Формы работы на уроках по основам теории музыки с дошкольниками

Хохлова Галина Юрьевна

Какие формы работы можно использовать на уроках по предмету основытеории музыки в группах раннего эстетического развития детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Формы работы на уроках по основам теории музыки с дошкольниками»

       В психолого-педагогической литературе, которая освещает проблемы воспитания детей дошкольного возраста, указывает на то, что в процессе обучения музыке именно начальный период имеет особое значение. В это время закладываются основные навыки, обеспечивающие развитие юного музыканта.

       Если спросить учащихся музыкальной школы, какой, по их мнению, самый трудный предмет, они не задумываясь ответят – сольфеджио. К сожалению, ученики редко проявляют интерес к этому предмету и занимаются без особого усердия и старания. Трудности возникают и у юных музыкантов с предметом основы теории музыки. Зачастую, малыши не понимают, зачем им нужен этот предмет. Поэтому, перед преподавателем стоит важнейшая задача – увлечь маленького  ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы глубокого интереса к музыке и подлинной любви к ней.

       Программой по основам теории музыки предусмотрены использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, изучение нотной грамоты, музыкально – ритмические упражнения. В своей работе с юными музыкантами я расширила этот  список. Теперь он включает в себя: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации как вокальные, так и ритмические, творческие задания, логоритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений. Все эти формы способствуют развитию ученика, формированию его как творческой и музыкальной личности. На некоторых из вышеперечисленных форм в своем сообщении я бы хотела остановиться поподробнее. 

      Итак, для накопления учащимися внутренних слуховых впечатлений применяются разнообразные вокально-интонационные упражнения. Они помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Именно эти упражнения являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха. Занимаясь с малышами, начинать петь надо с простейших песен и попевок на одном звуке. Монотонность этой работы я скрашиваю многозадачностью. Песенку или попевку на одном звуке можно спеть и сыграть forte, piano, в разных регистрах и октавах, на любой черной и белой клавише, медленно, быстро, окрашивая гармоническим сопровождением педагога, любым количеством исполнителей, в октаву, в квинту и другие интервалы, вводя понятия «консонанс» и «диссонанс», staccato, legato и т.п. В дальнейшем, расширяя диапазон предлагаемых песен, можно воспитывать в детях ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, а также умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п. Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразную «слуховую копилку». А закрепить накопленный опыт мне помогает музыкально-дидактическая игра «Куда пошёл клоун Клёпа?». В этой игре возможны следующие задания:

  1. Педагог играет мелодические обороты, включающие в себя игру одного и того же звука, поступенное движение, движение по звукам трезвучия, опевание, а ученик на музыкальной лесенке должен показать этот оборот при помощи игрушки – клоуна Клёпы.
  2. Следующим этапом может служить самостоятельное сочинение подобных оборотов.

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких».

       Сольфеджирование – основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. Этот приём я тоже широко применяю в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно  сольфеджирование вырабатывает правильные певческие навыки, интонационную точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывает чувства лада, ритма, ансамбля.

       Один из важнейших практических навыков, которым должны овладеть учащиеся – чтение нот с листа. Исполнение по нотам незнакомой мелодии требует наличия значительного слухового опыта, умения ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи.

        В работе над развитием навыка чтения с листа даже с малышами необходимо добиваться осмысленного отношения к тексту: учить дошкольников мысленно представить мелодию, анализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности. Музыкальные примеры для чтения нот с листа должны быть легче  тех, что разучиваются в классе, и в них должны преобладать знакомые мелодические и ритмические обороты. В своей работе над развитием навыка чтения с листа я использую приём  «разноцветных нот», когда ноты одеты в разные по цвету «рубашки». Такой приём помогает длительное время удерживать внимание юного музыканта, а так же видеть структуру мелодии: её направление, обращает внимание на повторяющиеся элементы, мелодические обороты.  Сольфеджировать в дошкольных группах выученные примеры и петь мелодии с листа следует при помощи педагога коллективно, группами.

          Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

         Дошкольники хорошо воспринимают интервалы на слух, если превратить этот длительный и  сложный процесс в игру или увлекательную сказку. Примером может служить сказка «Башмак Великана», автором которой является Фаина Брянская. Герои этой сказки доступны для детского понимания, они живут в башмаке, потерянным Великаном, поют не сложные для детского понимания песенки, в основу которых заложены звучания интервалов. Дети во время урока с огромным удовольствием играют роли героев сказки и поют их песенки, а так же угадывают героев на слух.

        Отличные результаты дает методика педагога Т. Е. Первозванской, предложившей следующую систему, которая позволяет охватить сразу все интервалы.

∆ треугольники – злые, резкие, острые, колючие. Секунды, септимы, тритон.

О кружочки – теплые, гладкие, мягкие. Терции и сексты.

 квадраты – пустые, холодные, кубики льда, царство Снежной Королевы. Прима, октава, кварта, квинта.

При использовании этого метода у детей быстро складываются и закрепляются устойчивые слуховые представления, и дальнейшая работа по освоению интервалов идет очень быстро.

          Наиболее полной формой слухового анализа является музыкальный диктант – запись услышанной музыки. Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления. Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта – «слышу – понимаю – записываю» – требует специальной подготовки. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио: показать и научить, как писать диктант. Приступать к работе над развитием навыка записи музыкального диктанта следует уже в дошкольных группах. Существует огромное разнообразие возможных форм заданий в этой области, применяемых на разных стадиях обучения. Но стоит помнить, что дошкольники плохо владеют навыком письма: зачастую ноты при записи у них большие, не ровные, и записать даже одну ноту требуется огромное усилие. Учитывая всё это, на начальном этапе обучения я применяю следующие формы:

  1. «Диктант с хвостиком». На доске записана мелодия с пустым последним тактом или двумя тактами. После 2–3 проигрываний мелодии ее следует закончить по слуху.
  2. «Диктант с дырками». Задание аналогично предыдущему, только пустые такты находятся в середине мелодии.
  3. «Диктант с ошибками». На доске записана мелодия с ошибками. Ученикам следует после проигрывания мелодии педагогом по слуху найти и исправить ошибки. Лучше, если мелодия диктанта будет построена на одном и том же звуке  (попевки «Андрей-воробей», «Барашенки», «Дроздок» и т. п.) или двух звуках («Горелки», «Дождик», «Два кота» и т.п.)
  4. Использование аналогичных формы работы для записи ритмических диктантов.
  5. Использование готовых карточек – ритмоблоков для записи ритмических цепочек.
  6. «Ритмическое эхо». Педагог исполняет ритмическую фразу из знакомой песенки, дети повторяют, затем с помощью педагога записывают её.

В основном все эти формы работы над диктантом являются игровыми, что позволяет легко, интересно, коллективной работой освоить этот сложный процесс.       

          Формирование чувства ритма является одной из важных задач начального обучения. Воспитание любви к музыке, развитие чувства ритма, ладового слуха и музыкального мышления, формирование игровых умений и навыков, освоение элементов нотной грамоты – все это в работе с начинающими переплетается друг с другом. Методика работы над элементами музыкального ритма тоже разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения, можно использовать задание – хлопай в такт. Ещё один приём, когда вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи. Как пример подойдут любые детские стихотворения (А. Барто, Е. Благиной, С. Маршака). Затем пытаемся прохлопать метрический пульс звучащей музыки – детских песен, инструментальной музыки, классической музыки, написанной для детей. Можно использовать ритмическую игру «Обезьянки», в которой дети повторяют за учителем не только ритмическую фразу, но и то эмоциональное настроение, с которым была исполнена фраза: грустная («Уронили мишку на пол…»), весёлая («Я люблю свою лошадку…»), добрая («Наша Таня громко плачет…»), сердитая («Зайку бросила хозяйка…»). Через несколько уроков можно предложить роль «учителя» в этой игре желающим учащимся, которые сымпровизируют свои ритмические варианты с разной эмоциональной окраской.

       На первых занятиях важно добиться того, чтобы ребенок осознал равномерность музыкального пульса, ровность следования метрических долей или, как мы говорим, «биение сердца, которое слышно в музыке». С этой целью мы обращаемся к доступным песенкам с сопровождением («Как у нашего кота», «Пастушок», «Ёлочка» - Красева, «Перепёлочка» - белорусская народная песня, «Весёлые гуси», и др.). При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь между метром и ритмом. Воспользоваться можно следующими приёмами:

  1. Самостоятельное определение музыкального пульса, а затем ритма любой знакомой мелодии.
  2. Учитель отбивает пульс, а ученик – ритм и наоборот.

        Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определяется слоговое название: четверти - «та», восьмые - «ти-ти».

Используем такие приёмы в работе:

  1. Читаем ритмическую строчку ритмослогами.
  2. Исполняем ритмический рисунок ритмослогами, глядя в нотный текст,

          синхронно с исполнением педагога.

Существуют различные методы объяснения ритма. Можно предложить следующий: четверти ассоциируются с шагом; восьмые – с бегом, а половинные – с остановкой. Следует подчеркнуть, что музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

        Хочу немного рассказать о новом виде деятельности, который широко используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это – логоритмика. Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

      Задачи логоритмики таковы:

  1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики).
  2. Образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений).
  3. Воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность).
  4. Коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

      Логоритмические упражнения очень нравятся детям. Они интересны, подвижны, в них сочетается слово и действие. Хочу привести примеры упражнений, разработанных  О. Коротаевой.

«Хитрая лисичка»

Разминаем пальчики: раз, два, три!

Разминаем пальчики, ну-ка, посмотри!

(дети сжимают в кулачки и разжимают)

Вот бежит лисичка: раз, два, три!

Хитрая лисичка, ну-ка, посмотри!

(дети пальчиками бегут от животика к лицу)

Лепим, лепим личико, раз, два, три!

Что же получилось, ну-ка, посмотри!

(дети пробегают пальчиками по лицу)

Хитрая лисичка –  вот она!

Рыжая сестричка хороша!

(дети кивают головой и делают хитрое выражение лица)

Вот лисичка злая, ой-ой-ой!

От неё скорее убегай домой!

(дети выпячивают зубы, напрягаю пальцы)

У лисички нашей грустный вид.

Сидит одна лисичка и грустит.

(дети отпускают голову и уголки губ)

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!

(дети улыбаются)

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба

Мы соберем.

(дети собирают по очереди пальцы в кулак)

Маме осенний

Букет отнесем!

(дети раздвигают пальцы и соединяют руки, образуя «букет»)

         Все виды работ по предмету основы теории музыки –  сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ, музыкальный диктант – дают возможность для развития чувства метроритма. Для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения.

          В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии  всех форм работы на уроке по основам теории музыки. И хочется отметить, что самая важная задача на уроках по освоению нотной грамоты – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует помнить, что выбирать для учащихся нужно доступные задания и формы их исполнения.


Список используемой литературы:

  1. Анисимова Г. И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – СПб.: КАРО, 2008.
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975
  3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986
  4. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы. – М., 2003
  5. Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина. – М., 2002
  6. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. СПб., 2007
  7. Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998
  8. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974