«Организация игрового аппарата начинающего пианиста в «донотный» период обучения»

Гладких Анастасия Сергеевна

   Начальное обучение игре на фортепиано – процесс индивидуальный. С каждым учеником приходится начинать по-разному. Все зависит от возраста, общего и музыкального развития ребенка, от его психофизических возможностей, от его восприимчивости.

   Однако, каждый ребенок до начала обучения игре на фортепиано должен пройти этап предварительного музыкального развития – «доигровой» период. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igrovogo_aparata_nachinayushchego_pianista.docx20.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация игрового аппарата

начинающего пианиста в «донотный»

 период обучения»

Составитель: Гладких  А. С.

Преподаватель по классу фортепиано

Новосибирск

2023г.

   Начальное обучение игре на фортепиано – процесс индивидуальный. С каждым учеником приходится начинать по-разному. Все зависит от возраста, общего и музыкального развития ребенка, от его психофизических возможностей, от его восприимчивости.

   Однако, каждый ребенок до начала обучения игре на фортепиано должен пройти этап предварительного музыкального развития – «доигровой» период. Занятия в этот период строятся по трем направлениям:

- развитие слуха  и музыкальной памяти

- сообщение теоретических сведений

- слушание музыки

   Цель этого периода – сформировать у ребенка интерес к музыке, а задачами является:

- развитие в ученике способности эмоционального восприятия музыки

- развитие умения слушать и слышать

- формирование ритмических и мелодических представлений

   Другими словами, в «доигровой» период ребенок приобретает некоторый музыкальный аспект, который выражается в умении воспринимать и чувствовать музыку, понимать ее содержание, в усвоении понимания звуков и их расположения на клавиатуре, в умении распознавать направление мелодии, слышать длительности.

   Продолжительность «доигрового» периода зависит от одаренности ученика, от того, как быстро у него накопится запас необходимых музыкальных впечатлений. У одних он длится 2 недели, у других – два месяца.

   И лишь после того, когда у ребенка появился определенный багаж, можно в ненавязчивой форме начать подготовку рук к первому прикосновению к клавиатуре. Такая подготовка представляет собой ряд упражнений, при помощи которых освобождаются не только руки, но и весь корпус ребенка (спина, плечи, шея). Целью этих упражнений является приспособление и рук и тела к инструменту. Для всех упражнений желательно придумать названия, которые можно менять в зависимости от характера и возраста ученика.

Упражнения стоя

  1. «Шарик».

Руки в стороны. Мышцы напряжены. Кончики пальцев как будто хотят дотянуться до сиены (шарик надули). Резко расслабить мышцы, сбросить напряжение, наклониться вперед. Руки свободно покачиваются (шарик лопнул).

  1. «Руки засыпают».

Руки поднять вверх. Все тело до кончиков пальцев напряжено. Кончики пальцев как бы дотягиваются до потолка. Постепенно падают («засыпают») пальцы рук, кисти, руки, туловище – ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.

  1. «Мельница».

Опустить руки вдоль туловища. Свободно раскручивать то одну, то другую руку.

  1. «Заводная игрушка».

Наклоны головы к правому плечу, затем к левому, наклоны головы вперед-назад, круговые движения головой.

  1. «Колобок».

Кистевое вращение рук сначала в одну, затем в другую сторону («рисуем» в воздухе колобок).

  1. «Слон».

Наклониться  к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию… Важно, чтобы ребенок почувствовал опору на ладони.

  1. «Кошка».

Наклониться к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев и почувствовать опору на них.

Упражнения сидя за инструментом

  Усаживая ребенка за инструмент, следует позаботиться о правильной посадке. Сразу необходимо определиться со стулом (круглый стул исключить) и с его местом. Стул ставится напротив трех клавиш – нос «смотрит» на «ре», левый глаз на «до», а правый  - на «ми» (первой октавы).

  Высота посадки проверяется положением предплечья и локтя, которые должны находиться на уровне клавиатуры. Корпус должен иметь две точки опоры. Ноги должны быть чуть выдвинуты вперед. Проверить опору ног помогает упражнение «Бросание кулачков»:

- Свободные руки с собранными в кулак пальцами свободно опускаются на  крышку, рисуя «радугу-дугу». Сначала небольшую дугу - перед собой, постепенно ее увеличивая и, наконец, охватить почти всю крышку инструмента. Если ноги без опоры, то они обязательно начнут подниматься вслед за движением рук.

  Говоря о посадке, уместно вспомнить высказывания выдающихся музыкантов-педагогов:

«Основа хорошего звука – полная свобода корпуса, всей руки от плеча до кончиков пальцев» (Г. Нейгауз)

«Работа над звуком начинается с посадки» (К. Игумнов)

  1. «Новая кукла – сломанная кукла» (для девочек)

«Солдатики - Медвежонок» (для мальчиков)

- Сидеть, как новая кукла на витрине (10сек.), затем расслабиться (сломанная кукла) – 5 сек.

- Наклонить туловище вперед-назад с прямой напряженной спиной (новая кукла). Затем расслабиться (кукла сломалась).

  1. «Птица»

Свободно размахивать руками, имитируя полет большой красивой птицы. Добиться большой амплитуды движения и изящества.

  1. «Подснежник»

Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза -   правая рука плавно поднимается и опускается на колени. Кисть расслабленная, как цветок подснежника. Ладонь не следует показывать, т. к. подснежник не распускается как ромашка, его лепестка собраны и опущены вниз. Вторая фраза – то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями. Четвертая фраза – руки медленно опускаются на колени

  1. «Два лифта»

Ребенок поочередно опускает руки на крышку инструмента. Сначала руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на кончики всех пальцев (кисть формирует «домик»), на 1 и 5 пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.

  1. «Машинка»

Ребенок водит кистью то влево, то вправо по крышке инструмента. Впереди идет кистевой сустав и ведет за собой пальцы.

  1. «Паучки»

Паучок несет «тяжелый» рюкзак и пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), отдает рюкзачок другому паучку. Так они ходят, передавая друг другу тяжесть. Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку (вправо, затем влево).

  1. «Вешалка»

Ребенок ставит пальцы на крышку, но с таким ощущением, как будто повесил на них руки. Теперь надо свободно покачать локтями. Пальцы выполняют роль крючков, на которых висит рука.

  1. «Зарядка для пальцев»

Записать ритмический рисунок любого короткого стишка с указание аппликатуры. Простучать этот ритм кончиками пальцев по крышке инструмента (текст проговаривать вслух) сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно (положение рук, как при игре на инструменте).

Этот цикл упражнений освобождает корпус, суставы рук, развивает координацию движений, тактильные ощущения пальцев.

Упражнения на инструменте

  К этому времени ребенок должен идеально знать клавиатуру, номера пальцев. В этот период следует обращать внимание на точность выполнения первых игровых движений. Необходимо научить ребенка:

- нести руку на клавиатуру от плеча (плечи не поднимать), собрав все пальцы, которые не должны «слипаться», а между первым и остальными пальцами должен быть полукруг;

- при прикосновении к клавиатуре почувствовать вес руки на кончике пальца, его погружение в клавишу;

- при переносе руки с клавиши на клавишу почувствовать свободу в запястье (оно переносит руку, поэтому должно быть гибким), при этом рука над клавиатурой должна не слишком высоко подниматься;

- следить за тем, чтобы не было толкания клавиш, ненужных скольжений по клавише, лишнего давления и стука;

- вслушиваться в звук с момента его возникновения и до самого конца звучания. Такое вслушивание развивает слуховое внимание и умение отличать красивый полный звук от жесткого, толчкообразного, поверхностного. Лишь после того, как звук угаснет, запястье плавно и легко снимет руку с клавиатуры.

  1. Первые упражнения на звукоизвлечение  представляют собой игру отдельных звуков на non legato  в разных октавах. Именно такие упражнения помогают организовать руку, достичь устойчивости пальцев, установить координацию между всей рукой и пальцами. Обычно начинают с третьего пальца, далее: 2, 4, 1 и 5 – осваиваются в интервалах. Следует рассказать ребенку, что каждый палец имеет свое место на клавишах: 3 – у самых черных, 2 и 4 – рядом с черными по соседству,5 – посередине, 1- ближе к краю.
  2. Далее следует упражнение на извлечение нескольких звуков подряд (два. три, четыре, пять) одним пальцем non legato, затем разными пальцами.
  3. Упражнения через клавишу
  4. Игра мелодий по слуху или «с рук» сначала одним пальцем, затем разными. С этого момента воспитывается аппликатурная дисциплина. Иногда можно давать задание придумывать мелодию на заданный текст. Мелодии исполняются поочередно каждой рукой, затем их можно разделить между руками. Не забывать играть их от разных звуков.
  5. Упражнение по черным клавишам.

Для  первых шагов начинающего пианиста игра на черных клавишах представляется очень удобной. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, а это облегчает ориентацию на клавиатуре. Поскольку каждая черная клавиша изолирована от соседних, ее легко взять одним пальцем при собранном положении остальных. Эта особенность помогает привить ученику чувство свободного и естественного соприкосновения  с клавиатурой. Еще Шопен считал наиболее естественным способом организации руки пианиста - игру с использованием следующей последовательности клавищ: ми, фа диез, соль диез, ля диез, си. Эту пятипальцевую последовательность следует играть non legato отдельно каждой рукой в разных октавах.

«Этот простой прием заставляет играющего сразу подружиться с инструментом, почувствовать, что фортепианная клавиатура – не чужая, опасная и враждебная машина, а существо близкое, родное и понятное…» (Г. Нейгауз)

Упражнения-песенки на черных клавишах подбираются по слуху, играются «с рук» или сочиняются.

  Каждое упражнение содержит конкретный образ. Это позволяет поставить перед учеником определенную исполнительскую задачу, стимулирует правильность пианистических движений и способов звукоизвлечения. В соответствии с содержанием песен, возможны разные оттенки штриха non legato и введении staccato.

  Трудность материала нарастает постепенно: увеличивается количество звуков и, соответственно, занятых пальцев. Одноголосные мелодии сменяются  двухголосными.  В двухголосных мелодиях сначала подбирается  по слуху верхний голос, затем нижний. Голоса сочетаются по принципу симметрии, что облегчает координацию движений и запоминаний мелодий.

  Таким образом, данные упражнения совмещают в себе одновременно несколько задач: развитие гармонического слуха, организация игровых движений, ознакомление с выразительными возможностями фортепианного звука.