Развитие слуха на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития

Хохлова Галина Юрьевна

Развитие слуха на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие слуха на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития»

Введение

       Сегодня существует большое количество различных методик раннего музыкального развития. Этот этап дошкольного образования очень востребован родителями, и преподавателями. Многие педагоги озабочены тем, как сделать каждое занятие познавательным и интересным? Как воспитать и развить основные способности ребенка: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

        В школах искусств с 2013 года внедрены Федеральные государственные требования. Это заставляет преподавателей искать новые пути и способы подготовки контингента, поступающего на профессиональные программы. Раннее развитие способствует выявлению ранней одаренности, что помогает наименее безболезненно определить будущую траекторию развития каждого ребенка.

        Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Поэтому нужно помочь каждому малышу найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.

        Отделение раннего эстетического развития существует в нашей школе уже много лет. С каждым годом у нас в городе шло уменьшение количества детей, и набор в школу искусств становился настоящей проблемой. Родители были нацелены на общее образование и преимущества дополнительного зачастую недооценивали. Необходимо было воспитать себе обучающихся, привлечь на свою сторону родителей, показать преимущества дополнительного образования и отсеять на дошкольном этапе тех, кому это обучение не нужно. Преподаватели нашего отделения стараются включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать их своими союзниками и партнерами.

        На начальном этапе было решено, что обучаться дети будут два года. Был сформирован пакет предметов, направленных на подготовку будущего контингента учащихся. В него входили предметы – хор, основы теории музыки, ритмика, рисование, лепка – 1-ый год обучения. И на 2-ом году обучения добавляется предмет – флористика. Для привлечения родителей было решено в течение учебного года проводить концерты класса, посвященные различным датам. Это – праздник Осени (конец 1-ой четверти), Новогодний концерт класса (конец 2-ой четверти), концерт посвященный 23 февраля и 8 Марта (середина 3-ей четверти) и у детей 2-го года обучение в конце года проводить выпускной вечер с торжественным вручением аттестата и диплома об окончании отделения раннего эстетического развития.

         Результатом работы за эти годы стал стабильный набор учащихся на отделение. Практически нет отсева. Обучение в школе искусств на дошкольном отделении стало модным среди родителей. Появилась потребность в индивидуальных занятиях (вокал, фортепиано, скрипка). Работники общего образования отмечают хороший уровень общей готовности наших детей к школе.

Основная часть

       Очень часто, проводя прием на отделение раннего эстетического развития, при прослушивании детей мне приходиться слышать от родителей такие фразы: «Спеть? Да что вы, нам медведь на ухо наступил!» Или: «Зачем моему ребенку пение, у него слон по ушам потоптался. У него нет музыкального слуха!» Но, тем не менее, музыкальный слух есть у всех людей…и одна из особенностей человека отличать мужской голос от женского - это и есть проявление музыкального слуха…

      То, что называют в быту музыкальным слухом – это целый «букет» разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т.д. Все эти способности, как выясняют современные ученые, педагоги и психологи, не являются только наследственными  - врожденными, но могут быть созданы умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: только у одних это пройдет легче, а других потребует больше усилий.

       Хорошо известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей, а значит и музыкального слуха у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако, примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем,

А. Хачатурян начал обучаться музыке с шести лет).

       Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» говорил о двух значениях термина «музыкальный слух»: более широком и более узком. Под музыкальным слухом в широком значении понимается как звуковысотный слух, так и тембровый и динамический, в узком значении – только звуковысотный. Поскольку звуковысотное  - основной «носитель смысла» в музыке, ведущую роль в музыкальном восприятии играет звуковысотный слух. «Без него не возможно никакое осмысленное восприятие музыки и тем более никакое музыкальное действование». (Б. М. Теплов)

       Одной из задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста было изучение становления системы музыкального слуха на этапе дошкольного детства. Выяснение основных возрастных закономерностей развития этой системы, в том числе ступени формирования ладового чувства и музыкальных слуховых представлений как составляющий мелодического слуха.

       В связи с этим весьма значимы данные Б.М.Теплова о рассогласовнии уровней развития ладового чувства и музыкальных слуховых представлений у одних и тех же детей. Ладовое чувство оказалось у них  наиболее развитым, чем музыкальные слуховые представления. Автор объясняет такое рассогласование как индивидуальную особенность комплекса музыкальности  этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и при очень слабых слуховых представлениях.

       На основании этих и других имеющихся в литературе аналогичных данных была выдвинута гипотеза о, возможно, разновремнном появлении компонентов музыкального слуха. Основное внимание было уделено динамическому, тембровому и звуковысотному слуху как наиболее востребонанным в музыкальной деятельности дошкольника.

       Становление этих компонентов музыкального слуха изучалось в условиях массового диагностического обследования, в котором участвовали 600 дошкольников всех возрастных групп, а так же происходил многолетний эксперимент. Не анализируя данные эксперименты подробно, остановимся кратко на диагностических методиках и полученных результатах.

       В эксперименте, посвященном динамическому слуху, дети должны были решить две задачи разной сложности: воспроизвести на детском музыкальном инструменте контрастные динамические характеристики (громко - тихо) музыкального отрывка, предлагаемые педагогом в его исполнении на фортепиано, а затем в тех же условиях, воспроизвести постепенное увеличение и уменьшение громкости.

       Анализ результатов этого диагностического занятия показал, что динамический компонент музыкального слуха достиг достаточно высокого уровня развития уже на четвертом году жизни: все дети, так или иначе, справились в воспроизведением динамической стороны музыкального отрывка. При этом многие получили высокие оценки за решение как первой, так и второй задачи. Таким образом, для детей оказалось доступным воспроизведение не только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого к тихому звучанию и наоборот.

       Степень формирования тембрового слуха было выявлено по показателю различия звучания детских музыкальных инструментов. Использовались струнные, духовые и ударные детские музыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга по тембровой характеристике. Занятие проводилось в форме игры-загадки «Отгадай, на чем играет Зайка». Сначала детям показывали инструменты, со многими из которых они уже были знакомы, предлагали поиграть на них. Затем инструменты, которые лежали на детских столиках, закрывались экраном, а «зайчик» играл на каком-либо из них. После этого экран убирался, ребенок показывал инструмент.

       Оказалось, что дети успешно справляются с различением тембром музыкальных инструментов, относящимся к разным группам. А вот тембр инструментов одной группы близких по звучанию дети четвертого года жизни не различают. Таким образом, можно говорить о развитии в дошкольном детстве только элементарного тембрового слуха.

       Что же касается звуковысотного мелодического слуха и двух его основ, то уровень развития элементарных составляющих ладового чувства определялся по методике, которая включала три задания возрастающей сложности: на «чувство тоники», на узнавание знакомой мелодии и на различие по высоте ступеней звукоряда.

       Первое задание оказалось действительно самым простым и с ним к пятому году жизни справились почти все дети. К этому возрасту у большинства дошкольников оказалось сформированной и способность к узнаванию мелодии.

       Третье задание оказалось наиболее сложным. Его выполнение зависело от степени удаленности друг от друга сравниваемых ступеней лада, от интервала между ними. Если это была октава, то с заданием справлялось большинство детей пятого года жизни. По мере сближения ступеней количество детей, которые справлялись с заданием, уменьшалось. Секунду различали только 30% - 40% детишек. Поскольку в этих экспериментах интервалы давались в мелодическом, а не в гармоническом изложении, то мы можем говорит только об элементарных интервальных представлениях, а не о «чувстве интервалов».

        Таким образом, все три задания диагностировали наличия у детей элементарных проявлений ладового чувства, в структуре которого пока слиты звуковысотные и тембровые компоненты.

        Полученные результаты свидетельствуют о том, что на музыкальных занятиях элементарные компоненты музыкального слуха уже формируются к пятому году жизни.

       Уровень развития второго компонента мелодического слуха – музыкальных слуховых представлений – в диагностических экспериментах определялся по качеству интонирования мелодии голосом. В массовом диагностическом эксперименте каждому ребенку предлагалось спеть

(с аккомпанементом) песню, которая разучивалась на музыкальных занятиях.

Предварительно определялась для него удобная тональность. Анализировалось качество интонирования мелодии голосом.

       Полученные данные позволили выявить шесть различных степеней развития этой способности.

1 степень – отсутствие интонирования. Ребенок просто проговаривал слова в определенном ритме, который иногда соответствовал её ритмической структуре.

2 степень – ребенок воспроизводил голосом высоту одного-двух звуков мелодии, на которых и пропевалась вся песня. На этих двух степенях и находилось большинство детей четвертого года жизни (60%).

3 степень – для нее было характерно интонирование общего направления движения мелодии. Её достигли 27% детей пятилетнего возраста.

4 степень – появилось чистое интонирование отдельных участков мелодии. Её достигли 35% детей шестилетнего возраста.

5 степень – интонирование чисто всей мелодии с аккомпанементом. Её достигли 28% детей семилетнего возраста.

6 степень – чистое пение всей мелодии без аккомпанемента. Этой степени смогли достичь только немногие старшие дошкольники.

        Таким образом, в условиях традиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточно большое количество времени и внимания, которое уделяется пению и интонированию, лишь треть детей седьмого года обучения достигла чистоты интонирования всей мелодии в условиях пения с аккомпанементом. Возможно, одной из причин такого положения является отсутствие специальной работы по постановке детского певческого голоса.

   Специальное формирование основных певческих навыков облегчает детям процесс вокализации, снимает трудности слухо-вокальной координации, способствует постепенному увеличению диапазона и развитию музыкального слуха. Ещё важнее, что эта работа способствует сохранению здоровья певческого аппарата ребёнка, прививает любовь к пению.

    Резюмируя всё вышеизложенное относительно развития двух составляющих мелодического слуха, следует сказать, что ладовое чувство в его элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизни, причем на четвёртом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы дошкольного детства оно развивается лишь незначительно. По этому, набор на обучение в группы раннего эстетического развития мы начинаем с 4, 5 лет. Это самый благодатный возраст для становления и развития музыкального слуха.

    Музыкальные слуховые представления как основа активного воспроизведения мелодии голосом у большинства детей в существующих условиях музыкального воспитания дошкольников формируются от четырёх до семи лет и в более старшем возрасте. Качественный скачок, отмечаемый тоже на четвёртом году жизни, сменяется плавным развитием на пятом-седьмом годах.

    Таким образом, в системе мелодического слуха ладовое чувство в его элементарных проявлениях опережает в развитии музыкальные слуховые представления.

     Если попробовать представить себе становление всей «лестницы», всей системы музыкального слуха в онтогенезе, то последовательность появления её компонентов будет следующей. Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарные динамический и тембровый музыкальный слух, т. е. те компоненты системы музыкального слуха, немузыкальными аналогами которых дети овладели уже до начала музыкальной деятельности (динамика и тембр звуков окружающего мира).

    Затем под влиянием музыки, задач, которые ставит перед ребёнком музыкальная деятельность, у него начинает формироваться относительный звуковысотный слух: сначала мелодический, потом, в определенных условиях, - гармонический. При этом в системе мелодического слуха первыми, как было показано выше, появляются элементарные составляющие ладового чувства и только потом - музыкальные слуховые представления.

    На основе относительного звуковысотного слуха в определённых условиях может сформироваться абсолютный звуковысотный слух. Высшие формы музыкального слуха, такие, как тональный, полифонический, развиваются в условиях сложных форм музыкальной деятельности (Н. А. Римский-Корсаков).

   Так какие виды музыкальной деятельности мы осуществляем на занятиях по основам теории музыки с дошкольниками. Это – слушание музыки, пение, ритмические упражнения, слуховая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические движения, пальчиковые и музыкально-дидактические игры.

          Хочу поподробней остановится на каждом виде деятельности. Дошкольники слушают музыку с удовольствием, но не долго. Значит, для слушания нужно выбирать очень яркие, короткие по звучанию музыкальные произведения или слушать отрывки. Тематика для слушания музыкальных произведений у дошкольников очень разнообразна. Например: «Музыкальные образы звуками разных регистров», «Три жанра в музыке», «В разном темпе», «Тембр инструментов», «Динамические оттенки», «Настроение в музыке», «Какая музыка бывает по характеру», « Мажор и минор», «Черты характера человека, изображенного в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка рисует сказочные образы»  и т. д.

         Пение – важная часть предмета основы теории музыки. У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже с первых уроков я  знакомлю детей со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется на октаву выше.  Например: «Мама птичка и птенчики». Мама птичка – педагог поет до первой октавы, а дети – птенчики, они поют до второй октавы. Это упражнение помогает на первоначальном этапе научиться управлять голосом. Затем перехожу к песенкам-попевкам, постоенным на одном звуке. Держать голосом один и тот же звук на протяжении всей песенки – это не простая задача для дошкольника. Этому его надо учить.

          Далее песенки усложняются. Вначале поются упражнения, посроенные на соседних звуках, затем использую упражнения с постепенным подъемом звуков вверх и вниз,  и ближе к концу года добавляются мелодии со скачкообразным движением.  Песни я использую из репертуара детского сада. Они короткие, удобные для исполнения детским голосом. А еще во многих песнях, например,  про птиц, животных написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующие персонажа. Такой подход помогает  лучше понят смысл песни, почувствовать героя, передать настроение. Можно к таким песенкам добавить аккомпаниемент на детских музыкальных инструментах: как капает дождик сыграть ритм на треугольнике, шуршание осенних листьев – на маракасах, марширующих детей – на барабане, капель – на металлофоне и т.д.  

         Работу над развитием ритмического слуха я начинаю с упражнений «Повтори». Очень часто использую для этого детские музыкальные инструменты: ложки, бубны, треугольники.  Использую ритмизацию слов, стихов. Обязательно прохлопываю в ладоши ритм разучиваемой песенки.    

          Самая трудная часть занятия для дошкольников – это слуховая работа. Но она и самая важная. Чтобы упростить ее, я часто задания даю в игровой форме и с яркой наглядностью.  Начинаю со звуков в разных регистрах. Например: игра «Кто где поет». Слон – контроктава, медведь – большая октава, волк – малая октава, лиса – первая октава, заяц – вторая октава, мышка – третья октава и птичка – четвертая октава. Играю одни и те же звуки в разных октавах, прошу назвать героя.

          При подготовке детей к слушанию трезвучий и интервалов я использую игру «Лесная полянка». Играются звуки в разных регистрах один, два или три. Ученики должны отгадать, сколько птичек они на полянке слышат. Подробно вы можете увидеть в записи, как я использую эту игру на открытом уроке.

          Практически с первых уроков, знакомлю детей с понятием интервал. Слушаем интервалы в гармоническом исполнении, а в мелодическом – поем интервальные песенки. Вы эту работу сейчас тоже увидите на открытом уроке в записи.

          Так же знакомлю детей с понятием – трезвучие. Слушаем минорные мажорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия. При определении их на слух можем показать жестами: мажор – руки  вверх, минор – руки вниз, увеличенное – руки в стороны, уменьшенное – руки прижаты к себе.        

     Ну, а теперь давайте перейдем к самому уроку.

Цель урока – создание условий для развития творческих и вокальных способностей, повышения мотивации к обучению путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи урока

Обучающие:

- привить навык слухового анализа

Развивающие:

- развивать мелодический слух,

- развивать гармонический слух,

- развить навык слухового контроля,

- развить мышление учащихся, систематизировать знания.

Воспитывающие:

- воспитать музыкально-художественный вкус и привить интерес к предмету основы теории музыки,

- воспитать личностные качества сотрудничества и взаимопомощи в атмосфере свободного общения.

Заключительная часть

          Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития способностей, детский возраст. Когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его  мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

         Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.

         Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока, надо стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешёл в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры.

         Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются  методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Да, наши ученики посещают школу искусств, но мы не должны забывать, что они еще малыши и игра для них – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые поставленные задачи.