Открытый урок : "Некоторые особенности работы над пьесами в младших классах фортепиано"

Бушнева Ольга Николаевна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx43.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Конспект открытого урока с учащейся 3 класса по ДПП «фортепиано»

на тему «Некоторые особенности работы над пьесами в младших классах фортепиано»

Выполнила:

 Бушнева Ольга Николаевна

 преподаватель фортепианного отделения

Железногорск 2023 г.

Тема урока:

  «Некоторые особенности работы над пьесами в младших классах фортепиано»

Цель урока: нахождение рационального пути к раскрытию музыкального образа произведения.

Задачи урока:

  • образовательные: продолжить формировать навыки полифонического мышления, умение правильно определять мелодические линии голосов, слышать их взаимосвязь, применить практические приемы, сформировать представление о музыкальном образе;
  • развивающие: продолжать развивать произвольную память, внимание, музыкальное мышление, навыки слухового контроля, творческую активность учащейся через различные виды деятельности;
  • воспитательные: воспитывать трудолюбие и усидчивость, формировать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом, прививать любовь к музыке.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:  практическое занятие.

Форма урока: индивидуальная.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения

- информационные технологии

- технология индивидуального обучения

- здоровьесберегающие технологии

Методические приемы: 

  • Проблемно-поисковый метод (эвристическая беседа)
  • Наглядные (использование презентации, показ преподавателя)
  • Практические (метод упражнения, рефлексии)
  • Игровые (физкультминутка)

Оборудование: рояль, подставки на сидение, под ноги, папка с нотами, ноутбук, иллюстрации.

Репертуарный план урока:

1.Упражнения Ш. Ганона,

2.Упражнения К. Таузига

3.И. Пахельбель Сарабанда

4.С. Лемонт «Страшная сказка»

План урока:

  1. Организационный этап.
  1. Приветствие, вступительное слово, введение в тему.

     II. Основной этап:

  1. Игра упражнений-как процесс решения технических задач (упражнения Ш.Ганона, К. Таузига).
  2. Систематизация и обобщение знаний о полифонии. Беседа о биографии и творчестве композитора. Работа над произведением И. Пахельбеля Сарабанда. Отработка упражнений «Растяжка», «Липучка»
  3.  Физкультминутка
  4. Работа над произведением С. Лемонта «Страшная сказка». Развитие воображения и творческой фантазии. Раскрытие музыкального и художественного образа.

III. Подведение итога урока.

      1.Домашнее задание. Саморефлексия.

Ход урока.

I. Организационный этап

- Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Очень рада видеть Вас на своем зональном открытом уроке.

Основой обучения является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Ведущим условием воспитания музыкального исполнительства должно быть четкое представление о том музыкальном звучании, которое предстоит воспроизвести. С самых первых шагов обучения  игре на музыкальном инструменте, следует формировать не только технические навыки, но и развивать образное мышление. Главная задача при работе с произведением – проникнуть в содержание. А затем воссоздать его более правдиво. Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Прежде всего, необходимо ознакомить ученика с пьесой в целом. Далее разбираем особенности его формы, мелодии, ладового и гармонического строения, фактуры и других средств выразительности. Параллельно с проникновением в идейно - эмоциональное содержание пьесы и созданием на этой основе исполнительного замысла идет процесс его реализации, работа над достижением нужного характера звука, фразировки, над преодолением фактурных, полифонических и иных трудностей. Как писал советский пианист и педагог Александр Гольденвейзер: «Стремиться надо к тому, чтобы звуковой образ воплощался с помощью наиболее естественных рациональных движений и с наименьшей затратой сил». Это высказывание подводит нас к сути урока, намечая основную цель: поиск рационального пути к раскрытию музыкального образа двух наших произведений. На данном уроке мы будем работать над основными полифоническими приёмами, а также над приемами музыкальной выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального произведения. Во время урока ученик будет не только исполнителем, пианистом, который должен точно выполнять все задумки композитора, но и попробует свои силы в попытке раскрытия художественного образа. У каждого художественного образа, выбранных произведений есть свои скрытые тайны, которые исполнитель – пианист должен прочитать в нотном тексте работая над ними. 

II.  Основной этап

Свой урок я провожу с ученицей по ДПП «фортепиано» третьего класса Филатовой Машей. Она очень старательная девочка с отличной памятью. У нее хорошие музыкальные данные, а самое главное есть желание заниматься и изучать новые произведения.

- Итак, Маша. Наш урок мы начнем с разминки. Расскажи, как правильно нужно сидеть, как правильно ставить руки?

Предлагаю тебе сыграть упражнение Шарля Ганона №1. А ты знаешь, что это упражнение называют «Гусеница»? Попробуй пальчики не отрывать от клавиатуры и как бы проползти по клавишам. Попробуй сыграть ровным звуком. А теперь попробуй сыграть вверх крещендо, а вниз диминуэндо. Давай попробуем сдвинуть темп. (ученица исполняет упражнение)

Второе упражнение, которое мы играем каждый урок это упражнения №2 Шарля Ганона , известное под названием «Рыбак». Мы с тобой будем следить за свободным забросом кисти (пронация-супинация) для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиции, а также следим за координацией рук в одновременном непрерывном движении. (Ученица исполняет упражнение)

Третье упражнение, которое мы с Машей хотим продемонстрировать, это упражнение Карла Таузига (польского пианиста-виртуоза и музыкального педагога) из сборника «Ежедневные упражнения». Это упражнение способствует «разогреву» пальцев, выработке ощущения связанности и ориентации в черно-белых неровностях клавиатуры. Следим за ровностью исполнения. (Ученица исполняет упражнение) С этих упражнений мы начинаем каждый урок.

2. Продолжаем, далее Маша нам исполнит пьесу Иоганна Пахельбеля «Сарабанда фа-диез минор».

- Маша. Тебе нравится Сарабанда? (да)

          - Какой у нее характер? (Певучий, плавный, мелодичный)

 - Маша, давай немного поговорим о творчестве композитора. Иоганн Пахельбель (1653-1706) -немецкий композитор и органист периода барокко. Он автор многих духовных и светских сочинений. Писал хоралы, фуги, чаконы, токкаты, сюиты. Давай разберемся, что же такое сарабанда? Сарабанда это старинный испанский танец в характере медленного торжественного шествия, в трехдольном размере. Это произведение полифонического склада, давай вспомним что же такое полифония? Полифония – от греческого polus –«много, многий», ponn- «звук, голос». Буквально- многоголосие. Таким образом — это сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий. Работа над полифонией начинается с проработки каждого голоса, которая включает в себя выразительное исполнение, работа над туше, динамика.

- Сейчас, Маша, мы должны с тобой сконцентрировать слуховое внимание, услышать и различить три голоса в этом произведении. Очень важно, играя полифонические произведения, не дать «слипнуться», спутаться нитям музыкальной ткани. Каждый голос должен жить и пульсировать своей жизнью.

а) мотивная верхушка (верхний голос)

б) средний голос

в) бас

- Давай исполним верхний голос в партии правой руки, выразительно, интонационно выстраивая мелодию по горизонтали. Но прежде напомни мне, сколько частей в нашей сарабанде? (две)

         Ученица в медленном темпе, певуче исполняет мелодию.

Музыка должна отражать плавность и важность поклонов, приседаний и реверансов. Поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении.

- Правильно, обрати внимание на мелодический мотив, состоящий из секвенций, а также на наличие украшения - трели.

           - Посмотри, Маша, в партии левой руки у нас два голоса: средний и бас. Здесь нам важно с тобой чувствовать пальцами два элемента, две задачи и выполнять их в зависимости друг от друга. Я предлагаю тебе упражнение «Липучка», так же мы видим, что в некоторых тактах голоса перемещаются в сексту, чтобы гибче исполнять эти переходы мы повторим с тобой упражнение «Растяжка». (Отрабатываем упражнения) А теперь давай проиграем партию левой руки и будем следить за развитием голосов, нужно обязательно додержать и дослушать каждый из них.

Рекомендация: Значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку раз. Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразой, добиваться ее развития и кульминации, и закругления. Однако при этом важно не потерять общей линии развития всего произведения. Надо добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными самостоятельными, не связанными друг с другом кусками, а была бы цельным, завершенным музыкальным произведением. Как этого добиться- точного рецепта дать невозможно. Здесь все будет зависеть от способностей ученика, а главное – от умения и мастерства педагога. Разрешить ученику играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он уже твердо будет знать текст, аппликатуру, играть ритмически правильно каждый голос, в темпе, близком к готовому. Соединять две партии лучше на уроке в классе под контролем преподавателя, но не задавать этого на дом в качестве самостоятельной работы.

- Итак, Маша, давай ты постараешься исполнить выразительно пьесу, учитывая нашу проделанную работу.

3. Маша сейчас я предлагаю тебе немного отдохнуть. (Преподаватель проводит физкультминутку. Приложение1)

4. Во втором произведении мы с тобой будем применять нашу фантазию и творческое мышление для воплощения музыкального образа. Маша сыграй пожалуйста произведение С. Лемонта «Страшная сказка». О композиторе мало что известно, Седерик Лемонт (1879-1954) был композитором, органистом, закончил Новую английскую консерваторию.

- Как ты думаешь, какой образ передает эта музыка, что он выражает? (Музыка яркая, громкая, резкая, с пульсирующим ритмом, акцентами и триолями в низком регистре. Этот образ выражает тревогу, беспокойство, ощущение чего - то фантастического, страшного, зловещего.)

- Совершенно, верно. Мы можем представить себе персонажей Бабу Ягу, Лешего, Кикимору. Я тебе приготовила иллюстрации и картинки, давай посмотрим.

Педагог демонстрирует тематические иллюстрации.

- К сегодняшнему уроку я просила тебя нарисовать Бабу - Ягу, как ты ее видишь.

Ученица показывает свои рисунки.

-Ты очень четко представляешь этот образ. Именно поэтому мы с тобой при выборе пьесы руководствовались тем, что если этот персонаж нам так известен и знаком, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нем. Давай попробуем разобраться и донести его авторский замысел. Давай поговорим о Бабе-Яге. Какая она? Может это знатная дама или милая старушка? ( Я думаю, что Баба-Яга – злая, сгорбившаяся старуха, наделенная колдовской силой. Живет в темной чаще леса, в избушке на курьих ножках.)

- Опиши, как она выглядит? (Безобразное лицо с длинным, горбатым и крючковатым носом, украшенным бородавками. Беззубая, с седыми, длинными, нечесаными волосами, одета в лохмотья.)

- А тембр голоса можно угадать? ( Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий, зловещий)

- Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка?  (Походка ковыляющая, прихрамывающая на одну ногу, ведь одна нога у нее костяная. Характер у неё вредный, агрессивный, упрямый.)

-Ты нарисовала образ словами, а теперь его мы попробуем передать музыкой, с помощью средств музыкальной выразительности. Что ты можешь сказать о мелодии этой пьесы? (Есть триоли, восходящая мелодия с акцентами, тревожная, беспокойная.)

- Да, этого композитор добивается с помощью угловатого и однообразного аккомпанемента, коротких фраз, пульсирующего ритма. Хоть размер и 4/4, но триольные группировки придают звучанию неровность, имитируя прихрамывающую походку персонажа. Быстрого темп, минорного лад, использование нижнего регистра, который как – бы передает нам голос Бабы – Яги, грубый хриплый, внушающий страх.

- А как помогает динамика ? (Она часто меняется, поэтому чувствуется взволнованность, суетливость, не спокойствие)

- Да, разброс силы звука от p к f, частые crescendo и diminuendo говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Обратимся к структуре. В какой форме написана пьеса? (В трехчастной, при этом первая и третья части совершенно одинаковы)

- Остановимся на первой части. Исполни ее.

Ученица играет.

- В ней главная героиня выходит «на сцену». Использование коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, хроматических, развивающихся секвенционно, позволяет нам добиться создания образа угрюмого и свирепого персонажа. В этой части очень важно хорошо прочувствовать характер, при этом точно выполняя динамику, которая выписана композитором весьма колоритно.

Ученица повторяет.

При этом важно, чтобы движения были синхронные. Настраиваться нужно на «широкое дыхание», не теряясь в мелочах и не увлекаясь игрой отдельных мотивов.

- Давай рассмотрим вторую часть. Сыграй ее.

Ученица исполняет.

- Что отличает ее от первой? (Пунктирный ритм)

- А еще? ( Возникают монотонные интервалы в партии левой руки на стаккато, что придает образу зловещий характер, погружая нас в атмосферу таинственности и сказочности)

- Я согласна, меняется фактура – она становится насыщенной, более густой и сочной; пунктирный  ритм, появляется такой динамический оттенок sf. Какую картину действия мы можем себе представить в этой части? ( Я думаю, что Баба – Яга колдует, совершает какой-то магический обряд)

- В работе над второй частью необходимо уделить внимание правильному взятию интервалов, одинаковости штрихов. Так в конце произведения у нас кода, триольное движение вверх, я думаю, мы с тобой можем представить себе, что Баба яга улетает.

III. Подведение итогов

- Итак,  Маша, давай подведем итог, с помощью чего мы сегодня раскрыли музыкальный образ произведений?  (Ответ ученицы)

Маша, ты хорошо занималась сегодня на уроке, поработала над полифонией в сарабанде, активно участвовала в создании образа Бабы - Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, нарисовала дома рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Я думаю, твою работу можно оценить на отлично!

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.
  2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.
  3. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике.- М., «Классика», 2004.
  4. Барахтина Ю.В. Ступеньки юного пианиста.- Новосибирск: окарина, 2007.

Электронные ресурсы:

  • http://fb.ru/article/100153/sredstva-muzyikalnoy-vyirazitelnosti-ili-kak- rojdaetsya-muzyika
  • https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/01/15/otkrytyy-urok-po-teme-rabota-nad-muzykalnym