Статья :"Проблема внедрения электронного фортепиано в музыкальную образовательную практику ДШИ"

Бушнева Ольга Николаевна

проблемы внедрения цифрового фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vnedreniya_el.fort_.docx21.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ДШИ

О.Н. Бушнева,

Железногорск

Цифровизация затрагивает все сферы нашей жизни. Учреждения культуры не стоят в стороне и демонстрируют готовность к внедрению современных технологий. В детских школах искусств можно все чаще встретить использование электронного фортепиано для обучения детей в классах вокала, ансамбля, общего фортепиано. Но сейчас растет тенденция применения цифрового инструмента в обучении учащихся в классах фортепиано. Опыт показывает, что на сегодняшний день большая часть учеников фортепианного класса выбирают и используют для обучения электронные устройства-аналоги. Чтобы ответить на вопрос о возможности применения цифрового инструмента в обучении игре на фортепиано, нужно проанализировать и сравнить особенности акустического фортепиано и электронных инструментов (синтезатора и цифрового фортепиано).

Акустическое фортепиано относят к механическим струнным ударно-клавишным инструментам. Звук на фортепиано производится с помощью сложной системы рычагов, передающих силу воздействия играющего от клавиши к молоточку и через него на струну. Синтезатор – название инструмента объясняет цели, для которых он был создан: синтезирование звука. С фортепиано синтезатор объединяет только схожесть клавиш. Клавиатура синтезатора не соответствует фортепианной по многим параметрам: количеству и размеру клавиш, а также их способности реагировать на прикосновения играющего.

Цифровое (электронное) пианино устроено по иному принципу: вместо струн здесь сенсоры, а их колебания имитирует встроенный процессор, выдавая нам записанные производителем сэмплы акустических концертных роялей. Цифровое фортепиано полностью повторяет размер и количество клавиш, а часто и форму акустического инструмента. У этого инструмента есть все элементы, характерные для привычного пианино: пюпитр, крышка, педали.

Итак, клавиши и звук. Именно с клавиш начинается физический процесс «творения» звука. Как бы производители цифровых инструментов ни старались – искусственный, электронный динамик никогда не заменит живые звуковые волны, извлекаемые из струн молоточковой системы. Извлекая из фортепиано звуки, маленький пианист учится слушать, реагировать силой и характером нажатия на их глубину, эмоциональную составляющую произведения, его драматичность, лиричность или лёгкость, весёлость. В отзвуках клавиш передаётся внутренний посыл пианиста, его нежные или, наоборот, тревожные мысли. В электронном пианино всё сводится к регулировке общего звучания. Даже в дорогостоящих моделях, где громкость звука зависит от степени нажатия на клавишу – это происходит недостаточно качественно. Звук получается или чересчур резкий, или недостаточно затаённый. Стать настоящим профессионалом в таком случае очень сложно, если вообще возможно. Чаще всего в таких случаях пропадает проникновенное pianissimo и уходящая поступь постепенного diminuendo. Это нередко происходит, когда клавиатура оказывается чрезмерно «тугой» и неподатливой: осторожно нажимаешь клавишу в надежде услышать особенно нежную и тихую ноту, а звука попросту нет! В кульминационных моментах произведения такая ситуация может означать провал всего концерта.

Начиная с начальных классов музыкальной школы, ученики играют полифонические произведения, где одновременно проводится несколько звучных тем и вместе с ними играется множество подголосков. Здесь главным инструментом является ухо, поскольку нужно прислушиваться и отрабатывать каждую ноту, но в цифровых фортепиано всё сводится к нагромождению звуков одинаковой громкости, среди которых невозможно услышать ни тему, ни подголоски. А это уже минус балл на зачёте в музыкальной школе. Также стоит упомянуть и педали, которые на акустическом фортепиано гораздо больше в размере, они более тугие и скользкие. Соскальзывание ноги с педали на концерте или конкурсе в сложном месте пьесы – не редкость, особенно у девочек, которые надевают туфли на каблуке с гладкой подошвой, а различия инструментов лишь спровоцируют такую вероятность. Усилия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ученика владеть своим игровым аппаратом и извлекать из инструмента наполненные интонационным смыслом звуки, научить «петь на инструменте». Ведь именно «пение на фортепиано», чем так славится русская пианистическая школа, подразумевает преодоление ударной природы молоточкового инструмента, способность к извлечению глубокого звука, достижение единой звуковой линии, «когда каждый единичный звук как бы «вытягивается» из предыдущего и образует единый «звуковой поток» [Мустафаева, с.10]. Стремление представителей русской пианистической школы к достижению певучего звука, достижение певучего звукоизвлечения на фортепиано ярко характеризует высказывание Г.Г. Нейгауза: «Я буду стремиться всеми силами и, несмотря на препятствия, буду добиваться пения, пения и пения! «Невозможные» потуги приведут к «возможным» достижениям!<….>что может сравниться с очарованием и выразительностью человеческого голоса?! Забыть о голосе, о человеке, о человеческом и человечном празвуке невозможно; как некий «скрытый Бог», он живет в любой музыке, все от него исходит и все к нему приходит» [Нейгауз, с.121].

Можно сделать вывод о том, что извлечение звука, окрашенного в различные динамические оттенки, на электронных инструментах затруднительно. На акустическом фортепиано пианист способен управлять клавишами, воздействовать на звук специально выверенными игровыми движениями, добиваясь необходимого качества. А на электронном фортепиано звук возникает сразу после даже легкого прикосновения.

«Пение» на «живом» инструменте возможно также и потому, что фортепиано наделено особыми акустическими эффектами. Извлечение одного-единственного звука влечет за собой резонирование деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле), корпуса инструмента, при опущенной педали резонируют все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по отношению к исходному, корневому звуку. Резонирование струн, обертоны и унтертоны создают акустические возможности для исполнения «льющегося» legato, мелодического потока. Цифровое фортепиано такими возможностями не обладает. Работа пианиста над звукоизвлечением - многогранный процесс. И прежде всего, активная работа над развитием музыкального слуха. Это работа по совершенствованию слуховых представлений, так как прежде чем извлечь ноту или исполнить музыкальное произведение, надо представить их звучание. Это работа по оттачиванию игровых движений, умения услышать и проанализировать результат этих движений. Это развитие творческой фантазии, воображения. То есть правильная работа над звукоизвлечением в результате играет важную роль в формировании культуры, музыкально-творческих способностей будущего профессионала или музыканта-любителя. Что происходит, когда начинающий пианист впервые прикасается к клавишам электронного инструмента? Он, с легкостью нажимая клавишу, независимо от своих движений, получает готовый звук. При этом теряется целый спектр слуховых и двигательных ощущений. Методические вопросы преподавателя, предваряющие процесс первых опытов по извлечению звука на фортепиано: «Какой звук ты сейчас сыграешь: нежный, грустный, радостный?», «Приготовь пальчик», «Сыграй в дно клавиши глубоким звуком» и т.д. – просто теряют смысл.

Начиная обучение маленького пианиста на электронном инструменте, мы лишаем его возможности прикоснуться к богатейшим возможностям живого акустического инструмента, почувствовать глубину звука, научиться передавать свои чувства и эмоции, ощутить радость «рождения» и «творения» звука. Современные профессиональные пианисты очень трепетно относятся к своему инструменту: «кажется, что он совершенно живой, будто ведешь разговор с тонким, невероятно чутким собеседником, полным неожиданностей и сюрпризов, который тебя бесконечно радует и удивляет» [Ивлева, с.56]. Несмотря на попытки создания физической модели фортепиано, ни один пример такой модели, как утверждают специалисты, не может похвастать безусловной имитацией акустического инструмента.

Следовательно, использование цифрового электронного фортепиано в детской школе искусств должно иметь определенные цели и задачи. Если говорить об обучении игре на фортепиано, то соответственно, это не может быть электронный инструмент. Два совершенно разных инструмента, поэтому обучение и сферы применения у них должны быть разными.

Литература:

Ивлева Л.А. Механическое фортепиано или электронное пианино: все ли нам равно? URL: http://www.pianoexpert.ru/chto-takoe-elektro-piano/ (дата обращения 04.04.2022)

Мустафаева Е. Размышления о сущности вокального интонирования на фортепиано // Звуки надежды. URL: https://zvukinadezdy.ucoz.ru/publ/stati/publicistika/razmyshlenija_o_sushhnosti_vokalnogo_intonirovanija_na_fortepiano_egjana_mustafaeva/23-1-0-182  (дата обращения 04.04.2022)

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988. С. 121–128.