Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры на занятиях по хореографии для детей дошкольного возраста"

Серова Ольга Андреевна
В данной методической разработке проанализировано в чем польза ритмики, связь движений и музыки, классификация музыкально – ритмических игр у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_muz.-ritm.igry_.docx44.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Юго-Западное управление министерство образования и науки Самарской

области

Структурное подразделение

Государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4 –

Дом детского творчества

г.о. Чапаевск

Методическая разработка

Музыкально – ритмические игры на занятиях хореографией для детей дошкольного возраста.

        Автор материала:

педагог дополнительного образования

Серова Ольга Андреевна

2023

Содержание

Аннотация.        3

1. Введение.        4

2. Ритмика – неотъемлемая часть урока хореографического урока.        5

3. Взаимодействие музыки и движений.        6

4. Музыкально – ритмические игры.        8

5. Содержание игр.        11

6. Список литературы        18

Аннотация.

Ритмика – это учебная дисциплина, развивающая у детей чувство ритма. Основная задача ритмики – сделать движение, как говорил Далькроз, «видимой музыкой».

В сфере музыкально – ритмической  деятельности приобщение детей к музыке идет посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

В данной методической разработке проанализировано в чем польза ритмики, связь движений и музыки, классификация музыкально – ритмических игр и описание представленных игр, по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка может быть полезна и предложена для работы педагогическим сотрудникам системы дошкольного и дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста (5-6 лет).

  1. Введение.

Музыка – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. 

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности.

Целью данной методической разработки является помощь в развитие детей выполнять движения в ритме музыки, посредством занятий ритмикой в хореографическом объединение.

Задачи:

- развить качество ритмичных движений детей;

-  придать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;

- формировать умение ориентироваться в пространстве и организованно двигаться в группе;

- способствовать формированию и развитию эмоциональности.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

  1. Ритмика – неотъемлемая часть урока хореографического урока.

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

- Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);

- Эстетическое развитие;

- Развитие творческих способностей и артистизма;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие коммуникативных способностей;

- Развитие навыков самоконтроля;

- Формирование правильной осанки, укрепление мышц;

- Улучшение координации движений;

- Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;

- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

 На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

- Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);

- Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);

- Игры (сюжетные и несюжетные).

Посредством основных элементов ритмики – естественных движений (ходьба, бег, прыжки), элементов художественной гимнастики, хореографии, а так же игровых упражнений, дети учатся выражать характер, темп, ритмические особенности и строение музыкального произведения.

Занятия ритмикой направлены на то, чтобы улучшить общую координацию, внимание, состояние нервной системы, речь, коммуникативность у учащихся.

Наученный чувствовать и слышать музыку ребенок легче осваивает ритмические, технические и творческие задачи на уроках хореографии.

  1. Взаимодействие музыки и движений.

Одной из мало изученных проблем, в настоящее время, остается проблема взаимодействия музыкального искусства и хореографии. Исследуя этот вопрос можно утверждать, что правильно подобранный музыкальный материал, может быть использован на занятиях хореографией для развития музыкально-пластической деятельности участников хореографического коллектива. Исследователи в области музыкального и хореографического искусства выделяют три взаимосвязанных этапа развития музыкального искусства, которые были направлены на решение ряда проблем. Первый этап развития музыкального искусства был направлен на выявление форм взаимодействия музыкального и хореографического искусства. Второй этап был направлен на разделение музыкального искусства на различные виды и формы. На основе данного разделения были выявлены ведущие и подчиненные виды музыкального искусства. Третий этап представлял собой синтез музыки, хореографии, пантомимы, а также на данном этапе осуществлялся поиск новых форм их взаимодействия [5, с. 4].

Связь телесности и музыки нашла свое отражение в специальном труде Жана Эмиля Далькроза «Ритм», который разработал целую систему телесно-музыкального воспитания человека на основе пульсирующего ритма Вселенной. Ритм должен стоять на первом месте при формирование у ребенка более сложных конфигураций, таких как: метр, стиль, образ, логика мышления. Это связанно с тем, что все в нашем мире подчиненно воздействию ритма: приливы и отливы, смена времен года, дня и ночи, молодости, зрелости и старости. Ритм самое естественное, самое природное явление во вселенной, связывающее живую и неживую материю. Отсюда, взаимосвязь музыки и движения закономерно и продиктовано сущностной структурой, возникшей в результате многовекового развития танцевального творчества.

Музыкальный слух ребенка необходимо развивать с первого года обучения, это можно делать одновременно с освоением детьми экзерсиса, так как любое движение экзерсиса исполняется под определенный характер музыкального материала. Для передачи характера движения необходимо использовать определенный специально подобранный музыкальный материал, в связи с тем, что это кардинальным образом влияет на процесс усвоения детьми учебного материала. Бегидова С.Н., в своих трудах отмечает, что: «Восприятие музыки – это творческий процесс, при котором, каждый человек становится сотворцом, переосмысливая смысл музыки. В данном случае сотворчество имеет деятельную природу. Оно заключается в поиске субъективного двигательного отклика, который возможен лишь в виде импровизационного движения» [1, с. 25]. Для более полного восприятия ребенком музыки, необходимо подбирать образные хореографические движения. При изучение научной литературы было выявлено, что детское восприятие музыки часто сопровождается двигательными проявлениями, такими как выстукивание ритма ногами, покачивание головой и т.д. В связи с этим отмечена важность простых движений (выстукиваний, хлопков) как приемов осознанного восприятия музыкального материала, развитие музыкального слуха. Основной задачей на занятиях хореографией является формирование сценического образа с помощью музыкального искусства и хореографических движений. При анализе музыкального произведения необходимо максимально точно выявить присущий музыке образ и средства выразительности, к которым относятся: ладовая окраска, гармония, мелодическая линия, временные соотношения и т.д. Грамотное применение данных средств для создания хореографического образа поможет постановщику танцевального произведения раскрыть красоту самих движений и их эмоциональную окраску.

Взаимосвязь танцевального и музыкального искусства формирует эмоции, чувство ритма, музыкальную память, слух (ритмический, гармонический, тембровый, ладовый). Тесная взаимосвязь музыки и танца влияет на развитие координационных способностей детей (ориентировка в классе и пространстве сцены, переход из одной позы в другую, от одного движения к другому), а также на развитие его нравственно-коммуникативных качеств. Постепенно происходит развитие музыкального слуха обучающегося, его музыкальной отзывчивости, а затем и умение передать музыкальный образ средствами пластики. Синтез музыки и танца способствует психологическому раскрепощению ребенка через осознанное освоение своего тела, как выразительного «музыкального инструмента».

  1. Музыкально – ритмические игры.

Музыкально-ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Учитывая это, включаю в занятия музыкально – двигательные упражнения, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки.

На музыкальных занятиях осуществляются следующие задачи:


  1. Развитие музыкальных способностей;

  2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;

  3. Формирование красивой осанки, выразительным движениям;

  4. Развитие творческих способностей.


Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:


  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

  • систематичность;

  • постепенность;

  • последовательность;

  • повторность;


В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку.

Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Вот поэтому так важны эти занятия для детей. На занятиях ритмикой дети получают большой заряд энергии, большое удовольствие от общения с музыкой, а также эмоциональный заряд.
В музыкальной работе выбираю два основных этапа:
Первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, показывают
движения танца, играют на инструменте, а он слушает, запоминает, пытается повторить самостоятельно.
Второй строится на методе « освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя в танце, использует знакомые движения.

Ритмические танцы с сопровождением, упражнения, игры, игра на детских музыкальных инструментах, яркая, красивая, образная музыка вызывает живой интерес у детей. Смешные песенки обеспечивают выполнение легких танцевальных движений и забавных упражнений подражательного характера.

Этот музыкальный материал позволил раздвинуть рамки занятия, пополнить его красивой музыкой, необычными песнями. Использование фонограмм позволило мне оторваться от инструмента и увлечь детей предлагаемыми музыкальными образами, расширить кругозор детей, пополнить музыкальный опыт, познакомить с новыми образами сказочных героев, заметила, что ребят очень увлекает эта деятельность.

Эти занятия радуют детей, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Во время занятия у детей формируется навык быстро реагировать на ситуацию и слова взрослого, развивается уверенность в себе.

Веселые занятия ритмики способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети с большим удовольствием посещают их.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Работаю по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. Процесс усвоения ритмической структуры стараюсь ускорить направленным обучением с помощью музыкальных игр и забав.

В организации этих занятий опираюсь на игровую форму проведения этого вида деятельности.

В первую очередь учитываю возрастные особенности детей. Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в каждое музыкальное занятие. Они становятся его неотъемлемой частью.

Для лучшего усвоения предлагаемых игр неоднократно повторяю их на занятиях и варьирую в течении всего учебного года.

Иногда целое занятие посвящаю развитию чувства ритма. Эти занятия носят непринужденный игровой характер.

Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав.

Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

  1. Содержание игр.

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.        

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра «Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,       

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам.  (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я  всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.         

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

Игра «Научи матрешек танцевать»

Цель: Учить детей передавать несложный ритмический рисунок, закреплять тексты ранее изученных песен.

Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход игры: У взрослого в руках большая матрешка, у детей - маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», знакомые песни, разученные ранее. Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

«Тень-тень» Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме: - песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста - дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок. - пение по ролям: взрослый - автор, а дети - герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль. - пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него». - вся песня от начала до конца поется ладошками - когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

Игра «Клубочек»

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубочек прочных ниток.

Ход игры: Преподаватель и дети стоят в кругу. Преподаватель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.
Когда песенка заканчивается — все дети и преподаватель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к преподавателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Ловушка»

Игра проходит под русскую народную мелодию «Я на горку шла» или другую музыку с двудольным размером, которая начинается из-за такта.

Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху!

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики».

По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей, которых можно похвалить за ловкость или предложить им совершить «круг почета» вокруг положенной на пол веревки под аплодисменты всех детей.

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

  1. Список литературы

  1.  Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  2. Жак-Далькроз Э Ритм. Классика – ХХIв., М. 2001г.
  3.  Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании. Новосибирск, 1989г.
  4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., «Музыкальное воспитание для дошкольников». Москва. Academ A 1998.
  5. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984 г.
  6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  8. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2001. – 98 с
  9. Островских, Н.Н. Полихудожественный подход к проблеме взаимодействия музыки и движения на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе: Выпускная квалификационная работа. – М., 1996. – 69 с
  10. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.