Методическая разработка занятия Дмитриева О.В.

Дмитриева Ольга Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

педагога дополнительного образования

музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш»

 

 

 

 

Тема занятия: «Применение дикционно-артикуляционного тренинга в разучивании песни из музыкального мультфильма «По следам бременских музыкантов»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

 «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

«Театрально-художественный отдел»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

педагога дополнительного образования

музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш»

Тема занятия: «Применение дикционно-артикуляционного тренинга в разучивании песни из музыкального мультфильма «По следам бременских музыкантов»

Адресат: учащиеся музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» 10-17 лет

Разработчик:

Дмитриева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

2023

Название программы: дополнительная общеразвивающая программа «Я люблю мюзикл»

Тема занятия: «Применение дикционно-артикуляционного тренинга в разучивании песни из музыкального мультфильма «По следам бременских музыкантов»

Название объединения: музыкально-эстрадный театр-студия «Розыгрыш»

Группа № 106  

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Количество учащихся: 15 человек

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. План-конспект занятия

  1. Пояснительная записка

Характеристика программы.

Дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» «Я люблю мюзикл» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы – базовый. На обучение по программе принимаются учащиеся студии 10-17 лет, обучающиеся по программам «Комплексная программа музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» (Первая ступень)», «Комплексная программа музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» (Вторая ступень)», «Солисты мюзикла».

Создание данной программы было обусловлено спросом детей на плодотворные и интенсивные занятия любимым искусством мюзикла в дни школьных каникул, который подкрепляется желанием родителей посвятить досуг детей развитию физических и творческих качеств. Кроме того, в течение учебного года появляются новые идеи по разучиванию номеров и постановке новых танцевальных и музыкальных миниатюр, которые не могут быть реализованы в рамках образовательного процесса, так как не отражены в программе. Для того, чтобы помочь учащимся сохранить и приумножить интерес к танцу, вокалу, актерско-танцевальной сфере и реализовать новые творческие идеи и была разработана данная программа.

Тема: «Применение дикционно-артикуляционного тренинга в разучивании песни из музыкального мультфильма «По следам бременских музыкантов»

Данное занятие проводится для учащихся музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш», обучающихся по программе «Я люблю мюзикл» в рамках освоения раздела «Вокал».

Характеристика группы: учащиеся 10-17 лет в количестве 15 человек.

Тип занятия: комбинированное - закрепление ранее изученного материала с введением новых элементов содержания.

Вид занятия - практическое.

Продолжительность занятия- 45 минут.

Цель занятия: способствовать освоению дикционно-артикуляционных навыков в процессе разучивания песни из музыкального мультфильма.

Обучающие задачи:

  • тренировать правильное произношение гласных и согласных звуков
  • научить выполнению исполнительских задач с эмоциональной окраской
  • научить работать с песенным текстом в разных темпоритмах
  • обучать координации между голосом, дикцией и артикуляцией, телом, дыханием, эмоциональным состоянием и актёрской задачей

Развивающие задачи:

  • развивать память и внимание
  • развивать координацию между вокалом и актёрскими задачами
  • развивать способность самовыражения через исполнение музыкального произведения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к музыкальной истории своей страны
  • развивать навыки работы с партнером и в группе
  • воспитывать самодисциплину
  • формировать навыки ответственного отношения к занятиям

Форма проведения занятия: учебное занятие

Формы организации деятельности учащихся на занятии

  • фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
  • коллективная: вокальные  упражнения, упражнения на дыхание, разучивание новых куплетов песни, пение в унисон, организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно
  • групповая: разучивание вокальных партий, выполнение творческих заданий в малых группах, в парах, в тройках;
  • индивидуальная: сольное пропевание выученного материала

Форма подведения итога занятия

Исполнение выученной песни с выполнением всех исполнительских и творческих задач, поставленных в течение занятия.

Методическое обеспечение занятия:

Используемые технологии:

  • технологии музыкального развития - работа над стройным ансамблевым звуком, чистотой интонации, развитием чувства ритма
  • игровые технологии – пропевание попевок с разными творческими заданиями
  • здоровьесберегающие технологии - постановка правильного дыхания, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, безопасность выполняемых упражнений, соблюдение личной гигиены, чередование различных видов деятельности и активности, направленные на профилактику утомления, снятие напряжения
  • информационно-коммуникационные технологии – просмотр видеоматериала
  • личностно-ориентированные технологии и технологии развивающего обучения – дифференцированный подход к каждому учащемуся

Методы обучения:

  • словесный - рассказ, объяснение
  • наглядный - демонстрация, иллюстрации
  • практический – дикционно-артикуляционные, дыхательные, вокальные и ритмические упражнения, разучивание песни
  • дифференцированный - дифференциация и индивидуализация обучения, смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие.

Дидактические пособия

  • аудиозаписи и видеозаписи на CD, DVD, флеш - носителях, жестком диске;
  • ноты

Оборудование для педагога

  • кабинет, оборудованный компьютеризированным рабочим местом: компьютер, телевизор, звуковая усилительная колонка, музыкальный центр (переносной);
  • пианино/синтезатор
  • доска, маркер

Оборудование для учащихся

  • скамейки
  • зеркало

  1. План-конспект занятия

Этапы реализации и время

Цели и задачи этапа

Содержание

Действия педагога

Действия учащегося

Вводная часть.

2 мин

Организация начала занятия, приветствие, активация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную деятельность.

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами начнём учить песню из мультфильма «По следам бременских музыкантов». Вы все знаете, насколько в песне важен текст. И как важно его пропевать ярко и чётко. Что нам может помочь в решении этой задачи? Конечно, дикционно-артикуляционные упражнения. Итак, начнём!

Дети сидят на скамейках, расставленных полукругом.

Подготовительный

5 мин

14 мин

Сообщение темы, цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности.

Разогреть голосовой аппарат с помощью дыхательных и дикционно-артикуляционных упражнений, подготовить его к пению

Просмотр отрывка из мульфильма «По следам бременских музыкантов»

Выполнение дыхательных упражнений, артикуляционная гимнастика, распевки в соединении со скороговорками (попевки)

Дыхательные упражнения: «Собачка»

Длинные на выдохе: «С», «Ш».

«Ф» на вдох и выдох.

Следим за работой нижнерёберно-диафрагмального дыхания.

Артикуляционная гимнастика:

Линейка гласных: а-о-у-э-ы-и (рука-«полочка», коснуться подбородком руки на каждый звук. Расслабляем нижнюю челюсть.

Двойные гласные: ао-ау-аэ-аы-аи и т.д.

Слоги: кшу-кшо-кша-кшэ-кшы – отрабатываем полётность звука

Распевки:

«губная трель» в диапазоне ч.5

«м-м» отстраиваем унисон

«ми-мэ-ма-о» в диапазоне б.3

«бык тупогуб»попевка-скороговорка начинаем в умеренном темпе с убыстрением. Отрабатываем в игровой форме.

«полили ли Лилию» - попевка-скороговорка

«ехал Грека через реку» - попевка-скороговорка с ритмическими упражнениями

упражнение «веер» с названием нот гаммы до мажор и со скэтом «дудл-дадл»

«свибидипа-дадудл-дадл-дудл-дадлдудл-дадл-да» (Т53р с опеванием)

стаккатто «лю-лё-ля-а»

упражнение для восстановления дыхания и снятия напряжения «губная трель» в диапазоне ч.8

Во время выполнения педагог осуществляет текущий контроль за правильностью выполнения упражнений в форме наблюдения и рекомендаций.

Тема нашего занятия сегодня «Применение дикционно-артикуляционного тренинга в разучивании песни из музыкального мультфильма «По следам бременских музыкантов».

Давайте сначала посмотрим отрывок из мультфильма «По следам бременских музыкантов». Знаете ли вы, что мультфильмы про бременских музыкантов многие считают первыми отечественными детскими мюзиклами?

Авторы слов и музыки Юрий Энтин и Геннадий Гладков постарались, чтобы их герои звучали очень оптимистично, решительно. В тексте говорится о том, что они готовы преодолеть любые преграды. Что вы, ребята, услышали в этой песне? О каких качествах героев говорят музыка и текст?

Ребята, давайте встанем! Спины прямые, ноги устойчивые, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Руки расслаблены, голова макушкой направлена вверх.

Теперь мы готовы начать упражнения.

Начнём с дыхательных упражнений.

Как называется певческое дыхание?

Правильно! Молодцы! Ещё одно название -  нижнерёберно-диафрагмальное. Давайте поставим руки на нижние рёбра и сделаем упражнение «Собачка». При правильном выполнении упражнения нижние рёбра расширяются. Запоминаем это ощущение.

Теперь сбрасываем руки вниз и расслабляем.

При выполнении упражнения со звуком «С» и «Ш» следим за ровностью и длиной выдоха. Очень важно правильно произносить эти звуки. Не свистим и не заваливаем.

Нужно распределить выдох таким образом, чтобы его хватило на длинный «С» и «Ш» и активное снятие.

Ребята, вы знаете, что мы говорим и поём на выдохе. Как вы думаете, а на вдохе возможно издавать какие-то звуки? Конечно.

Давайте потренируем сначала «Ф» на выдохе.

А теперь очень внимательно, потихонечку попробуем «фырчать» на вдохе. Получается?

Давайте попробуем соединить «фырчание» на вдохе и выдохе. И соединим это с пропеванием простой мелодии.

Переходим к упражнению «линейка гласных».

Расслабляем нижнюю челюсть и подносим руку к подбородку, не касаясь его. Задача – на каждый звук коснуться подбородка рукой.

Усложняем наше упражнение. Произносим два гласных звука, ярко артикулируя.

Теперь давайте представим, что у нас в руках мяч. И мы бросаем его друг другу. Начинаем упражнение «кшу-кшо-кша-кшэ-кши». Каждый слог – это бросок воображаемого мяча соседу. Вырабатываем полётность звука на дыхательной опоре. Я начинаю.

Ребята, молодцы! Мы хорошо разогрели наш дикционно-артикуляционный аппарат.

Теперь переходим к распевкам.

Педагог играет учащимся на фортепиано/синтезаторе и контролирует правильность выполнения упражнений.

«губная трель» в диапазоне ч.5

«м-м» отстраиваем унисон, находим правильную вокальную позицию

«ми-мэ-ма-о» в диапазоне б.3

«бык тупогуб» попевка-скороговорка начинаем в умеренном темпе с ускорением. Отрабатываем в игровой форме.

«полили ли Лилию» - попевка-скороговорка

«ехал Грека через реку» - попевка-скороговорка с ритмическими упражнениями

упражнение «веер» с названием нот гаммы до мажор и со скэтом «дудл-дадл»

«свибидипа-дадудл-дадл-дудл-дадлдудл-дадл-да» (Т53р с опеванием)

стаккатто «лю-лё-ля-а»

упражнение для восстановления дыхания и снятия напряжения «губная трель» в диапазоне ч.8

Ответы детей:

характеристика героев песни, текста и музыки.

Обсуждение.

Дети стоя выполняют упражнения

Дети отвечают: «Диафрагмальное»

Дети выполняют упражнения

Дети тянут на выдохе звук «Ф» аналогично упражнению «С» и «Ш»

Дети отвечают: «Да»

Дети выполняют упражнение

Дети бросают друг другу воображаемый мяч вместе со слогом

Дети выполняют упражнения

Основной

16 мин

Знакомство с текстом новой песни. Отработка с помощью дикционно-артикуляционных навыков. Впевание текста с мелодией.

Каждому ребёнку выдаётся текст песни. Разучивание текста «Парад «заграничных» певцов»

1. Читаем текст, используя дикционно-артикуляционные навыки.

2. Подкрепляем чтение текста эмоциональным состоянием.

3. Разучиваем мелодию песни

4. Соединяем (впеваем) текст и мелодию.

(Сольное пропевание, работа в команде, работа с партнером стоящим рядом)

На этом этапе учащиеся работают под аккомпанемент педагога

Ребята, давайте вместе прочтём текст. Только обязательно эмоционально и выразительно. Помните, мы в начале занятия обсуждали характер песни и её героев? Давайте вспомним эти характеристики.

1.Проговариваем текст, четко произнося слова. Проверяем перед зеркалом правильность дикции и артикуляции.

2. Молодцы, ребята! Предлагаю соединить наш текст с эмоциональным стоянием. Сделать его более выразительным и энергичным. Мы с вами – как герои мультфильма – такие же оптимистичные и решительные.

3.Давайте разучим мелодию песни на слоге «да»

4. А теперь соединим чёткий и выразительный текст с такой же выразительной мелодией

5. Исполним выученный текст и мелодию в разных темпоритмах.

Ответы детей:

характеристика героев песни, текста и музыки.

Читают текст, четко проговаривая слова.

Ребята выразительно читают текст

Поют на слоге «да»

Пропевают уже с текстом

Контрольный

5 мин

Исполнить песню с использованием дикционно-артикуляционных навыков, выразительно, чисто интонационно, ритмично и с хорошим настроением.

Пение выученной песни с минусовой фонограммой

Все упражнения на нашем занятии были направлены на то, чтобы вы почувствовали насколько важно при исполнении песни правильно проработать текст. Теперь сохраняя дикционно-артикуляционные навыки и эмоциональное состояние, давайте  споем нашу песню. Не забывайте про правильное дыхание и чистое интонирование.

Учащиеся исполняют песню.

Итоговый

3 мин

Выяснить, как учащийся оценивает занятие и подвести итог.

Обмен впечатлениями, самоанализ учащихся

Взаимные аплодисменты

Ребята, какие вы молодцы! Какая весёлая и зажигательная песня у нас получилась.

Удалось ли вам почувствовать лёгкость в произнесении текста песни?

Как вы думаете, получилось у нас исполнить песню эмоционально и выразительно?

Согласны вы, что дикция и артикуляция играют важную роль в исполнении абсолютно любой песни?

Сложно ли было скоординировать дикционно-артикуляционные, интонационные и выразительные задачи?

Сегодня на занятии мы с вами уделили особое внимание дикционно-артикуляционным задачам в работе над песней. Все это поможет нам в будущем с легкостью осваивать более сложный песенный материал и чувствовать себя в нём более свободно.

Наше занятие подошло к концу. Мы многое сегодня успели. Наша совместная работа порадовала меня.

Давайте порадуемся нашим успехам и нашему совместному труду. Поаплодируем друг другу.

До свидания, ребята!

Дети отвечают.

Аплодируют.

Отвечают: «До свидания!»