Открытый урок на тему: "Работа над гаммами в классе специального фортепиано".

Пасечник Ирина Валентиновна

Открытый урок на тему: "Работа над гаммами в классе фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над гаммами.22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2»  г.о. Самара

Открытый урок

«Работа над гаммами в классе специального фортепиано»

 

 

 

                                          ПДО по фортепиано

Пасечник И.В.

                                                            2019

План урока.

  1. Введение.
  2. Ход урока.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

Цель –  Овладение техникой исполнения гамм,  освоение  гаммового комплекса.

Задачи:

1.Улучшение качества исполнения гамм.

2.Развитие слухового контроля.

3.Овладение различными приемами в работе над гаммами, аккордами и арпеджио.

 

  1. Введение

Современная русская педагогика рассматривает гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития обучающихся, основное значение которых заключается в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, пианистическими трудностями, что улучшает весь процесс обучения.

Помимо технического продвижения, гаммы развивают обучающихся в музыкальном отношении-дают более точные знания мажоро-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности.  М.Лонг так говорила о гаммах:

 «Гаммы требуют активного внимания. Они «облегчают», освобождают и делают руку более легкой, дают ей невидимые крылья…».

  1. Основная часть

На сегодняшнем открытом уроке я поделюсь методами работы над гаммами  в старших классах фортепиано.

Урок проводится с Куренковой Полиной.

В работе над гаммами основными задачами являются: улучшение качества исполнения, а не только стремление к быстрому темпу, внимательный контроль и вслушивание в каждый звук.

Эти задачи связаны с вопросом о темпе игры гамм. Правильное установление темпа немаловажно при изучении гаммовых комплексов.  Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности звука и правильности движений.

Для того, чтобы научиться избегать небрежной игры в гамме, я даю задание Полине сыграть гамму E-dur с различными вариантами нюансировки:

1. постепенное  cresc. и dim. в пределе от  pp  до f .

2.сыграть гамму одной рукой pp , а другой- f.

Это весьма сложное задание и не всегда получается с первого раза. но Полина довольно легко справляется, т.к. знакома с этим вариантом игры гамм и знае , что такой прием разучивания дает хороший результат.

Также большую пользу для выравнивания звука приносит исполнение гамм триолями, квартолями.

Предлагаю Полине сыграть гамму g-moll квартолями, слегка выделяя при этом первый звук каждой группы.

Еще один прием который я использую при изучении гамм-это применение различных ритмических группировок, в которых группы быстрых нот чередуются с медленными, причем быстрые ноты исполняются legato,а медленные -  staccato.

Прошу Полину продемонстрировать этот способ работы над гаммами.

Указанными способами необходимо так же работать и над хроматичекой гаммой и гаммой в интервал. Ученица играет гамму в сексту триолями, а хроматическую -  ритмическими группами.

Такие задания могут использоваться в различных вариантах, но давать их следует обязательно. Ученик должен быть все время в работе, заставлять себя думать, ибо «когда дремлет голова, дремлют и руки».

Теперь об аппликатуре. Ученик обязан знать и уметь выполнять стандартную аппликатуру. Ее точное выполнение в гамме воспитывает аппликатурную точность игры.

Далее напоминаю Полине, что надо особое внимание уделять левой руке. Интересно высказывание М.Лонг:

«В гаммах важным пальцем является тот, который предшествует первому и тот, который следует за ним. Исполняя гаммы, не забывайте, что левая рука должна быть ведущей. В противном случае она будет отставать».

Так же для выравнивания силы звука, необходимо играть упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев. Ученица показывает несколько таких упражнений для правой и левой руки. Далее педагог напоминает, что для того чтобы играть правильно гаммы, нужно еще следить за состоянием мускулов, непрерывно обращать внимание на релаксацию (освобождение, расслабление). Чувство абсолютной релаксации должно стать второй натурой обучающегося, и развивается оно как раз при игре гамм.

Хроматическая гамма

Мы при игре хроматической гаммы обычно пользуемся одним из вариантов трехпальцевой аппликатуры, однако полезно пройти и второй вариант. Полина играет  от ноты до гамму двумя вариантами.

Аккорды

Работа над аккордами занимает у нас немало времени, так как они встречаются на каждом шагу в любой форме произведений в обеих руках. Для исполнения аккордов надо организовать пальцы, погрузив их в клавиши, хорошо чувствуя опору. Подъем и погружение руки предполагают использование всей руки от плеча. Звучание должно быть стройным и протяжным. Для достижения более яркой окраски звучания предлагаю Полине попробовать сыграть упражнение: извлечение насыщенного звука пятым пальцем (правая рука) и добавление остальных звуков аккорда более легким прикосновением пальцев. Осторожная игра широких аккордов стимулирует развитие руки. Хорошее растяжение и эластичность ладони – главное условие взятия аккорда. Ученица показывает ряд упражнений, которые мы используем при работе над аккордами. Также важна точная аппликатура как в самих аккордах, так и в обращениях. Для того чтобы проще было ее запомнить, я предлагаю брать аккорды на закрытой крышке инструмента или на столе. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев. Тут же я объясняю позиционные принципы взятия аккордов. Весьма целесообразно учить аккордовые цепочки от одного звука. Это полезно для совершенствования аккордовой техники.

Короткие арпеджио

Важное условие исполнения четырехзвучных арпеджио – певучее легато, исключающее толчки руками. Я показываю ученице как следует держать руку, слегка повышая кисть от первого к пятому пальцу, а в обратном движении от пятого к первому, чтобы палец всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. Достигнуть ровности в арпеджио несколько труднее, чем в гамме, так как ноты здесь отстоят дальше друг от друга. Полина показывает еще одно упражнение.

Ломаные арпеджио

Исполняются боковым движением кисти в сочетании с плавным движением всей руки вдоль клавиатуры.

Длинные арпеджио

В программе по фортепиано длинные арпеджио вводятся в пятом классе. Их надо играть позиционно, мысленно разбив на позиции, соединяя их путем соскальзывания с позиции на позицию. Рука при этом способе игры двигается по кратчайшей траектории. В работе над арпеджио мы также применяем разнообразные динамические оттенки, ритмические варианты , добиваемся ровности звучания . плавности и свободы движения.

  1. Заключение

Таким образом, усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо обучающимся для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные фактуры. Представленные упражнения дают хорошую возможность значительно улучшить пианистическую технику обучающихся. Кроме того, задания позволяют активизировать мыслительную деятельность, превращают скучную работу в увлекательные занятия.

Цель, поставленная педагогом достигнута, урок интересен полезными находками, советами, приемами, помогающими значительно улучшить качество работы над гаммами, аккордами, арпеджио.

 

Список используемой литературы:

  1. Как научить играть на рояле. Первые шаги.
  2. Коган Г. Работа пианиста.
  3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.
  4. Линаки А. Основные принципы работы с учащимися старших классов.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.