Рабочая программа "Специальность" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения

Сарачакова Валентина Викторовна

Рабочая программа  "Специальность" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано", 4 года обучения, для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет, 4 года обучения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorop_spetsialnost_fortepiano_4_goda_sarachakova_v.v.docx94.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

 «Нижнесортымская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ФОРТЕПИАНО»

ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСТУПИВШИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

В ВОЗРАСТЕ С 6,6 ДО 9 ЛЕТ, 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СПЕЦИЛЬНОСТЬ»

 

с. п. Нижнесортымский

2023

Рассмотрено:

Педагогическим советом

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Протокол №1 от 29.08.2023 г.

Утверждено: приказом  директора

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

№  от .2023 г.

Директор ____________О.А. Ересько

Разработчик: Сарачакова Валентина Викторовна, преподаватель «Нижнесортымской детской школы искусств», по классу фортепиано, концертмейстер

Рецензент:  

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-  Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.        Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования по классам, примерные списки произведений.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок          

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям

- Рекомендуемый список учебной литературы

VI.        Список методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» (фортепиано) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет, со сроком обучения 4 года, разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет «Специальность» (фортепиано) направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии; на организацию свободного времени обучающихся; приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие. Учебный предмет «Специальность» (фортепиано) расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки, направлен на получение ими дополнительного образования в области музыкального искусства.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения учебного предмета «Специальность» (фортепиано)  для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Максимальная учебная нагрузка учебного предмета «Специальность» (фортепиано) составляет 607,5 часов, из них: 202,5 часов – аудиторные учебные часы, 405 часов – самостоятельная работа. 

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 5 недель для 1 класса, не менее 4 недель для 2-4 классов. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.

Учебный план

Класс

Семестр

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

1 класс

1, 2

1,5

33

2 класс

3, 4

1,5

34

3 класс

5, 6

1,5

34

4 класс

7, 8

1,5

34

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная и предполагает занятия 1,5 часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

 Продолжительность академического часа 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на  фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального  кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • овладение  основами  музыкальной  грамоты,  необходимыми  для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано  с  учетом  возможностей  и  способностей  обучающегося;
  • развитие  музыкальных  способностей:  ритма,  слуха,  памяти, интонирования, музыкальности,  эмоциональности;
  • владение  средствами  музыкальной  выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • обучение  навыкам  самостоятельной  работы  с  музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
  • приобретение интереса к музицированию,  к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, воспитание активного слушателя, зрителя;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, просмотр фото и видеоматериалов, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в кабинетах по классу фортепиано имеются необходимые принадлежности:

  • инструменты (фортепиано);
  • банкетки, регулируемые по высоте, подставки под ноги;
  • стол;
  • стулья;
  • шкаф;
  • иллюстративный материал, портреты композиторов.

Для оборудования класса также необходимо наличие персонального компьютера, для возможности демонстрации аудио и видеоматериала, наглядные пособия, нотная и методическая литература.

В школе имеется концертный зал с роялем, библиотека, содержащая необходимое количество методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае  необходимости могут отксерокопировать любое выбранное музыкальное произведение.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем, исходя из особенностей каждого обучающегося, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

Первый класс

Разделы

Всего часов

Знакомство с инструментом. Правильная посадка.

1,5

Донотный период

4

Изучение нотной грамоты

10

Постановка рук

12

Развитие технических навыков

12

Ансамблевое музицирование с преподавателем

4

Работа над эмоционально-художественным развитием

4

Контрольный урок. Дифференцированный зачёт.

2

                    Итого:

49,5

 Второй класс

Разделы

Всего часов

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

12

Работа над развитием координации                       

7

Работа над аппликатурой

8

Работа над звуковым решением произведения

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

12

Ансамблевое музицирование с преподавателем

4

Контрольный урок. Дифференцированный зачёт.

2

                    Итого:

51

 

Третий класс 

Разделы

Всего часов

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

12

Работа над аппликатурой

5

Работа над звукоизвлечением

7

Работа над полифонией

7

Работа над игровыми приемами и упражнениями

7

Работа над    развитием технических навыков

7

Участие в концертах и конкурсах

2

Технический зачёт. Контрольный урок. Дифференцированный зачёт.

4

Итого:

51

 

Четвертый класс  

Разделы

Всего часов

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

12

Продолжение работы над развитием технических навыков

8

Работа над педалью

5

Работа над полифонией

7

Работа над крупной формой

7

Работа над художественным образом произведения

6

Участие в концертах и конкурсах

2

Технический зачёт. Контрольный урок. Итоговая аттестация.

4

Итого:

51

 

Годовые требования по классам. Примерные списки произведений.

Индивидуальный подход позволяет найти и выбрать более точный и верный метод обучения.  Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. На каждое полугодие преподаватель выбирает программу и фиксирует её в индивидуальном плане. В неё включаются разнохарактерные и разно-жанровые произведения русской и зарубежной классики, обработки народной музыки, а также произведения советских и современных композиторов.

Для закрепления пройденного на уроках материала и отработки полученных навыков, предусматривается выполнение домашнего задания, которое контролируется преподавателем и обеспечивается необходимыми учебно-методическими пособиями, в соответствии с программными требованиями.

Неотъемлемой частью занятий с первого года обучения является чтение нот с листа. Планомерные занятия вырабатывают практические навыки, необходимые для широкого знакомства с музыкой. Первоначально рекомендуется использовать лёгкие одноголосные примеры, затем чтение и игра двумя руками несложных небольших фортепианных пьес. Произведения для чтения с листа должны быть с небольшим количеством знаков при ключе, в медленном или умеренном темпе. По мере развития обучающегося и усвоения ими навыков чтения с листа, выбор произведений постепенно усложняется.

Так же с первого года обучения необходимо начинать работу над гаммами и проводить её до 4-го класса включительно.

В течение всех лет обучения преподаватель должен ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами; развивать умение словесно охарактеризовать музыкальные произведения.

1 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 20-25 музыкальных произведений: попевки, народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых обучающихся) – легкие сонатины и вариации.

Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок (типа «Во поле береза стояла»). Освоение нотной грамоты, чтении нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки). Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

Упражнения в виде различных последований пальцев (non legato, staccato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

Технические требования: мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы двумя руками при симметричной аппликатуре, а также в противоположном движении двумя, хроматическая гамма, тонические трезвучия с обращениями, арпеджио по три звука, T-S-D-T.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Визная И. «Эхо»

Эрнесакс Г. « Едет паровоз»

Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»

Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-14

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19

Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Гермера Ч. 1 № 1-6

Шитте Л. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: № 1-15 Соч. 160. 25 легких этюдов: № 1-20

Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева ( по выбору)

Пьесы

Арроэ. Эстонский народный танец.

Гедике А. «Заинька»

Волков В. «Солнечный зайчик»

Кравченко Б. «Упрямый козлик»

Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»

Парусинов А. «Марш»

Раутио В. «Танец»

Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»

Слонов Ю. «Вальс»

Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»

Холминов А. «Дождик»

Алексанров А. «Новогодняя полька»

Книппер Л. «Полюшко – поле»

Крутицкий М. «Зима»

Любарский Н. «Курочка»

Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»

Стрибогг И. «Вальс петушков»

Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»

Корепанов А. «Танцующий слон»

Бетховен Л. «Немецкий танец»

Галынин Г. «Зайчик»

Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка»

Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»

Моцарт В. «Волынка»

Филипп И. «Колыбельная»

Штейбельт Д. «Адажио»

Шостакович Д. «Марш»

Хаджиев П. «Светяки»

Ляховицкая С. «Где ты, Лека?»

Гретри А. «Кукушка и осел»

Берлин П. «Марширующие поросята»

Лонгшамп–Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька»,

«Из бабушкиных воспоминаний»

Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»

Полифонические произведения

Корелли А. «Сарабанда»

Кригер И. «Менуэт» ля минор

Сперонтес « Менуэт»

Моцарт Л. «Менуэт» ре минор

Сен – Люк «Бурре»

Телеман Г.Ф. « Пьеса»

Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»

Шевченко С. «Канон»

Гедике А. «Ригодон» ре минор

Гайдн Й. «Менуэт» фа мажор

Произведения крупной формы

Штейбельт Д. «Сонатина» до мажор

Дебюк А. «Русская песня с вариациями»

Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»

Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Славка и Гришка сделали дуду»

Моцарт В. «Аллегро» си бемоль мажор

Салютринская Т. «Сонатина»

Примерные исполнительские программы:

1.   Моцарт В. Менуэт Ре мажор

Мясковский Н. Вроде вальса

2.   Кригер И. Менуэт Ля минор

Майкапар С.Пастушок

3.   Сен-Люк Ж. Бурре

Шейбельт Д. Адажио

4.   Вилтон К. Санатина до мажор

Шостакович Д. Вальс

5.   Беркович И. Вариации на тему р.н.п. Во саду-ли в огороде

Ч.н.п. Аннушка обработка В. Ребикова

Академический концерт

I полугодие

II полугодие

Два разнохарактерных произведения

Этюд и пьеса по выбору.

2 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 14-18 музыкальных произведений: 6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления, 3-4 произведения в ансамбле с преподавателем

Чтение с листа мелодии песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармонии в басу. Игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», «Маленькой ёлочке») с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из до мажора в ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа, досочинение мелодий, например ответных предложений.

Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре) на две октавы для более способных учеников в четыре октавы, хроматические гаммы, тонические трезвучия с обращениями, аккорды  T-S-D-T.

Примерные репертуарные списки музыкальных произведений

Этюды

Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермера Ч. 1: № 10, 11, 13 – 18, 20, 23 – 29

Шитте Л. Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23. Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24

Гедике А. Соч. 32 № 7

Лемуан А. Соч 37 № 17

Берлин Г. Соч 70 № 33

Гурлитт К. № 8, 15

Гнесина Е. № 48 ре мажор  

Лешгорн А. № 43 фа мажор

Беркович И. Этюд на тему Паганини

Пьесы

Бах И. С. «Волынка»

Беркович И. «На опушке»

Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»

Гаврилин В. «Каприччио»

Гайдн Й. «Немецкий танец»

Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»

Герченинов А. «Вальс», «Мазурка»

Глинка М. «Жаворонок», «Полька»

Дварионас Б. «Прелюдия»

 Кабалевский Д. «Клоуны»

Куперен Ф. «Кукушка»

 Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», «Маленький командир», «Мимолетное видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»

Ребиков В. «Дети вокруг елки»

Тюрк Д. «Детская кадриль», «Пьеса»

Чайковский П. «Старинная французская песенка»,  «Марш деревянных солдатиков»

Градески Э. «Задиристые буги»

Роули А. «В стране гномов»

Корепанов А. «Колыбельная»

Петерсен Р. «Марш гусей»

Полифонические произведения

Коттинг Ф. «Куранта»

Моцарт В. «Менуэт» до мажор

Моцарт Л. «Полонез»

Гендель Г. «Сарабанда» ре минор, фа мажор

Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:

Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез соль минор № 2

Пахельбель И. «Сарабанда»

Корелли А. «Сарабанда» ре минор

Шевченко С. «Канон»

Павлюченко С. «Фугетта»

Бём Г. «Менуэт» соль мажор

Произведения крупной формы

Клементи М. «Сонатина» № 2 до мажор

Кабалевский Д. «Легкие вариации»

Андре А. «Сонатина» соль мажор

Беркович И. «Сонатина» до мажор

Хаслингер Т. «Сонатина» до мажор

Бейл А. «Сонатина» соль мажор

Плейель И. «Сонатина» ре мажор

Чичков Ю. «Маленькая сонатина»

Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Благой Д. «Маленькие вариации» соль минор

Примерные исполнительские программы:

1. Моцарт Л. Полонез

Майкапар С. Колыбельная

2.   Бах И.С. Волынка

Гречанинов А. Мазурка

3.   Бем Г. Менуэт соль мажор

Бетховен Л. Сурок

4.   Хаслингер Т. Сонатина до мажор

Градески Э. Задиристые буги

5.   Плейель И. Сонатина ре мажор

Роули А. В стране гномов

 Академический концерт

I полугодие

II полугодие

Две пьесы, одна из которых – полифонического склада

Произведение крупной формы

Пьеса – по выбору

Технический зачет

I полугодие

II полугодие

Гаммы  диезные: G-dur, F-dur:

двумя руками в две октавы в прямом движении, расходящаяся от одного звука при симметричной аппликатуре; аккорды с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно; Арпеджио короткие по 3 звука каждой рукой отдельно. Хроматическая гамма; расходящиеся от звука ре.

Этюд

Коллоквиум

Гаммы бемольные: e-moll, d-moll:

(в гармоническом, мелодическом и натуральном виде) в прямом движении двумя руками в две октавы.

Аккорды с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно.

Арпеджио короткие по 3 звука каждой рукой отдельно.

Хроматическая гамма; расходящиеся от звука соль-диез.

Этюд

Чтение с листа (репертуар 1класса)

3 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 музыкальных произведений: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 произведения в порядке ознакомления.

Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого класса). Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков включительно на четыре октавы в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре), хроматические гаммы,   короткие арпеджио по три звука, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23,29 – 32; Соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26; Соч. 58 «25 легких пьес» № 13,18, 20

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающий» тетр. 4: № 31, 33

Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8

Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20 – 23, 35, 39

Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» ( по выбору)

Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35

Черни К. Избранные фортепианные этюды  ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,

21 – 23, 25, 26, 28, 30 – 32, 34 – 36, 38, 41 – 43, 45, 47

Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9

Пьесы

Барток Б. «Пьеса»

Вайнштеин Л.  «Сицилиана»

Глинка М. «Чувство»

Гуммель И. «Аллегретто»

Косенко В. «Скерцино»

Кабалевский Д. «Медленный вальс»

Корепанов Г.  «Полька», «Шутливая песенка»

Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»

Хачатурян А. «Андантино»

Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин», «Сицилийская песенка»

Шостакович Д. «Шарманка»

Жилин А. «Вальс»

Ребиков В. «Восточный танец»

Сильванский Н «Песня»

Майкапар С. «Росинки»

Полифонические произведения

Арман Ж. «Фугетта»

Бах К. Ф. «Аллегро» до мажор

Бах И. С. «Ария», «Маленькие прелюдии» до минор №2, до минор № 3,

ми минор №7, соль минор № 10, «Марш» ре мажор, ми бемоль мажор, «Менуэт» до минор, соль мажор, соль минор, ля минор

Бах Ф.Э. «Марш» соль мажор, «Менуэт» фа минор

Гедике А. «Инвенция»

Гендель Г. Ф. «Менуэт» ре минор, «Фугетта»

Корелли А. «Сарабанда» ми минор

Кригер И. «Сарабанда»

Куперен Ф. «Невинность»

Люлли Ж. Б. «Ария» соль минор

Лядов А. «Подблюдная»

Марпург Ф. В. «Аллегретто» до мажор

Пахельбель И. «Гавот» ми минор, «Сарабанда» си бемоль мажор

Рамо Ж. Ф. «Ригодон»

Тюрк Д. Г. «Аллегро»

Фишер И. К. Ф. «Чакона»

Щуровский Ю. «Канон»

Произведения крупной формы

Андрэ А. «Сонатина» № 5 фа мажор Ч. 1

Бирюков Ю. «Сонатина» до мажор, «Лирическая сонатина»

Беркович И. «Сонатина» соль мажор

Бетховен Л. «Сонатина» фа мажор

Глиэр Р. «Рондо»

Клименти М. «Сонатина» соль мажор Ч. 1, 2, «Сонатина» до мажор Ч. 2, 3

Кулау Ф. «Сонатина» до мажор соч. 55 Ч. 1, 2

Кабалевский Д «Легкие вариации» соч. 51

Мелартин Э. «Сонатина» соль мажор

Шпиндлер Ф. «Сонатина» до мажор Ч 1, 2

Диабелли А. «Сонатина» № 1 рондо соч. 151

Примерные исполнительские программы:

1.   Бах И.С. Маленькая прелюдия до мажор

Кабалевский Д. Клоуны

2.   Бах И.С. Полонез соль минор

Дварионас Б. Вальс

3.   АрманФугеттадо мажор

Глинка Чувство

4.   Бах И.С. Менуэт соль мажор

Шуман Р. Веселый крестьянин

5.   Бетховен Л. Сонатина фа мажор

Майкапар С. Тарантелла

Академический концерт

I полугодие

II полугодие

Две пьесы, одна из которых – полифонического склада

Произведение крупной формы

Пьеса – по выбору

Технический зачет

I полугодие

II полугодие

Гаммы диезные: D-Dur, В-Dur:

двумя руками в две октавы в прямом движении, расходящаяся; аккорды с обращениями по 3 звука; Арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно. Хроматическая гамма; расходящиеся от звука ре.

Этюд

Коллоквиум

Гаммы бемольные: h-moll, g-moll:

(в гармоническом, мелодическом и натуральном виде) в прямом движении двумя руками в две октавы, аккорды с обращениями по 3 звука. Арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно. Хроматическая гамма; расходящиеся от звука соль-диез.

Этюд

Чтение с листа (репертуар 1-2 класса)

4 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-16 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес.

В IV  классах чтение с листа постепенно усложняется произведениями различных жанров музыкальной литературы  (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником)

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до четырех знаков в прямом и расходящемся движении, хроматические гаммы, арпеджио: длинные, короткие по четыре звука, ломаные, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1

Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 – 3, 26; Соч. 88 «Этюды» № 5, 7

Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9 

Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26

Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1

Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50

Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4

Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»

Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12; Соч. 299 № 1, 2, 4, 14

Пьесы

Сигмейстер Э. «Пьеса» ля минор

Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулка»

Шуман Р. «Дед мороз», «Деревенская песня», «Маленький романс»

Чайковский П. «Вальс»

Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»

Майкапар С. Соч. 8 «Мелодия», соч. 33 «Элегия»

Григ Э. «Вальс»

Корепанов А. «Весенний день»

Пахульский Г. «В мечтах»

Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа диез минор, ми минор, «Полька», «Сказка»

Щуровский Ю. «Танец», «Утро»

Рамо Ж. «Скерцо»

Караев К. «Задумчивость»

Парцхаладзе М. «Танец»

Скулте А.«Ариэтта»

Полифонические произведения

Бах И. С. «Ария» фи минор, ми бемоль мажор; «Бурре» соль мажор ( французская сюита № 2); «Маленькие прелюдии» тетр. 1 № 1 до мажор, № 3 ре минор,

№ 5 ре минор, № 6 ре минор; тетр. 2 № 1 до мажор,

№ 5 ре минор, № 6 ре минор, № 12 ре минор

«Двухголосные инвенции» № до мажор, № 4 ре минор, № 13 ля минор.

«Менуэт» до минор (французская сюита № 2)

Бах Ф. Э. «Фантазия»

Гендель Г. Ф. «Жига» ре минор, «Куранта» фа мажор, «Сарабанда с вариациями»

Глинка М. «Фуга» до мажор

Моцарт Л. «Ария» соль минор

Рамо Ж. Ф. «Жига» ми минор

Циполи Д. «Фугетта» ми минор

Произведения крупной формы

Гайдн Й. «Соната» ре мажор «Романс с вариациями»

Гендель Г. «Сонатина» си бемоль мажор

Диабелли А. Соч. 168 № 4 «Сонатина» Ч. 1, 2; Соч. 168 № 3 «Сонатина»

Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»

Душек Ф. «Соната» си бемоль мажор финал

Дюссек Я. «Русская песня с вариациями»; «Сонатина» до мажор Ч. 1

Кабалевский Д. Op. 51 № 3 «Легкие вариации на тему словацкой народной песни»

Клементи М. Соч. 36 № 3 «Сонатина» до мажор, № 4 фа мажор, № 5 соль мажор

Краузе А. Соч. 12 № 3 «Сонатина» Ч. 1

Кулау Ф. Соч. 55 № 1 «Сонатина» до мажор

Моцарт В. А. «Рондо» фа мажор

Чимароза Д. «Соната № 1» соль минор

Халаимов С. «Легкие вариации на тему чешской песни Аннушка»

Холминов А. «У ворот, у ворот» ( вариации на русскую народную тему)

 

Академический концерт

I полугодие

II полугодие

Полифония

Пьеса                

Крупная форма

Пьеса

Технический зачет

I полугодие

II полугодие

Гаммы  диезные: A-Dur, Es-Dur:

двумя руками в четыре октавы в прямом и расходящемся движении; аккорды с обращениями по 3 звука; Арпеджио короткие, ломаные по 4 звука, длинное; хроматическая гамма в прямом и расходящемся движении.

Этюд

Коллоквиум

Гаммы бемольные: f-moll, c-moll:

(в гармоническом, мелодическом и натуральном виде) в прямом движении двумя руками в четыре октавы, аккорды с обращениями по 3 звука.

Арпеджио короткое и ломаное по 4 звука, длинное; хроматическая гамма в прямом и расходящемся движении.

Этюд

Чтение с листа (репертуар 1-2 класса)

Примерные исполнительские программы:

1.   И.С. Бах Маленькая прелюдия до минор

Купревич В. Осенний эскиз

2.   Ф.Э. Бах Маленькая фантазия ре минор

Билаш А. Тарантелла

3.   Бетховен Л. Сонатина фа мажор

Прокофьев С. Сказочка

4.   Циполи Д. Фугетта ми минор

Пахульский Г. В мечтах

5.   Кулау Ф. Вариации соль мажор

Шуман Р. Охотничья песенка

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения  учебного предмета «Специальность» (фортепиано) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» является приобретение учащимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения обучающийся демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет основными аппликатурными приёмами;

- владеет навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;

- имеет опыт публичных выступлений.

Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.

Полученные на занятиях знания, умения и навыки должны позволить

обучающемуся по окончании школы продолжить общение с музыкой, став грамотным музыкантом-любителем.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости являются:

 - текущий контроль,

 - промежуточная аттестация обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет:

в 1, 3, 5, 7 семестрах –  контрольный урок,

во 2, 4, 6 семестрах – дифференцированный зачёт

 - в 8 семестре - итоговая аттестация обучающихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

 - систематичность,

 - учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные особенности.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно  в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и уровень усвоения ими программы на определенном этапе обучения. На промежуточную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательной организации расписание зачётов, которое доводится до сведения педагогических работников и обучающихся не позднее, чем за две недели до начала её проведения. Зачёт принимается комиссией не менее двух преподавателей, в том числе преподавателем, который вёл предмет. При завершении промежуточной аттестации допускается пересдача неудовлетворительной оценки.

Контрольные уроки и дифференцированные зачёты предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии.

Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, отчетных концертах могут освобождаться от контрольных уроков  и зачетов.

По состоянию здоровья обучающийся может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающихся позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приёмами игры на инструменте.

 По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки по пятибалльной шкале: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно»

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 «отлично»

Предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть без потери текста, выразительно, технически качественно и художественно осмысленное, с пониманием стиля исполняемого произведения;  использованием художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 «хорошо»

отметка отражает грамотное исполнение программы (соответствующей году обучения) наизусть, с небольшими недочетами, как в техническом плане, так и в художественном: небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 «удовлетворительно

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и.т.д.; несоответствие программы году обучения

2 «неудовлетворительно

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий: незнание нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте

При оценивании обучающегося следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в музыкально-исполнительской деятельности; степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний  срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.

Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением концертов, лекций, мастер-классов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

        Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его темперамент, характер.

В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.

Объём самостоятельно         работы обучающихся в неделю по учебному предмету «Специальность» (фортепиано) определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объёма активного времени суток)  и составляет с 1-4 классы – по 3 часа в неделю.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра гамм, технических упражнений и этюдов (с технических заданий полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений и чтение с листа более лёгких; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над конкретными деталями и звукоизвлечением (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке); проигрывание программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе преподаватель даёт в индивидуальном порядке и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Рекомендуемый список учебной литературы

1.     Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: Сов.комп., 1981

2.     Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов.комп., 1985

3.     Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: Сов.комп., 1990

4.     Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980

5.     Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л.: Сов.комп., 1988

6.     Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. М.: Сов. Комп., 1975

7.     Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988

8.     Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999

9.     Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л.: Музыка, 1988

10. Гнесина Е. Фортепианная азбука. М.: Сов.комп., 1976

11. Гринштейн К. Книжки-раскраски Л.: Палестра, 1986

12. Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999

13. Кончаловская Н. Нотная азбука М.: Малыш, 1976

14. Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианная музыка для детей, Вып.1. М.: Музыка, 1970

15. Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М., 2001

16. Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. М.:Музыка, 1964

17. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: Сов.комп., 1986

18. Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1 класс). М.: Музыка, 1980

19. Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л,: Музыка, 1979

20. Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л.: Музыка, 1977

21. Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. – Киев, 1985

22. Мыльников А. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано. М.: Комп., 2000

23. Николаев А. Фортепианная игра. М,: Музыка, 1994

24. Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1999

25. Никольская М. Обучение игре на фортепиано детей раннего возраста. Владимир: Посад, 2001

26. Никольская М. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1998

27. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л,: Сов.комп., 1990

28. Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. М,:Музыка, 1985

29. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994

30. Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2-е, М.:Музыка, 1979

31. Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981

32. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1-ая часть. М.: Сов.комп, 1987

33. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л.: Музыка, 1980

34. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. Екатеринбург, 1998

35. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или, я - детский педагог. С.-П., 1996

VI СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978

2.     Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974

3.     Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981

4.     Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989

5.     Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974

6.     Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка, 1993

7.     Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Изд.3. Л.: Музыка, 1979

8.     Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966

9.     Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой половины XIX вв. М.: Музыка, 1991

10. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985

11. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов. Вып. 1-4.М.,1965, 1968, 1973, 1976

12. Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В. Натансона. Вып. 1-4. М., 1963, 1967, 1971, 1976

13. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. М.-Л., 1966

14. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967

15. Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). Л.: Музыка, 1985

16. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961

17. Гринштейн К.Х. Книжки - раскраски. Л.: Палестра, 1991

18. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994

19. Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 1974

20. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979

21. Коган Г. У врат мастерства. М., 1977

22. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-сост. В.Натансон. М.: Музыка, 1979

23. Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К.Аджемов. М., 1965

24. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995

25. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966

26. Кременштейн Б. Педагогика Г.Нейгауза. М., 1984

27. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. М.: Музыка, 1984

28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993

29. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971

30. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988

31. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993

32. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982

33. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963

34. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. Л.: Музыка, 1975

35. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963

36. Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990

37. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). М.: Музыка, 1966

38. Масару Ибука. После 3-х уже поздно. М.: Знание, 1991

39. Месснер В. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962

40. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М. Гурвич, Л. Лукомский. М., 1979

41. Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964

42. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9-ой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973

43. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5. М.: Музыка, 1988

44. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980

45. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993

46. Понизовкин Ю. Рахманинов – пианист, интерпретатор собственных произведений. М., 1965

47. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961

48. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963

49. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов.комп., 1961

50. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965

51. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Под Ред. Л.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970

52. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. М.: Музыка, 1992

53. Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. М.: Владос, 2001

54. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947

55. Терликова Л.Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод. разр. МК РСФСР. М., 1989

56. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989

57. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов.комп., 1987

58. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989

59. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (развитие творческих навыков). Ред.-сост. Н.Толстых. М., 1976

60. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968

61. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. М., 1960

62. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969

63. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984

64. Швейцер А. И.С. Бах. М.: Музыка, 1965

65. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968

66. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947

67. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика, 2002.