Статья на тему «Музыкальные испытания для детей при поступлении в учреждения дополнительного образования»

Чекоданова Анастасия Михайловна

Вступительные прослушивания - обязательный этап перед поступлением в любую музыкальную школу или дом детского творчества. Это важное и ответственное «испытание», поэтому дети и их родители часто боятся и сомневаются в своих силах. Данная статья о том, какие испытания ждут поступающих и как их успешно преодолеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_muz_ispytaniya_pri_postuplenii.docx18.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Музыкальные испытания для детей при поступления в учреждения дополнительного образования»

Автор: Чекоданова Анастасия Михайловна,

педагог дополнительного образования

Вступительные прослушивания - обязательный этап перед поступлением в любую музыкальную школу или дом детского творчества. Это важное и ответственное «испытание», поэтому дети и их родители часто боятся и сомневаются в своих силах. Но так ли страшны вступительные экзамены на самом деле? Давайте разберемся.

Часто родители спрашивают: как понять, надо ли ребенку поступать в музыкальную школу?

Музыкальное образование, пусть даже самое базовое - отличное подспорье в жизни любого человека. В музыкальной среде ребенок открывает для себя новый, очень интересный мир звуков, учится слышать и понимать музыку, развивает память и координацию. Дети, которые занимаются музыкой с раннего возраста, зачастую становятся более общительными, быстрее привыкают к публичным выступлениям, свободнее чувствуют себя в кругу других людей.

Конечно, один из самых важных плюсов музыкального образования - это интеллектуальное и культурное развитие. Поэтому, если у ребенка есть желание и стремление учиться – занятия точно нужны.

Преподавателям необходимо познакомиться с ребенком до его поступления в школу. Родителям не нужно заранее учить нотную грамоту или длительности: на вступительном экзамене оценивают не знания в области музыки, а творческие и физические способности ученика. Приемная комиссия также обращает внимание на поведение ребенка: насколько он морально подготовлен к учебе, может ли длительное время фиксировать внимание, сконцентрироваться. Помимо общих интеллектуальных и музыкальных данных педагоги смотрят  на природные, физиологические особенности ребенка, чтобы предложить ему подходящий музыкальный инструмент.

Прослушивания проводятся без предварительной подготовки. Это оговаривается заранее: на сайте образовательного учреждения обязательно размещается информация о виде вступительных испытаний.

На экзамене без предварительной подготовки ребенка попросят исполнить любую знакомую песню или ее фрагмент, повторить (прохлопать) ритмический рисунок за преподавателем, пропеть отдельные звуки или попевки, повторяя их за педагогом. Также могут провести небольшое собеседование на общие темы: задать вопросы о любимой музыке или о том, как ребенок любит проводить свободное время.

Удобнее будет заранее обговорить с ребенком , какую песенку он будет петь, повторить ее дома. Лучше подобрать ту песню, которая нравится ребенку, тогда ее исполнение точно будет наполнено настоящими эмоциями.

Как проходит вступительный экзамен?

На экзамене обычно присутствуют несколько педагогов: преподаватель теоретических дисциплин и преподаватели по специальностям. В первую очередь ребенка попросят представиться, на этом этапе проверяется общительность: инициативен ли будущий ученик в общении, есть ли у него контакт с преподавателем.

Затем ребенка попросят исполнить песню или ее фрагмент. В этот момент очень важно проявить эмоциональность. Ребенку нужно показать, что он понимает смысл произведения, способен его выразить, передать. Иногда педагоги просят потанцевать или подвигаться в соответствии с характером музыки.

Обязательно на экзамене присутствует такое задание: повторить ритмический рисунок. Чаще всего нужно прохлопать его за педагогом. В этот момент комиссия оценивает, как ребенок воспринимает информацию (с первого, со второго или с третьего раза), как он реагирует на замечания педагога, включается ли он в процесс или отстранен. Конечно, обращают внимание и на музыкальные данные: насколько развита координация и чувство ритма.

Ребенку также предлагается задание на определение звуковысотности. Формы могут быть разными, например, проверяется умение определить высоту конкретных звуков (высокий или низкий), смену регистров (в каком регистре звучала музыка, в высоком, среднем или низком). Преподаватель может попросить повторить за ним звук или короткую последовательность звуков (попевку). Комиссия обращает внимание не только на чистоту интонирования, но и на скорость реакции ребенка, а также на способность запоминать.

Прослушивание с игрой на инструменте

В некоторых случаях на вступительном прослушивании к проверке знаний сольфеджио добавляется игра на инструменте (специальность).

Такой экзамен могут попросить сдать тех, кто переводится из одной музыкальной школы в другую, меняет класс или специальность. Эта опция доступна всем, начиная со второго класса. Однако поступить сразу во второй или третий класс музыкальной школы после самостоятельных занятий дома или с репетитором вряд ли получится. Препятствием может стать как отсутствие необходимых знаний и опыта (обычно у «домашних» учеников страдает сольфеджио), так и недостаток в развитии коммуникативных навыков.

Также экзамен по специальности сдают те первоклассники, которые поступают после подготовительного отделения с музыкальным инструментом.

На экзамене по специальности необходимо исполнить две или три пьесы. Педагоги оценивают характер исполнения произведений (уверенно ли, необходимы ли ученику ноты, четкая ли ритмическая и темповая организации, соблюдены ли штрихи), корректность постановки исполнительского аппарата и постановки инструмента, а также выразительность исполнения программы, например, осмысленную фразировку.