Методическая разработка доклад:" Музыкально-образное мышление ученика исполнителя"

Бушнева Ольга Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2023.docx21.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская  школа искусств им. Г. Струве»

Методический доклад на тему

                «Музыкально-образное мышление ученика-исполнителя»

        Составитель: Бушнева О.Н.

                                                                                   преподаватель по классу          

        фортепиано

Музыкально-образное мышление исполнителя

Явление музыкального образа достаточно хорошо известно и музыкантам-практикам и исследователям. Можно говорить о нескольких аспектах его рассмотрения: с одной стороны, ясно, что когда музыкальное произведение анализирует музыковед, он учитывает целостность музыкального языка произведения и закономерность средств его создания, и для музыковеда это является музыкальным образом. Но когда мы говорим о музыкальной образности исполнителя, мы имеем в ввиду иное. Речь о том, что конкретный ученик использует для воссоздания музыкального произведения свое воображение, волю, темперамент, характер, иными словами - всю личную целостность. Поэтому в центре анализа стоит не само музыкальное произведение, а музыкант-исполнитель. Преподаватель же старается личность этого музыканта выявить.

Музыкально-художественный образ имеет выход не в сферу материальной предметности (например, в структуру нотного текста), а в личностную сферу исполнителя, когда сам ученик становится как бы продолжением музыкального произведения. Если под музыкальным мышлением исполнителя мы понимаем его деятельность по воссозданию музыкального текста (в его предметности -например, мелодии, фактуры, гармонии и т.п.), то здесь мышление выступает в основном как практический интеллект. Но когда речь идет о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность ученика-исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление. Здесь музыкальное содержание произведения предстает как эмоции, чувства и настроения, возникающие у исполнителя.

В практике преподавания случается, что об ученике говорят как об очень эмоциональном человеке, однако его эмоциональность проявляется в музыке так, как она проявилась бы в любой другой деятельности, независимо от того, художественного она свойства или нет. Поэтому мы и говорим, что эмоциональная отзывчивость на музыку - это не специальная и высшая способность музыканта, а общечеловеческое свойство и к содержанию музыкального исполнительского образа специального отношения не имеет. В музыкальном произведении, в музыкальном тексте, в самом исполнении существует то, что можно назвать музыкальной логикой, то есть закономерностью мелодического, тембрового развития, интенсивности звучания, фразировки и т.п. В конце концов получается что музыкальное произведение может иметь много логических слоев. Существуют разнае «логики» по отношению к музыкальному исполнению, но сам музыкальный текст произведения не содержит такого оснополагающего свойства, которое объединяло бы все эти «логики» в одно целое. Где же взять это свойство? Это основополагающее свойство содержится в самом человеке, призванном постичь, пережить и воспроизвести то или иное произведение.

Образное мышление ученика есть такое новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре. Восприятие и воспроизведение музыки здесь следствие работы связей символического плана. О музыкально-исполнительском образе можно сказать, что его напряженность, яркость, глубина и отчетливость разная на разных «участках» играемой пьесы. Музыкальный образ- обобщенное и концентрированное целое.

Преподаватель должен знать, что развивать эмоционально-образное мышление ученика надо постоянно и систематически.

                       Приемы для развития образного мышления

  1. Визуализация (создание зрительного образа)
  2. Словесное объяснение через ряд ассоциаций
  3. Восприятие музыкального образа через образ другого вида искусства (литература,  изобразительное искусство)
  4. Обращение к другим музыкальным примерам похожего содержания (путём исполнения педагогом или прослушивания записи)
  5. Система вопросов и заданий (найти материал по теме или сочинить небольшой рассказ)
  6. Показ педагога на инструменте данного произведения
  7. Эмоциональный отклик

На начальном этапе развития мышления  прием визуализации.   Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Для детей младшего школьного возраста наиболее доступным является задание – нарисовать картинку, связанную с содержанием исполняемой пьесы. Предварительно на уроке совместно с учеником обсуждается  характер музыки и те образы, которые соответствуют данному музыкальному произведению. Важным условием для развития образного мышления детей  является подготовка восприятия музыкального образа образом другого искусства через интеграцию музыки  с другими видами искусств.

Приведу несколько примеров из педагогической практики.  «Эй, ухнем» русская народная песня. При прохождении этой пьесы можно рассказать  о том, кто такие бурлаки, познакомиться с известной картиной И.Репина  «Бурлаки на Волге», поговорить о том,  какой это был тяжёлый труд и о характере этой музыки: слышна тяжёлая поступь бурлаков, песня помогает слаженной работе. Подготовка восприятия музыкального образа образом другого искусства настраивает ребят на живое, образное  восприятие музыки, формирует художественные ассоциации, но она не должна носить характера программы.  Рассказ, прочитанный перед  слушанием музыки, не пересказывает ее, точно также и музыка, звучащая после рассказа, не следует за его сюжетом. Система вопросов и заданий, помогают  раскрывать детям образное содержание музыки. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства.

Возможны такие вопросы:

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?

Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?

Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные,  это очень важно и ценно. Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них уже сквозит индивидуальность. Наряду с вопросами дети живо откликаются на творческие задания: сочинить рассказ или найти материал по нужной теме.

   Познание музыкального искусства можно строить через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать произведения искусства. При таком подходе музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, гораздо ценнее  прийти к нему как результату собственного творчества. С самого начала обучения    педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера.

 Работа над художественным образом  в программном произведении – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. Обращается внимание на исполнительские трудности, которые отрабатываются отдельно. Как говорил Г. Нейгауз, пианист должен так играть чудесную фортепианную литературу, чтобы она «...нравилась слушателю, чтобы она заставляла сильнее любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать...»  (Г. Нейгауз «Искусство фортепианной игры»)

Список использованной литературы :
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967
3. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л., 1961
 
4.  Стоянов А. Искусство пианиста. - М., 1958
5. Теплов Б.  Психология музыкальных способностей. - М., 1947
6.Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М., 1965                                

                                                             г. Железногорск 2023г