие моменты, которые могли ускользнуть из поля зрения педагога. А также консультации после конкурса, где член жюри может дать свою оценку выступающему ребенку и обратить вникание на какую-то проблему или место отыгранной пьесы, репертуар или исполнение учащимся произведения.

Таким образом, несомненные плюсы музыкальных конкурсов – это постановка задач повышенной сложности, расширение репертуара и повышение исполнительского мастерства. Конкурс дает возможность получить объективную оценку уровня своего мастерства, приобретения опыта выступления в экстремальных условиях, происходит знакомство с другими исполнительскими школами и исполнителями.

При вовлечении детей в конкурсы нужно также продумывать вопросы, касающиеся поощрения, как можно большего количества участников. Имеет смысл увеличения количества лауреатских мест, разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например, заставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы, а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности некоторых конкурсантов – артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.д.

 Конкурсы осуществляют комплексную программу – это и музыкально образовательные, художественно-творческие, педагогические и психологические моменты.

Одно из более сложных проблем при участии ученика в конкурсе – это выбор конкурсной программы, которая максимально могла раскрыть все возможности конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, его плюсов, которые стоит выделить. Эта тема актуальна для любого возраста, лишь меняется репертуар и его сложность. Но высокая планка художественных задач остается. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю зажатость и внешнюю скованность, что неизбежно сказывается на результате выступления и в дальнейшем может «отбить» охоту в участии выступать на конкурсах.  Но в итоге цель творческого развития учащихся – совместная работа ученика и преподавателя.

В итоге все это и концертная и конкурсная деятельность учащихся служит нашей главной задаче – раскрытию способностей и талантов детей.

23.12.2018 г.