Методическая разработка на тему: «Теория и практика. Специфика подготовки к итоговой аттестации по УП «Сольфеджио» обучающихся 7 класса ДПОП»

Основными видами контроля знаний и умений обучающихся являются:

- текущий контроль знаний;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

 

Основными принципами организации и проведения всех видов контроля знаний и умений являются:

- систематичность;

- учёт индивидуальных способностей обучающихся;

- коллегиальность  (для   проведения промежуточной          и        итоговой аттестации обучающихся);

- учёт  соответствия        уровня        знаний          обучающихся требованиям дополнительных общеобразовательных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_2022.doc446 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5

им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

         Методическая разработка на тему:

«Теория и практика. Специфика  

подготовки к итоговой аттестации

 по  УП    «Сольфеджио»

обучающихся 7 класса ДПОП»

преподавателя первой категории

методического  объединения

по специальности «теоретические  дисциплины»    Дерило Л.И.

Курск, 2022 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  3. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся.
  4. Примерные требования к итоговой аттестации.
  5. Промежуточная аттестация 7 класс. Примерные задания.
  6. Образцы письменных контрольных работ  (7 класс, 1 и 2 полугодие).
  7. Критерии оценки знаний.
  8. Литература.

Введение.

Основными видами контроля знаний и умений обучающихся являются:

- текущий контроль знаний;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Основными принципами организации и проведения всех видов контроля знаний и умений являются:

- систематичность;

- учёт индивидуальных способностей обучающихся;

- коллегиальность        (для        проведения        промежуточной        и        итоговой аттестации обучающихся);

- учёт        соответствия        уровня        знаний        обучающихся требованиям дополнительных общеобразовательных программ.

Текущий контроль знаний направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярного выполнения домашних занятий и иных видов самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня освоения текущего учебного материала, преследование воспитательных целей с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется регулярно (каждый урок) преподавателем, ведущим предмет, согласно расписанию занятий в течение учебных четвертей и полугодий. Результаты текущей успеваемости (оценки) фиксируются в журналах успеваемости и дневниках обучающихся. Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.

Промежуточная аттестация проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня         умений        и        навыков,        сформированных        у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету.

Основными формами промежуточной аттестации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам являются: экзамен, зачет, контрольный урок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее по тексту - предпрофессиональных программ) в соответствии с ФГТ, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся.

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого полугодия.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании учебного года.

Виды и содержание контроля:

  • устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы
  • сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;
  • самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания.

Предмет оценивания.

•        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха, памяти, ладового и ритмического чувства;

•        знания элементарной теории музыки и музыкальной терминологии;

•        умение сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры;

•        умение записывать ритмические и мелодические диктанты с использованием навыков слухового анализа; слышать и определять на слух ступени, лады, интервалы, аккорды, а также аккордовые и интервальные цепочки и последовательности;

•        умение осуществлять анализ элементов музыкального языка (средства музыкальной выразительности, интервалы, аккорды), музыкальной формы;

•        навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

        Примерные требования к итоговой аттестации.

Уровень сложности музыкального материала во всех заданиях может быть различным, в зависимости от особенностей группы или индивидуальных возможностей учащихся.

Письменно

1.        Запись музыкального диктанта, соответствующего требованиям программы: объем — 8-10 тактов, размер 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; возможны отклонения или модуляция в тональности первой степени родства, хроматические проходящие и вспомогательные звуки, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы.

Время для записи диктанта — 35-40 минут, количество проигрываний 10-12 раз. Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы или из специальных сборников музыкальных диктантов (Г. Фридкин, Ж. Металлиди, И. Русяева и др.). Запись диктанта позволяет оценить полученные умения определять на слух элементы музыкального языка (размер, лад, особенности ритмического рисунка и мелодического движения) и навыки записи мелодического построения.

2.        Письменное тестирование (проверка знаний основ элементарной теории музыки). Время для выполнения теста — 25-30 минут. Выполнение теста позволяет оценить степень полученных теоретических знаний и умение применить их в практических заданиях.

Возможен следующий вариант написания теста: в течение учебного года учащиеся пишут контрольные работы, которые включают теоретические вопросы и практические задания по каждой из пройденных теоретических тем: «Лад и тональность», «Интервалы», «Аккорды», «Ритм». Оценки всех контрольных работ суммируются, и выставляется средний итоговый бал.

Устно

Индивидуальный опрос охватывает ряд обязательных форм работы. Преподаватель может выбрать количество заданий, в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

1.        Пение интонационных упражнений в тональности или от звука. Задание позволяет оценить умение интонировать различные элементы музыкального языка.‘ гаммы, интервалы, аккорды и др.

2.        Пение с листа одноголосного номера с дирижированием.

3.        Пение наизусть заранее выученной мелодии. Данные задания позволяют оценить степень развития у обучающихся звуковысотного и ладового слуха, чувства ритма, музыкального мышления и

4.        Пение одного из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте с одноклассником или с проигрыванием второго голоса на фортепиано) или пение одного из голосов трёхголосного произведения. Задание позволяет оценить навыка ансамблевого пения.

 

5.        Слуховой анализ: повторить на фортепиано или назвать аккорды гармонической последовательности, сыгранной преподавателем (8-10 аккордов в тональности). Количество проигрываний не более четырёх. Задание позволяет оценить навыки определения на слух элементов музыкального языка: интервалов, аккордов, ладов и др.

6.        Исполнение творческого задания (игра и пение песни с собственной гармонизацией аккомпанемента). Задание позволяет оценить навыки гармонизации, умение петь и аккомпанировать, творческий подход к интерпретации гармонического сопровождения.

Промежуточная аттестация 7 класс. Примерные задания.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных    и устных контрольных уроков. Целью её является не только проверка овладения терминологией, но и осознанного усвоения всего пройденного материала, проверка практического владения интервалами,    аккордами.  (Один из видов работы – гармонизация гаммы).

Письменные работы состоят из заданий следующего  содержания:

- определение на слух (простые интервалы; характерные интервалы и тритоны с разрешением; аккорды 3-х и 4-х звучные; гаммы, включая пентатонику и диатонические лады).

  •  Диктант мелодический.  Например:

- Построить цепочки  интервалов в тональности. Определить их тоновую величину.  Например, A-dur натуральный и гармонический.

От T – 4↓, 2↑, 7↓, 5↑, 3↓ , 5↑, 2↓, 4↓;

От D – 6↑, 2↓, 5↓, 7↑, 3↓, 2↑.

  • Определить на слух и назвать все интервалы и ступени:

  • Построить аккордовую последовательность в E-dur. Например:

T63-S53- D64D34-T35-S6-S6(g)-D7-VI35-VI6-VII7-D56-T35

Примерные задания для устного опроса:

  1.  Спеть гаммы (2 вида мажора, 3 вида минора, мажорную или минорную гамму с альтерациями, пентатонику мажорную или минорную); ступени.

  1.  Спеть секвенции: с тритонами и характерными интервалами,

по тонам вверх        по тонам вниз

-спеть секвенцию, включающую обращения Д7:

  1.     Спеть последовательность  интервалов (один из голосов играть на фортепиано):

  1.   Спеть цифровку: Т6/3-S5/3-S5/3г.-Д2-Т6/3-Т5/3-м.VII7-ум.VII7-Т5/3. 7 5.
  2.  Спеть наизусть (заранее выученную) мелодию
  3.  Спетьслистамелодиюсотклонениямивтональности1-й степени родства. Назвать тональный план.
  4.  Спеть один из голосов (или дуэтом) двухголосный пример.

Двухголосные песни:

А. Гречанинов. «Колыбельная».  (№214).

Н.  Ладухин. Курс сольфеджио. (№227).

Н. Титов. «Цветок». (№247).

А. Кальдара.  Канон. (№224).

Русская народная  песня «Не кукуй, кукушечка». (№150).

В. Калинников. «Сосны». (№131).

М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни».  (№121).

        

  1.  Спеть песню или романс с аккомпанементом.

Примерный список песен для пения с аккомпанементом:

Ф. Шуберт. «Мельник и ручей».

Дж. Шеринг Колыбельная.

Ф. Шуберт. «Голос любви».

Ц. Кюи, «Ты и Вы».

 

  1. Ответить на вопросы изданного перечня.

Примерный перечень вопросов и заданий для устного контрольного урока.

1.  Интервальный состав трезвучий и их обращений.

2.  Интервальный состав  Д7, м.VII7, ум.VII7.

 3.  Интервальный состав обращений Д7.

  1.  Буквенные обозначения. Квинтовый круг тональностей. Энгармонически равные тональности.
  2.  Хроматическое расположение тональностей (или ещё один способ запомнить     ключевые знаки).
  3.  Родственные тональности.
  4.  Уменьшённые и увеличенное трезвучия в ладу
  5.  Каденции. Виды каденций. Прерванная каденция.
  6.   Диатонические семиступенные лады.
  7.  Характерные интервалы и тритоны.
  8.  Энгармонически равные интервалы.
  9.  Хроматическая гамма. Правила построения.
  10.  Виды септаккордов. Названия септаккордов по септиме и трезвучию.

Образец письменной контрольной работы             (7 класс, 1 полугодие)

  1. Определите вне тональности интервалы и аккорды:

б3

ч4

м7

тр.

б2

б6

ч5

м3

б7

м6

М6

Б64

Ум5

3

МБ43

Ув.53

ММ7

Б6

МУм.7

МБ2

Ум.7

  1. Определите лады:

Минор

мелодический

Мажор гармонический

Минор гармонический

Мажор

мелодический

Минор натуральный

  1. Запишите ритмический диктант:

11

  1. Запишите нотно-ступеневый диктант:

Описание: ступени 2.jpg

   I             III                IV        IV+               V         III             II             VI-                V        II                  II-       I

  1. Запишите в тональности мелодический диктант:
  2. Запишите в тональности аккордовую последовательность:

T53        T6        II7        D43        Описание: аккорды 2.jpgT53        S6 г        VIIг        D6        T5

  1. Теоретические задания.

А) построить в тональности Des-dur: гамму гармонического вида, с разрешением характерные интервалы и гармонические тритоны, МVII7 (двумя способами), D65;

Б) построить от звука «h»↓: ув.2, ум.5, ув.5, Б6, МБ65, МУм7.

Образец письменной контрольной работы  (7 класс, 2 полугодие)

  1. Определить и записать интервалы, аккорды и лады:

ч.5

м.7

м.6

тр.

б.3

м.2

ч.4

б.7

м.3

б.6

М64

МБ43

Б6

Ув53

Ум7

М53

МБ2

М6

Б64

ММ7

Гармонический

мажор

Минорная

пентатоника

Мелодический

минор

Мелодический

мажор

Натуральный

минор

  1. Ритмический диктант (одноголосный или двухголосный на усмотрение педагога)

Пример ритмического двухголосия:

3. В тональности  Ре мажор запишите нотно-ступеневый диктант:

         V                       I             III             VI             VI-              V               II                 II+                    III            I

  1. Запишите одноголосный диктант:

  1. Запишите аккордовую последовательность:

9

I6        II7        V43        I53        IV64г        IV6г        V7        VI53        VII7        V65        I53

Вариант смешанной цепочки

  1. Теоретические задания.

А) построить в тональности H-dur:

-   гамму гармонического вида, пентатонику, лидийский лад;

-     гармонические тритоны и вторую пару характерных интервалов (ув.5 и ум.4) с разрешением;

 -    гармоническую последовательность Т64 D2 T6 D65 VII7 T53

Б) построить от звука «е»↑: ув.4 и ум.7   и разрешить в возможные тональности;

В)        Разделить        мелодию        на        такты,        переписать        в        инструментальной группировке:

Украинская народная песня

песня

  1. Решить кроссворд:
  1. Группа из трех нот, которая укладывается в одну долю.
  2. Одна из основных функций.
  3. Созвучие, состоящее из трех или четырех звуков.
  4. Созвучие, состоящее из двух звуков.
  5. Лад без полутонов.
  6. Смещение ритмической опоры с сильного времени на слабое.
  7. Разделение в такте нотных знаков на группы соответственно размеру.
  8. Название V-й ступени лада.
  9. Последовательность нот, имеющих определенный темп и ритм.
  10.        Способ        изложения        музыкального произведения  музыкальная        ткань        (может одноголосная, аккордовая, полифоническая, гомофонно-гармоническая).
  11. Учебный предмет, посвященный развитию слуха.

biocrossword

Критерии оценки знаний:

  • «отлично» - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал.

  • «хорошо» - ответ полный, заинтересованный и эмоциональный, но допущены   неточности.

  • «удовлетворительно»        -        неполный        и        неточный        ответ,        пассивный и не эмоциональный. Допущено несколько ошибок.

  • «неудовлетворительно» – учащийся не владеет материалом по причине плохого посещения аудиторных занятий и невыполнения домашней работы.

      Литература:

Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио».

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио. Часть 1»

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио. Часть 2»

Золина Е., Синяева Л., Чустова Л., «Сольфеджио: Диатоника. Лад»

Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио»

Никитина И. «200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио»

Русяева И. «Одноголосные диктанты»

Огороднова-Духанина Т.  «Музыкальные диктанты для старших классов»