Чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста

Столярчук Галина Анатольевна

Одним из важнейших разделов предмета «Специальное фортепиано» является чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

Чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста.

Преподаватель фортепиано Столярчук Г. А.

Одним из важнейших разделов предмета «Специальное фортепиано» является чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста.

Теория и практика подготовки учащегося класса специального фортепиано свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста является одним из важнейших факторов развития комплекса музыкальных способностей. Чтение нот с листа - это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей, чтение нот с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей ДШИ. Оно считается наиболее сложной разновидностью игры по нотам.

Уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа.
Учить читать с листа — значит приобщать ребенка к музыке, развивать его музыкальное мышление.

Чтение с листа опытного концертмейстера основано на слиянии трех процессов — зрительного восприятия нотного текста, его внутреннего слышания и звукового воплощения на инструменте. Таким образом, развитая способность чтения с листа может быть выражена такой формулой: “вижу — слышу — исполняю”. Быстрота и точность переработки зрительного восприятия в слуховое позволяет говорить о “слышащем зрении”. Комплекс “вижу — слышу — исполняю” при выработке умения читать с листа усваивается на протяжении длительного периода обучения пианиста в музыкальной школе.

«СЛЫШУ»

Большая роль здесь отводится развитию слухового компонента этого комплекса. Достаточно убедительным примером участия слуха в чтении с листа является более свободное прочтение знакомой музыки, а на начальном этапе обучения — имеющихся на слуху ученика мелодий.
Однако при прочтении начинающим незнакомой музыки внутреннее слышание почти вовсе отсутствует. В этом случае чтение с листа основано лишь на зрительно-двигательной связи (“вижу ноты — играю”), а слуховой компонент передвинут на последнее место. Если на некоторое время считать допустимым и такой путь формирования навыка, то это не снимает необходимости с первого же года обучения включать слух в процесс чтения с листа.
        Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее ее слышание может осуществиться при помощи многих дополнительных, косвенных приемов, нередко выработанных на занятиях сольфеджио. Подготовка к этому временно осуществляется установлением обратной связи — от слышания к нотной записи.
Уже после первых месяцев обучения ребенок пробует записывать нотами самые несложные короткие попевки из знакомых ему мелодий. Такой записи предшествует слуховое выявление им звуковысотной направленности мелодического движения. Педагог напевает мелодию или проигрывает ее на фортепиано. Прислушиваясь к исполненному, ученик начинает постепенно различать особенности рисунка мелодии.
Педагог предлагает ему записать нотами от заранее показанного первого звука отдельные короткие последовательности из этих песен. При этом он дополнительно проигрывает отрывки песен, чтобы объяснить учащемуся эту задачу, направив его внимание на сочетание поступенных движений с интервальными ходами.
Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать по их графическому начертанию на нотоносце.
«ВИЖУ»

В дополнение к таким записям и для выработки уже зрительной ориентации в прочитываемых нотах полезно применять специальные упражнения. Ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка — одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Для этой цели педагог предлагает ученику сперва показать карандашом целостные цепи поступенно идущих подряд нот (вверх или вниз), не требуя от него прочтения самих названий нот. Так как навык чтения с листа подготавливается при прочтении нотных фигур в пределах позиции, то, кроме поступенных последовательностей, ученик должен зрительно воспринимать позиционные фигуры ломаными интервалами, гармонические фигурации и другие устойчиво повторяющиеся позиционные фигуры.

Научить графическому восприятию нотной записи помогут следующие упражнения.

Упражнение 1. «Бусы». Закрепить понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющая нота», «нота на линейке», «нота между линеек», «через клавишу». Записать с ребенком 4-6 примеров: нотыот «до» подряд вверх, подряд вниз, с чередованием движений верх и вниз, на одном месте, через клавишу. Пояснить, что ноты записываются в вертикальном направлении, а играются на клавиатуре горизонтально. Ребенок играет, смотря на запись, название нот, не произносит. Затем усложнить задание, не только играть по нотам, но и произносить их название. Рекомендовать использовать любой сборник по «Сольфеджио», задавая, по 10 номеров. Объем домашнего задания должен быть большим, так как задача не заучивать номера, а сыграть их, как можно больше.

Пианисту необходим навык вертикального чтения. Для скрипачей, духовиков, вокалистов, которые имеют дело с записью музыки на одной строчке, процесс чтения не представляет сложности. Подобно восприятию словесного текста, глаз легко охватывает целую строчку, поэтому и скрипач и певец легко прочитывает нотную строчку. Пианист должен охватить сразу две строчки, для этого нужен навык вертикального чтения.

Упражнение 2. «Двойные бусы». Записать - терции. Движение вверх, вниз, на одном месте. Сразу пояснить, что терции, играть 1-3пальцем, 2-4, 3-5. Приготовить руку ученика, для игры повторяющихся терций, проверить, хорошо ли расслабляется рука при снятии. Все внимание ученика, направить на нотную запись, рука должна играть вслепую, то есть свою руку, ребенок видит рассеянным зрением. Предложить ученику выбрать нижнюю и верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением. Первый раз упражнение выполнить, молча, второй раз, ученик должен напеть верхний или нижний голос.

Упражнение 3. «Двойные бусы». Играть кварты, квинты, сексты - 1-4, 1-5 пальцем. Следить, чтобы при игре, ученик смотрел только в ноты. Следить за постановкой и движением руки ученика. Предложить петь тот голос ученику, по которому он зрительно ориентируется.

Упражнение 4. «Двойные бусы». Записать в нотную тетрадь. Терции, кварты, квинты, сексты, где нижний голос стоит на месте, верхний движется вверх, и наоборот, где движение голосов идет параллельно, где стоит на месте. Дать ученику сыграть и проанализировать движение голосов.

Упражнение 5. «Тройные бусы» из трех нот. Записать в тетради. Тройные бусы впоследствии дадут свободу в чтении аккордов с листа. Задача, проследить, как меняется аккорд, какая нота движется, а какая остается, проследить голосоведение, выделить мелодическую линию в аккордах, если у ребенка маленькая рука, то можно играть двумя руками.

«ИСПОЛНЯЮ»

Рассмотрим двигательную составляющую навыка чтения с листа.
Если в первом классе чтение с листа ограничивалось главным образом одноголосными мелодиями, то уже со второго класса ученик может прочитать несложную двуплановую гомофонно-гармоническую фактуру.
В процессы слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приемы. Фактура произведений, рекомендуемых для чтения с листа, ограничена в мелодии рамками позиционного изложения, позволяющего ученику быстро приспособиться к аппликатурным приемам. Всматриваясь в позиционный мелодический рисунок, ученик “немым” прикосновением пальцев к крайним (нижней и верхней) нотам фигуры естественно устанавливает всю внутрипозиционную аппликатуру.
         
Осязательная ориентировка на клавиатуре предполагает способность играть, не глядя на руки, что требует точного представления топографии клавиатуры. Приучать к такой манере исполнения надо с первых шагов фортепианного обучения. Надо напоминать ученику, что играть следует почти не отрывая глаз от нотной страницы. Чтобы научиться играть, не глядя на руки, полезно играть произведения с позиционным типом изложения.

Для развития необходимых навыков чтения с листа есть ряд упражнений:

  1. Игра в «слепую»- постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.
  2. «Фотографирование»- стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.
  3. Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и др.
  4. Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте (для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»)
  5. Мысленное представление будущего действия.
  6. Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.
  7. Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура).
  8. Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение)

Исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Владея гаммами, арпеджио, кадансовыми оборотами в аккордовом изложении, основными типами гармонических фигураций, ритмо-формулами, пианист с легкостью будет читать текст с листа.

Одновременно с подготовкой слуховых, зрительных и двигательных навыков практикуется и целостное прочтение текста с листа. Оно обеспечивается предварительным просмотром фактуры произведения, направленным на выявление мелодии, сопровождения, ритмического рисунка, повторности фигур техники, аппликатурных групп. Допустимо и предварительное проигрывание отдельных трудных или неудобных мест.

Какой репертуар необходимо использовать для чтения с листа? Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов - от простого к сложному: от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках нотного стана, усложняя ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т.д. Обычно репертуар для чтения нот с листа дается на один-два класса ниже, а в старших классах – и на три. Минимальное количество «прочитанных» произведений, необходимых для успешного усвоения этого навыка, составляет 3-5 пьес в неделю.

Начать чтение с листа, можно с одноголосных мелодий, затем перейти к пьесам, изложенным по принципу чередования рук. Следующий шаг – игра пьес, этюдов, в унисон. Также можно использовать музыкальный материал, где на фоне кварт и квинт, звучит мелодия. Далее перейти к чтению несложных канонов, мелодий с простейшим аккомпанементом. Данный материал можно найти в хрестоматиях, школах игры для начинающих пианистов, специальных сборниках. Также удобным материалом могут быть этюды. Читая с листа этюды, можно выбрать удобный темп для себя, так как здесь нет художественного образа. Этюды удобны для чтения с листа, так как основаны на повторении однотипных технических формул.

Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра учащегося в ансамбле с педагогом, а по достижении определенного пианистического уровня и с товарищем. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

Репертуар по чтению с листа, должен быть интересным. Интерес – это мощный стимул, который обострит внимание, мобилизует духовные и физические силы играющего, что позволит превратить чтение с листа в настоящее искусство. Классическая, современная, джазовая музыка расширит кругозор школьника.