Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство пения многоголосия в ансамбле»

Цель:  Создание условий для формирования и освоения сложных навыков певческого голосоведения на примере разучивания музыкального произведения ансамблем.

Задачи:

Образовательные:

- обучение сложному вокально- техническому приему: кантиленное пение;

- обучение правильному пению в ансамбле в разучивании музыкального произведения;

- разучивание ансамблевых упражнений и новых музыкальных игр, способствующих раскрытию темы;

- разучивание ансамблем распевов и эстрадных песен;

- этапы и особенности работы с микрофоном и пение под фонограмму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические разработки539.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»

198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, улица Александровская, дом 38, литер А,  тел./факс:  8(812) 422-50-88

Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Искусство пения в ансамбле»

для учащихся по программе: эстрадно-вокальная студия «Модерн»

ГБОУДОД ДДТ «Ораниенбаум», предмет «Ансамбль», 2 год обучения

        педагог дополнительного образования:  

                        Назарова Елена Александровна

концертмейстер:

Акчурина Елена Ароновна

18.09.2023 г.

Открытое занятие

предмет:  ансамбль (2 год обучения)

 

Тема: «Искусство пения в ансамбле»

Цель:  Создание условий для формирования и освоения сложных навыков певческого голосоведения на примере разучивания музыкального произведения ансамблем.

Задачи:

Образовательные:

- обучение сложному вокально- техническому приему: кантиленное пение;

- обучение правильному пению в ансамбле в разучивании музыкального произведения;

- разучивание ансамблевых упражнений и новых музыкальных игр, способствующих раскрытию темы;

- разучивание ансамблем распевов и эстрадных песен;

- этапы и особенности работы с микрофоном и пение под фонограмму.

Воспитательные:

– развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия;

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в  условиях совместного обучения;

- воспитание любви к песне, потребности в общении с искусством;

- воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развивающие:

– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога;

– развитие навыков концентрации внимания;

– развитие навыков ансамблевой звучности;

– разучивание и пропевание фразировок в пении ансамблем  на основе дидактического песенного материала (нотной партитуры);

- развитие навыка чистого унисона как основы для развития гармонического слуха.

Тип урока: интегрированное занятие по предмету «ансамбль»

Наглядные средства:

1. авторское методическое пособие педагога Е.А.Назаровой «Эстрадная песенка – музыкальная лесенка» с текстами песен и картинками на карточках,

2.  картинки к вокальному упражнению «Медведь и матрёшки» с изображением духовых медных инструментов: саксофон, труба, тромбон, туба.

3. CD – диск авторских песен композитора А.Кудряшова «Песни для детей»

4. Плакат – пособие:  Викторина «Звуки на все голоса»

Технические средства

1. типовой учебный класс;

2. пианино, синтезатор, микшерная установка, микрофон, фонограмма на СД - диске;

3. классная доска, мел;

4. презентация темы занятия на ноутбуке.

Методическая литература для разработки занятия, включая УМК студии «Модерн»

1.Науменко С. «Три желания», изд.Композитор, СПб, 2009 г.

3. Русские народные сказки, легенды, предания, М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.

4. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки о музыке»,  2010 г.

5.  С.Н. Науменко «Песни – стрелы золотые», вокальные патриотические песни, 2014 г.

6. А. Кудряшов «Песни для детей», сборник песен с СД – караоке, настольная книга музыкального руководителя, Ростов –на - Дону, Феникс, 2011г.

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

1. Организационный момент – (2 мин.)

 – Представление учителем музыки учащихся эстрадно-вокальной студии «Модерн» педагогам ДДТ «Ораниенбаум»,

– Объявление темы: «Искусство пения в ансамбле»

2. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного ансамблевого звучания. Распевы: – (10 мин.)

- Дыхательная гимнастика и ритмические последовательности (3 мин)

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  • Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

- Распевы закрытым ртом и распевы открытым ртом на согласные звуки: (а, о) (2 мин)

- Работа над ансамблевой звучностью и фразировками в разучивании песенки –  вокального упражнения «Медведь и матрёшки» с последующим заполнением музыкальных картинок в тетради. (5 мин)

  • Раздаточный материал в тетради учащихся - картинки к вокальному упражнению «Медведь и матрёшки» с изображением сказочных персонажей. Рисунок цветными карандашами, соответствующий  характеру данного произведения.
  • Разучивание песенки – вокального упражнения «Медведь и матрёшка». Задача для исполнителя: –  внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы и кантилена звучания ансамблевого пения. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно проговаривать текст распева.

 

Песенка – упражнение «Медведь и матрёшка»

На пельмени и окрошку пригласил медведь матрёшку.

Пригласил и был не рад, что пришёл весь детский сад.

3. Изложение нового тематического материала: «Искусство пения в ансамбле». Эстрадная песня из к/ф «Приключения электроника» «Колокола» муз. Е.Крылатова. Основные вокальные навыки и сложные вокальные приемы. (15 мин.)

- Основные вокальные навыки и сложные вокальные приемы. (5 мин)

Педагог: Откройте, пожалуйста, тетрадь. Перед вами в тетради таблица «Основные и сложные вокальные навыки». Рассмотрим навыки правильного ансамблевого пения в работе над песней. Что необходимо знать певцу, чтобы правильно научится петь в ансамбле?

Ответы детей: Нужно знать основные вокальные навыки и сложные вокальные приемы, слушать друг друга.

Педагог: Правильные наблюдения, ребята, молодцы. К основным навыкам относится: правильное дыхание, развитие артикуляционного аппарата, выработка хорошей дикции и атаки звука, навык использование резонаторов. И обратите внимание на сложные вокальные приемы: это кантилена и вибрато.

Педагог: Сейчас я приглашаю всех приступить к разучиванию новой эстрадной песни.

- Разучивание музыкального произведения ансамблем. Эстрадная песня из к/ф «Приключения электроника» «Колокола» муз. Е. Крылатова, 3 куплет (10 мин)

  • Краткая беседа о тексте эстрадного произведения, а также о композиторе, его творчестве и соответствии музыки данного произведения с текстом.

Педагог: 

Дорогие ребята, сегодня мы с вами разучиваем новую эстрадную песню «Колокола» композитора Евгения Крылатова, который сочиняет песни для детей разного возраста. Послушайте внимательно мелодию этого произведения, которую вам сыграет на фортепиано Елена Ароновна и проанализируйте какими голосовыми приемами может быть спета песня (стаккато – отрывисто, или легато – плавно)?

Исп. мелодии песни «Колокола»  Акчурина Е.А., 1 куплет

  • Технический разбор произведения  по куплетам и припевам, в зависимости от сложности данного произведения. Разучивание текста и мелодической линии первого куплета и припева.
  • Работа над гармоническим строем,  созвучием ансамбля и дикцией.
  • Установление плана художественного исполнения на основе связи содержания текста и музыки данного произведения.
  • Очень важно, что разучивание музыкального произведения по фразам имеет конкретные задачи.

Задачи педагога: вначале основное внимание уделяется изучению музыкального текста, выравниванию строя и ансамбля, но художественно-выразительные элементы исполнения, несомненно, присутствуют и в это время, так как характер звука, динамические нюансы и другие средства художественной выразительности в значительной мере помогают хорошему интонированию и формированию ансамбля.

Педагог объясняет учащимся или отдельной партии, что повторение имеет цель или выправить ту или иную неточность, или для закрепления данного места. Механическое повторение не приносит пользы, а нередко ухудшает исполнение, так как происходит в обстановке пониженного творческого внимания.

Показательное выступление песни «Колокола»,

исп. ансамбль «Модерн», 3 куплет

концертмейстер: Акчурина Е.А.

Песня «Колокола» (3 куплет и припев)

Бьют часы на старой башне

В этом мире должен каждый

Не спешить, не отставать

В этом мире должен каждый

Слушать время и отважно

В ногу с временем шагать

Припев:

Бой часов как ключик золотой

Двери утра весело открой

Окна утра настежь распахни

Сумрак ночи с улиц прогони

4. Рефлексия. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти.

Вопросы педагога:

  • Назовите основные приемы пения в ансамбле? Ответ детей: слуховое внимание атака звука, унисонный строй «Поем все как один».
  • Что важнее всего в пении: вокальные навыки или слуховое внимание?

Ответы детей: Все важно и то и другое.

5. Музыкально-интеллектуальная пауза. (5 мин.)

  • Музыкальная игра «Самый ловкий» (3 мин)

Практическая работа.        

6.  Повторение пройденного материала, разученного на предыдущем занятии– (7 мин.)

Эстрадно – вокальное произведение «У оленя дом большой» 1-3 куплеты. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Обратить внимание учащихся в исполнении произведения на Легато – плавное исполнение голосоведения и Стаккато – отрывистое пение.

6. Подведение итогов. Домашнее задание. (3 мин.)

Задача: вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить всех присутствующих.

        Домашнее задание: Выучить 3 куплет с припевом песни «Колокола» Е. Крылатова.

Раздаточный материал: «Медведь и матрёшки»