Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "Фортепиано" по учебному предмету" СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА"

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023g._programma_pp_fortepiano.docx125.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования г.Нягани

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

Нягань 2023

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению и реализации

на методическом совете

МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

Протокол от «  »__________2023г.  №__

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

___________ И.А. Бережная

«   » ______________2023г.

Составители:

С.П.Саяфарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории 

С.Ю.Курочкина, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории

В.Ю.Сабанова, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории

И.Н.Петрова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ»

Н.Е.Шумкова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ»

Рецензенты:

П.В.Федотова, Заслуженная артистка Российской Федерации, профессор Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, академик Петровской Академии Науки и Искусств

Н.Е. Шумкова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ»

Рецензия

на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано»

ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа

Составители:

С.П.Саяфарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории 

С.Ю.Курочкина, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории

В.Ю.Сабанова, заведующая фортепианным отделом МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ», преподаватель высшей категории

И.Н.Петрова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ»

Н.Е.Шумкова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО  г.Нягани «ДШИ»

         Представленная программа содержит все необходимые структурные элементы:

 –  пояснительную записку;

 –  содержание учебного предмета;

 –  требования к уровню подготовки учащихся;

   Формы и методы контроля;

   систему оценок;  

 –   методическое обеспечение учебного процесса;

 –  списки рекомендуемой нотной  и методической литературы.

Программа  предполагает развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству,  организует учебно-воспитательный процесс, определяет основные  знания, умения, навыки, которыми должен овладеть учащийся к окончанию ДШИ,  отражает различные формы педагогической работы,  учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.

В данной программе сохранен академический репертуарный комплекс. Акцент сделан на работе над полифоническими произведениями, крупной формой и этюдами. Репертуар разнообразен по содержанию, форме, стилям.          

Также в программе реализуется принцип вариативности, т.е. даны различные по уровню трудности варианты   экзаменационных программ, с учетом реальных возможностей большинства учащихся, не снижая требований к  качеству  их обучения и воспитания.

Наиболее актуальной целью программы является выявление и профессиональная ориентация наиболее способных учащихся, подготовка их к поступлению  в музыкальные колледжи.

Цели и задачи, поставленные в данной программе, предполагают получение устойчивого положительного результата в процессе обучения. Программа не противоречит требованиям типового учебного плана и соответствует  Государственным образовательным стандартам.

 

Преподаватель высшей категории

МАОУК ДО  г. Нягани

«Детская школа искусств»                                        Н.Е.Шумкова

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета        

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        

- Список рекомендуемой нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета  «Специальность и чтение с листа» составлена  на  основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа», разработанной Т.В.Казаковой, О.Е.Мечетиной (Москва, 2012г.) и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано».

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

Музыкальное образование в детской школе искусств подразделяется на две формы обучения:

- очная

- заочная

Заочная форма обучения предполагает реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.        Дистанционное обучение не является его самостоятельной формой. Это лишь способ организации учебного процесса.

       Преподаватель организует образовательную деятельность через индивидуальные консультации учащихся (посредством электронной почты или видеоконсультаций по веб-камере, через группы в социальных сетях, мессенджеры / чаты WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и др.):

- запись учащимися видео со своим исполнением, выполнение д/з;

- объяснения и комментарии преподавателей к исполнению посредством

 вышеуказанных информационных ресурсов;

- запись видеоуроков преподавателями;

- видео и аудио файлы, рекомендуемые преподавателями к ознакомлению

 и изучению учащимися в рамках индивидуальных занятий по     специальности.

2.  Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:

Таблица 1

Срок обучения – 8-9 лет

Содержание

1 класс

2-8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

297

Количество часов

на аудиторные занятия

592

99

Общее количество часов

на аудиторные занятия

691

Общее количество часов

на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

1185

198

4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

5.    Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
  • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6.  Обоснование структуры учебного предмета

«Специальность и чтение с листа»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

В  музыкальной   педагогике   применяется  комплекс  методов  обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации

 учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и чтение с листа» должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.

Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно  обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II.   Содержание учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на

аудиторные занятия

592

99

691

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на самостоятельную работу  по годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторную  (самостоятельную) работу

           1185

198

1383

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

5

5

6

6

7,5

7,5

8,5

8,5

9

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

           1777

297

2074

Объем времени на консультации

(по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

           62

8

70

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу  может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

       Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  к  концертным  выступлениям;

- посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных залов  и  др.);

- участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. варианты примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс

Специальность и чтение с листа        2 часа в неделю

Самостоятельная работа                не менее 3- х часов в неделю

Консультации                                6 часов в год

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.

        За год учащийся должен сыграть: два зачета в 1 полугодии (контрольный урок и академический концерт); зачет (контрольный урок) и переводной экзамен во 2 полугодии. На экзамене исполняются три-четыре произведения:

- полифония (менуэт, полонез) или пьеса с элементами полифонии,

- крупная форма (сонатина, вариации, рондо),

- один-два этюда.

Возможна замена крупной формы на пьесу.

        Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Примерный репертуарный список:

Пьесы полифонического склада

Бах И. С.                                   Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)

Моцарт Л.                         Менуэт ре минор, Бурре ре минор

Моцарт В.                        Менуэт фа мажор

Этюды

Беренс Г.           соч.70 №12,14

Гнесина Е.        Фортепианная азбука, Маленькие этюды для начинающих

Лешгорн А.       Соч. 65  Избранные этюды для начинающих

Черни К.           Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч.

Шитте Л.           Соч. 108, 25 маленьких этюдов

Шитте Л.           Соч.160 №1,2,4

Крупная форма

Беркович И.      Сонатина  Соль мажор

Гедике А.           Соч.36 Сонатина  До мажор

Клементи М.      Соч.36. Сонатины №№1,2

Хаслингер Т.      Сонатина До мажор

Гедике А.           Соч.46. Тема с вариациями До мажор

Пьесы

Крутицкий М. Зима

Филипп Н. Колыбельная

Гречанинов А.     Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка,

Маленькая сказка

Кабалевский Д.   Соч.27 30 детских пьес (по выбору),

Кореневская Н.  Дождик

Любарский Н.     Сборник легких пьес на темы украинских песен

Майкапар С.       Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки

Соч.28 Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка, Колыбельная

Мясковский Н.    10 очень легких пьес для фортепиано

Прокофьев С.       Детская музыка: Марш, Сказочка

Шостакович Д.    Детская тетрадь (6 пьес)

Штейбельт Д.       Адажио ля минор

Шуман Р.              Соч.68  Альбом для юношества: Первая утрата

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

М.Крутицкий     Зима

И.Кореневская    Дождик

Е.Гнесина           Этюды

Вариант 2

Л.Моцарт            Менуэт ре минор

Н. Руднев            Щебетала пташка

Е.Гнесина           Этюд До мажор

А.Николаев         Этюд До мажор

Вариант 3

И. С. Бах              Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Н.Филипп            Колыбельная

К. Черни-Гермер Этюды №№15, 16 (1-я часть)

Вариант 4

И. С. Бах                 Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

М.Клементи         Сонатина До мажор, 1-я часть

К.Черни-Гермер        Этюд №23 (1-я часть)

Г.Беренс                  Этюд  До мажор, соч.88, N 7

2 класс

Специальность и чтение с листа                2 часа в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 3 часов в неделю

Консультации                                        8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет – контрольный урок в I четверти, второй зачет – академический концерт, на котором учащийся исполняет полифонию и пьесу. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.

Во втором полугодии – зачет – контрольный урок и переводной экзамен.

Годовые требования:

- 1-2 полифонических произведения,

- 1-2 крупные формы,

- 4-6 этюдов,

- 4-6 пьес различного характера.

Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и упражнениями.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.                   Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)

                        Маленькие прелюдии и фуги, 1-я часть (по выбору)

                        Двухголосные инвенции До мажор, ре минор

Гендель. Г.            Две сарабанды

Моцарт Л.             Менуэт ре минор, бурре ре минор

Этюды

Гречанинов А.       Этюд Е-dur

Гурлит К.               Этюд С-dur

Лемуан А.              Соч. 37 50 характерных прогрессивных этюдов

Лешгорн А.           Соч. 65  Избранные этюды для начинающих

Черни К.                Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч.

Черни К.                Соч. 139 (по выбору)

Черни К. – Гермер Г. №№15, 16, 17 (1 тетрадь)

Черни К.           соч. 820 №4 (терции)

Шитте Л.           Соч. 108, 25 маленьких этюдов

Гедике А.          Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

Лакк Т.              Соч.172. Этюды

Крупная форма

Беркович И.      Сонатина  Соль мажор

Бетховен Л.       Сонатина  Соль мажор

Гедике А.           Соч.36 Сонатина  До мажор

Клементи М.      Соч.36. Сонатины №№1,2

Мелартин Э.      Сонатина соль минор

Хаслингер Т.      Сонатина До мажор

Чимароза Д.       Сонаты ре минор, соль минор

Гедике А.            Соч.46. Тема с вариациями До мажор

Пьесы

Гречанинов А.     Соч.123 Бусинки

Кабалевский Д.   Соч.27 30 детских пьес

Косенко В.           Соч.15 24 детские пьесы для фортепиано

Лукомский Л.      10 пьес: Разговор, Вальс

Майкапар С.         Соч.28 Бирюльки

Прокофьев С.       Соч.65. Сказочка, Марш

Шостакович Д.     Танцы кукол: Гавот, Шарманка

Шуман Р.               Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник

Чайковский П.      Соч.39 Детский альбом: Старинная французская песенка,

 Болезнь куклы, Полька

Примеры экзаменационных программ

Требования к переводному экзамену: крупная форма, пьеса, этюд на различные виды техники или пьеса виртуозного характера.

Вариант 1

М.Клементи Сонатина До мажор

П.Чайковский Старинная французская песенка

С.Майкапар Пастушок

Вариант 2

А.Гедике Сонатина До мажор

Р.Шуман Перва утрата

К. Черни-Гермер Этюд № 15 (1-я часть)

Вариант 3

Т.Хаслингер Сонатина До мажор

А. Гречанинов Первоцвет

К. Черни-Гермер Этюд №16

Вариант 4

М. Клементи Сонатина До мажор, 3-я часть

С.Майкапар Сказочка 

А. Гедике Этюд Соль мажор, соч. 32, №19

3 класс

Специальность и чтение с листа                2 часа в неделю

Самостоятельная работа                         не менее 4 часов в неделю

Консультации                                        8 часов в год

В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы: 2 полифонических произведения, 1-2 крупные формы, 4-5 этюдов, 3-5 пьес (среди них обязательно пьеса кантиленного характера), чтение с листа.

С 3 класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе (текущая аттестация).

Требования к гаммам: до 2-х знаков (с одинаковой аппликатурой), на 2 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И.С.          Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)

Бах И.С.          Двухголосные инвенции (по выбору)

Гендель Г.       Менуэт ре минор

Корелли А.      Сарабанда

Моцарт Л.        Буррэ, Марш

Скарлатти Д.   Ария

Этюды

Гедике А.         Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

Лекуппэ Ф.      Прогресс (по выбору)

Лакк Т.             Соч.172. Этюды

Лешгорн А.      Соч.66  Этюды

Лемуан А.        Соч.37 50 характерных прогрессивных этюдов

Черни К.           Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера

Черни К. – Гермер Г. №№ 23, 28, 29, 32,35, 36 (1 тетрадь)

Черни К.         ор. 820 №4

Крупная форма

Бетховен Л.       Сонатина Соль мажор, Фа мажор

Гайдн Й.            Легкие сонаты

Гендель Г.          Концерт Фа мажор

Клементи М.     Соч.36 Сонатина До мажор

Моцарт В.          Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор

Чимароза Д.      Сонаты ля минор, Соль мажор

Шуман Р.           Соч.118 Детская соната, ч.1

Пьесы

Гречанинов А.     Соч.123 Бусинки

Григ Э.                 Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор

Глиэр Р.                Соч.43 Рондо Соль мажор

Кабалевский Д.   Соч.27 30 детских пьес

Косенко В.           Соч.15 24 детские пьесы для фортепиано

Лукомский Л.      10 пьес: Разговор, Вальс

Майкапар С.        Соч.28 Бирюльки, Маленькие новеллетты

                              Листок из альбома

Прокофьев С.       Соч.65. Сказочка, Утро, Прогулка

Шостакович Д.    Танцы кукол: Гавот, Шарманка

Шуман Р.               Соч.68 Дед Мороз, Веселый крестьянин, возвращающийся

                               с работы

Чайковский П.      Соч.39 Детский альбом: Болезнь куклы, Полька,

                               Немецкая   песенка, Сладкая греза, Песня жаворонка

Примеры экзаменационных программ

Требования к переводному экзамену совпадают со 2 классом: крупная форма, пьеса, этюд на различные виды техники или пьеса виртуозного характера.

Вариант 1

М.Клементи Соч.36 Сонатина До мажор

П. Чайковский Болезнь куклы

А. Лемуан  Этюды соч.37, №№10

Вариант 2

В.Моцарт Сонатина До мажор

С.Прокофьев Сказочка

К. Черни-Гермер  Этюды №4 (2-я часть)

Вариант 3 

Л. Бетховен   Сонатина Фа мажор, 1-я часть

Э.Мак-Доуэл Шиповник

А. Лешгорн  Этюд соч.66, №7

Вариант 4

Г. Гендель  Концерт соль минор, 1-я часть

В.Косенко Пастораль

С. Геллер   Этюд №23

4  класс

Специальность и чтение с листа                 2 часа в неделю

Самостоятельная работа                          не менее 4 часов в неделю

Консультации                                         8 часов в год

В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы. Регулярно идет работа над гаммами и чтением с листа.

Требования к гаммам: до 2-3-х знаков (с одинаковой аппликатурой), на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, арпеджио короткие, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Требования к переводному экзамену: крупная форма, пьеса, этюд на различные виды техники или пьеса виртуозного характера.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.           Маленькие прелюдии и фуги

                          Двухголосные инвенции

Гендель Г.        Сарабанда с вариациями ре минор

Гедике А.         Трехголосная прелюдия

Глинка М.        Четыре двухголосные фуги

Лядов А.-Зилоти А. Четыре русские народные песни: Подблюдная,Колыбельная

Мясковский Н. Соч.33 Легкие пьесы в полифоническом роде

Этюды

Беренс Г.         Соч.61 и 88 32 избранных этюда

Бертини А.      Соч.29 28 избранных этюдов

Лешгорн А.     Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12

Черни К.          Избранные фортепианные этюды, под ред. Гермера, т.2

                          Соч.139, тетради 3,4

                          Соч.299 (по выбору)

Черни К. – Гермер Г. №№ 35,42, 43, 45, 50 (1 т.), № 1 (2 т.)

Шусер А. 2 этюда

Произведения крупной формы

Бетховен Л.        Сонатина  Фа мажор

Бетховен Л.        Вариации на швейцарскую тему

Бетховен Л.        Соч. 49  Соната Соль мажор, N20

Гендель Г.          Концерт  Фа мажор

Клементи М.      Соч.36  Сонатины Фа мажор, Ре мажор

Моцарт В.           Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор

Чимароза Д.       Сонаты (по выбору)

Шуман Р.            Соч.118 Детская соната  Соль мажор

Пьесы

Барток Б.           Сборник "Детям" (по выбору)

Бетховен Л.       Весело-грустно

Гедике А.          Соч.8  Миниатюры (по выбору)

Глиэр Р.             В полях, Ариэтта

Григ Э.               Соч.12, Соч.38

Дварионас Б.     Маленькая сюита

Майкапар С.      Соч.8  Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

Мак-Доуэлл Э.  Соч.51. Пьеса ля минор

Прокофьев С.    Соч.65 Детская музыка: Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние,

                            Ходит месяц над лугами

Скарлатти Д.      Пять легких пьес

Чайковский П.    Соч.39 Детский альбом (по выбору)

 Шостакович Д.  Танцы кукол (по выбору)

 Шуман Р.            Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

Д.Кабалевский Сонатина

Р.Глиэр  Ариэтта

Черни К. Ред. Гермера,  Этюд №42 (1-я часть)

Вариант 2

Я.Ваньхаль Аллегретто

С.Прокофьев Утро

Черни К. Ред. Гермера, Этюд №1 (2-я часть)

Вариант 3

Р.Шуман Соч.118 Детская соната  Соль мажор

П.Чайковский Песня жаворонка

К. Черни  Соч.299, Этюды №№1, 2

Вариант 4

Л. Бетховен Соната №19, 1-я часть

А.Скулте Ариетта

А.Лемуан  Ор. 37  Этюд №35 Ре мажор

5 класс

Специальность и чтение с листа                 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 5 часов в неделю

Консультации                                        8 часов в год

Требования на год:

- 2 полифонических произведения,

- 1-2 крупные формы,

- 4-6 этюдов,

- 3-4 пьесы.

Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.

Требования к гаммам: до 3-4-х знаков, на 4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, арпеджио короткие и длинные, хроматическая гамма.

На переводном экзамене учащиеся играют крупную форму (желательно классическое сонатное аллегро), пьесу, этюд на различные виды техники или пьеса виртуозного характера.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.         Маленькие прелюдии и фуги

                         Двухголосные инвенции

                         Трехголосные инвенции

 Бах И.С.          Французские сюиты  (отдельные части)

 Гендель Г.        Сюита Соль мажор, ми минор

 Глинка М.        Фуга ля минор

 Лядов А.          Соч.34 Канон до минор

Этюды

Беренс Г.             Этюды соч.88 и соч.61

Бертини А.          Соч.29  28 избранных этюдов

Крамер И.           Соч.60  Этюды

Лешгорн А.         Этюды соч.66 и соч.136

Мошковский М.   Соч.18 №3, этюд Соль мажор

Черни К.               Этюды соч.299

Черни К.– Гермер Г. №№ 1, 3, 6 (2 т.)

Черни К. соч. 299 №№ 1, 2, 3,4, 6

Шитте Л. соч. 68 №12

Произведения крупной формы

Бетховен Л.           Вариации Соль мажор (6/8), сонаты соч.49

                               соль минор и Соль мажор

Гайдн Й.                Сонаты (по выбору), концерт Ре мажор, Соль мажор

Глазунов А.           Сонатина ля минор

Грациоли Т.           Соната Соль мажор

Клементи М.          Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор

Моцарт В.              Сонаты: Домажор, Соль мажор

Чимароза Д.           Сонаты: Си-бемоль мажор, до минор

Шуман Р.                Детская соната Соль мажор, соч. 118

Пьесы

Барток Б.               Баллада, Старинные напевы

Бетховен Л.           Багатель соль минор, соч. 119

Григ Э.                  Лирические тетради (по выбору)

Даргомыжский А. Табакерочный вальс

Кабалевский Д.     Новелла, соч.27

Лядов А.               Соч. 53  Маленький вальс Соль мажор,

                              Багатель Си мажор

Пахульский Г.       Соч.  Прелюдия до минор

Прокофьев С.        Соч.65 Детская музыка

Чайковский П.      Соч.39 Детский альбом

                               Соч.37. Времена года: Март, Апрель

Шопен Ф.              Ноктюрн до-диез минор (post.)

Шостакович Д.     Танцы кукол

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

Л.Бетховен Соната Фа мажор, 2-я часть Рондо

Э.Григ Ариетта

К.Черни Ред. Гермера, этюд N 27

Вариант 2

Л.Бетховен  Сонатина Соль мажор 1 часть

В.Купревич Мазурка

И.Крамер  Соч.60,  этюд N8

Вариант 3

Й.Гайдн Соната-партита До мажор

М.Глиэр Романс

К.Черни  Соч.299, этюд N1

Вариант 4

В.Моцарт Сонатина До мажор N 6, 1- я часть

А.Лядов Багатель Си мажор

А.Лешгорн Соч.66, этюд N 18

6 класс

Специальность и чтение с листа                  2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                         не менее 5 часов в неделю

Консультации по специальности                 8 часов в год

Учебный план на год:  три зачета (контрольные уроки и академический концерт) и переводной экзамен.

В течение года желательно пройти с учеником развернутую романтическую пьесу.

Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика.

Требования по репертуару  на год:

- две полифонии,

- одна-две крупные формы,

- 3-5 этюдов,

- 2-3 пьесы.

Требования к переводному экзамену: крупная форма (классическая, романтическая), пьеса, этюд (может быть заменен виртуозной пьесой).

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.               Двухголосные инвенции

                              Трехголосные  инвенции

                              Французские сюиты

Бах-Кабалевский Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа

Гендель Г.               Каприччио соль минор, пассакалия соль минор, Сюиты Соль                

                               мажор, ре минор, ми минор

Ипполитов-Иванов М.  Соч.7 Прелюдия и канон

Лядов А.                 Соч.34 Канон до минор №2

Мясковский Н.        Соч.78 Фуга си минор №4

Этюды

Аренский А.             Соч.19 этюд си минор №1

Деринг К.                  Соч.46 двойные ноты

Крамер И.                 Соч.60 этюды

Лешгорн А.             Этюды соч.66, соч.136

Мошковский М.       Соч.72 этюды №№2, 5,  6, 10

Черни К.                   Этюды соч.299, соч.740

Черни К. – Гермер Г. №№ 15, 25, 26, 27,28,31, 32 (2т.)

Черни К.                     соч.299 №№ 5, 11, 12,13,14, 15, 29

Шитте Л.                     соч. 68 № 23

Произведения крупной формы

Бортнянский Д.               Соната До мажор

Гречанинов А.                 Соч.110, Сонатина Фа мажор

Глинка М.                         Вариации на тему «Среди долины ровныя»

Бетховен Л.                     Сонаты №№ 1, 5, 19, 20

Гайдн Й.                          Сонаты: Ре мажор, Соль мажор, Ми мажор, Фа мажор,

                                         До мажор, си минор, до-диез минор

Клементи М.                   Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор

                                          Соч.37 Сонатина Ми-бемоль мажор

Моцарт В.                         Сонаты Фа мажор №12, Соль мажор №5, Си-бемоль

                                          мажор (3/4) №18, До мажор №16, Рондо Ре мажор,

                                          Фантазия ре минор

Пьесы

Аренский А.                     Соч.25 Экспромт Си мажор, №1

                                     Соч.53  Романс Фа мажор

                                     Соч.46  Незабудка

Глазунов А.                        Юношеские пьесы

Григ Э.                                 Соч.43 Птичка, Бабочка

                                      Соч.3 Поэтические картинки

                                      Ноктюрн До мажор

Лядов А.                             Соч. 10 прелюдия №1; соч.11 прелюдия №1

                                      Соч.40 Музыкальная табакерка

Мендельсон Ф.                   Соч.72 Детские пьесы

                                      Песни без слов: №4 Ля мажор, №8 Ля мажор,

                                      №19 Ми мажор

Прокофьев С.                     Детская музыка (по выбору)

                                      Соч.2 Мимолетности (по выбору)

Пешетти Д.                  Престо до минор

Шуберт Ф.                   Скерцо Си-бемоль мажор, экспромты соч.90: Ми-бемоль

                                      мажор, Ля-бемоль мажор

Шопен Ф.                     Вальс Ля-бемоль мажор №9, си минор №10

                                      Мазурки соч.7, соч.17

Шуман Р.                      Соч.68 Альбом для юношества, Детские сцены

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

Ф.Кулау Сонатина До мажор

Р.Глиэр Пастораль

К. Черни  Соч.299, этюд N2

Вариант 2

Й.Гайдн Соната До мажор

Э.Григ Поэтическая картинка №1

К.Черни Соч.299  Этюд №24

Вариант 3

Л.Бетховен  Соната №20, 1-я часть

П.Чайковский Март  «Времена года» Соч.37

 Б.Черни Соч. 299 Этюд № 21

Вариант 4

В.Моцарт Соната До мажор, 1-я часть

Ц.Кюи Соч.31 Вальс

К.Черни Соч. 299 Этюд № 11

7 класс

Специальность и чтение с листа                 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                          не менее 6 часов в неделю

Консультации по специальности                 8 часов в год

           За год учащиеся должны сыграть три зачета и переводной экзамен.

Требования по репертуару на год:

- одна-две полифонии,

- одна-две крупные формы,

- 3-5 этюдов,

- 2-3 пьесы.

Экзаменационные требования: крупная форма, пьеса, этюд (пьеса виртуозного характера).

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.                Двухголосные инвенции    

                               Трехголосные инвенции

                                Французские сюиты,

                                Английские сюиты (отдельные части)

ХТК 1-й том: Прелюдии и фуги до минор, Ре мажор, ре минор,

Ми мажор, ми минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль мажор

Гендель Г.                   Сюиты ре минор, ми минор

Шостакович Д.           Прелюдии и фуги Ре мажор, До мажор, ля минор

Щедрин Р.                   Полифоническая тетрадь

Этюды

Аренский А.                 соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1

Беренс Г.                      соч. 61 этюды

Гуммель И.                  соч.125 Этюды

Кобылянский А.          Семь октавных этюдов

Крамер И.                     соч.60 Этюды

Лешгорн А.                  соч.136  Этюды

Лемуан А.                     соч. 37 №41

Лешгорн А.                 соч. 66 №11, 20, 21, 24, 25,28, 30, 32

Мошковский М.           соч.72  Этюды №№2, 5, 6, 10

Черни К.                       Этюды соч.299 и соч.740

Черни К.                       соч. 299 №6,8, 9, 11- 15, 17,19-21,24- 25, 29-31

Крупная форма

Бах И. С.                 Концерты фа минор, ре минор

Бах Ф. Э.                 Сонаты фа минор, ля минор

                                Рондо из Сонаты си минор

Бетховен Л.             Соч.5  Рондо До мажор

                                Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части)

                                Девять вариаций  Ля мажор

Гайдн Й.                Сонаты по выбору

Клементи М.         Соч.47 N 3  Соната Си-бемоль мажор

                              Соч.40 N 2  Соната си минор

Моцарт В.              Сонаты: До мажор №7, Фа мажор №12, Си-бемоль мажор

                              №18, Концерты №№17, 23

                              Вариации Ре мажор

Мендельсон Ф.     Концерт соль минор,  1-я часть

Пьесы

Бородин А.                Маленькая сюита

Григ Э.                       Лирические тетради (по выбору)

Дакен Л.                     Кукушка

Дворжак А.                Соч.101  Юмореска N 7

Мак -Доуэлл Э.          Соч.46 №2 Вечное движение

Мендельсон Ф.          Песни без слов (по выбору)

Прокофьев С.            Фея Зимы из балета Золушка, Мимолетности соч.22

Рахманинов С.           Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька

Фильд Д.                    Ноктюрны

Чайковский П.           Русская пляска

Шопен Ф.                   Ноктюрн ми минор, фа минор, Ми-бемоль мажор

                                   Полонез до-диез минор

                                   Вальсы (по выбору)

Шуберт Ф.                 Экспромты соч. 90

                                   Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор

Шуман Р.                   Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная,

                                   Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска

Щедрин Р.                 В подражание Альбенису,  Юмореска

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

М.Клементи Сонатина Соль мажор, 1-я часть

А.Бородин В монастыре

К.Черни  Соч.299 Этюд №14

Вариант 2

Й.Гайдн Соната ми минор, 1-я часть

Э.Григ Тоска по Родине

М.Мошковский Соч. 72 Этюд № 2

Вариант 3

Й.Гайдн Концкрт Ре мажор 1-я часть

Ф.Шопен Ноктюрн №19 ми минор

К.Черни Соч. 299 этюд №34

Вариант 4

Л.Бетховен Девять вариаций Ля мажор

П.Чайковский Русская пляска

К.Черни Соч. 740 Этюд №1

8 класс

Специальность и чтение с листа                  2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                          не менее 6 часов в неделю

Консультации по специальности                  8 часов в год

Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и сроки специально не определены (свободный график). Главная задача этого класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде.

Учащийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

Требования к выпускной программе для учащихся, не поступающих в среднее профессиональное образовательное учреждение (вариант 1 и 2):

  • полифония
  • крупная форма
  • любая пьеса
  • этюд (сдается в классном порядке в течение учебного года)

Требования к выпускной программе для учащихся, желающих продолжить обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении (вариант 3 и 4):

  • полифония
  • крупная форма
  • один-два этюда (для перехода в 9 класс) или один этюд (для завершающих свое обучение)
  • любая пьеса

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И.С.  Двух-Трехголосные инвенции, Французские сюиты,

                Английские сюиты ля минор, соль минор

                ХТК 1-й том, Прелюдии и фуги (по выбору)

                ХТК 2-й том, Прелюдии и фуги: до минор, ре минор,

                Ми-бемоль мажор, Соль мажор, ля минор, Ми мажор, соль минор

Гендель Г.                   Сюиты (по выбору)

Полторацкий В.   24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Шостакович Д.     24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Щедрин Р.            24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Этюды

Аренский А.          соч.74 Этюды до минор, До мажор

Клементи М.          Этюды, под ред. Таузига (по выбору)

Лист Ф.                   Этюды «Шум леса», «Unsospiro»

Лешгорн А. соч. 66 №32

Лист Ф. Юношеские этюды соч. 1 (по выбору)

Мошковский М.     соч.72 Этюды №№1, 2, 5, 6, 7, 10, 11

Мошковский М. 15 виртуозных этюдов (по выбору)

Черни К.                 соч.299 и 740 (по выбору)

Шопен Ф.                соч.10: №№5, 9, 12; соч.25: №№1, 2, 9

Крупная форм

Бетховен Л.             Сонаты соч.2 №1 Фа минор, соч.10 №1 до минор

                                соч.51 Рондо Соль мажор

                                Концерт N 1 До мажор,1-я часть

Гайдн Й.                 Сонаты (по выбору)

Григ Э.                   Концерт ля минор, 1-я часть

                               Соната ми минор, 1-я часть

Клементи М.          Соната фа-диез минор, 1-я часть

Моцарт В.              Сонаты До мажор №10, Ре мажор №9, Фа мажор №12,

                               До мажор №7 (ред. А. Гольденвейзера)

                               Концерты (по выбору)

Мендельсон Ф.      Рондо-каприччиозо

                              Фантазия фа-диез минор, 1-я часть

                              Концерты соль минор №1, ре минор №2

Пьесы

Григ Э.                 соч.52 Сердце поэта

                             соч.19 Свадебный день в Тролльхаугене

Дебюсси К.          Арабески Соль мажор, Ми мажор

Мясковский Н.    соч.31 Пожелтевшие страницы

                            соч.25 Причуды (по выбору)

Прокофьев С.      соч.25 Гавот из Классической симфонии

                            соч.22 Мимолетности

Рахманинов С.      Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель

Шостакович Д.     соч.1 Три фантастических танца

                              соч.34   Прелюдии

Чайковский П.      Времена года

                             соч.10 Юмореска; соч.72 Нежные упреки

Шопен Ф.             Ноктюрны: №2 Ми-бемоль мажор, №19 ми минор

                             №15 фа минор

                             Полонезы: соль-диез минор (post.), до минор

Шопен-Лист        Польские песни

Шуберт Ф.          соч. 142  Экспромт Си-бемоль мажор

                           соч.94 Музыкальные моменты

Шуман Р.             Лесные сцены, Детские сцены, Арабески

Примерные программы выпускного экзамена

Вариант 1

И.С.Бах Аллеманда

М.Клементи Сонатина № 4 Фа мажор, соч.36

В.Купревич Элегическая серенада

Вариант 2

И.С.Бах Двухголосная инвенция до минор

В.Моцарт К.283 Соната № 5 Соль мажор, 1-я часть

М.Глинка  Ноктюрн Ми бемоль мажор

Вариант 3 (для поступающих)

И.С.Бах Трехголосная инвенция соль минор

Й.Гайдн Соната  Ми-бемоль мажор, 1-я часть

С.Рахманинов Соч.32   Прелюдия соль-диез минор

М.Клементи Этюд №13

Вариант 4 (для поступающих)

И.С.Бах ХТК 1-й том Прелюдия и фуга ре минор

Л.Бетховен Соната №7, 1-я часть

Ф.Шопен Ноктюрн  ми минор

К.Черни Соч.740 этюд №50

9 класс

Специальность и чтение с листа                 3 часа в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 6 часов в неделю

Консультации по специальности                 8 часов в год

В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Учащиеся сдают два зачета и выпускной экзамен с отметкой в конце учебного года.

Требования к полугодовому зачету:

- полифония (Трехголосные инвенции, ХТК),

- крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт),

- два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского); возможны этюды Шопена, Листа, Рахманинова.

На выпускной экзамен выносится та же программа, но с прибавлением пьесы.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.             Трехголосные инвенции,

                             Хорошо темперированный клавир,  1 и 2 том

Токката ре минор, Токката ми минор

Партита ми минор, Партита до минор

Бах-Бузони          Органные хоральные прелюдии

Шостакович Д.     24  Прелюдии и фуги

Щедрин Р.            24  Прелюдии и фуги

Этюды

Гензельт А.             Этюды

Кесслер И.              Соч.100 Этюды тт. 2,3,4

Клементи М.           Этюды

Лист Ф.                    Концертные этюды

Мендельсон Ф.       Этюды

Мошковский М.       Соч.72 Этюды

     Соч.48  этюды Ре мажор, До мажор

Паганини-Лист.       Этюды  Ми мажор

Паганини-Шуман.    Этюды  ля минор, Ми мажор

Рахманинов С.         Этюды-картины соч.33, соч.39

Тальберг З.              Соч.26 Этюд фа-диез минор

Черни К.                   Соч.740 Этюды

Шлецер П.                Этюд  Ля-бемоль мажор

Шимановский К.      Соч.4 Этюды

Шопен Ф.                  Соч.10 и соч.25 (по выбору)

Крупная форма

Бетховен Л.              Сонаты №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25, 27

     Вариации Ля мажор (на русскую тему)

     Концерты №№1, 2, 3

Гайдн Й.                    Сонаты (по выбору)

Галынин Г.               Сонатная триада

Григ Э.                      Соната ми минор

                                  Концерт ля минор

Лядов А.                    Вариации на тему Глинки

Моцарт В.                 Сонаты (по выбору), Вариации, Концерты

Прокофьев С.            Сонаты  №№1,2,3

Равель М.                  Сонатина

Рахманинов С.          Концерты №№1,2

Скрябин А.                Соч.9   Прелюдия и Ноктюрн для левой руки

Соч.32 Две поэмы

Глинка М.                  Вариации на шотландскую тему

Вариации на тему  Моцарта

Шопен Ф.                   Блестящие вариации

Andante appassionato и Большой блестящий полонез

Концерт фа минор

Шуберт Ф.                  Сонаты ми минор, ля минор соч.42

Пьесы

Барток Б.                  Румынские  танцы

Брамс И.                   Соч.79 Рапсодии си минор, соль минор

Верди-Лист               Риголетто

Глазунов А.               Баркарола  Ре-бемоль мажор

Дебюсси К.                Прелюдии, Бергамасская сюита

Сюита для фортепиано

Лист Ф.                      Венгерские рапсодии (по выбору)

                                  Сонеты Петрарки Ми мажор, Ля-бемоль мажор

Метнер Н.                  Сказка фа минор

                                   Соч.39. Канцона-серенада

Мийо Д.                     Бразильские танцы

Прокофьев С.            Соч.102 Сюита из балета Золушка

 Соч.75 Сюита из балета Ромео и Джульетта

 Соч.22 Мимолетности

 Сарказмы

Равель М.                   Павана

Рахманинов С.           Соч.23 и соч.32  Прелюдии

                                    Шесть музыкальных моментов

Санкан П.                         Токката

Скрябин А.                     Соч.11, соч.15, соч.16  Прелюдии

Чайковский П.             Времена года

Соч.72 Размышление

Соч.59 Думка

Соч.1 Русское скерцо

Шопен Ф.                    Полонезы, Вальсы, Ноктюрны

                                    Экспромт Ля-бемоль мажор

                                    Баллады №№2, 3

                                    Скерцо №№1, 2

Шостакович Д.            Соч.34  Прелюдии

                                    Афоризмы

Шуман Р.                     Венский карнавал

                                     Бабочки

                                     Соч.99 Пестрые листки

                                     Соч.124  Листки из альбома

                                     Соч.4 Шесть интермеццо

Шуман - Лист                Посвящение

Щедрин Р.                    Bassoostinato

Примерные программы для выпускного экзамена

Вариант 1

И.С.Бах ХТК  2-й том Прелюдия и фуга ре минор

В.Моцарт Соната До мажор (KV 330), 1-я часть

П.Чайковский Ноктюрн до-диез минор

К.Черни Соч.740  Этюд №24

М.Мошковский  Соч.72 Этюд №6

Вариант 2

И.С.Бах ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор

Й.Гайдн Соната До мажор, соч.79 1-я часть

Ф.Лист Ноктюрн «Грезы любви»

М.Клементи Этюд №4

М.Мошковский Соч.72 Этюд №5

Вариант 3

И.С.Бах ХТК 1-й том,  Прелюдия и фуга Ми мажор

Л.Бетховен Соната №6, 1-я часть

Р.Щедрин В подражание Альбенису

К.Черни Соч. 740 Этюд №17

М.Клементи Этюд №3

Вариант 4

И.С.Бах ХТК 1-й том,  Прелюдия и фуга соль-диез минор

В.Моцарт Концерт №23, 1-я часть

С.Рахманинов Прелюдия соль минор

К.Черни Соч.740 Этюд №14

Ф.Шопен Соч.10  Этюд №5

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Специальность и чтение с листа»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного

репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

     IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Специальность и чтение с листа" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, экзаменах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

2.Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка,  малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте или экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику  рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям  русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

  1. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список  рекомендуемых нотных сборников

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса

Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003

Аренский А.         Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000

                              Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.

                               композитор,1991

Бах И. С.                Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012

Бах И. С.                Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010

Бах И. С.                Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011

Бах И. С.                Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011

Бах И. С.                Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,

                               М., Музыка,2012

Бах И. С.               Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Бах И. С.                Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009

Бах И. С.                 Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008

Беренс Г.               Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бертини А.             Избранные этюды / М., Музыка,1992

Бетховен Л.            Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л.            Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л.            Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011

Бетховен Л.            Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л.            Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л.            Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006

Бородин А.             Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010

                                 «В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная.

                                 СПб, «Композитор», 2005

Гайдн Й.                  Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011

Гайдн Й.                  Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010

Гайдн Й.                  Концерт Соль мажор для ф-но с орк. /М., Музыка, 2000

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,  2011

Гендель Г.               Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Гнесина Е.             Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003

Глиэр Р.                  Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Григ Э.                   Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,

                                Музыка, 2011

Григ Э.                   Концерт для ф-но с оркестром /М., Музыка, 2005

Дебюсси К.            Детский уголок /СПб, Композитор, 2004

Дювернуа.              25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999

Кабалевский Д.      24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011

Кабалевский Д.     Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М.          Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006

Кобылянский А.    Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,

                                Музыка, 2010

Лемуан А.              50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,

                                Музыка, 2010

Лешгорн К.             Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лист Ф.                    Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010

Лядов А.                  Избранные сочинения /М., Музыка, 1999

Мендельсон Ф.       Песни без слов / М., Музыка, 2011

Милич Б.                 Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б.                 Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

   Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;

                           6 кл. – 2002; 7 класс - 2005

Моцарт В.                Шесть сонатин / М., Музыка, 2011

Моцарт В.                Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975

Мошковский М.       15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка,  2010

Наседкин А.              Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008

Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. / Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012

Прокофьев С.           Мимолетности / М., Музыка, 2003

Прокофьев С.           Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004

Рахманинов С.         Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009

Рахманинов С.         Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009

Рахманинов С.         Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009

Рахманинов С.          Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009

Скрябин А.               24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011

Слонимский С.         Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011

Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., 2011

Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. / Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /

М., Музыка, 2010

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ./ Сост.

Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., 2011

Чайковский П.          Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Чайковский П.          12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005

Чайковский П.           Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Черни К.                     Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К.                     Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Черни К.                     Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004

Шитте Ф.                    25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина

                                     М., Музыка, 2011

Шопен Ф.                    Ноктюрны для фортепиано.

                                     Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011

Шопен Ф.                    Экспромты / М., Музыка, 2011

Шопен Ф.                    Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010

Шуберт Ф.                   Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Шуберт Ф.                   Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007

Шуман Р.                     Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Щедрин Р.                   Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

  1. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А.                    Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А.                    Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А.                     Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман                  Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-СкодаЕ.и П.         Интерпретация Моцарта /М.,1972

Берченко Р.                     В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

«Хорошо темперированном клавире» /Классика - XXI,    

2008

Браудо И.                       Артикуляция. Л.,1961

Браудо И.                       Об органной и клавирной музыке. Л.,1976

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном

Искусстве. М.,1966

Голубовская Н.                  Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И.                      Фортепианная игра.

Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М.                   Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Друскин М.             Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960

Зимин П.                         История фортепиано и его предшественников. М.,1968

Коган Г.                          Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г.                           Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н.                И.С.Бах. Исторические свидетельства  и аналитические

                                         данные об исполнительских и педагогических

                                          принципах. «Вопросы музыкальной педагогики»,

                                         1 выпуск. М.,1979

Копчевский Н.                 Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,

                                         М.,1986

Корто А.                           О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А.                           Рациональные принципы фортепианной техники.  

                                          М.,1966

Ландовска В.                   О музыке.  Классика - XXI век, 2001

Либерман Е.                     Творческая работа пианиста с авторским

                                        Текстом. М.,1988

Лонг М.                             За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985

Маккинон Л.                     Игра наизусть. Л.,1967

Маранц Б.                         О самостоятельной работе студента-пианиста.

Фортепиано, 2004, №№3,4

Мартинсен К.                    Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н.                          Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б.                            Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я.                   Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967

Мильштейн Я.                   Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А.                      Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.

                                         М., 2005

Наумов Л.                           Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г.                          Об искусстве фортепианной игры. Записки

                                         педагога. М., 1982

Носина В.                           Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006

Петрушин В.                      Музыкальная психология. М.,1997

Примерная программа по учебному предиету ПО.01.УП.01. Специальность и чтение с листа / Разработчики: Т.Казакова, О.Мечетина. – М., 2012

Программа. Класс специального фортепиано 1-11 классы / Сост. Е.Михайлова, Д.Мельниченко, В.Костромитин, Л.Костромитина, Е.Борисова, Е.Борисова, Ю.Борышников. – СПб., 2001

Савшинский С.                  Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т.                      Беседы о музыкальной педагогике и многом

                                         другом. М., 1997

Тимакин Е.                        Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,

                                         Советский композитор,1989

Фейнберг С.                       Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю.                    Психология музыкально-исполнительской

                                         деятельности. СПб, Композитор, 2008

Цыпин Г.                             Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г.                            Музыкант и его работа. Проблемы психологии

                                         творчества. М., 1988

Швейцер А.                        Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI.  М., 2011

Шатковский Г.                   Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А.  О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А.                        «Ты никогда не будешь пианистом». М.,1999

Штейнгаузен Ф.                  Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р.                             О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,

                                         1975

Шуман Р.                             Жизненные правила для музыкантов. М.,1959