"Правила к вокальным распевкам"

Павлюкова Ольга Валерьевна

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_i_pravila_k_vokalnym_raspevkam.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Правила к вокальным распевкам.

1.Пение должно быть не таким как раньше тяжелым, не надо относится к пению как к тяжелому труду в поте лица, как будто поднимаешь штангу, не надо заставлять себя натужно петь. Пение должно быть легким и непринужденным, комфортным, как обычная речь, звук обязательно всегда в куполе. 

Звук в куполе придает легкость и полетность, вызывает легкость и желание петь. Не нужно стремится показать свои голосовые возможности, нужно просто рассказывать песню, петь красивую музыку, проникнуться этим, доставляя наслаждение себе и окружающим. А корректировать свои дефекты в звуке, очень осторожно, без какого-либо усилия, не нарушая комфорт и легкость, не вызывая где либо, какого-либо напряжения.  

2.Никогда не стараться петь громко, не форсировать звук, распеваться всегда вполголоса, четко ощущая опору. На громком пении перестаешь ощущать опору, опора переходит на связки!

3.«ОТНЫНЕ ЭТО МОЙ НОВЫЙ ГОЛОС!»- ЛЕГКИЙ, ПОЛЕТНЫЙ, НЕПРИНУЖДЕННЫЙ, В КУПОЛЕ, ОКРУГЛЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, а мышцы лица, губы и нижняя челюсть легко подвижны, легко артикулируют без былого напряжения, медленности, тяжести, потому что свободны и расслаблены.

4.При появлении ощущения напряжения при пении необходимо остановится, и сравнив с состоянием при простом проговаривании фразы (ПРОГОВАРИВАНИЕ НА ОПОРЕ В КУПОЛ), перенести это ощущение свободы челюсти, мышц лица, горло, шеи, груди и др. на пропевание фразы.

5.При распевке и при пении обязательно, всегда :

1.    Петь и говорить всегда на центральной линии резонанса, минуя область горла и нижней челюсти (эту область мы вообще не ощущаем при воспроизведении звука).

 

2.    Дикция зарождается в опоре!!!

Гласные зарождаются уже снизу, с опоры ( на каждую гласную своя степень опоры.) Гласные всегда держать на дыхании в высокой позиции, не давая поддержкой дыхания заваливаться им на нижнюю челюсть или углубляться к затылку (распеваться лучше на «У», «и», «е»). Буква «у» требует самой большой опоры. На букве «У» разомкнуты связки (на «у» можно почувствовать открытие горла и правильное положение гортани, а также буква «у» стимулирует опору на стесненный воздух под диафрагмой, буква «а» наоборот, стимулирует опору на связки (горло закрывается, в горле образуется затычка!), поэтому все гласные нужно петь в положении опоры и глотки, как на «у», артикуляция же гласных осуществляется.) Проточность воздуха  не должна прекращаться, иначе будет затычка!  При пении на «у» звук всегда прикрыт и нет проблемы переходных нот.  Звуки «у» и «и» имеют самый большой импеданс, являясь самыми негромкими.

6.Высота нот регулируется только опорой! Чем выше звук, тем сильнее опора!

7.Положение глотки никогда не меняется (степень открытия глотки всегда как на гласной «у»)

8."Как хороший охотник делает прицел перед тем, как выстрелить, так и певец должен сначала мысленно сформировать звук", ибо "голосовой аппарат может выполнить только то, что четко воспроизведено мысленным представлением ".

9.    "Голосовая мускулатура может быть настолько подчинена мысли, что достаточно одного лишь звукового представления для ее мгновенного и правильного действия", поэтому "необходимо обучаться мысленному пению". 

10.  Т.е перед тем, как петь, произносить фразу, всегда нужно сначала мысленно представить ощущения, работу дыхания при воспроизведении фразы, связать дыхание со звуком в высокой позиции. Надо приучиться к тому, что звука не может быть без поддержки дыханием. Дыхание-та сила, которая дает звучать резонаторам в высокой позиции. Все представления в начале нужно проверять на правильность (звук в высокой позиции при одновременной поддержке дыхания на протяжении всей фразы, свободны ли нижняя челюсть, корень языка и горло, свободно ли все тело)

11. Постоянное ощущение сверху рта при пропевании фразы (как и при проговаривании в речи) - обязательно перед началом любого звука, фразы четко, резко поднять вверх мягкое небо, ощутив жесткий купол, и петь всегда только в этот купол, давая свободно прозвучать округлому звуку во всем куполе, концентрировать же звук надо всегда в одной точке – на выходе из рта в воображаемом куполе над кончиком верхней губы, на кончике верхней губы, звук должен идти плотным и узким потоком (струей), но не широким . Дыхание посылается узкой струей в высокю позицию, в воображаемый купол, к корням передних зубов, так, чтобы  чувствовть при этом высокие обертоны, полетность, легкость звука.

12. Прикрывать звук означает получить более собранный, резонирующий, тембровообогащенный звук.

13. Гласная «У» – ведущая гласная, дающая ощущение "тяги звуковой волны", а гласная «А» – это открытие гласной на прикрытой позиции, где прикрытие – это звуковедение на гласной «У»

14. Постоянное ощущение ниже рта при пропевании фразы (как и при проговаривании в речи) – во время начала подачи звука ощущать напряжение диафрагмы, звук, идущий снизу и вместе с тем мягкую нижнюю челюсть расслабленно открытое горло (как при полузевке ) полную расслабленность, пустоту между диафрагмой и куполом.

15.  Правильный результат двух ощущений – ощущение давления из диафрагмы только на купол через пустоту между ними, ощущение звуковедения на точку на кончике верхней губы, обсасывание , формирование гласных только куполом и губами на выходе звука.   

16. Ощущение свободы во всем теле, (особенно в плечевом поясе), ровность тембра (всегда свой, свободный голос-как проговаривание растянутых ударных гласных в разговоре), приоткрывать рот на верхних нотах. Петь всегда только на гласных (ощутить кантилену), но так чтобы они не нарушали вокальную позицию. Регулировать высоту в основном степенью компрессии диафрагмы.

17. Распеваться сначала не с нижних нот вверх, а наоборот сверху вниз, сразу создавая правильную звуковую позицию сверху гаммы, чтобы не создавать напряжение гортани, если не получается снизу вверх.

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются Распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Разминка В разминку, помимо вокальных упражнений, входят не вокальные, такие как:

 ∙ Упражнения для развития мимики;

∙ Легкая гимнастика для мышц шеи;

∙ Упражнения для развития подвижности языка, губ;

∙ Упражнения для развития дыхания.

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

 Методика Емельянова наиболее подходящая для разогрева голосового аппарата

 1. Упражнение, направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова) Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком.

 На 2-3 звука в примарной зоне.

2. Упражнение на озвучивание грудных резонаторов Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне.

3. Упражнение на поднятие небной занавески «тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (можно подставить ко рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах

4. Упражнение на озвучивание головных резонаторов «Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1 октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом.

Следующие упражнения встречаются в различных методиках и направлены на установку верного звукообразования.

 5.Упражнение Настройка на звукообразование в фальцетном режиме: Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й. Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление».

6. Упражнение, направленное на головное резонирование: Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука. Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху». При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка». Варианты гласных: о, а

Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции.

 Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги:

ди…., зи…, ви….и т.п.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.