"Формирование ансамблевых навыков в классе баяна"

Балуева Любовь Александровна

В публикации "Формирование ансамблевых навыков в классе баяна" идет описание того, что коллективные формы  музицирования приобретают в настоящее время все большую популярность. Потому, что дают возможность каждому учащемуся даже со средними музыкальными способностями проявить себя в новом качестве, почувствовать себя настоящими артистами, выступая на концертах, раскрыть свой потенциал. А это очень важные качества не только для музыканта, но и для любого человека, ведь психологическая устойчивость, уверенность в себе и умение владеть своим эмоциональным состоянием – преимущественные факторы в любой профессии. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ    АНСАМБЛЕВЫХ  НАВЫКОВ В КЛАССЕ  БАЯНА»

                                                                                      Балуева  Л.А.

                                                                                      преподаватель МБУ  ДО

                                                                        «Чернушинская ДШИ»

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..…..3

1. Ансамбль как форма коллективного исполнительского творчества

        1.1Функции ансамблевого исполнительства…………………………..4

        1.2. Роль психологического климата в ансамбле………………………5

2. Формы и методы развития ансамблевых навыков баянистов

        2.1.Воспитание первоначальных навыков игры  в ансамбле…………7

        2.2. Репетиция как творческий процесс………………………………..11

        2.3. Психологическая подготовка к концертному выступлению…….15

Список литературы………………………………………………………….20

                                                    Введение

Коллективные формы  музицирования приобретают в настоящее время все большую популярность. Потому, что дают возможность каждому учащемуся даже со средними музыкальными способностями проявить себя в новом качестве, почувствовать себя настоящими артистами, выступая на концертах, раскрыть свой потенциал. А это очень важные качества не только для музыканта, но и для любого человека, ведь психологическая устойчивость, уверенность в себе и умение владеть своим эмоциональным состоянием – преимущественные факторы в любой профессии. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

        Тенденция в современной музыкальной педагогике: активизация процесса музыкально-эстетического воспитания обусловлена высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, логику, интуицию, целеустремленность воображения, активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

         

1. Ансамбль как форма коллективного исполнительского творчества

  1. Функции  ансамблевого  исполнительства

«Ансамбль (от французского «вместе») – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом» [1].

        Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра – вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

Ансамбль воспитывает чувство товарищества, приучает к собранности, обязательности. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведения, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.    

Формирование навыков ансамблевого музицирования начинается уже с того момента, как ученик начал заниматься музыкой. На свой первый урок музыки ребенок приходит с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их собственными руками. И главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научить этой интересной игре  на инструменте. Мы, знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Прохождение ансамблевой дисциплины предусмотрено во всех звеньях музыкального образования, что лишний раз подчеркивает ее значение[1].

    1.2. Роль психологического климата в ансамбле

Понятие «психологический климат» включает в себя уровень сплоченности участников ансамбля, взаимопонимание, организованность, дисциплину, требовательность к себе и другим, взаимную поддержку и помощь, т.е. ряд факторов, создающих то, что принято называть творческой атмосферой ансамбля. Все задачи, которые руководитель ставит перед ансамблем, должны быть глубоко осознаны партнерами и стать неотъемлемой частью их собственных убеждений.

Игра в ансамбле – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни, стать участником общего дела. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение, неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Понятие психологической совместимости включает в себя и совместимость характеров, и степень воспитанности, прилежности, дисциплинированности, и эмоциональную устойчивость, то есть целый комплекс качеств, характеризующих моральный и этический облик человека. 

На первом месте стоит умение жить в коллективе, то есть находить общий язык друг с другом. К. Станиславский писал по этому поводу: «Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться». От этого зависит та непринужденно-деловая обстановка, тот психологический климат, которые будут способствовать творческому росту ансамбля [13]

Итак, если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. На таких занятиях в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле - залог успешной работы.

 Одно из необходимых условий существования ансамбля — чёткое разграничение «прав и обязанностей» его участников и  преподавателя. Задача руководителя — объединить участников ансамбля в сплоченный художественный коллектив, определить его ближайшие задачи, наметить перспективы работы. Преподаватель  должен помнить, что в каждом ансамбле необходимо развивать творческую индивидуальность. От личных качеств руководителя зависит многое. Он является инициатором, организатором в творческом процессе. Руководитель обязан обладать высокой требовательностью к себе.

         В обязанности руководителя входит:

1. Изыскивать новый репертуар;

2. Планировать и проводить репетиционную работу;

3. Составлять программы сольных и сборных концертов и т.д.

Очень важным средством эстетического воспитания учеников является подборка репертуара. При выборе программы необходимо учитывать музыкальные способности и возможности участников ансамбля, чтобы взятое произведение было «под силу» ученикам, чтобы они в достаточной мере прониклись исполняемой музыкой и смогли передать её художественное содержание. Таким образом, репертуар ансамбля составляется с учетом задач, стоящих перед коллективом (участие в концертах, тематических программах, участие в конкурсах) и должен быть разнообразным, разноплановым, интересным и для исполнителей и для слушателей. В репертуаре ансамбля должны быть сочинения разнообразные по стилю, жанру и форме: обработки народных песен и танцев, переложения классической музыки, оригинальные сочинения, музыка из мультфильмов, кинофильмов.

                     

2. Формы  и методы развития ансамблевых навыков  баянистов

2.1. Воспитание первоначальных навыков игры  в ансамбле

           Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).   

       При всем многообразии методов ведения занятия, основные из них – метод словесного объяснения и показ на инструменте. Все пояснения, которые касаются содержания музыки, специфики баянного исполнения и методов домашней работы дополнены и подкреплены соответствующей демонстрацией на инструменте. Особое внимание уделяется тому, чтобы убедить учеников в целесообразности позаниматься на инструменте в тот же день после урока, что позволяет сразу же «закрепить» новое задание. Эти методы ведения урока воспитывают у учеников умение выявлять главные и второстепенные задачи в исполнении произведения, приучают анализировать трудности и причины неудач в игре, развивают собственный слуховой контроль [4]. 

        В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик.

 Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а так же первоначальные игровые движения. И сам преподаватель может сочинить несложную партию для понравившейся ученику детской песне или знакомой мелодии. С каждым разом партии должны усложняться, а в дальнейшем, по мере приобретении знаний и навыков, исполнять простые мелодии пьес правой рукой в сопровождении педагога. Вот что писал по поводу этого метода работы Г. Нейгауз: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них «на слуху», несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть работа над художественным образом» [7].

Нотным материалом на начальном этапе обучения игре в ансамбле учитель-ученик могут послужить пьесы из сборников. Авторы предлагает учителю с первого урока стать партнером для ученика. Весь материал основан на дуэтной игре и построен по принципу «от простого к сложному». Играя с аккомпанементом, ученик с первого урока оказывается в ритмической пульсации, в красивых гармонических оборотах, т.е. в музыкальной структуре. Основы звукоизвлечения, посадка, приемы игры, даются учителем в процессе игры простых мелодий и упражнений, которые становятся пьесами благодаря аранжировке. Простота партии ученика позволяет сосредоточить его внимание на правильном звукоизвлечении (тактильное чувство), уверенной постановке пальцев правой руки на клавиатуре. Именно этот элемент для пальцев правой руки является основой развития техники правой руки и ее стабильности. Не нужно (пробегать) по упражнениям и этюдам, а добиваться чёткой работы пальцев без зажимов на этом легком нотном материале, на каждом дуэте. Преподаватель должен ставить задачи перед участником точно и конкретно. Основой обучения является многократные повторения музыкального материала или фрагмента, доводя их до автоматизма. Это и есть формирование (аппарата) юного музыканта, который позволит исполнять музыку на баяне  хорошим звуком и с хорошей техникой, артикуляцией и штрихами.

В дальнейшей работе преподаватель объединяет в ансамбль наиболее подготовленных учеников по принципу «психологической совместимости», и для учащихся начинается новый этап – формирования ансамблевых навыков уже в ансамбле.

Формирование ансамблей обычно проводят по классам, по сменам, но при этом не всегда учитывается желание учащегося играть с тем или иным партнером. Очень важно также учесть близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня развития, и, конечно же, степень владения инструментом. Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом.

Результатом основного качества ансамбля является синхронность - это   и   техническое    требование   игры: одновременное взятие и снятие звука, одинаковый  штрих, общее  чувство  фразировки   и ощущение   динамических изменений. Формирование  этих  навыков  необходимо  начинать  с  овладения  приемом «единого дыхания». Вдох – самый    естественный    и   понятный   сигнал   о   начале   игры    для   любого    музыканта. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению - небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, все зависит от характера и темпа исполняемого произведения. Когда произведение начинается из-за такта, то сигнал, по сути, такой же, с той разницей, что если в первом варианте при подъеме головы была пауза, то в данном случае она заполняется звучанием затакта. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова: «Внимание, приготовиться, начали», после слова «начали» должна быть естественная пауза (как бы вдох). В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера [8].

Упражнение, которое   способствует   развитию  быстроты   реакции, одновременного   контроля  над  своими   действиями  и   действиями   товарища.

Упражнение «Воздушный шар». Учащиеся по команде набирают через нос как можно больше воздуха. В определенной  точке  по команде  учащиеся  одновременно  задерживают  дыхание. Затем  дети   медленно  выпускают  воздух, имитируя   сдувающийся  воздушный  шар. Задача   учащихся  одновременно   выпустить   весь   воздух и поднять  руки  вверх.

        Упражнение «Дорожка». Упражнение заключается  в  простейших  приемах игры  технических упражнений  по хроматической гамме (ступеньки, опевание, гаммы, аккорды и т.д)

        Упражнение «Зеркало». Учащиеся по очереди  исполняют  мелодические обороты, попевки,  простейшие  одноголосные  пьески и т.д. Задача ансамблистов  очень  точно  со всеми нюансами  повторить игру товарища, «отразиться в зеркале». Преподаватель   может  варьировать   задание. Этот  прием  можно  использовать  в работе над  концертными  пьесами [10]

2.2. Репетиция как творческий процесс

Большую  роль в работе  ансамбля   играет    репетиционный  процесс, его чёткая спланированность. Можно  не  всегда  заниматься  полным  составом, а вызывать  отдельных   исполнителей. Немаловажное   значение имеет  также  организованность  в  работе,  дисциплина.

Работа    над  художественным  произведением  должна начинаться  со знакомства с произведением. Если  есть возможность, его прослушивают  в  записи, если нет – проигрывают. И здесь сразу возникает вопрос – проигрывать  всем  ансамблем  или  отдельными  партиями? На   практике  такое   проигрывание   часто вызывает  немалые  затруднения. И одна из причин того – сложность в чтении с листа, поэтому одним    из важных  разделов   работы   руководителя   ансамбля   должно     быть постоянное    совершенствование     техники    чтения с листа  участниками. Хорошее чтение нот с листа во многом определяет и  плодотворность работы  над  произведением.  

        На  следующей стадии  работы  учащиеся   тщательно   разучивают  свои партии, а на  совместных  проигрываниях  корректируют   и реализуют общий для ансамбля исполнительский   план, устанавливают   нужные темпы, намечают  общие кульминации, определяют    динамику  каждой  партии   и  т.д.

    Одним из наиболее   продуктивных  методов  совместной  работы   над произведением   является   его проигрывание (целиком или по частям) в спокойных   темпах. Это  дает   возможность   уделить   достаточное внимание   хорошему    вслушиванию в музыку, более внимательному и углубленному, чем    при   беглом    знакомстве с ней. Весьма  полезно  проигрывание пьесы или отдельных ее частей на небольшой звучности, с минимальной  эмоциональной  отдачей. К этому методу следует периодически прибегать на протяжении всего периода работы над произведением. Если на начальных стадиях это способствует   изучению  отдельных    партий, то на более поздней – улучшает ритмическую жизнь, способствует сыгранности ансамбля. По мере   выучивания  партий произведение постепенно доводится до нужных темпов, реализуются  исполнительские  задачи, наступает  момент, когда пьесу можно играть  целиком  и  на память [9].

На  протяжении  всей  работы  над  произведением  много значит  степень технической  подготовки  каждого  учащегося, его  работоспособности. Потенциал  работоспособности  всех  участников  ансамбля  должен  быть примерно  равным. Отставание  одного  из  них  тормозит  работу  остальных, исполнительские  задачи  реализуются  не  одновременно, произведение теряет  свежесть и единство в каждой  партии. Основными  критериями  коллективного  творчества  являются системность и единство звучания. Слушая свою игру,  каждый  ученик  должен  слышать партнёров, чувствовать силу звучания своей партии (в зависимости от её значения в общем ансамбле).

Многогранность  задач, выполняемых   ансамблистом  в  плане динамики, в значительной  степени  помогает формированию в исполнителе многих необходимых  ему слуховых  ощущений  и  навыков. Воспитанию  слуховых  навыков  способствует  и  ритм  ансамбля, являющийся  еще  одним  качественным  критерием. Ритм  художественного произведения – это его жизнь, пульс. Ансамблевая  практика   воспитывает  точность  ритмического  ощущения, способствует  устранению  многих  недостатков  в  ритмике  учащихся: неумение   выбрать  нужный  темп,  держать  его, выдерживать  паузы.  Малейшие  погрешности  в  ритмике со стороны  участников  ансамбля незамедлительно  ведут  к  нарушению  стройности  исполнения, а значит, и к искажению  художественного  замысла  произведения. Так  темп  исполнения  любого произведения  самым  тесным  образом  связан с его характером. Однако  темп  в  различной  степени  может колебаться в каких-то пределах. Исполнитель-солист может на одном концерте  взять  один темп, а на другом – сыграть  чуть   быстрее  или  чуть  медленнее.  В  ансамбле  подобные  колебания  при  определенном  темпе  довольно опасны. Поэтому  все  исполнители  должны  настраиваться  на  единый  темп с предельной  точностью. Найти   точный  единый  темп  помогают длительные  совместные репетиции.

                 Выразительность  исполнения  штрихов – следующий  качественный критерий  любого  ансамбля. Уровень  любого  коллектива  определяется синхронностью  звучания, что подразумевает не только единую скорость движения, но и штриховую  согласованность, представляющую  собой не только  важную  художественную задачу, но и серьёзную  техническую сложность.

      Ансамблевое  исполнение  имеет свою специфику запоминания  произ- ведения  наизусть. В  качестве приемов  запоминания  выступают  процессы понимания.  Если в сольном музицировании часто преобладает механическое  выучивание  наизусть, то игра в ансамбле этого не допускает. Ансамблевое  исполнение  открывает  пути для развития  аналитической, логической, рациональной  памяти.

       Прежде  чем  перейти к заучиванию ансамбля  наизусть, партнеры  должны  понять  музыкальную  форму в целом, разобраться  в ее частях, во      фразировке, в динамическом  плане произведения. Эти  знания  особенно необходимы  исполнителю  второй партии, который  также  должен заняться  гармоническим анализом. Опираясь  на  гармонию, нужно  учиться  слышать всю музыкальную  ткань произведения. Не  имея  представления о первой партии, исполнителю второй  партии  очень  трудно  запоминать  аккорды  и  арпеджио  из которых чаще  всего эта партия состоит. Следовательно, мы  можем  сделать  вывод, что  память  у ученика, играющего в  ансамбле      формируется  и развивается  более  активно, чем память солиста. Развитие   профессионального  музыкального  интеллекта  получает  полный просмотр  только  в  том  случае, если  оно основывается  на  способности учиться  активно, самостоятельно      добывать  необходимые  знания и умения, без посторонней  помощи  ориентироваться  во  всем  многообразии явлений  музыкального  искусства.

       Именно  вид  самостоятельной работы  должен  стать  основным  в  таком  коллективе.  Разучивание  партий,  работа  над  технически  сложными  моментами,  выучивание  пьесы  наизусть  участник  ансамбля  должен  выполнять  самостоятельно  во  время  домашней  подготовки.  Основное  время  репетиции  коллектива  преподаватель  должен  отводить  моменту         сыгрывания  участников. Под  термином «сыгрывание» понимается  высокая профессиональная  оценка   игры   концертного   ансамбля. Главный принцип  этой  оценки  заключается   в  исполнении   тремя (двумя) юными музыкантами  одной  пьесы.

        Это значит, что участники  ансамбля   должны  одинаково думать, одинаково дышать, одинаково  чувствовать, одинаково понимать сценическую  реакцию  товарища  во  время  игры. Для  зрителя  должно  сложиться   ощущение   нахождения на сцене не нескольких, а одного[3]. 

2.3. Психологическая подготовка к концертному выступлению

Концерт – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Предметом внимания педагога должна стать подготовка ансамбля к выступлению, непосредственно сам выход, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, четкость и продуманность действий. Концертные выступления  заставляют учеников мобилизовать  свои силы, активизировать  домашнюю работу и воспитывают чувство ответственности за свою работу в коллективе.

Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему. Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений. Одной из причин возникновения концертного волнения, называют обострение сознательного контроля над автоматически налаженными процессами. Чаще всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти сильнейшим образом зависит от индивидуальных особенностей: от развития слуха, чувства ритма, от развития техники и способности эмоциональных переживаний. При этом автоматизм движений – крайне необходимое условие. Нужно, чтобы руки привыкли к определенным нотам, определенным движениям, чтобы пальцы сами играли.  Если на концерте начинаешь думать о том, что играть дальше, то, несомненно, собьешься.    И  процесс запоминания  нужно выстроить правильно, участие принимают слуховой, и зрительный, и моторный, и логический компоненты памяти,  тогда момент забывания не станет катастрофой.

Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое появление симптомов сценического волнения у юных исполнителей дает о себе знать в возрасте 10-11 лет; у кого-то раньше, у кого-то позже, но в среднем эта возрастная «веха» считается типовой и наиболее распространенной. Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных.

        Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта– исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями [6].

        Стабильность  и  успешность  концертного  выступления  играет  огромную роль  в  существовании  коллектива,  его  сплоченности  и   профессиональном  росте.  Поэтому   участники  ансамбля  должны  обладать «чувством  локтя», уметь при   необходимости  во  время  исполнения   взять на себя   лидирующую   роль,   чтобы «спасти»   ситуацию   на сцене.  Другими    словами,    каждый  участник должен   быть стрессоустойчив   и   иметь    психологическую   подготовку  к   публичному выступлению.        Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения – пусть даже самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить  все  недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Перед  концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности [11].

В результате тренировки различными видами упражнений вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним раздражителям и концертное выступление становится привычным.

  Конечно, способы психологического воздействия на ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент. В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других – разрядить чрезмерное напряжение шуткой. Главная задача педагога в психологическом воздействии на ученика – переключить, переориентировать «волнение-панику» на «волнение–подъем. Можно предложить  упражнения, которые  помогут  сохранять  спокойствие и уверенность, чтобы не происходило вокруг.

Упражнение №1:

         Положение рук: большим пальцем руки коснитесь «костяшки» среднего (третьего) пальца. Затем смещайте большой палец к ладони, пока не почувствуете «мягкое» углубление или небольшую впадинку. Надавливание должно быть умеренным. Нажатием на эту точку вы  способствуете регуляции давления и снижаете волнение.

Упражнение № 2:

        Положение рук: поместите большой палец любой руки сбоку указательного пальца между первым и вторым суставом. Окажите слабое или умеренное давление. Сложите руки в соответствующее положение не менее чем на 30 секунд перед выступлением, когда вам необходим «заряд уверенности».

Упражнение № 3.

        Положение рук: соедините кончики большого и указательного пальцев и поднимите руки перед грудью, ладонями от вас.

Вы можете научить свое тело избавляться от страха. Энергичные выдохи стимулируют ПНС (Периферическая нервная система, это система, которая соединяет конечности и органы с центральной нервной системой,
способствуя обретению спокойствия [14].

Техника дыхания: делайте энергичные вдохи через нос и выдохи через рот, концентрируйтесь на каждом вдохе и выдохе. На выдохе с силой выбросьте руки вперед, словно вы отталкиваете от себя что-то, что вам не нравится. Затем на вдохе верните руки к груди по прямой линии, локти прижаты к бокам. Сделайте резкий выдох через рот, вновь выбрасывая руки. Повторите еще раз.

Продолжительность: начните с выполнения этого упражнения в течение одной минуты, постепенно доведите время тренировки до трех минут.

Упражнение № 4.

        Подышите медленно и глубоко. Желательно животом, а не грудью, как бы наполняя сосуд и опустошая его. Постарайтесь дышать так, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха. И не думайте в этот момент ни о чем, кроме своего дыхания [15].

Упражнение № 5.

        Для тех, кто любит спорт, есть нестандартный, но действенный метод – отожмитесь от пола раз 10-20 перед выступлением. Адреналин в крови понизится - станете спокойнее. Физическая нагрузка снижает адреналин, из-за которого волнуются во время выступления.

 Упражнение № 6.

        Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, сделайте любое физическое упражнение. Это также поможет снять нервное напряжение [12].

        Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя.

  Важно понять одну простую вещь: даже после самого неудачного выступления НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ! Жизнь не остановится, вселенная будет продолжать свое существование, соблюдая все законы природы.

Ну а вы  получите новый опыт, а это очень  много!

 Список  литературы

1. Агеев Д. Большая книга гитариста.

2. Виницкий А.«Учитель-ученик» начальный  курс  обучения- М:, 2011, с.3-4.

3.Гат Й. Техника фортепианной игры. – М. – Будапешт, 1967 

4.Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”,     2002.

5. Коган К. «У врат мастерства» – М.: Классика – ХХI. – 2004. – 135 с.

6.Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М.: Музыка, 1985.  

7.  Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1980, с. 14.

8. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне [Текст] : учеб.    

     пособие / И. Пуриц ; под ред. Н. В. Пуриц. - 2-е изд., перераб. и доп. -  

     Москва : [б. и.], 2009. - 295 с.

9. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов (На основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии). – М.: Сов. Композиторов, 1986. – 224 с.

10.Калинина Е.А. методическая статья «Особенности  и специфика  ансамблевого музицирования». [Электронный ресурс]- режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/07/02/ansambl -   v-klasse-gitary-osobennsti-i-spetsifika-ansamblevogo    

 11.Всероссийский  образовательный портал для педагогов «Подготовка учащихся к выступлению».[ Электронный ресурс]-режим доступа:

инфо-дети.рфuchebnye-materialy/predmety/muzyka/

12. Бестужева Ольга полезные  упражнения «Упражнения и методики».  [Электронные ресурсы]- режим доступа: http://romashca.ru/43-dyxatelnaya-gimnastika/

13.СтаниславскийК.С.«Семь главных принципов». [Электронные ресурсы ]-   режим доступа:   /sites.google.com/site/satayanga/7-glavnyh-principov-sistemy- stanislavskogo

14. Александр Кузнецов медицинский словарь «Перифирическая нервная система». [Электронные ресурсы]-режим доступа: http://medside.ru/perifericheskaya-nervnaya-sistema

15.Шерон Мельник  «Стрессоустойчивость». [Электронные ресурсы]-

режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Stress-volnenie-panika-kak-izbavitsya-4-bystryh-sposoba/