Игровые формы работы как необходимое средство стимулирования познавательной активности на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития

Хохлова Галина Юрьевна

Игры на уроках поосновам теории музыки как средство стимулирования позновательной активности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_formy_raboty.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игровые формы работы как необходимое средство стимулирования познавательной активности на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития» (из опыта работы)

          «Как привести ребенка в школу, и еще более важно, как его удержать» - на сегодняшний день это один из самых острых вопросов преподавателя современной школы искусств. Нет секрета в том, что поступающие дети в школу искусств на учебу, в основной своей массе не имеют большого желания учиться, а если и желают, то уверенны в том, что учиться не сложно, и скоро они будут играть и петь, как известные артисты. Добавьте к этому еще и стремительное развитие техники, которое привело к тому, что дети насыщены различной информацией, потому что телефоны и планшеты практически не выпускаю из рук. Но беда еще и в том, что вся эта информация воспринимается ребенком не глубоко, поверхностно. Она не затрагивает его души, не расширяет кругозор, не учит мыслить, не развивает фантазию и творческие способности. В сложившихся условиях школа искусств вынуждена реагировать на происходящие изменения и вносить определенные коррективы в современный процесс обучения.  

          Педагогам приходится использовать различные способы и приемы обучения, чтобы переломить индифферентное (безразличное) отношение учеников к процессу познания. На помощь приходят игровые формы, главной целью которых является возбуждение и удержание интереса учащихся к учебе. Но и здесь не все так просто. По мнению одних преподавателей: игровые формы – это прогресс, правильный шаг в условиях современной школы. Другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, когда педагог вынужден под напором обленившихся учеников сложный обучающий процесс превращать в игру, в развлечение. В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представляться в виде установленных норм. Здесь требуются постоянные переосмысление и обновление форм и методов работы. Поэтому каждый педагог в процессе своей деятельности вносит коррективы в существующие в преподавании традиции.

          Творческий подход к методике преподавания сольфеджио и других предметов – характерная особенность современных преподавателей школы искусств. Разработка и использование нетрадиционных форм обучения, это не только эффект новизны и оригинальности – это мощный стимул для получения знаний. Закон «Об Образовании» обязывает педагога «…развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…». В этом педагогу помогает игра.

          Игра имеет большое значение в жизни ребенка, в особенности дошкольника. Это его работа. Только на первый взгляд кажется, что игра – это легко и весело. На самом деле она требует от ребенка максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Великий К. Э. Циолковский, писал: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Это и есть путь развития творческого ума, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого развития является игра. Только играя, человек обнажает и демонстрирует максимум своих психофизических, интеллектуальных  способностей. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок и учитель, и ученик одновременно.

          В общественной практике последних лет, в науке понятие игры осмысливается по-новому. Игра распространяется на многие сферы жизни и принимается, как общенаучная, серьезная категория. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, воспринимая через органы зрения – 25%, одновременно через уши и глаза – 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает еще быстрее. Все это: слух, зрение, движение объединено в игровых формах работы.

          Предмет «Основы теории музыки» в процессе обучения юного музыканта играет огромную роль. Именно этот предмет вырабатывает у них определенную систему знаний и навыков для их последующей музыкальной деятельности. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса – все это цели преподавания данного предмета в группах раннего эстетического развития детей. Из опыта своей работы хочу сказать, что сам малыш зачастую не понимает, зачем ему нежен этот предмет. Для него он – свод отвлеченных, непонятных и малоинтересных правил и законов. Заинтересовать, увлечь маленького ученика в этот сложный мир правил и законов помогают игровые формы обучения.  Здесь важно не забывать про разнообразие. Дошколята любят узнавать что-то новое, но больше всего любят повторять то, что хорошо знают, и это им приносит огромное удовлетворение. Удовлетворение – свойство детской психики, является основой обучения любому предмету. Использование ярких наглядных пособий, детских музыкальных инструментов, музыкальных игр пробуждает у дошколят чувство радости, удовольствия и позволяет проявить интерес к теоретическим предметам. Игра побуждает ребенка добровольно действовать и быть самостоятельным. Дух соперничества заставляет проявлять себя не только самых застенчивых, но и нерадивых учеников.

         У большинства детей к семи годам не сформирована мотивационная готовность к познавательной деятельности, тем более у  дошколят. Они  еще не готовы учиться, но готовы играть. Игра – их естественная форма существования.  Предмет «Основы теории музыки» не может обойтись без учебных терминов. Ребенок с первых уроков получает множество информации, причем довольно абстрактной. Поэтому преподавателю приходится давать порой новый материал незаметно в форме игры, загадки, сказки и т.д. Здесь можно привлекать фантазию и активность самих детей. При этом надо помнить, что еще К. Ушинский предостерегал педагогов: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает…» С помощью сказки дети, незаметно для себя усваивают нотную грамоту. Можно посоветовать следующие пособия, которые позволят закрепить знания, полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» (автор Т. Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями , «Веселое сольфеджио» ( автор М. Червоная), - все правила зарифмованы. «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (Т. Яценко), все темы даны в виде сказок, например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» и т.п., «Неправильное сольфеджио» (автор О. Камозина) – вся теория представлена в виде песенок.

          На уроках по основам теории музыки для малышей необходимы не только зрительные и слуховые впечатления, но и осязательные, мышечные. В своей практике я использую пособие «Музыкальная лесенка». Это картонные лесенки из 5 или 8 ступеней. Двигая рукой игрушку по лесенке, ребенок наглядно и мышечно осознает:

- движение разучиваемой мелодии, которую поет и показывает педагог;

- может самостоятельно показать движение мелодии уже выученной песенки или попевки;

- не только пропеть интервал, но и осознать, сколько ступеней он содержит и т.д.

          Еще одно пособие: клавиатура и пуговицы. Дошкольнику предлагается выполнить следующие игровые задания:

- педагог называет ноты, которые надо выложить на клавиатуре;

- педагог предлагает выложить пуговицы вверх или вниз в зависимости от движения прозвучавшей мелодии (первоначальную ноту можно обозначить сразу);

- педагог называет ноту и просит пуговицей показать диез (бемоль) и т.д.

          Игровых заданий с клавиатурой очень много. Задания может давать сам педагог, а можно на роль педагога выбрать любого ученика. Обычно все хотят быть учителем, но «ребенок-учитель» должен не только дать задание другим детям, но и проверить, правильно ли оно выполнено.

          Большую помощь в игровых формах работы на уроках мне оказывают карточки. Набор карточек представляет из себя ритмоблоки, дети могут:

- прохлопать выложенный педагогом ритм;

- определить размер выложенного примера;

- разложить карточки по размерам;

- выложить прозвучавший ритм (прохлопанный или сыгранный педагогом) и т.д.

          В тетрадях Г. Калининой предлагаются слова с зашифрованными нотами. Мною был сочинен цикл стихов, посвященный этой теме. Он состоит из семи стихотворений и называется «Ноты в словах». Дети и сами с удовольствием придумывают такие слова.

          При слуховом изучении интервалов давно и прочно вошло в практику сравнение интервала с животным, цветком. В своей работе я использую игру «Музыкальный зоопарк», где живут необычные животные:

Чистая прима – лягушка, ее песенка построена на одном и том же звуке «Я стою и пою»

Малая Секунда – ежик сыночек (полтона), его песенка «Страшно одному бегать мне в лесу»

Большая секунда  - мама ежиха (тон) «Не бойся мой малыш»

Малая терция – грустный щенок (полтора тона) «Солнце скрылось, ночь пришла»

Большая терция – веселый щенок (два тона) «Здравствуй, солнце золотое»

Чистая кварта – черепаха (два с половиной тона) «Иду, спешу, опоздать не хочу»

Чистая квинта – медуза (три с половиной тона) «Плыву я в море по волнам»

Малая секста – олененок (четыре тона) «Скучаю мама по тебе»

Большая секста – мама олениха (четыре с половиной тона) «Давай с тобой гулять пойдем»

Малая септима – дракончик (пять тонов) «Скорее стать большим хочу»

Большая септима – мама дракон (пять с половиной тонов) «Не летай далеко»

Чистая октава – жираф (шесть тонов)  «Я вырос выше всех»

Сочинять песенку к каждому жителю музыкального зоопарка можно и с детьми.

          При слуховом изучении трезвучий я использую карточки с клоунами. Мажорное трезвучие – веселый клоун Мажор, минорное трезвучие – грустный клоун Минор. На мажорное трезвучие можно использовать карточку солнечного дня, а на минорное – дождливой погоды.

          На начальном этапе обучения малышам тяжело сидеть весть урок, поэтому в его ход можно включать игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. В таких случаях я использую «разминки» стоя возле пары, пальчиковые игры, игру на детских музыкальных инструментах в виде «музыкальной паузы».

           Используя игровые приемы работы на уроке, педагог идет от простого к сложному, чутко следит за детьми. Нужно придумывать такие варианты игры, чтобы справлялись все ученики. В каждом случае игра должна проходит в обстановке сотрудничества детей, доброжелательности и чуткой поддержки педагога. Главное – уважение к личности маленького ученика, в этом возрасте не убить интереса к работе, стремиться развивать его, не давая чувствовать тревогу и неуверенность в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».

Литература

                                                 

1). Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1975. №2.

2). Дымова И.Г. Некоторые формы и методы работы в младших классах ДМШ. Методические рекомендации. – Челябинск: 1988.

3). Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

4). Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт – Петербург: Композитор, 2006.

5). Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка: для психологов и педагогов. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

6). Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.

7). Картавцева М.В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. – М.: 1989.

8). Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 92 с.

10). Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Изд. 7-е, стер. – М.: Академия, 2002. – 452 с.

11). Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997.