Роль педагога в повышении конкурентоспособности школы.

Бушнева Ольга Николаевна

Роль педагога в конкурентоспособности школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Доклад на тему: «Роль педагога в повышении конкурентоспособности школы»

Выполнила:

 Бушнева Ольга Николаевна

 преподаватель фортепианного отделения

                                           

                                         Железногорск 2023

Ежегодно тысячи родителей задаются вопросом: кому доверить дополнительное образование своего ребенка? Перед началом учебного года можно наблюдать большой поток учеников в одни школы и систематические недоборы учеников в другие. С чем же это связано и как современной школе искусств выжить в конкурентной борьбе за свое существование?

Конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования, его соответствия потребностям общества и, конечно, от педагога. Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, психолого-педагогическая компетентность, коммуникативность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, занятия, давать интересные задания. Нельзя обойти вниманием и внешний вид, и стиль педагога, культуру труда и речи.

Компетентность – т. е. осведомленность, авторитетность, обладание  всесторонними знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) и др.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости профессионального роста;
  • планирование саморазвития (т. е. цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ и самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В нашей школе создана система стимулирования сотрудников (балльная система), и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентации собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Профессионально-педагогическая компетентность состоит из следующих элементов:

  • осведомленность в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращения педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося;
  • любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого развития ученика;
  • знание способностей каждого учащегося, индивидуальных особенностей, сильных сторон воли и характера, достоинств и недостатков;
  • осознание сильных и слабых сторон своей личности, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего труда, профессионально совершенствоваться.

При этом исполнительская деятельность педагога-музыканта должна основываться не только на вере в себя, но и понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Сила воздействия педагога на ученика – важный фактор в ходе учебного процесса. В обучении игре на любом музыкальном инструменте проявляются две личностные и художественные индивидуальности: педагог и ученик. И это очень важно, ведь на каком бы инструменте не играл ребенок, его отношение к музыкальному обучению в большинстве случаев зависит от преподавателя. И если педагог сумеет привить ребенку любовь к музыке, выработает в нем способность целеустремленно заниматься не только на уроке, но и дома, то и процент детей, закончивших ДШИ будет значительно выше. А значит, и оценка учреждения также будет высокой.

Имидж современного педагога

К личности педагога во все времена предъявлялись высокие требования. Ведь именно он создаёт культуру последующих поколений. И педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Известно, что учитель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы компетентным специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Имидж – это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Слово «image» переводится с английского языка как «образ». Это не только визуальный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий, поступков. Возможно, имидж для педагога важен даже больше, чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и, в свою очередь, способствует формированию имиджа учащихся. Это понятие связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, причём, второе даже более существенно. Очень важно, чтобы внешний и внутренний образ были в гармонии. Также имидж педагога – это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.

       Одним из секретов личного успеха является привлекательность в глазах окружающих. И это не только визуальная привлекательность. Это обаяние, уверенность в себе, жизнелюбие, чувство юмора, умение посмеяться над собой, грамотная речь, общительность, хорошее настроение. Для этого не обязательно быть внешне привлекательным человеком. Внешняя выразительность – желательный компонент имиджа, но не решающий. Необходимо, чтобы человек сам чувствовал себя уверенно и комфортно, и тогда его уверенность передаётся окружающим. Психологи отмечают, что люди судят о нас при встрече по первому внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых 5-40 секунд. Произвести первое впечатление можно только один раз. Хочется вспомнить слова А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Содержание профессиональной деятельности

Исполнительская деятельность в единстве с педагогической помогает педагогу-музыканту выполнять музыкально-воспитательную и музыкально-образовательную задачи. Исполнительская деятельность позволяет осуществлять разностороннюю внеклассную работу по музыкально-эстетическому воспитанию, способствует совершенствованию исполнительских качеств учителя и обогащению его музыкальной культуры.

Уже в младших классах педагог стремится своим исполнением создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, способствующую пониманию музыки; в средних и старших классах перед педагогом, помимо этой, встает еще и другая задача – формирование интеллектуальной сферы школьников при восприятии и осмыслении ими музыкальных произведений, пополнение их знаний.

Любое внеклассное мероприятие должно углублять и развивать интерес учащихся к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности. Преподаватели нашей школы проводят гостиные, филармонии, уроки-визиты и класс-концерты.

Содержание выступлений педагога зависит от характера и цели проводимого мероприятия. Так лекция-концерт (гостиные и филармонии) проводится в официальной обстановке, а классный концерт - в более тесной и доверительной обстановке. Лекция-концерт дает учащимся теоретические знания о различных направлениях в истории развития музыкального искусства, стилистических и жанровых особенностях национальных композиторских школ, о жизненном и творческом пути композитора и т.д. Лекции-концерты могут проводиться по тематике близкой детскому мироощущению и восприятию. Например, «Картины природы в музыке», «Литературная осень», «Мир музыки» и т. д. Готовясь к лекции-концерту, педагог должен продумать план своего выступления, написать сценарий. Следует подбирать интересные цитаты, примеры из литературных произведений. Тщательно подбирается музыкальный материал. Он должен включать контрастные по содержание, форме и выразительности произведения, но с учетом принципа тематического единства.

Классный концерт проводится как «разговор по душам», возможность познакомиться с родителями. Конечно, он готовится педагогом заранее, но беседа носит импровизационный характер. Небольшое количество детей в классе позволяет ребенку более свободно реализовать свои возможности. Классные концерты позволяют детям разных возрастов общаться на равных, что способствует более быстрому развитию детей.

Пути совершенствования подготовки преподавателя ДШИ

Совершенствование подготовки педагога-музыканта может и должно осуществляться в нескольких направлениях: улучшение качества его подготовки в стенах образовательного учреждения, повышение квалификации работающих преподавателей на заочных отделениях в институтах усовершенствования учителей, повышение мастерства педагога за счет его постоянного самообразования.

Большие возможности для формирования творчески поисковой деятельности преподавателя заключены в исследовательской работе. Педагог, окончивший вуз, должен уметь работать с психолого-педагогической научной и методической литературой, подбирать соответствующий материал и пользоваться им, провести опытное обучение, поставить эксперимент, систематизировать и обобщить данные наблюдений, написать реферат или доклад по исследуемой проблеме.

Исследовательская работа, имея в основе своей творчество, в то же время тесно связана с познавательной деятельностью. Существенную роль в деле повышения профессионального мастерства педагога играют специально организованные курсы повышения квалификации. Большую популярность набирают курсы повышения квалификации и мастер-классы дистанционного формата.

Заключение

Работа преподавателей в ДШИ им. Г. Струве имеет большое социальное значение – она формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры.

Зачастую новые учащиеся приходят в школу к конкретному преподавателю. А это значит, что благодаря нашим педагогам школу знают, ценят, хотят в ней учиться.

Литература:

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
  2. Арчажников Л.Г. Профессия – учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. 16, 53, 84 с.
  3. Варданян М.А. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья субъектов образовательного процесса//PR в образовании.-2006.-№3.-С.56-74.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1997.
  5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. М., Ростов н/Дону: МарТ, 2006. 114 с.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  8. Фролов В.А. Средства PR в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения / В.А. Фролов // PR в образовании. 2007, № 3, С.40–42.