Влияние развития чувства ритма на занятиях по хореографии на здоровье ребёнка

Синцова Дарья Викторовна

Развитие и воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, через которое происходит более глубокое понимание жизненных процессов и природных явлений, а также регуляция внутренней деятельности организма и его взаимодействий с внешней средой.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Влияние развития чувства ритма на занятиях по хореографии на здоровье ребёнка

Авторы:

Синцова Дарья Викторовна

Концертмейстер

Зарубина Ксения Петровна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2023

Ритм (лат. rhythmus— течь, струиться, растекаться и т. д.) — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Регулярный ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. Регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира, профессиональной (композиторской) музыке Европы начиная со школы Нотр-Дам и позже вплоть до середины XX века, большинству жанров популярной музыки Востока и Запада, джазу и др.

Исследователи чувства ритма, специалисты в области психофизиологии, утверждают, что истоки чувства ритма лежат в физиологических процессах, таких как пульс, дыхание, ходьба, бег и т. д. Эти ритмы, преобразованные в различных музыкальных жанрах, воздействуют на эмоции человека, изменяют ритм его дыхания, пульса, вызывают непроизвольные мышечные движения. Древнейший европейский источник о музыкальном ритме — «Элементы ритмики» древнегреческого философа и теоретика музыки Аристоксена (IV в. до н.э). Согласно ему, «ритм есть время, разделенное чем-либо из того, что может быть ритмизовано». На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появлялись статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Наиболее известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б.М. Теплова, Н.Г. Александровой и др.

Одним из первых, кто подошел к пониманию двигательной природы музыкально-ритмического чувства, был Жак Далькроз. На основе анализа собственного практического опыта работы с обучающимися, он провозгласил несколько положений, имеющих важнейшее значение для понимания, как сущности чувства ритма, так и для понимания возможности его развития:

  • «Всякий ритм есть движение».
  • «В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело».
  • «Без телесных ощущений ритма… не может быть воспринят ритм музыкальный».

Рассуждая на тему ритма, психолог Б.М. Теплов писал: «Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу; в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться», «Музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности».

Ритм – это сложная мозговая деятельность по анализу, планированию и координации движений. Развитие чувства ритма очень важно для развития ребёнка. Занятия с использованием игр и упражнений на развитие чувства ритма, помогают активировать отдел головного мозга, отвечающий за функции контроля, планирования, программирования деятельности человека. Если чувство ритма плохо развито, то у ребёнка замедляется становление развернутой речи, и в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка. Значение развития чувства ритма в качестве средства оздоровления очевиден, так как наряду со множеством положительных моментов оно помогает формировать правильную осанку и походку.

Ритм - фоновая основа музыкального произведения, для танцора ритм - основа танца. На занятиях по хореографии развитие чувства ритма через движения способствует укреплению нервной системы, развитию навыков, которые необходимы ребёнку для гармоничного развития. Музыкально-ритмические упражнения развивают психические процессы, способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей, имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Такие упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов.

Для развития музыкального ритма необходимы конкретные приемы и способы работы: просчитывание исполняемой музыки; использование метросхем; простукивание — прохлопывание метроритмических структур. На начальном этапе обучения рекомендуется проводить занятия в увлекательной ритмической игре. Все упражнения нацелены на телесное переживание музыки в виде хлопков, шлепков, притопов, передавая музыкальный ритм. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. Для эффективного развития у детей чувства ритма важно в хореографическом коллективе использовать как коллективную, так и индивидуальную форму работы.

Развитие и воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, через которое происходит более глубокое понимание жизненных процессов и природных явлений, а также регуляция внутренней деятельности организма и его взаимодействий с внешней средой.