Статья "Роль музыкального образования в развитии современного общества"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Данная статья о роли музыкального  дополнительного образования в развитии подрастающего поколения  и современного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rahimzyanovoy1.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                             

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

Роль музыкального образования в  развитии современного общества


Автор
:

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна, педагог доп. образования

Соавтор:

Чекоданова Анастасия Михайловна, педагог доп. образования

Санкт-Петербург

2023

                                                 

Когда рождается ребенок, первостепенной задачей  в воспитании становится  его развитие  как личности . Иногда мы недооцениваем  роль музыкального образования. Музыкальное образование - это не только сухие занятия, музыкальное образование  - это образ жизни.

Иногда не понимая и теряясь в многообразии современного  музыкального образования мы не знаем с чего начать и как ориентироваться в этом многообразии.

Музыкальное образование - это слушание шедевров классической музыки , это посещение концертов виртуозов, балетов, опер, симфоний. Даже не обязательно поступать в музыкальную школу и связывать дальнейшую жизнь с музыкой , но "дружить " и быть рядом с музыкой - это культура человека ,его  интеллект и духовность.

Мое детство прошло все в музыке. Это было прекрасное детство. Меня отдали в музыкальную школу с 5 лет в класс фортепиано. Мы   будучи еще совсем маленькими с сестрой и родителями посещали прекрасный наш Пермский театр оперы и балета,  все премьеры и все спектакли. В сознании маленьких детишек уже тогда были :  невероятной красоты и сказочности балеты  "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", оперы "Евгений Онегин" и " Пиковая дама" П.И. Чайковского, балеты "Коппелия" Лео Делиба, "Сильфида" Г. Левенскольда, "Жизель" А. Адана, "Спящая красавица" П.И. Чайковского,"Ромео и Джульетта" С.Прокофьева, "Дон-Кихот" Л.Минкуса, "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева., оперы "Иван Сусанин"  и "Руслан и Людмила" М.Глинки, "Евгений Онегин" и "Пиковая  дама"  П.И. Чайковского,"Снегурочка"Н.Римского-Корсаков,"Русалка"А.Даргомыжского, "Алеко" С.Рахманинова, "Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева. Все эта музыка воспитывает в ребенке, в подрастающем поколении особые нейронные связи, особое восприятие мира,  любовь к миру, гибкость эмоциональную, одухотворенность.

Великий русский композитор П.И. Чайковский оставил гениальное   музыкальное наследие для детей и взрослых. В третьем классе музыкальной школы я с удовольствием и с невероятной нежностью исполняла свое любимое произведение "Песнь жаворонка" на конкурсе пианистов. Мое вступление было отмечено очень высоко.   Помню мне было лет 6-7, мама привела меня на первый мой концерт Дениса Мацуева. Конечно для ребенка  ,для детского восприятия немного сложна фортепианная музыка, но это было гениально. Детский восторг ,незабываемые впечатления, я как-будто выросла на том концерте из маленького человечка в большую личность.

Учеными , математиками, музыкантами  давно доказано , что  занятия музыкой, слушание, игра на инструменте  заставляют работать одновременно два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, правое полушарие отвечает за творчество. И я могу подтвердить это на своем опыте.  Я могу с легкостью проговаривать обратно любые длинные и сложные слова, а также говорить предложениями обратно и петь песни словами наоборот. Это мое умение необыкновенное всем приносить большую радость, когда кто-нибудь просит меня в очередной раз сказать какое-нибудь длинное слово сложнейшее.  Для себя я считаю эту умение талантливой и забавной  моей особенностью.  Музыка приводит  в активность оба полушария в равной степени. Значит, музыка помогает развитию не только творческого потенциала, а также и развитию аналитического и логического мышления, что позволяет человеку в дальнейшем  делать открытия в мире "высочайших технологий"

И главное , я хочу сказать словами известного в мире музыканта-педагога, лектора, музыковеда, автора многочисленных книг и публикаций, посвященных, музыкальному воспитанию и образованию детей, Михаила Казиника: " Если вы хотите воспитать нобелевского лауреата  талантливого человека, то начинайте заниматься не с физики и химии, а с музыки. Музыкой заниматься должны все дети, и чем раньше, тем лучше" В одном из своих интервью он поделился интересным наблюдением, с точки зрения полезности музыки в  жизни людей, которые достигли высочайших результатов не в музыкальной сфере... Как -то Казиника пригласили в качестве ведущего эксперта на церемонию награждения "нобелевских" лауреатов. Когда он спрашивал каждого лауреата, учился ли он играть на музыкальном инструменте в детстве? Вдруг выясняется, что, и у химика, и физика, и у экономиста - в детстве была музыка.

 Еще из моей жизни тоже наблюдение - о связи музыки и математики Моя мама прекрасный математик, учитель  алгебры и геометрии в старших классах в школе с большим стажем, отличник народного просвещения.  Именно мама  в первую очередь привила мне любовь к музыке, так как сама очень музыкальна и обожает все что связано с музыкальным, театральным и исполнительским искусством.  О связи математики и музыки  говорили великие ученые, математики  и философы. То как они понимали  природу музыки все ставит на свои места. Как сказал немецкий философ, математик 17 века Готфрид Вильгельм Лейбниц "Музыка есть арифметическое упражнение души, которая исчисляет себя, не зная об этом". Английский математик 19 века Джеймс Джозеф Сильвестр сказал: "Музыка - математика чувств, а математика - музыка разума".  А одним из первых, кто выявил взаимосвязь  музыки и математики был древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев  Пифагор Самосский. Он считал ,что гармония чисел похожа на гармонию звуков и оба эти занятия развивают мышление, существенно дополняя друг друга. Его точная цитата: "В музыке действуют природа и сила числа"