ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И АНСАМБЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Лепенина Елена Алексеевна

Одной из форм социальной адаптации детей с ОВЗ в ДМШ является совместное музицирование на уроках специальности и ансамбля. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, почувствовав в себе уверенность, учащийся более комфортно ощущает себя в качестве исполнителя – солиста, и все это благодаря систематически используемому методу коллективного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И АНСАМБЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Лепенина Елена Алексеевна

директор, преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Городская детская музыкальная школа»

 

"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский

        Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому музыкальная школа может обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие. Одной из форм социальной адаптации детей с ОВЗ в ДМШ является совместное музицирование на уроках специальности и ансамбля. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, почувствовав в себе уверенность, учащийся более комфортно ощущает себя в качестве исполнителя – солиста, и все это благодаря систематически используемому методу коллективного музицирования.

Основные принципы обучения.

1. Принцип индивидуального подхода к обучению.

Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и так далее), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.

Индивидуальный подход позволяет включить в образовательный процесс детей, для которых общепринятые способы педагогического воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с особыми педагогическими потребностями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп, организацию и использование специфических приемов и способов музыкально-педагогической работы.

Первые пьесы на уроках специальности педагог проигрывает и показывает ребенку сам, разучиваются они «с рук». По просьбе педагога ребенок играет одну ноту в двухдольном или трехдольном размере в ансамбле с педагогом («Белка», «Ладушки», «Ледяная гора», «Андрей-воробей» и т.п.).  Играя в ансамбле, ребенок учится слушать, чувствовать  пульс музыки, ее характер, знакомится с понятиями: вступление, заключение, динамические оттенки. Дети с удовольствием принимают участие в подобной форме начальных уроков, знакомясь при этом с клавиатурой фортепиано, с названиями звуков и их ритмической организацией, а так же с элементарными движениями рук для получения звука приемом non legato.

2. Принцип опоры на сенсорное восприятие.

Прежде всего, предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие материала с подключением различных органов чувств. Зачастую используются несколько видов наглядных средств:

- образные (слайды, фильмы, иллюстрации, картинки)

- условно-символические (знаки, схемы)

- предметные (игрушки, макеты, муляжи).

        Большое количество фортепианных ансамблей для учащихся младших классов создают музыкальные образы животных, сказочных существ («Игрушечный медвежонок», «Три поросенка», «Урок в мышиной школе», «Баба-Яга», «Киска» и т.п.). Показав иллюстрацию к исполняемому произведению, мы даем возможность ребенку сопоставить увиденное с услышанным, включая его в познавательный процесс.

3. Принцип прочности усвоения материала.

У детей с особыми образовательными потребностями отмечается трудности при запоминании учебной информации. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Тем более что ансамблевое исполнение требует не только запоминание нотного текста, но и слаженное исполнение участников ансамбля, умение слушать друг друга.  Это могут быть репетиции в концертном зале или  исполнение для своих товарищей во внеурочное время.

4. Принцип активности и сознательности в обучении.

Обучение и воспитание представляют собой двусторонний процесс. Одна сторона - объект обучающего и воспитывающего воздействия - ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня этой активности, слабость познавательных интересов, отсутствие учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы детьми с особыми педагогическими потребностями. Очень эффективно в данном случае участие учащегося в различных мероприятиях: концертах, классных часах, родительских собраниях и т.д. Помимо ансамблевого исполнения ученика с педагогом или с другим учеником прекрасно, если ребенок может музицировать дома с кем- то из членов семьи. Это доставляет ему радость,  уверенность в исполнении и желание продолжать свое музыкальное обучение.

5. Принцип доступности.

Данный принцип обязывает педагога учитывать возрастные, психофизические особенности учащегося. Опираясь на это знание, выбирать посильные задачи, при этом нежелательно как облегчать, так и чрезмерно повышать трудность учебной информации. Обычно учащимся выбирают первую партию ансамбля, так ка она легка в исполнении. Очень мало произведений, в которых вторая партия будет понятна учащемуся, но нужно находить такую возможность и использовать ее, чтобы ученик учился сопровождению и мягкому исполнению басов. (В.Ребиков «Лодка по морю плывет», М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Л.Бетховен Три немецких танца, Ф.Шуберт Лендлер и т.п.)

Дети и подростки с нарушениями слуха.

Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха, в образовательном учреждении необходимо учитывать психологическую и физиологическую готовность к обучению.

Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является быстрый темп речи педагогов, практическая невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять какие-либо инструкции педагогов.

Старайтесь делать небольшие паузы (3-4 мин) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог понять воспринятое.

Не бойтесь два - три раза повторить основные положения предлагаемого материала. Используйте как можно шире иллюстративный материал.

Нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога. Следует обязательно проверить, как понято задание. Время, затраченное на проверку понимания инструкции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе.

Будьте к собеседнику доброжелательным, не показывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием вашей речи.

Овладевайте способами оперативной помощи ему во время беседы или урока:

-повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов;

-переставить слова во фразе;

-заменить то или иное слово без изменения смысла фразы.

Дети и подростки с нарушениями зрения.

Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна.

В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.

При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту.

Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.

Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

Методы воспитания.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо обучающих методов, особенно важны методы воспитания.

К ним относятся «поощрение» и «стимулирование интереса». Изначально, «поощрение» может иметь небольшую «материальную» и «словесную» ценность. Это могут быть картинки с игрушками, а впоследствии оценка. Словесное же поощрение должно быть постоянно («хорошо», «молодец», «правильно»).

Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его «творческий процесс». Только постепенно, когда у ребенка появляется уверенность в себе, он «открывается» педагогу. На этом этапе можно подробно узнать, что нравится и не нравится ребенку, что его настораживает, через какие эмоции он быстрее открывается, что его беспокоит и что успокаивает.

Для учащихся с ОВЗ важно вселять уверенность в себе, так как их самооценка изначально завышена,  перехваливать таких детей не стоит, иначе они будут ждать только положительной оценки их деятельности и неправильно реагировать на замечания.

Здоровьесберегающие технологии.

Одна из основных задач уроков ансамбля: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Задача на уроке ансамбля - создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. 

Под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.

 Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

 Учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей.

 Регламент учебных занятий по времени.

 Частая смена видов деятельности на учебном занятии.

 Специальные упражнения для рук и ног, "пальчиковая гимнастика", дыхательные упражнения.

 Контроль осанки ребенка за инструментом.

Активная музыкотерапия предполагает участие в играх, выполнение определенного вида упражнений. В их применении педагогом - музыкантом существуют некоторые определенные правила.

Во-первых, стремясь «открыть», расположить ребенка к музыке, не стоит навязывать ему свое понимание. Роль взрослого - это, в основном, роль наблюдателя и консультанта, активно поддерживающего и следующего за ребенком, помогающего ему музыкальными средствами. Поэтому музыка должна быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.

Во-вторых, педагог должен найти способ выражения для соответствующих эмоций ребенка. Это может быть рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми соответствующих красок и сюжетов рисования - это позволяет снять внутреннее напряжение неконтактных детей. Специально подобранная музыка в момент рисования «очищает» психоэмоциональное состояние детей, а спокойный характер и негромкое звучание стимулирует их изобразительную деятельность.

Таким образом, музыкальные занятия могут активно способствовать развитию разнообразных творческих возможностей детей, в том числе, с ОВЗ, дают им богатый опыт общения с искусством - с одной стороны, и с педагогом - с другой, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для успешного обучения и развития всех сторон личности ребенка.

Библиография:

1. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля /А.Готлиб// Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3 М., 1973.-96 с.

2.Хольцвейссиг Криста. Игра в четыре руки /Криста Хольцвейссиг// Сборник статей: Ребенок за роялем. – М.: Музыка, 1981.- с.200-208

3.Андреева Л.В.«Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений». - М.: Академия, 2005. – 576 с.

4.         Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья /Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А, Никольской.-М.: Национальный книжный центр, 2013.-336 с.

5. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.

6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.