Доклад на тему Этюд Шопена 1, опус 25

Доклад, в котором раскрывается принцип работы над этюдом Шопена. А также краткое описание каждого этюда из опуса 25, и 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarycheva_esse.docx33.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МБОУ ДО "Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской"

ДОКЛАД

«Этюд Шопена 1, по.25»

Выполнила:

Педагог Д.О

Сарычева Алина Руслановна

2023 г.

Для Шопена, с его ярко выраженными личностными и творческими качествами интроверта, этюд был жанром прежде всего аналитически-обобщающим, экспериментальным.

Свои этюды Шопен смог возвести на новый уровень, сделать из них художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.

В шопеновских этюдах представлен весь комплект технических упражнений, отвечающих требованиям пианизма того времени. Но каждый из них обладает своим глубоким содержанием, скрытой программностью.

Фредерик Шопена написал всего 27 этюдов.

Первый сборник этюдов под опусом № 10 был опубликован в 1833 году. В него вошли 12 произведений, написанных между 1828-1832 гг. В одном из парижских салонах, где Шопен был известен как композитор и исполнительный, он познакомился с Ф. Листом, которому посвятил весь опус.

Второй сборник этюдов под опусом № 25 вышел в 1837 году. Он содержит 12 сочинений, написанные с 1831-1836 гг. Сборник посвящен возлюбленной Ференца Листа, французской писательнице Марии Д'Агу.

Шопен отнюдь не видел в своих этюдах лишь технические упражнения; напротив, они заняли одно из центральных мест в его творческом наследии.

Сочетание сложных технических проблем с глубиной содержания — особенность шопеновских этюдов (А. Соловцов верно подчеркивает некоторые важнейшие черты шопеновских этюдов: строгое единство фортепианной фактуры при большом ее разнообразии и исключительной индивидуализации, чуждающейся шаблонов и механических, формальных повторений).

Типичные черты шопеновского пианизма — культ легато и песенности, мелкая детальная техника, орнамент, по-прежнему доминируют. Этюды в 25 опусе трактуют следующие задачи техники: первый — гибкость и легато арпеджий; второй — ровность мелкой пальцевой техники и стройность полиритмии; третий — независимость пальцев и растяжение рук; четвертый — цепкость аккордов при синкопах и полифонии в правой руке; пятый — гибкость и проворство кистей обеих рук; шестой — беглость и певучесть правой руки в быстрых терциях; седьмой — динамику, агогику и полифонию длинных мелодических линий; восьмой — беглость в легато секст в правой руке и волнообразных пассажей двойных нот в левой; девятый — гибкость, легкость и разнообразие движений кисти правой руки; десятый — певучее легато октав (следует отметить, что совершенно неправомерна трактовка этого этюда многими пианистами в «листовском» громоподобном стиле); одиннадцатый — упорные колебания легато кистей обеих рук, координацию мелодики и фона; двенадцатый — постоянство, слитность, певучесть и динамическое разнообразие широких волнообразных движений обеих рук.

Ни в одном из этюдов нет пышной декоративной техники, пианистической стукотни. Зато во всех - многостороннейшая разработка выразительной техники по существу, т. е. такой, которая, нигде не являясь самоцелью, обобщает и абстрагирует главные черты живого музыкального мышления Шопена.

Перейдем к этюдам из 25 опуса.

Этюд As-dur, No. 1. Шуман назвал его очень справедливо «более поэмой, чем этюдом». Музыка связана с фольклором и мелодически и гармонически (характер басов). Существует предание, что этот этюд, по словам самого Шопена, передает звуки рожка пастуха, доносящиеся сквозь шум ветра и струи дождя из грота, куда он укрылся от непогоды. Вот, кстати, одно из свидетельств любви Шопена к сельской природе, его пасторальных и пантеистических склонностей. А. Соловцов метко называет фактуру этюда As-dur «поющей гармонией», подчиняющей своим плавным волнам даже ритм мелодической линии (В дальнейшем тенденции «поющей гармонии» получили особенно широкое развитие в музыке Рахманинова.).

В тональном плане преобладают тоничность и плагальность. Примечательна свобода голосоведения. Средняя часть этюда очень драматична, но черты трагизма полностью отсутствуют, и развязка — светлая, радостная. Нет и столь специфического, как в этюдах ор. 10, развития-затухания доминанты.

Этюд f-moll, No. 2. Сохранилось предание, что это музыкальный портрет Марии Водзиньской. Перед нами поэтический образ чуть легкомысленной мечтательности и неглубокой грусти. Его интонационные основы — звуковая ткань быстрого, изящного и напевного говора, среди которого выделяются отдельные акценты речевых интонаций. Черты этого этюда — полиритмия и крайнее развитие мелодических обыгрываний, порождающих эффекты мелодической полиладовости.

Этюд F-dur, No. 3. В нем много ритмических образных скачков. Приметны мелодические обыгрывания, пентатоника, остинатные басы, очень развитая подголосочная полифония (В правой руке голоса как бы перебивают друг друга, и поэтому реальная нотация их крайне затруднительна.). Тональный план построен на тритоне.

Этюд a-moll, No. 4. Весьма своеобразная синкопическая ритмика, отражающая ритм работы, равномерного движения, быть может, езды.

Этюд e-moll, No. 5. Техническая фактура первой части встречается у Шопена уже и раньше. Вероятно, прототипом этой фактуры послужил этюд И. Гуммеля e-moll ор. 25.

Этюд gis-moll, No. 6. Тональные центры: gis—cis — Н— С—В —...gis фиксируют в основном плагальность. Здесь пример торжества мелодической логики (смелые столкновения мелоса с басом) и новой аппликатуры двойных нот legato.

Этюд cis-moll, No. 7. Одна из выразительнейших шопеновских мелодий. Линия мелоса не только не распадается на отдельные фрагменты, а растягивается на многие такты, стирая их границы своей неделимой лирической волной. Содержание этюда связано с трагедией Польши и облечено в типическую форму: печаль в начале, торжественно-победные интонации в середине и глубокая скорбь в конце.

Этюд Des-dur, No. 8. Структура его состоит из развития доминанты посередине и плагальным кадансом в конце. Отметим, что в музыке присутствуют сексты и резкие, смелые столкновения, а также исключительная соразмерность ритмической схемы.

Этюд Ges-dur, No. 9. Это легкое мелькание каких-то обаятельных образов (отсюда — популярное на Западе название этого этюда «Бабочка»). Помимо диатонических и хроматических обыгрываний и мнимой полифонии, приметно хроматическое связывание (слепливание) аккордовых последовательностей. Типично нарастание, завершающееся квартсекстаккордом тоники и уходом от него. Затем — затухание доминантового каданса и тоники.

Этюд h-moll, No. 10. Ясная миноро-мажорная структура с резким контрастом частей — бурно драматической и песенно-лирической, спокойной. Чудесно единство образов природы и человека, вернее двупланность этого единства, обращенного и к изобразительности и к выразительности.

Этюд a-moll, No. 11. Одно из самых гениальных героико-трагических созданий Шопена — наряду с сонатой b-moll, ноктюрном c-moll (ор. 48), фантазией f-moll, полонезом fis-moll. Однако нигде, за исключением прелюдии d-moll, пафос тревоги, героизма и гибели не передан с такой силой. Г. Бюлов отмечал, что в этюде a-moll стираются грани между фортепианной и оркестровой музыкой.

Здесь Шопен превосходно использует образные средства, завоеванные еще этюдами ор. 10. Это — выделение и контрастирование интонаций сурово-мрачных и триумфально-победных.

Этюд c-moll, No. 12. Прототип фактуры еще в краковяке. Контрасты мрака и света (переходы минора-мажора), декоративное голосоведение, колоссальные органные пункты и однообразие фактуры этого этюда (при отсутствии ясного отделения мелодии от фона) делают форму его красочно-драматической, но мало расчлененной. Характерна мнимая полифония (выделение начальных нот волнообразных пассажей правой руки — своего рода «cantus firmus») и плагальность (плагальное движение на терцию мажорной тоники в конце этюда). В этюде c-moll ор. 25 нет типичных для всех «гражданских произведений» Шопена песенно-маршевых и фанфарных интонаций, но безраздельно господствуют балладная звукопись и хоральность.

В конце 25 опуса Шопен укрупняет свое понимание этюда и дает три гигантских полотна октавный си минорный этюд и очень трудный ля минорный 23 этюд, и конечно же завершающий до минорный, где мы вспоминаем Баха. Он создает аллюзию с первым этюдом десятого опуса.

Теперь кратко рассмотрим Этюды ор. 10. Они посвящены различным проблемам пианистической техники.

В этюде № 1 это широкое растяжение кисти правой руки на основе плавного мелодического движения.

В этюде № 2 триумф новой шопеновской аппликатуры (перекладывания пальцев), которая преследовала основную цель — добиться певучего легато даже при самых сложных фигурах.

В этюде № 3 (также в этюде № 6) сочетание протяжного мелоса с ровным и стройным фигуративно-орнаментальным аккомпанементом.

В этюде № 4 беглость и независимость пальцев.

В этюде № 5 техника черных клавишей и весьма свойственных Шопену ломаных арпеджий.

В этюде № 6 легато среднего голоса, плавность длительных динамических колебаний звучности.

В этюде № 7 плавность и легато репетиций в двойных нотах.

В этюде № 8 легато широких гаммообразных волн.

В этюде № 9 растяжение кисти левой руки в плавном аккомпанементе.

В этюде № 10 гибкость кисти правой руки при колебательном движении, независимость рук, разнообразие «штрихов» (фразировка, легато, стаккато).

В этюде № 11 растяжения арфообразных арпеджий.

В этюде № 12 текучесть и выносливость в разнообразных пассажах левой руки, координация пунктированной мелодики и фона.

Основные виды техники в этюдах: растянутые аккордов, скачки, широкий охват регистров, полнота и чувственное очарование звучности; но при этом Шопен сохраняет все лучшие черты старой школы — тонкую пальцевую игру, логическую детализацию звука, реальное (а не педальное) легато и т. п., никогда не жертвуя этими чертами ради суммарных декоративных эффектов.

Примечательно, что композитор не дал ни одного заголовка своим этюдам, не желая ассоциировать их с какой-либо программой, однако с течением времени за некоторыми из них закрепились названия. Самое известное из них было дано Ф. Листом – этюд №12 он обозначил, как «Революционный». Шопен искал в каждом этюде идеальное соотношение между фактурно-тематической идеей, соотношением черных и белых клавиш, пластически формирующей позиции рук и двигательные ощущения.

Сохраняя «знаковое» количество этюдов, в каждом опусе их двенадцать, композитор не счел нужным расположить их по квинтовому кругу, что было традиционным для такого рода циклов (именно такое количество и построение отличает Двадцать четыре прелюдии ор. 28).

Хотелось бы конкретно разобрать Этюд As-dur – это облако переливающихся аккордов и тональностей, которое создает фон для мелодии, спокойно возносящейся к кульминации, чтобы опасть и раствориться в pianissimo.

Шуман слышал, как его играл Шопен, - в его памяти осталось впечатление звуков эоловой арфы.

Цель этюда: воплотить музыкальный образ, посредством фортепианной техники

Задачи:

#1058;ехнические задачи: Овладеть мелодической техникой пятого пальца, гибкость и легато арпеджио, виртуозность и ровность мелкой пальцевой техники и стройность полиритмии;

2. Знать законы педализации, чтобы добиться целостного звучания.

3. Добиться пластичности фортепианного аппарата, логтей, кистей.

Этюд разрабатывает мелодическую технику пятого пальца.

Основной тип фактуры музыки это волнообразное движение мажорного аккорда, усиленное кое-где педалью;

Форма этюда 3х частная, что и является чаще всего характерным для этюдов.

Есть некоторые рекомендации по работе над этюдом. Чтобы исполнить этот этюд и узнать о методах работы над ним, я руководствовалась редакцией А. Корто, которая мне во многом помогла.

Удивительное начало этого этюда заключается в том, что в начальной затактовой мелодии пианист, как бы пробует инструмент. Сама по себе гармония поет, каждая нота этой гармонии становится поющей.

Шопен использует в нотной записи два типа нот: большие и мелкие кружочки. Мелкие ноты использовал ещё и Моцарт, Гайдн Бетховен в каденционных фразах, которые как бы не входили в основной текст. И у Шопена меняется отношение к роли мелких нот. Мелкие ноты должны играться тише, как фон. Ноты которые играют пятый палец правой и левой руки, они более важные, их должно быть слышнее, а остальные мелкие ноты должны звучать тише, и тем самым музыка наполняется лёгкостью. Мы буквально зрительно можем увидеть весеннюю природу, которая только что расцвела, она колышется свежим благостным ветром.

Чтобы сыграть эти пассажи пятыми пальцами, чтобы они были слышнее, чтобы на них была опора, нужно как бы взлетать, и использовать движение, когда локти рук поднимаются к сильным долям.

Первый и второй пальцы находятся в центре нашего механизма из десяти пальцев двух рук, они самые сильные, а центральные ноты должны быть самые слабые. Средние голоса должны быть скрыты. А главные голоса в музыке это мелодия и бас, играют пятыми пальцами. И самое интересное, что самые громкие голоса должны играть самые слабые пятые пальцы, Нейгауз говорил своему студенту: «Надо развивать пятые пальцы. Твой палец должен быть таким сильным, чтобы он мог убить им человека». Альфред Корто, когда играет этот этюд добавляет октавы в левой руке на басы.

Этот этюд требует совершенной техники, легкого туше, тонкого ощущения клавиатуры и чуткой поэтической педализации для создания воздушной атмосферы, в которую Шопен облекал рисунок арпеджио, служащий гармонической опорой мелодии.

Сначала необходимо учить мелодическую линию, обращая внимание на уверенность и качество игры 5-м пальцем правой руки. Играть октавные скачки от 5-ого пальца к первому очень гибкой кистью, при этом рука слегка поднимается над клавиатурой.

Добившись уверенности и четкости туше в этом упражнении, начнем учить его с оттенками в верхнем голосе, нижние восьмые все время играются на piano.

Затем играйте, по-прежнему соблюдая динамику, следующим способом (этот вариант можно использовать для всего этюда), составляя арпеджио из трех последних нот каждой секстоли.

Можно поучить так, мелкие ноты играть и legato, и staccato, но все время рр; динамические указания относятся только

к мелодии.

Любое участие руки, любая излишняя задержка пальцев на клавишах при исполнении приводят к вязкому, тягучему звучанию, разрушающему ощущение струящихся гармоний.

Аппликатура, рекомендуемая для секстоли: правая рука - 524123; в том случае, однако, если лучших результатов поможет добиться аппликатура 524124 либо 523123 ее можно несомненно использовать.

Таким образом, этюд в творчестве Ф. Шопена стал полноценным художественным музыкальным жанром, значительную роль в исполнительском искусстве и педагогической деятельности пианистов. Ф. Шопен смог превратить блестящие технические пьесы в подлинно художественные произведения, потому этюды композитора можно по праву считать

вершиной пианистического искусства.

Каждый этюд это величайшее творение в музыкальном творчестве, и конечно же он по своему уникален.