Статья :" Открытие музыки в ребенке: организация музицирования в классе фортепиано с детьми дошкольного возраста"
Открытие музыки в ребенке : организация музицирования в классе фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 184.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТИЕ МУЗЫКИ В РЕБЕНКЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.Н. Бушнева,
г. Железногорск Курской области
Литература:
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Сов. композитор,1992.с13-16
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка,1972с.35
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Москва,2001
Королькова И.С. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть1.- М.: Феникс,2021.
Тютюнникова Т.Э. Музыка детства.//Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы музыкального воспитания. М.: Бином. Лаборатория знаний,2019.
Наше современное общество требует людей, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки и культуры. Музыка дает человеку возможность общения на художественно-эстетическом уровне, развивает и актуализирует коммуникативную функцию. На мой взгляд, дети могут и должны заниматься музыкой уже в раннем дошкольном возрасте. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умение открыть в ребенке музыку и умело руководить процессом обучения. Если музыкальные способности - часть биологического наследия человека, то надо «начать их использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное из вне атрофируется». Эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с малышами, в том числе таких, как «Эффект Моцарта» Д. Кэмбела, «Развитие таланта» Ш. Сузуки. Мир музыки - это целая Вселенная, где у детей есть своя музыкальная планета, на ней все создано для выращивания детской музыкальности и питания ее правильными «продуктами». Это настоящий детский мир: мелодии, стихи, игры, танцы. И чем раньше преподаватель с ребенком дошкольного возраста начинает петь и играть на музыкальных инструментах, импровизировать, давать свободу детской инициативе и творческим проявлениям, тем быстрее пройдет пробуждение музыкальности в ребенке. Правильные действия преподавателя ведут к правильным результатам. Целью начального музыкального воспитания является пробуждение первичной музыкальности и креативности, а также развития музыкального восприятия как основы общения с музыкой. Наблюдая за детьми 5-6 лет, можно заметить, что они реагируют на музыку исключительно телесно-двигательно: пританцовывают, подпрыгивают, улыбаются и делают это без всякого побуждения взрослых. Так сама природа подсказывает педагогике путь развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте - через движения, игру, спонтанную деятельность, которые дают дошкольникам яркий эмоциональный импульс. Научные труды музыковедов Е. Незайкинского и В. Медушевского дают музыкальной педагогике понимание того, что и во взрослом возрасте «духовно-телесный алфавит», накопленный в детстве, играет важнейшую роль в восприятии музыки, помогая понять ее семантику: «Бесконечно богатая информация, закодированная в музыке, считается не рассудком, а динамическим состоянием тела. Духовно-телесный «алфавит» музыки позволяет человеку распознавать миллионы интонаций в музыке разных жанров и стилей» [Тютюнникова,22]. Под понятием «духовно-телесный алфавит» автором подразумевается совокупность свернутых эмоционально-телесных ощущений. Кроме того, генезис музыкального восприятия у детей, согласно выводам ученых, кроется не только в раннем и специальном музыкально-педагогическом воздействии, сколько в развитии способности детей при восприятии музыки опереться на двигательное звено восприятия, а также свой жизненный опыт. Соотнося элементы музыкального языка, с какими - либо действиями, речью, движением, эмоцией, игрой, бытовым опытом, дети учатся мыслить в интонационно-музыкальных формах» [Тютюнникова,360]. Следовательно, музыкальное восприятие в дошкольном возрасте развивается во взаимодействии с речевым опытом, пластическим, мимическим чувством, двигательно-динамическим и широким жизненно-бытовым опытом. Все, связанное с музыкой, становится музыкально-синкретическим опытом, помогающим ребенку войти в мир музыки. Музыка-речь-движение в нераздельном единстве - такую триаду определил К. Орф как суть элементарного музицирования. Эту триаду человечество выработало много веков назад, чтобы музицировать. Поэтому педагогический путь к музыке, подсказанный исторической традицией и биологией человека, и ныне оказывается самым эффективным.
Если рассматривать музицирование на фортепиано в качестве музыкального воспитания, с точки зрения целого семейства смежных наук - гуманистической психологии, антропологии, нейропсихологии, психобиологии, музыковедения, то, на мой взгляд, оно удовлетворяет самым современным требованиям мировой педагогики. Занятия фортепиано в дошкольном возрасте оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, что могут быть сформированы лишь совместной музыкально-творческой деятельностью. К ним в первую очередь следует отнести способность к эмпатии, импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать проблемы творчески.
Опираясь на свой многолетний педагогический опыт работы в Детской музыкально-хоровой школе имени Г. Струве, с уверенностью могу сказать, что работа с маленькими детьми самая трудная и ответственная. Занятия фортепиано с детьми дошкольного возраста проходят один раз в неделю. Организация музицирования на фортепиано состоит из нескольких этапов:
- донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребенка
- обучение нотной грамоте
- игра по нотам
Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребенка
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. Это самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. В этот период формируется понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения.
Знакомство с инструментом, понятие звуковысотности.
Сначала я рассказываю о пианино и рояле, как переводится слово «фортепиано». Спрашиваю ребенка, какие еще музыкальные инструменты он знает. Открываю инструмент сверху и показываю, как при нажатии клавиши молоточек подскакивает и снизу ударяет по струнам, заставляя их звучать. Сразу же объясняю, что бывают звуки высокие и низкие, при этом голос низкого «толстого» звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого» с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. Я предлагаю ребенку определить низкие, средние и высокие звуки, заменяя понятие высоты звука ассоциацией «мишка» , «звуки, на которых нам удобно петь песенки», «птички».
Посадка за инструментом, упражнения.
Перед тем, как посадить ребенка за инструмент, я провожу с ним упражнения на расслабление, раскрепощение. Мне нравятся упражнения А. Артоболевской, о которых она рассказывает в своем пособии «Первая встреча с музыкой». Их я применяю в своей практике:
Упражнение 1. «Шалтай-болтай»: ученик стоит прямо, затем опускает руки свободно вниз, слегка нагибаясь вперед. Потом он начинает покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны.
Упражнение 2. Ученик стоит ровно, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль туловища. Потом он начинает раскачивать вначале одной, другой рукой взад-вперед.
На начальном этапе эти упражнения я делаю с учениками на каждом уроке.
Знакомство с клавиатурой и обучение нотной грамоте
Рассказываю ребенку о том, что клавиатура состоит из белых и черных клавиш. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» - смотрит в окошко, а «до» и «ми» стоят рядом с окошком. «Соль» и «ля» стоят на балконе, а «фа» и «си» прижались к балкону. Чтобы запомнить название белых клавиш я рассказываю стихотворение из сборника Артоболевской:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».
Записываю его ученику для выучивания. Далее я показываю, что эти ноты опять повторяются и что расстояние от одной клавиши до другой с таким же именем называется «октава». Позднее рассказываю, какие бывают названия октав. Далее прошу ребенка раскрасить подготовленную клавиатуру красками, а для этого нам понадобится семь цветов:
Предлагаю с помощью «цветных стихов» выучить нотки.
«Цветные стихи» автор Бушнева О. Н.
На добавочной линейке
Нота «до» - как на скамейке!
В красном платьице она
Очень хорошо видна.
Оранжевая нота «ре»
Под нотным станом задремала
Волшебною мечтой полны,
И снятся ей оранжевые сны.
На веточке с лимонами
Притаилась нота «ми»
В желтом сарафанчике,
С песенкой в карманчике!
Вот зеленая листва…
Прячется в ней нота «фа»,
Во все цветы влюбленная,
В косыночке зеленой!
Голубой морской простор.
Голубая нота «соль»
На линеечке второй
Да в тельняшке голубой.
В небе синей ноте «ля»
Подпевает вся земля
Между второй и третьей,
Быстрей её отметим!
«Си» очень любит фиолет,
И очень любит солнца свет
На третьей линейке все лето,
Купается в ультрафиолете!
В качестве закрепления предлагаю дома посмотреть обучающее видео, чтобы быстрее ребенок мог освоить клавиатуру.
https://www.youtube.com/watch?v=Ywo7vWNbu94&list=PLyxJ7PS7BgnpQY5kMs7FT9qX9ZPFaYl5m&index=5
https://www.youtube.com/watch?v=Ywo7vWNbu94&list=PLyxJ7PS7BgnpQY5kMs7FT9qX9ZPFaYl5m&index=5
Постановка руки, упражнения.
Прежде чем ребенок сыграет первый звук, я даю ему в руку маленький мячик, чтобы рука приняла форму купола. Или можно положить руки на чашечки коленок. Можно сделать упражнение на закрытой крышке инструмента или за столом: руки лежат свободно – ручки спят ( пальчики спят), далее – ручки проснулись, собираем пальцы в «свод», вздохнули – поднимаем плавно руки, и выдохнули - опускаем их опять на стол.
Следующее упражнение – «парашютик» делаем по-очереди каждой рукой на клавиатуре: плавно опускаем руку на средний палец на любую клавишу – парашютик приземлился, затем плавно поднимаем руку – парашютик взлетает и опускаем на этот же палец на другую клавишу. Так «летаем» каждой рукой отдельно по всей клавиатуре. Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком. Играя первые упражнения, уже важно учить слушать взятый звук, ощущать кончиком пальца, дослушивать до конца. Дослушав один звук, руку плавно снимают и переносят на следующую клавишу.
Первые песенки, нумерация пальцев.
На первом же занятии я показываю ученику легкие песенки для игры: «Светит солнышко», «Киска, где была», «Василек». Ребенок запоминает, с какой клавиши начинается песенка, пытается сам сыграть и спеть. В нотной тетради я записываю названия нот песенки буквами и слова. Первые песенки играем третьим пальцем сначала правой рукой, потом левой. Перед этим объясняю ученику, что у каждого пальчика есть свой номер: у большого – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый, мизинец – пятый. Затем даю упражнение на столе на запоминание нумерации пальцев: руки спят – свободно лежат на столе, пальчики проснулись – ставим кисть на пальцы – и здороваются: 1-й палец левой руки поднимаем два раза и опускаем, при этом говорим: «Здравствуйте, здравствуйте!» Первый палец правой руки отвечает так же: «Здравствуйте, здравствуйте!». Так по очереди здороваются все пальцы рук. Потом можно попросить ученика, чтобы поздоровались третьи пальцы, первые, пятые, т.е. вразбивку. Одновременно это упражнение развивает цепкость пальцев. Другой вариант – пальчики ученика здороваются с пальцами педагога. При этом должно быть хорошее ощущение кончиков пальцев, сопротивление. Для лучшей ориентации на клавиатуре, предлагаю поиграть песенки в разных октавах. Так ребенок быстрее запомнит название октав. Эти же песенки в дальнейшем ребенок пробует подбирать от других клавиш.
Игра по нотам
Длительности нот объясняю на примере сказки «Дружная семья» из книги Е.А. Королевой «Азбука музыки в стихах и картинках». Потом даю ребенку задание прошагать и посчитать свои шаги как ребятишки, как мамы с папами, как бабушки и как прабабушка. Далее объясняю, что ребятишки – это восьмые, мамы с папами – четверти, бабушки – это половинки, а прабабушка – это целая длительность. Затем даю задание прохлопать отдельные слова, произнося их вслух: со-лныш-ко, са-мо-кат, у-рок, зво-нок, ба-ра-бан-щик. С самого начала, объясняя длительности звуков, говорю и о паузах, что пауза – это знак молчания, перерыв в звучании, но не в движении, это как бы дыхание в музыкальной речи. Как записываются, паузы объясняю, когда начинаем изучать запись нот.
Очень большое развитие в воспитании чувства ритма дает игра ученика в ансамбле с педагогом. В своей работе с дошкольниками, я использую сборник И. Корольковой «Крохе – музыканту» часть 1. На начальном этапе обучения овладение штрихами я провожу в следующем порядке: non legato, staccato, legato.
Штрих non legato позволяет добиться более полного погружения руки в клавишу, лучше почувствовать гибкость и свободу рук, воспитать координацию. Первоначальное упражнение для освоения этого штриха – «парашютик», о котором я говорила выше.
При освоении навыка штриха staccato я вначале даю упражнения: «Лягушка и кузнечик» - на столе: одна рука лягушка, другая кузнечик ( на третьем пальце). Лягушка приближается к кузнечику, он пугается и отпрыгивает. Третий палец обязательно должен быть упругим. Потом это упражнение делаем на клавиатуре. Звук должен быть звонким и рука должна потом упасть на клавиатуру. Другое упражнение «Кузнечик» - отталкиваемся от клавиши третьим пальцем и на него же приземляемся. Палец можно сравнить с ножкой кузнечика. Это упражнение делаем и правой и левой рукой. В основе навыка игры staccato лежат целесообразные и экономные движения рук при активной чувствительности кончика пальцев, в котором сосредоточена вся энергия. Рука же быстро отскакивает (как мячик). Выполнять этот прием следует легкой рукой, стараясь избегать зажатости в запястье.
Штрих legato. Занимая ведущее место в ряду различных приемов (туше) в фортепианной игре, этот элемент пианистического мастерства очень сложен. Сначала мы делаем с учеником упражнения за столом: пальчики шагают, потом побежали, следить, чтобы пальцы не стучали, без лишнего нажима. Еще очень хорошее упражнение «Кошечка»: в замедленном темпе пальцы шагают по коленке, делая глубокие вмятины, «ступая, как кошечка». Можно принести мягкую игрушку и походить по ней пальчиками обеих рук. Дальше переходим к инструменту и делаем упражнение «Динозаврик»: ребенок садится боком к инструменту, рука лежит свободно на клавиатуре, пальчики проснулись и стали шагать сверху вниз. Играет сначала правая рука, потом садимся другим боком и левая рука уже идет пальчиками снизу вверх. Можно в паре с педагогом сесть против друг друга и идти навстречу друг другу. Затем ребенок садится прямо к инструменту и шагает двумя пальцами по клавишам: 2-й – 3-й – 2-й (обязательно возвращаясь на второй палец). постепенно, ребенок соединяет все больше и больше звуков. Конечно, все это делается не за один урок.
Принимая во внимание все выше сказанное, я считаю, что в организации музицирования с ребенком дошкольного возраста, необходимо сразу поставить задачу: подтянуть эмоциональный мир ребенка к тому миру, который несет в себе музыка. Это самая важная задача на первых этапах обучения музыке. Необходимо построить и показать ему мостик из того мира, где он сейчас находится, к тому миру, который несет в себе музыка.