Сценарий отчётного концерта "Музыкальная мозаика"

Данная работа содержит разработку  сценария отчётного  концерта для родителей по классу фортепианно, представленного в форме тематической музыкально-литературной композиции, сопровождающейся электронной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_stsenariy_muzykalnaya_mozaika_-_kopiya.docx42.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий отчётного концерта «Музыкальная мозаика»

Наш концерт называется «Музыкальная мозаика». И это названье не случайно. Ведь что означает слово «мозаика»?

      Мозаика – узор из скрепленных друг с другом кусочков  разноцветных камешков, стекла, эмали, дерева. И остается загадкой, как из различных, не похожих друг на друга фрагментов, художник может создать прекрасное, совершенно неповторимое художественное произведение.

      Наш сегодняшний концерт – это тоже своеобразная мозаика, только музыкальная, составленная  из разнообразных музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров. И надеюсь, что сегодня нам удастся сложить из различных, непохожих друг на друга, но, в тоже время, дополняющих друг друга  фрагментов музыкальной мозаики, единое и прекрасное музыкальное полотно – наш отчётный концерт. Начинаем!

(Слайд 0) В. Калинников «Тень-тень»

(Слайд 1) Дж. Томпсон «Танцующий мишка»

                                                  Исп. Крылова Анна

(Слайд 2) А. Филиппенко «Я на скрипочке играю»

(Слайд 3) Украинская н. п. «Ой ты, дивчина»

                               Исп. Карюкина Виктория

(Слайд 4) Русская н.п. «Козлик»

(Слайд 5) В. Шаинский «Песенка Гены»

                                                            Исп. Зварич Антон

(Слайд 6) В. Моцарт «В небе звёздочки горят»

                                                        Исп. Крыловы Анна и Ульяна

А сейчас я предлагаю мысленно перенестись в далёкую Шотландию и представить себе главный национальный инструмент этой страны – волынку.

Волынка - инструмент, достаточно сложно устроенный. Волынщик дует не непосредственно в трубку, а в мешок. И уже из мешка воздух поступает в несколько трубок (жалеек).Звук у волынки резкий и сильный, ведь это - инструмент пастушеский. А. Шотландия, как известно, всегда славилась отличными пастбищами и обилием скота.

Напевы волынки очень древние. Давайте послушаем один из них.

(Слайд 7) Н. Владыкина-Бачинская «Волынка»

                                                                                        Исп. Маркова Татьяна

Пьеса английского лютниста и композитора эпохи Возрождения (16 век) –Фрэнсис Каттинг.

(Слайд 8) Ф. Каттинг «Куранта»

                                                                                                      Исп. Маркова Татьяна

(Слайд 9) Латышская н.п. «Барабанщик»

(Слайд 10) И. Кореневская «Дождик»

                                                                                            Исп. Дунаев Тихон

 (Слайд 11) С. Майкопар «Вальс»

                                                                                      Исп. Евсеева Василиса

Следующая пьеса имеет интересное название «В стране гномов». Попробуйте представить, что происходит по сюжету этой пьесы.

(Слайд 12) А. Роули   «В стране гномов»

                                                                                       Исп. Евсеева Василиса

М.И. Глинка – русский композитор 19 века. Его часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы. Глинка стал основоположником русской классической музыки, соединив в своём творчестве коренные своеобразные черты русской народной песни со всем существующим богатством выразительных средств.

 На протяжении всей своей творческой жизни М. Глинка очень тесно  был  связан  с фортепиано. Он много и охотно музицировал на этом инструменте – и в качестве  солиста, и как аккомпаниатор. С огромным успехом выступал он в музыкальных кружках и  салонах в России и за границей, блестяще играл  в ансамбле. 

Музыка Глинки пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью. Сейчас прозвучит незатейливая, но очень мелодичная полька великого русского композитора, которая является примером домашней бытовой музыки.

(Слайд 13) М. Глинка «Полька»

                                                                                                         Исп. Крылова Ульяна

 Фредерик Шопен— великий польский композитор-романтик 19 века.

Его называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Он не сочинял ни опер, ни балетов, да и симфоническая музыка его особо не привлекала. Будучи превосходным пианистом, маэстро практически все свои произведения писал для фортепиано. Это баллады, ноктюрны, экспромты, этюды, прелюдии, полонезы, мазурки и, несомненно, вальсы - шедевры элегантности, благородства и изысканности.

Всего композитором создано около 20 вальсов, которые можно назвать  лирическими миниатюрами, рассказывающими о переживаниях человеческой души.  Один из них - вальс ля минор. Немного грустный, немного печальный, но при этом очень легкий и спокойный.

 (Слайд 14) Ф. Шопен «Забытый вальс»

                                                                                               Исп. Туренко София

Имя великого немецкого композитора эпохи барокко И. С. Баха знакомо многим. Но далеко не все знают, что Бах был хорошим  семьянином, отцом и педагогом.  Бах был женат дважды и стал отцом 20 детей, двое из которых впоследствии стали  композиторами  - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.
Сегодня мы вспомним  Фи́липпа Эмануэ́ля Баха , который является одним из основателей классического музыкального стиля и сочинял в эпоху классицизма (в отличии от Баха)

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эмануэль был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы — дети /«мальчишки»/. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него» Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций.  Среди сочинений Ф. Баха особенно выделяется «Маленькое сольфеджио», особенность которого заключается в том, что тема пьесы и большинство её пассажей одноголосны.

(Слайд 15) Ф. Э. Бах «Сольфеджио»

                                               Исп. Воробьева Варвара

 

Сейчас прозвучит прекрасная и немного забытая мелодия.   Советский, молдавский и российский композитор Евгений Дога написал этот музыкальный сонет в 1973 году к  советскому короткометражному фильму "Зелёная волна". Думаю, что мало кто смотрел этот фильм, а вот мелодию часто можно услышать на нашем радио и в телевизионных передачах, как музыкальную заставку. 

 (Слайд 16) Е. Дога «Сонет» из к/ф «Зелёная волна»

                                                                           Исп. Пермяков Ярослав

Сейчас прозвучит ещё одна мелодия, созданная в конце 20 века. В 1976 году французскими композиторами Полем де Сенневилем и Оливье Туссеном была написана инструментальная композиция «Баллада для Аделины» . Поль де Сенневиль посвятил  пьесу своей новорожденной дочери Аделине.

Первая запись этой композиции была сделана современным пианистом Ричардом Клейдерманом, а мировые продажи достигли 22 миллионов копий в 38 странах. Композиция остаётся  хитом Клейдермана и по сей день.

                                      (Слайд 17) Поль Сенневиль   «Баллада для Аделины»

                                                                                             Исп. Мелешко Мария

Беззаботный мир детства! Эта тема с её жизнерадостностью, наивностью и неустанными желаниями новых открытий во все времена привлекала и находила отражение в творчестве многих композиторов. Произведения для детей сочиняли такие великие музыканты, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман, П.И. Чайковский. Выдающийся советский композитор Сергей Прокофьев  написал  для подрастающего поколения немало прекрасных произведений, среди которых особое место занимает фортепианная сюита «Детская музыка». Сюита состоит  из Двенадцати легких пьес, которые представляют собой  зарисовки  о летнем дне ребенка. Десятая пьеса называется Марш. Это очень яркое, образное произведение.

Когда  слушаешь  его,  невольно  вспоминаешь  повести  А. Гайдара и их героев -   смелых,  мужественных  детей,  чьё  детство  прошло  под  свист  пуль,  для  которых  подвиг  прославленных  наших  полководцев  и их отцов  стал  примером  для  всей  их  жизни. Но  Прокофьев,  сочиняя  этот марш,  добавил  в него  капельки  юмора  и улыбки,  желая  показать светлую, добрую  сторону  души  детей,  которые, несмотря  на  всё  своё  желание  подражать  взрослым,  остаются  незлобными,  искренними  и добродушными. Образ марширующих  ребят  под  дробь  барабана,  с  самодельными  винтовками  и  гордо  поднятой  головой,  невольно  вызывает  улыбку.

(Слайд 18) С. Прокофьев «Марш»

                                                                                                 Исп. Мовчан Иван

Что такое блюз? Блюз - этим английским словом, которое переводится как меланхолия и хандра, назван имеющий яркие характерные особенности весьма популярный музыкальный жанр.

Зародившись в дискриминирующих негритянских гетто, представлял собой особый стиль песнопения, добавляющий ритм монотонной и изнуряющей работе. Очень быстро блюз  стремительно распространился по всему миру. Поэзия блюза, его гармония, мелодика и ритм - всё отражало эмоционально-психологическое состояние человека, возникающее  у него от сильных душевных переживаний.

(Слайд 19) Г. Сасько «Блюз» 

                                                                                         Исп. Мовчан Иван

В феврале прошлого года в Пекине проходил  женский турнир по фигурному катанию. Одна из лучших наших фигуристок Камила Валиева, показывала свою короткую программу под музыкальную композицию молодого российского композитора Кирилла Рихтера In Memoriam (В память о..). Концепт постановки   простой, но очень символичный.  Камила  воплощает образ девушки, которая следует за бабочкой, олицетворяющей мечту, а в конце ловит ее и отпускает, будто достигнув желаемого. 

Кирилл Рихтер хвалил программу и говорил, что ему близка эта интерпретация его музыки, так как  для него  бабочка всегда была некоторая душа людей, которых уже нет. Композитор  объяснил, что написал композицию в память о близких людях.

„Старые фотографии, небольшие эпизоды из жизни, которые мы вспоминаем с легкой грустью. Вспомните кого-то, кого вы любили, любили всем сердцем, но кого больше нет с нами. Подумайте о них, пока вы слушаете эту музыку", - говорит Кирилл Рихтер на своих концертах.

(Слайд 20) К. Рихтер «In Memoriam»

                                                               Исп. Янковская Радислава

 

А сейчас мы вернёмся к русской музыке. Я уже говорила, что М. Глинка является основоположником русской классической музыки . А одним из его предшественников был  Александр Львович Гурилев - композитор, пианист, скрипач и музыкальный педагог,. В его творчестве проявились типичные черты для русского искусства начала 19 века: это любовь к народным песням, яркие  национальные интонации, открытое проявление лирических чувств. А. Гурилёв  написал более 200 пьес, проникнутых романтическими, сентиментальными настроениями и тонким лиризмом, которые пользовались большим успехом в России. Сейчас вы услышите прелюдию этого композитора.

     (Слайд 21) А. Гурилёв «Прелюдия»

                                                                                                    Исп. Морскова Полина

Когда мы говорим о русской музыке, то, конечно, не можем не вспомнить имя Сергея Васильевича Рахманинова.

Его справедливо называют одним из двух самых русских композиторов – вместе с Мусоргским. Рахманинов сконцентрировал в своей музыке все лучшее, что было и есть в нашей природе, культуре и характере. А знаменный распев и колокольный звон, составляющие плоть и кровь рахманиновского звучания, впитаны нами на генетическом уровне и на этом же уровне «считываются» в его музыке. 

Одним из самых популярных произведений С. Рахманинова стала незатейливая миниатюра «Итальянская полька». Откуда же появилось такое название?

Весной 1906 г. Сергей Васильевич с семьей совершает поездку в Италию, Рахманиновы сняли дачу в небольшом городке и наслаждались отдыхом у моря.В те дни довольно часто композитор с женой наблюдали итальянку с осликом, который вез на себе небольшое механическое пианино.Женщина останавливалась возле дачи, которую снимали Рахманиновы, заводила инструмент, и тут же раздавалась веселая полька.

"Эта полька так понравилась Сергею Васильевичу, что он записал её, а потом переложил её на фортепиано".

Рахманинов часто играл ее вместе со своей женой в 4 руки.

 (Слайд 22) С.Рахманинов «Итальянская полька»

                                                                               Исп. Морскова Полина

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульете» - так заканчивается знаменитая трагедия английского драматурга У. Шекспира «Ромео и Джульетта», рассказывающая о любви юноши и девушки из двух враждующих веронских родов — Монтекки и Капулетти.  Пьеса оказала огромное влияние на европейскую культуру, породила много интерпретаций в литературе и других видах искусства. Создано несколько экранизаций этой трагедии. Одна из самых успешных - фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» 1968 года. Музыку к этому фильму написал итальянский композитор Нино Рота. Сейчас прозвучит одна из мелодических тем, сопровождающих сюжет фильма.  

(Слайд 23) Нино Рота «Время для нас»  из к/ф «Ромео и Джульетта»

                                                                                                     Исп. Гавриш София

Бессмертная трагедия Шекспира вдохновляла не только режиссёров, но и музыкантов. Советский композитор Сергей Прокофьев создал знаменитый балет «Ромео и Джульетта».  И на основе своей балетной музыки сделал сборник из десяти пьес для фортепиано, отобрав туда те моменты «Ромео и Джульетты», которые лучше поддавались транскрипции (переложению для ф-но). Сейчас прозвучит одна из этих пьес под названием Меркуцио. Меркуцио – это лучший друг Ромео, вспыльчивый и горячий молодой повеса, чьи речи остры и язвительны.
Судьба героя складывается трагично — он погибает на дуэли.

(Слайд 24) С. Прокофьев «Меркуцио»

                                                                                       Исп. Тюлева Полина

 (Слайд 25) И. С. Бах «Бурре»

                                                                                          Исп. Молчанов Глеб

Советская песня, которая благодаря своей широкой популярности считается в массовом сознании народной. В действительности песня имеет своих авторов: музыка написана в 1933 году композитором Львом Книппером, автор слов - поэт Виктор Гусев.

(Слайд 26) Л. Книппер «Полюшко»

                                                                                               Исп. Молчанов Глеб

Буги–вуги – это очень заводной, веселый и энергичный танец. Он всегда сопровождается такой же заводной и атмосферной музыкой. 

(Слайд 27) Э. Градески «Счастливые буги»

                                                                                                    Исп. Молчанов Глеб

«Сле́дствие веду́т Колобки́» — советский рисованный мультипликационный фильм. Название мультфильма пародирует название популярного советского детективного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Предлагаем вам послушать саундтрек из этого прекрасного мультфильма.

(Слайд 28) Ю. Чернавский «Следствие ведут колобки»

                                                                                  Исп. Молчановы Глеб и Иван

 Сейчас прозвучит интересная пьеса композитора Теодора Остена «Сновидения и Пробуждение Долли»

Долли – это имя девочки. Пьеса  состоит из 3х частей. В 1части музыка изображает, как  Долли сладко засыпает. Во 2 части музыка рисует картину сновидения. Громкие аккорды - это пробуждение. И в 3части музыка изображает радостное настроение по поводу нового прекрасного дня, Долли радуется и танцует.

(Слайд 29) Т. Остен «Сновидения и пробуждение Долли»

                                              Исп. Молчанова Екатерина

Литературные произведения нередко вдохновляют композиторов на творчество. Мы уже упомянули «Ромео и Джульетту». А сейчас вспомним  героическую комедию французского драматурга Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак" Она написана в 1897 году, рассказывает захватывающую, полную драматизма историю одного из лучших фехтовальщиков Франции, доблестного воина, обладающего блестящим умом, трагического поэта, певца любви с лицом паяца ( у него быо очень длинный, уродующий его, нос.  Пьеса заканчивается трагически. Будучи смертельно раненым, Сирано признаётся в своих чувствах своей возлюбленной и умирает у неё на руках. Сейчас прозвучит музыка советского и российского композитора Георгия Портнова, написанная им к спектаклю «Сирано де Бержерак»

(Слайд 30)  Г. Портнов «Последнее письмо Роксане»

                                                                                             Исп. Пуговкина Маргарита

Обратимся к творчеству знаменитого  норвежского композитора Эдварда Грига, который много путешествовал по своей стране, бродил по горам, вслушиваясь в наигрыши пастухов, любил бывать на деревенских праздниках, где   слышал и записывал множество танцевальных и песенных мелодий. На основе этих записей  Григ сочинил ряд прекрасных танцев.

(Слайд 31) Э. Григ «Танец из Йольстера»

                                         Исп. Пуговкина Маргарита

Наш концерт подходит к концу. Закончим мы его  лирической нотой. Сейчас вы услышите два прекрасных вальса. Первый написал уже известный вам композитор Евгений Дога для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (экранизация рассказа Чехова)

Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют для постановки балетных и танцевальных номеров. Произведение называют самым известным в мире киновальсом.

(Слайд 32) Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» 

                                                                                 

                                                                                        Исп. Бородина Анна

А сейчас прозвучит вальс петербургского композитора Сергея Слонимского, написанного им для ансамбля в 4 руки.

(Слайд 33) С. Слонимский «Деревенский вальс»

                                                                                          Исп. Бородина Анна

Наш концерт подошёл к концу. Музыкальная мозаика сложена, отчётный концерт за прошедший учебный год состоялся. Ура! Всем спасибо. Спасибо ребятам, спасибо родителям, спасиб нашему прекрасному педагогу-организатору Наталье Витальевне. И по традиции я хочу подвести итоги нашей годовой работы, а также вручить ребятам грамоты за их успехи и достижения.  Грамоты будут вручены всем ребятам, но формулировка награждения будет разная.

Начнём мы с конкурсных мероприятий.

Конкурсные мероприятия:

1 полугодие : Районный конкурс ансамлевой музыки «От дуэта до октета» -Лауреат 2 степени Пуговкина Маргарита и Тюлева Полина

2 полугодие было очень насыщенным. Было принято  участие в 6 конкурсах и сегодня награды должны найти своих героев. Итак:

1.Региональный фестиваль-конкурс  ансамблевой музыки "Играем вместе" (12.02) –

Дипломом

Дипломанта 2 степени награждается( ф-ный ансамбль -Пуговкина Маргарита ,Тюлева Полина)

2.Региональный конкурс юных инструменталистов "Подснежник» (14.03) - Лауреат 3 степени ( ф-ный ансамбль -Пуговкина Маргарита ,Тюлева Полина)

3.Смотр инструментального направления регионального фестиваля детского творчества "Детвора" (20.03) - Лауреат 2 степени  (Воробьёва Варвара),  Победитель (Бородина Анна)

4.XVI открытый городской фестиваль юных пианистов «Белый рояль» (26.03) - Дипломант I степени (Тюлева Полина)

5.Региональный конкурс "Юный пианист» (9.04) - Лауреат 1 степени (Тюлева Полина)

6.Открытый региональный фестиваль-конкурс юных дарований в сферах сценических искусств «Восхождение»  (19.04) -  Победитель 2 степени (Тюлева Полина)

Хочу добавить, что участие в конкурсах – это очень ответственное мероприятие, требующее дополнительной работы, дополнительных репетиций. Это в любом случае стресс, волнение, которое необходимо преодолеть, проявив выдержку, волю, артистизм. В конкурсах идёт объективная оценка, оценка со стороны. И я считаю, что ребята, которым я вручила грамоты, заслуживают ещё одну порцию аплодисментов.

Переходим к концертным мероприятиям:

В течение года у нас во Дворце состоялось 5 музыкальных гостиных:

Муз. гостиная «В лёгком жанре»

Муз. гостиная «Новогодний карнавал»

-Муз. гостиная «Музыкальный Петербург» (30.01)

-Муз. гостиная «Музыка моей семьи» (13.02)

-Муз. гостиная «Маленькие звёздочки» (3.04)

Кроме этого мы провели два благотворительных концерта в

Центре реабилитации инвалидов Московского района.

И сейчас я хочу вручить грамоты ребятам, которые участвовали в этих концертных мероприятиях.

Грамотой за ….

  1. Крылова Анна
  2. Зварич Антон
  3. Молчанов Глеб
  4. Молчанов Иван
  5. Евсеева Василиса
  6. Крылова Ульяна
  7. Молчанова Екатерина
  8. Мовчан Иван
  9. Морскова Полина

Грамотой за …

Тюлева Полина

Пуговкина Маргарита

 Бородина Анна

Воробьева Варвара

В этом году состав нашей концертной группы увеличился. В прошлом году было 8 человек, в этом – 13. Это радует. Так держать! Давайте ещё раз поаплодируем ребятам.

Далее я хочу вручить грамоты за успешное окончание учебного года следующим ребятам:

Карюкина Виктория

Дунаев Тихон

Туренко София

 Янковская Радислава

Маркова Татьяна

И в завершение –награждение наших дорогих выпускников. В этом году программу обучения в инструментальной секции Дворца завершают 3 человека из нашего класса.  Вчера у ребят прошёл выпускной экзамен, все сыграли удачно, две 5, одна 4+. Молодцы! Св-ва будут вручаться 29.05. А сейчас я хочу вручить им грамоты за успешное окончание обучения.

На этом всё. Поздравляю всех ребят и родителей с окончанием учебного года! Хорошего лета, приятных каникул. И предлагаю сделать общую фото.