Музыкальная статья "КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР ПИАНИСТА МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Данная статья о ярком  концертном  репертуаре пианистов младших,средних и старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kontsertnyy_repertuar.odt10.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

       ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

   МУЗЫКАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР ПИАНИСТА МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автор статьи: педагог дополнительного образования Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Соавтор: педагог дополнительного образования Филимонова Ольга Петровна

Санкт-Петербург

2023

        Эта статья о репертуаре пианистов старших классах детских музыкальных школ, школ искусств, дворцов творчества.

         В этой статье я делаю акцент на яркий, интересный, концертный репертуар учеников младших, средних и старших классов. Обучающиеся музыкальных школ к старшим классам  уже приобретают довольно обширный репертуар исполнительский. Главная цель педагога это поддержание интереса обучающихся к концертным выступлениям через яркий, красивый, выразительный, виртуозный, хорошо запоминающийся на память репертуар.  

         Я работаю педагогом фортепиано во дворце детского творчества инструментального отделения.  Наши ученики имеют прекрасную возможность довольно часто выступать на сцене и поэтому для меня  очень актуален вопрос    блестящего и яркого концертного репертуара для учеников фортепианных классов.

         Фортепианное  композиторское наследие шедеврально и гениально. Можно бесконечно перечислять замечательные произвндения великих композиторв. Но для занятий с детьми во дворце творчества инструментального отделения я хочу выделить концертные произведения. Эти фортепианные пьесы виртуозны и доступны для детей разного возраста.

         За основу этой статьи я использую замечательный сборник «В музыку с радостью. Фортепиано. Хрестоматия. Концертные пьесы. Младшие, средние и старшие классы»

          Данный сборник рекомендуется использовать одновременно с учебным пособием «В музыку с радостью» в качестве хрестоматии для расширения концертно-конкурсного репертуара. В него вошли наиболее яркие и образные пьесы различных стилей и жанров. Издание адресовано учащимся младших, средних, и старших классов музыкальных школ, школ искусств, а также широкому кругу любителей музыки.

           Я выделяю в этой статье самые концертно-конкурсные пьесы.

Первое произведение, которое я хочу выделить это «Гроза» А.Гедике. Эту небольшую пьеску дети с удовольствием  исполняют на родительских концертах и  музыкальных вечерах. Ясная форма, стремительная музыка, программное название делают это произведением очень запоминающимся  и ярким.  

            Далее я отмечаю в этом сборнике великолепную виртуозную пьесу «В кузнице» С.Майкапара.  Самобытная музыка, великолепное звучание фактуры, изображающей работу в кузнице , «русское звучание» делают это произведение незабываемым на любых конкурсах, концертах учеников 6-8 классов.  Ясная трехчастная форма, нотный текст быстро запоминаются учениками. Это позволяет в кратчайшие сроки выучить произведение на память и приготовиться к ближайшим выступлениям.

        Замечательное произведение «Танцующие куранты» В. Гаврилина великолепно подойдет для исполнения на новогодних концертах. Музыкальная фактура изображающая бой курантов настраивает на новогоднее и праздничное настроение. Прекрасная и узнаваемая музыка  В.Гаврилина наполнена непосредственностью, мелодизмом, особым композиторским шармом . Дети очень любят исполнять музыку В.Гаврилина . Всегда с особым трепетом и вдохновением исполняют произведения этого замечательного композитора.

        Продолжая тему ярких быстрых произведений я хочу выделить пьесу с «богатырско-русским» звучанием это «Русский танец» И.Парфенова. Необычная форма произведения, напоминающая жанр вариаций с развитием главной темы. Главная тема в жанре русского танца  с залихватской и виртуозной мелодикой. Эта пьеса яркая и конкурсная. Для учеников 5-6 классов.

        В противопоставление «Русскому танцу» И.Парфенова я ставлю «Испанский танец» Д.Шостаковича.  Это произведение для учеников 6-8 классов.  Красивое , колоритное, необычное, сложное произведение , но довольно интересное для исполнения на концертах. Большой нотный текст, красивейшая тема, яркие испанские мотивы делают это произведение незабываемым на любом музыкальном вечере.

     Далее я хочу выделить пьесы в медленных темпах этого сборника. Первое это «Облака плывут» А.Гречанинова. Романтически–лирическое звучание и «кружевная» фактура делают это произведение незаменимым на поэтических вечерах и концертах. Это произведение для 4-5 классов.

     Вторым произведением в медленных темпах здесь я выделяю «Песню без слов» С.Прокофьева.  Короткое , но непростое произведение. Главная задача здесь в исполнении это ощущение выразительности правой руки и ощущения легкости и невесомости в левой. Для ученика  проблема номер один это нахождение баланса между левой и правой руками. Эта пьеса превосходно подходит для исполнения на концертах петербургских композиторов.

      И в заключении этой статьи я хочу выделить последнее произведение Я.Сибелиуса «Ель» . Необыкновенной красоты музыка, широкая, объемная фактура, романтически -драматическое звучание ставят это произведение в ряд любимейших произведений для исполнения.

       Все эти пьесы яркий пример виртуозного исполнительского и концертного репертуара для учеников детских музыкальных школ.