Сценарий отделенческого мероприятия "Я пианист"

Сергеенкова Инна Сергеевна

Мероприятие посвященное "Дню пианиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pianista_tekst_2023.docx38.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

                                                                     

                     Сценарий отделенческого концерта

«Я – пианист»,

посвящённого Дню пианиста.

                                                                                                 Подготовили и провели

преподаватели:

Сергеенкова Инна Сергеевна

Егорова Светлана Васильевна

                                                                      г. Сафоново 2023 г.

СЛАЙД №1, 2.  Добрый день, наши юные пианисты. Здравствуйте дорогие слушатели и ценители музыки – самого величайшего из всех искусств. Сегодня наш концерт посвящен «Дню пианиста».

       Открыло  наш концерт выступление обучающейся отделения №2 Сафоновской ДШИ п. Издешково Никитиной Василисы.        В ее исполнении прозвучала пьеса Л. Кузменко «Волшебная летняя ночь»

        «День пианиста» появился в календаре профессиональных праздников совсем недавно, сегодня он стал популярным у множества музыкантов из самых разных стран и является для них хорошим поводом напомнить другим – да и себе самим – о значимости собственной профессии.

Главная традиция праздника — поздравление (чествование)  педагогов по фортепиано в благодарность за помощь в обучении столь непростому искусству. Ну и, понятное дело, не обходится без концертов, где каждый клавишник рад поделиться своими навыками и талантами с публикой.

Старинный танец «Контрданс» исп. Ананьева Настя

СЛАЙД№3. А знаете, в какой стране впервые появился этот праздник? Придумали его совсем неподалеку от России, в Республике Беларусь. История праздника началась 1 ноября 2014 года. Именно в этот день Иван Манько (основатель мероприятий «Свободное пианино» в Белоруссии) и другие музыканты, в числе которых был Александр Поляков (в настоящее время директор колледжа при Белорусской академии музыки) пришли к печальному выводу, что у представителей каждой профессии есть праздник (день маркетолога, таксиста, банковского работника и т. д.), а вот пианисты собственным праздником обделены.

          И они решили сами его создать и вот, 8 ноября 2014 состоялся первый концерт в честь новоиспеченного праздника в Минске, посвященное пианистам. Главными приглашенными гостями организованного Иваном Манько концерта стали пианист Александр Поляков и скрипачка Юлия Лебеденко. Музыканты исполнили ряд известных произведений, а во время пауз Александр Поляков рассказывал истории написания культовых музыкальных блокбастеров, а также малоизвестные, но трогательные факты из биографий композиторов.

         СЛАЙД№ 4.  И вот совпадение — один из слушателей на концерте оказался репортером. В своей заметке он окрестил это событие — и сам день 8 ноября — «Днем пианиста». С того времени Всемирный день пианиста отмечается 8 ноября.

        

С. Майкапар – Вальс   исп. Фролов Кирилл 2 кл.

        СЛАЙД№5.  Через год после появления праздника в праздновании поучаствовала Белорусская государственная филармония. А дальше идею подхватили пианисты разных стран и направлений и стали проводить свои необычные акции.

        Например, Артур Беркут из группы «Ария» отыграл джазовый концерт на улице в Иерусалиме в честь праздника.

        СЛАЙД№6, 7.  В 2016 году г-н Поляков, который отправился преподавать в Китай, отпраздновал День пианиста уже с китайскими студентами. А так как вес Китая сегодня в мире сложно переоценить, вскоре праздник пришелся по душе и в других странах, где есть известные профильные учебные заведения, в том числе и в России.

       В одну из дат давали концерт в субтропической оранжерее Ботанического сада МГУ.

СЛАЙД№8.  Белорусский президентский оркестр играл в «Галерее» в Минске.  

СЛАЙД№9. Пианист Николай Панок по поводу праздника установил два мировых рекорда там же, в «Галерее» - он играл в 2016 году 5 часов без перерыва, а в 2019 году - 6 часов.

В. Гиллок – «Плещется в ручье» исп.  Кунцевич Полина

       СЛАЙД№10. Интересный факт. В Минске в прошлом году бегали с пианино на руках. Знаете зачем? Во-первых, такие соревнования прошли впервые и были приурочены к международному «Дню пианиста» В честь Международного дня пианиста две команды соревновались, кто быстрее донесет инструмент полный стадионный круг – 400 метров. Крепкие парни подобрались практически случайно – отозвались на объявление в соцсетях. Интересно участвовать в чем-то впервые – до этого бегать с пианино, которое весит, между прочим, порядка 250 кг никто в мире не додумался. Соревнования проходили на стадионе БГПУ при участии приличной группы поддержки.

    СЛАЙД№11. Кстати, желающие поучаствовать в лайт-режиме, могли взять в руки относительно легкие электронные клавиши и также преодолеть с ними дистанцию. Ну а дети принесли из дома свои пластмассовые пианинки – в общем, было весело.

         Д. Штейбельт – Адажио  исп. Платовская Настя

    СЛАЙД№12.  Бесспорно,  праздник День пианиста имеет право быть, потому что мы с вами играем на лучшем в мире инструменте – фортепиано.

      Фортепиано — это группа струнных ударно-клавишных инструментов, предшественниками которых были клавесины. Эта группа инструментов состоит из двух разновидностей — пианино и роялей. Их главное отличие в конструкции — у пианино струны расположены вертикально, а в роялях — горизонтально.  

                А. Фукс «Робкое сердце»  исп. Канина Ангелина

      СЛАЙД№13,14,15. Раньше существовало и несколько разновидностей пианино, которые сегодня уже не выпускаются (пиано-лира, пиано-жираф, пирамидальное фортепиано, пиано-арфа).

Название фортепиано образовано от двух итальянских слов forte и piano, которыми в музыкальной грамоте обозначают громкую или тихую игру и это отражает преимущество инструмента перед своим предшественником, клавесином, а именно возможность использовать динамику звука. Клавесины не только имели постоянный уровень громкости, но и непродолжительный и быстро затихающий звук.

    А. Островский – «Галоши» (форт. ансамбль)

исп. Мингалиева Ксения 2 кл. и  преп. Батюта Е.А.

        

       СЛАЙД№16.  Органы, клавесины, клавикорды и спинеты – предшественники фортепиано уступили место новому прекрасному музыкальному инструменту на рубеже XVIII века, когда композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Инструмент, который мог бы передать и колокольный звон и трели соловья.

    СЛАЙД№17. Эти мечты стали реальностью приблизительно в 1709 году, когда итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Инструмент  был назван «gravicembalo col piano e forte», то есть клавесин с тихим и громким звуком. Впоследствии за инструментом закрепилось название пианофорте, а позже — фортепиано.

    СЛАЙД№18. С 1760-х годов фортепиано было уже распространенным инструментом во всех европейских странах. Интересно, что на Руси первые инструменты называли «Тихогром». А в XVIII веке в Петербурге уже работало более 50 фортепианных мастеров.

             Е.  Олерская – Поэма  исп. Ляпнева Вика

     СЛАЙД№19. С XVIII века конструкция фортепиано претерпела значительные изменения. В современном виде инструмент имеет резонансную деку, струны, клавишные механизмы, чугунную раму, педали, опорные конструкции и еще около 12 тысяч деталей, из них 10 тысяч подвижных. Около 70% деталей фортепиано состоят из дерева, остальные его части состоят из чугуна, меди и войлока. Раньше в конструкции инструмента использовали и слоновую кость, из которой делали клавиши, но после изобретения пластика стали применять его. С этим было связано и английское выражение "tickle the ivories", что дословно переводится как щекотать клавиши из слоновой кости. Это выражение означало играть на белых клавишах фортепиано.

     Е.  Олерская – «Танец попугаев»  исп. Федосеенкова Злата

      СЛАЙД№20. Мы с вами рассмотрели устройство фортепиано. Послушайте теперь, как впечатлился от увиденного в нашем инструменте писатель Осип Мандельштам. Вот какое стихотворение у него получилось:

Рояль

Вы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной,

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

        С. Джоплин – «Артист эстрады» исп. Басмаджян Эмилия

        СЛАЙД№21.  В 1732 году было написано первое музыкальное произведение для фортепиано, около нот было написано играть их тише или громче. Это была соната Лодовико Джустини. В то же время большинство композиторов все так же ориентировались на клавесин, при написании композиций. Сочинять для фортепиано стали только во времена Моцарта и Гайдна.

       СЛАЙД№22. Интересные факты. В Англии XIX века пуритане в повседневной жизни убирали все, что могло показаться хоть немного эротичным. Так, в опалу попали изогнутые резные ножки роялей. Во время концертов их накрывали специальными чехлами, чтобы никто даже, и помыслить не мог о чем-то непристойном.

        Е. Накада -  Танец дикарей  исп. Денисенков Денис

       СЛАЙД№23.  В Америке в XIX веке пианино были столь популярны, что пианистов постоянно не хватало. Игру на пианино очень любили техасские ковбои. Они были взыскательными слушателями. В одном из салунов Остина еще в начале XX века стояло пианино с табличкой: «Просьба не стрелять в пианиста. Он играет, как умеет».

      СЛАЙД№24. Ради удовлетворения спроса на фортепианную музыку американский инженер Э.С. Вотей в 1897 году изобрел пианолу - механическое устройство с клавишами и педалями, в которой можно было выбирать мелодию, устанавливая сменный барабан со шпеньками, как в шарманке.

      М. Глинка  – Тарантелла  исп. Казаков Тимур

   СЛАЙД№25, 26, 27.  Три старейших фортепиано сохранились до наших дней. Инструмент 1720 года выпуска можно посмотреть в нью-йоркском Метрополитен - музее, инструмент 1722 года выпуска — в римском Музее музыкальных инструментов, а фортепиано 1726 года выпуска — в Музее музыкальных инструментов при Лейпцигском университете (Германия).

      СЛАЙД№28.  Во все времена пианино было показателем уровня культуры его владельцев, а иногда даже неким важным атрибутом. Во времена Советского Союза приобрести пианино в свою квартиру мог далеко не каждый желающий. Нередко в те времена пианино служило наградой за особые заслуги. Например, Юрий Гагарин помимо многочисленных наград получил также в подарок пианино.

     Ф. Лист – Юношеский этюд №4  исп. Алексеева Дарья

     СЛАЙД№29. Профессионалы из японской игрушечной корпорации выпустили полностью функциональную модель мини-пианино. Этот вариант имеет очень скромные размеры, которые составляют 17 сантиметров в высоту и 25 сантиметров в длину. Ширина каждой из клавиш на этом инструменте составляет 5 миллиметров. Играть на таком инструменте можно только при помощи специального электронного устройства, которое идет в комплекте.

    СЛАЙД№30.  А самый большой концертный рояль Challen имеет 3,3 метра в длину, суммарное натяжение струн более 30 тонн и массу более тонны

         С. Прокофьев – Прелюдия ор.12, №7  исп. Жукова Анна

    СЛАЙД№31. Интересный факт! Независимые исследования показывают, что обучение игре на фортепиано благотворно влияет на детей, они имеют лучшую успеваемость по другим предметам, более дисциплинированы, имеют терпение и лучшую координацию. А немецкие ученые установили, что мозг пианистов обладает еще и большей производительностью.

       СЛАЙД№32. Фортепиано по праву считают главным среди других инструментов. Причин этому много, но основная заключается в диапазоне инструмента. Фортепиано охватывает весь спектр звучания инструментов оркестра, от самой низкой ноты басового фагота и до верхней ноты флейты-пикколо.  

       СЛАЙД№33. Многие великие композиторы были блестящими пианистами – В. А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф.Лист, Ф. Шопен, А.Рубинштейн, С. Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано дают возможность ощутить всю красоту, глубину и многогранность звучания этого уникального инструмента.

         Ф. Лайнс «Марионетки» Вальс. Исполняет квартет преподавателей «Аккорд» в составе: Сергеенковой И.С., Егоровой С.В.. Батюта Е.А., Новиковой Л.Н.

   

         Давай те же вернемся ко Дню пианиста и поймем, кто же такой пианист и что он может делать?

       СЛАЙД№34. Пиани́ст, пиани́стка — музыкант, исполнитель на фортепиано. Пианисты могут выступать сольно, играть в составе ансамбля или оркестра, а также аккомпанировать другим музыкантам. Лишь немногие пианисты становятся концертирующими, сольно или в составе ансамблей, большинство пианистов занято другой работой: аккомпанированием, выступлением в фойе отелей и ресторанов, работой на музыкальных студиях, преподаванием музыки. Профессиональные качества пианиста складываются из его технических навыков, выразительности исполнения и способности создавать собственные интерпретации исполняемых произведений.

Сендли – «Маленький мальчик» исп. Соболева Л.Н.,

аккомпанирует  Сергеенкова Мария

     СЛАЙД№35.  Большинство профессиональных пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых эпох. Часто пианистов делят на классических — исполняющих в основном классическую музыку, и джазовых — исполняющих в основном джаз, блюз, рок и популярную музыку. Даже специализированные учебные заведения делятся на: эстрадно-джазового направления и классического.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

Е. Крылатов  -  «Колыбельная Медведицы»

        исп. Полуэктова И. М. и группа хореографического отделения (преп. Филиппенков П. М.) аккомпанирует  Груздова Марина

Цитаты о фортепиано.

    СЛАЙД№36,37. Чтобы стать виртуозным гением игры, сначала необходимо потрудиться чернорабочим фортепиано.

     Я присаживаюсь к фортепиано на 5 минут. Но когда смотрю на часы, оказывается, что пролетело несколько часов.

     Ноты, которые я беру на фортепиано, не лучше, чем у других музыкантов.        Настоящее искусство таится в паузах между нотами.

     Если вы думаете, что музыка – это нечто легкое и воздушное, попробуйте поднять и передвинуть фортепиано.

     Игра на фортепиано – движение пальцев. Исполнение на фортепиано – движение души. Как правило, все слышат только первое.

    Он сел за фортепиано, с силой ударил по клавишам… И это был самый точный портрет его душевного состояния, овладевшего им в этот момент.

     Музыка полнее всего проникает в душу, если слушать ее не в концертном зале, а создавая дома за фортепиано.

     Настоящий пианист всегда носит в своей душе рояль.

 В. А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада»

                исп. ансамбль «Гармония» в составе:

                Смоленская С.С., Соболева Л.Н. (скрипка)

                Сергеенкова И. С. (синтезатор)

                 Егорова С.В.  (ф-но)

      Дорогие друзья, наши юные пианисты, сегодня Вы узнали о нашем общем празднике – Дне пианиста!  Мы желаем вам с каждым днём совершать новые открытия в чудесном мире музыки и пусть наш удивительный музыкальный инструмент будет вашим путеводителем на долгие радостные годы! До новых встреч!