Методическая разработка :Развитие музыкальности у учащихся по фортепиано на занятиях дополнительного образования

Развитие музыкальности у учащихся по фортепиано на занятиях дополнительного образования . Методическая разработка об игре на фортепиано и постепенном развитии музыкальности у детей начиная с младшего возраста.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №271 Красносельского района

Санкт-Петербург им. П. И. Федулова

Отделение дополнительного образования детей

Художественно-эстетическая  направленность

Объединение: «Ансамблевое музицирование»

Методическая разработка на тему:

Развитие музыкальности у учащихся по фортепиано на занятиях дополнительного образования .

 

Педагог дополнительного образования

Артеменко Н. А.

2023г.

Развитие музыкальности у учащихся по фортепиано на занятиях дополнительного образования детей.

 Музыка  воздействует на человека сильнее, чем  другие виды искусства.

        Общество ставит перед педагогами задачу воспитания гармонично развитого человека. Важнейшим звеном в процессе воспитания ребенка может стать музицирование на фортепиано.

        Искусство, а в большей степени музыка, развивает высокую степень восприятия мира, дает возможность глубокого постижения сути вещей. Следует отметить, что музыка формирует эмоциональную сферу человека, совершенствует его мышление, ребенок становится чутким  к красоте в искусстве и в жизни. Главная особенность музыки заключена в ее интонационной природе. Чтобы развить музыкальность ученика, необходимо  научить его слышать и понимать музыкальные интонации, а затем выразительно интонировать на фортепиано. Б.В. Асафьев в своих трудах рассматривает интонацию как фундамент, как «звуковыраженную» музыкальную мысль. Музыка становится нам понятной из-за сходства с интонациями человеческой речи, «…речевая и чисто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока».

        Интонационная выразительность музыкального искусства раскрывает нам внутренний мир человека, его переживания, чувства, заложенные композитором в музыкальном произведении.

Музыка, как эмоциональная сила, психологически воздействуя на нас, обогащает чувства, интеллектуальные стороны личности, развивает творческие способности, воображение, возвышает человеческий дух.
        Музыкальное развитие детей может быть эффективным только тогда, когда ребенок приобрел интонационно – образный запас впечатлений и научился эмоционально – осмысленно переживать исполняемую им музыку

Этот запас нужно использовать в работе и постоянно обогащать его (за счет разнообразного репертуара, способов и методов работы над ним) прежде всего в сфере интонационной, позволяющей выявлять выразительные возможности, заложенные в музыке, а так же анализа музыкального произведения. Роль интонирования и анализа произведения в музыкальном развитии весьма велика, так как эти сферы обогащают слышание, могут вызвать яркое переживание и дают возможность понять и осмыслить музыкальный язык произведения.

Таким образом, интонационная работа на уроках фортепиано является главной составляющей в формировании музыкальности учащегося.

Проблема выразительного интонирования на фортепиано очень сложная и обширная. Решение ее занимает время всего обучения пианиста, начиная с первых его шагов.

На начальном этапе обучения  необходимо выявить и развить индивидуальные природные способности, музыкальные данные ребенка, дать определенные знания, выработать первоначальные навыки. Это период духовного овладения музыкой. Характерные черты данного возраста 4-8 лет: высокая эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, любознательность, подражание, малый объем внимания.  Основной  и любимый вид деятельности – игра. В это время у ребенка развивается творческое воображение, он учится фантазировать. Темп мышления медленный, новые впечатления, знания требуют времени для усвоения ребенком.

Музыкальные способности развиваются раньше всех других. Исследователями выделены определенные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания  центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

Общая длительность периода наибольшей музыкальной восприимчивости определяется возрастом от двух – двух с половиной до одиннадцати – тринадцати лет.

Начальный этап обучения самый трудный и ответственный в работе педагога. Цель его – создание фундамента, на котором будет строиться все дальнейшее развитие ученика. Основные задачи начального периода:

Развитие слуха, воспитание чувства ритма, пробуждение интереса к занятиям, освоение элементарной музыкальной грамоты, организация игрового двигательного аппарата, воспитание начальных исполнительских навыков, развитие творческого начала.

        Задача педагога – пробуждение и укрепление музыкальности с помощью выразительного интонирования.

Основные направления работы по развитию выразительного интонирования: накопление элементарных интонаций (слуховой опыт), навыки звукоизвлечения (работа над звуком, приемами звукоизвлечения), навыки звуковедения (работа над кантиленой).

Выдающийся фортепианный педагог Генрих Густавович Нейгауз говорил: «Прежде чем начинать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся…должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».

 До начала занятий на фортепиано ребенок должен накопить        определенный запас музыкально-слуховых впечатлений, которые педагог должен постоянно пополнять. Первые музыкальные впечатления ребенок получает на основе песенного материала, доступного его пониманию (простые детские песенки, народные песни). Текст должен соответствовать возрасту детей, ребенок должен понимать смысл стихов.

Автор данной разработки  использует  в своей работе  «Новую школу фортепианной игры» И. Цыгановой и  С.Корольковой, а также множество сборников для начального обучения: «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги» Ж. Пересветовой, «Учусь импровизировать и сочинять» О.Булаевой и О.Геталовой. Произведения в этих сборниках доступны для понимания маленьким ребенком, представляют собой песенки со словами. Изучая произведения, ребенок  исполняет каждую песню в трех вариантах: со счетом, сольфеджируя и со словами. Таким образом, при подготовке домашнего задания ученик проигрывает произведение не менее трех раз, а это способствует закреплению произведения в памяти.

Для прослушивания и определения содержания исполняемой музыки подбираются небольшие пьесы из «Детского альбома»  П.И.Чайковского, пьесы из альбомов для детей С.С. Прокофьева, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Майкапара, В.Коровицына, Т.Смирновой, Ю. Щуровского и других композиторов. Можно прослушивать   русское  народное музыкальное творчество   и песни разных народов для определения настроения, содержания, для сравнения различных пьес.

Для получения представления о звучании разных регистров фортепиано, ребенок должен слушать  программные, звукоподражательные  пьесы.  Дети с удовольствием импровизируют на фортепиано, изображая шаги слона, рев медведя или тигра (в нижнем регистре фортепиано), пение птиц, звон весенней капели, писк комара, звук колокольчика  (в верхнем регистре), зайчика, белочку, лису (в среднем регистре). Для занятий по импровизации в классе используются учебные пособия О.Геталовой «Учись импровизировать и сочинять» в пяти частях.

Первые представления о ладе маленький ученик может получить, слушая одну и ту же пьесу в мажоре, затем в миноре. При этом,  необходимо рассказать о веселом событии, затем о грустном.

Еще в донотном периоде ребенок должен научиться различать «трех китов в музыке», как говорил Д.Б. Кабалевский, то есть песню, марш, танец.

Марш  имеет четырехдольную пульсацию, под него  хорошо шагать. Танцы различаются количеством долей в такте и характером. Надо сравнить вальс – плавный изящный, трехдольный и польку -  веселую, живую, с двухдольной пульсацией. Трехдольный менуэт отличается церемонным характером с поклонами и приседаниями, а такая же трехдольная мазурка – острым пунктирным и синкопированным ритмом. Во время прослушивания пьес ребенок может прохлопывать ритм ладонями или стучать шумовыми инструментами (шейкер, бубен, маракасы)

Этот запас музыкальных впечатлений и представлений будет способствовать сознательному восприятию музыки, развивать слушательское внимание, активность мышления.

Уже в донотном периоде ребенок должен эмоционально откликаться на музыку, воспринимать звуковысотное и ритмическое движение, должен уметь спеть то, что ему предстоит сыграть. Действенный метод: предложить ребенку спеть пьеску, которую ему предстоит сыграть, затем спеть это мысленно, со временем все чаще мысленно.

Донотный период характеризуется тем, что ребенок начинает играть на инструменте, осваивать его, уже имея определенный запас музыкально-слуховых впечатлений, начинает интонировать голосом.

Преждевременное  обучение ребенка  нотам без предварительного периода слухового развития наносит непоправимый вред, так как обучение в этом случае принимает механический характер и тормозит музыкальное развитие ученика. Например, навык чтения с листа базируется на слуховых представлениях, поэтому развитие слуховых представлений должно опережать обучение чтению нот с листа

Новые элементы ритма, лада, мелодики осваиваются сначала слухом, затем в нотной записи. Необходима также координация слуха с моторикой. В момент звуковой реализации предыдущей фразы нужно предвидение и предслышание следующей, что связано с развитием внутреннего слуха,  а также с сосредоточенностью внимания.

На уроках фортепиано ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. В основе владения инструментом лежит музыкальное сознание ученика, то есть его слух.

Необходимо с первых же уроков донотного периода ввести ученика в атмосферу музыки, которая исполняется им самим. Лучше всего это сделать, исполняя ансамбли. Ансамблевое музицирование приучает ученика к ритмической организации звуков, к слушанию.

Если  ребенок исполняет свою партию даже на одной ноте, он уже знакомится с клавишами, регистрами фортепиано, усваивает ритмические формулы, ритмоинтонации, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые движения. Это также работа над элементарными интонациями и контрастными звуковыми образами. Развивается звуковое воображение, когда ребенок имитирует часы, шаги, эхо (сборники О.Геталовой и О. Булаевой «Учусь импровизировать и сочинять», «Школа фортепианного ансамбля» Ж.Пересветовой). В таких играх надо следить за выразительностью исполнения интонации.

Ансамблевая игра на этом этапе обучения – увлекательный вид музыкальной деятельности: совместного музицирования, заниматься которой можно на любом уровне владения инструментом.  Таким образом, по выражению Г.Г.Нейгауза,  «с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование».

Ансамблевое музицирование способствует формированию гармонического, тембродинамического слуха, музыкальной памяти, развивает чувство единого метра, синхронность, воспитывает исполнительскую волю, дисциплину, ответственность, развивает навык слушания партнера. Ансамблевая игра заставляет сосредоточиваться на метроритмической стороне и приучает к быстрой ориентировке на клавиатуре. Она должна стать началом работы над созданием художественного  образа. Учащиеся моего класса любят выступать на сцене с исполнением различных ансамблей. Учащиеся класса любят импровизировать на черных клавишах, изображая картину звездной ночи (на небе зажигаются звездочки, затем они двигаются, и даже танцуют). Такие игры развивают слуходвигательную координацию, воображение, волю, а также пробуждают интерес к инструменту фортепиано, к занятиям на нем.

Сочинять учащиеся начинают в пределах интервала квинта, на заданные стихи, потом интервал расширяется до октавы. Особенно увлекает учащихся сочинение по картинке, например: зайчики  танцуют под дождем.

В процессе сочинения  происходит накопление в слуховой памяти ребенка различных интонаций, мелодических оборотов. Необходимо создать в памяти учащегося запас различных интонаций, показывать на инструменте, как  капает дождь,  звенит колокольчик, плачет кукла.

Ребятам нравится игра в вопрос-ответ, когда педагог задает вопрос на инструменте (играет и поет), а ученик отвечает, сочиняя свои ритмоинтонации.  Когда ребенок накопил определенный багаж таких ритмоинтонаций, можно переходить к нотному периоду.

Начальный период обучения в классе фортепиано строится на игре отдельных звуков. Именно в это время можно заложить основы фортепианного слуха и техники – связать звучание с движением руки.

Г.Г. Нейгауз назвал извлечение одного звука первым элементом техники.

Звук  фортепиано имеет определенное начало, продолжение и завершение (или переход в следующий  звук). Пианист должен уметь слышать и осознавать эти три стадии звукового процесса.

Рассмотрим эти стадии подробнее.

1.При игре на фортепиано важно знать, что после удара пианист не может изменить возникший звук. Пианист имеет власть над звуком до прикосновения к клавише и удара. Он может планировать нужный звук, затем правильно его взять. Большое значение здесь имеет внутренний образ звука в памяти и связанных с ним двигательных приемов.

2.Вторая стадия – протяженность звука. Важную роль при извлечении звука играет скорость атаки. Она определяет силу звука, его протяженность, форму звуковой волны. При резкой атаке получается острое начало звука и крутой спад. При мягкой атаке звуковая волна получается более пологой и продолжительной.

3.Третья стадия – завершение звука. Эта стадия полностью зависит от воли  пианиста. С.Савшинский писал: «Молоточек выходит из-под власти пианиста ещё до того, как он коснется струны и заставит её звучать. Демпфер же подчиняется исполнителю, пока его палец соприкасается с клавишей или ноги с педалью». От способа снятия клавиши зависит скорость движения демпфера, а значит и окончание звука. При освоении навыков игры на фортепиано особое внимание нужно уделять завершению звуков. Это придает ясность звуковой картине.

Прежде всего,  ребенок должен научиться слышать протяженность одного звука.  Извлечение первого звука – ответственный момент. Надо научить ребенка брать звук свободной, гибкой рукой и после взятия обязательно прислушаться к звучанию струны. Надо объяснить, что если относиться к инструменту ласково, то он запоет и звук будет красивый, если клавишу ударить, то инструмент закричит, ему будет больно. В дальнейшем, при исполнении самой простой мелодии, надо учить вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее выразительно и естественно.

Если приучить ребенка с первых уроков слушать звучание инструмента, следить за качеством звука, то у него не возникнет трудностей с двигательным аппаратом.

В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауз писал: «Наилучший звук (следовательно, самый красивый) тот, который наилучшим образом выражает данное содержание». «Работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и -  будем откровенны – душевными качествами ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук»

В самых первых упражнениях ученик должен дослушивать звук до конца, пока он не растворится. Е.Тимакин говорил: «Дослушивать – это не покой, а движение звука, именно в нем заключено зерно развития музыки»

Особое значение при интонировании имеет музыкальный слух. Теоретики  пианизма (Л.Баренбойм, Г.М.Цыпин) трактуют музыкальный слух как направляемый опытом, сознанием и эмоциями интонационно чуткий слух, способный прослеживать, осмысливать и оценивать в музыке события, наблюдать за её течением, за музыкальной формой как процессом. Развитие слуха связано с работой над исполнительским интонированием. Ученика надо приучать играть каждую интонацию, мелодию играть осмысленно, выразительно. К.Н.Игумнов говорил: «Интонация – ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения». Надо, чтобы ученик воспринимал мелодию, ее рисунок через ощущение его упругости, сопротивляемости, психологической весомости, то есть каждая интонация, каждый интервал должен переживаться эмоционально. Выдающийся фортепианный педагог С.И. Савшинский писал: «Мелодический рисунок должен быть пережит: близкий и далекий, консонанс и диссонанс, в пределах лада или вне его».

Существуют  определенные  методические приемы по развитию интонационного слуха, которыми пользуется в своей работе автор данного творческого отчета. Это подпевание мелодии с инструментом (в унисон), пропевание мелодии до исполнения ее на клавиатуре, внутренее пение, транспонирование небольших песенок. Большой популярностью у учащихся младших классов пользуется песенка «Василек», которую они с удовольствием транспонируют, то есть исполняют от всех белых и черных клавишей, причем двумя руками с басом.

 Г.Г.Нейгауз советует при исполнении произведения чередовать пение и игру по фразам или тактам. Это развивает внутренний слух.

Большую роль играет специальная работа над мелодией: необходимо проигрывать мелодию с выразительным интонированием, вслушиванием в каждый интервал, в переход одного звука в другой. Полезно исполнять аккомпанемент и пропевать мелодию вслух и мысленно, развивая внутренний слух.

Если в первых пьесах ребенок может опираться на слова для понимания художественного образа произведения, то в дальнейшем он должен научиться познавать мелодическую выразительность из звуковой линии без подтекстовки. И не только познавать, но и передать характер мелодии при помощи выразительного интонирования.

Ученик должен научиться делить мелодию на фразы, в каждой фразе найти смысловой акцент, определить тип мелодии, обратить внимание на паузы, почувствовать их выразительность.

Б.В.Асафьев писал: «Работая над мелодией ее нельзя сводить лишь к достижению напевности звука. Это понятие включает в себя одухотворенность исполнения, поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу».

Трудности могут возникнуть при соединении долгих звуков с короткими. Ученик должен долгий звук дослушивать, а короткие подстраивать к оставшейся силе звучности. Если в мелодии появляются повторяющиеся звуки legato, трудно добиться связности в мелодии.

На втором этапе обучения  (3 – 7 классы) возникают свои задачи:

развитие пианистических способностей, формирование технических навыков, освоение артикуляции, активизация эмоционально-слуховой сферы, освоение навыков педализации, развитие мышления. В программе этих классов появляются новые предметы: ансамбль, аккомпанемент.

На этом этапе воспитываются полифоническое, мелодико – интонационное, ладо – гармоническое  слышание, чувство ритма и формы, музыкальной памяти. Педагог на этом этапе применяет на только исполнительский показ, но и теоретический анализ произведения. Так как  произведения усложняются, необходимо воспитывать умение горизонтального слышания. На более высоком уровне протекает работа над звуком, приемами звукоизвлечения, интонирования мелодии как основы для развития музыкальности.  Выдающийся пианист и фортепианный педагог Ф.Блуменфельд учил слушать и извлекать протяжный звук. Он не терпел ударности звукоизвлечения, а воспитывал «вокальное отношение к фортепианному звуку». Он считал, что слышание – это переживание упругости, сопротивляемости  , напряженности музыкальных интервалов. А для этого нужны «слышашие» пальцы, которые предчувствуют звуковую высоту тонов и интервалов между ними. На таких же принципах строилась работа над звуком в классе многих выдающихся педагогов прошлого  (М.Юдиной, Г.Нейгауза, Я.Зака)  и настоящего  (В.Горностаевой, Е. Тимакина, Е.Либермана). В работе   с учащимися необходимо  воплощать принципы этих педагогов: качество звука, звуковые краски, интонирование, штрихи, фразировка.  Как сказал Е.Тимакин: «Предварительное слышание в процессе исполнения высвечивает мельчайшие детали музыки, активизирует пальцы, которые приобретают ведущую роль» и «Живое ощущение звука кончиком пальца необходимо  в кантилене, во всех типах фактуры, видах техники».  

Интонирование – это поиск нужного звука, при котором работает не только слух, но и душа, воображение, а значит это творческий процесс, который способствует пробуждению и развитию музыкальности. Задача пианиста- педагога – развить музыкальность ученика, научить чувствовать красоту музыки.

Литература:

1. Сабина С. В.  Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности / С. В. Сабина – Самара: Поволжский педагогический вестник, 2015

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.

3.Савшинский С.И.  Пианист и его работа.

4.Баренбойм Л.А.  Фортепианная педагогика.