Методическая разработка Практические советы"Если ребенок не хочет заниматься музыкой"

Бушнева Ольга Николаевна

Методическая разработка Практические советы"Если ребенок не хочет заниматься музыкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_hochet_zanimatsya_muzykoy.docx25.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

                                     Методическая разработка

Практические советы: «Если ребенок не хочет заниматься музыкой»

Подготовила

Преподаватель фортепиано

Бушнева О.Н.                                                                                                                        

Содержание

1. Музыкальный инструмент, педагог, школа. Как выбрать?

2. Требуется «перезагрузка»

3. Способы мотивации      


Ваш ребенок начал учиться в музыкальной школе. Прошел всего месяц, а интерес и предвкушение чего-то радостного, необычного сменились капризами при выполнении домашних заданий и нежеланием "ходить на музыку". Родители переживают: что они сделали не так? И можно ли как-то исправить ситуацию, вернуть удовольствие от занятий?

1. Музыкальный инструмент, педагог, школа. Как выбрать?

Возможно, ребенку не нравится "на музыке" по одной из следующих причин:

- Выбор инструмента не по ребенку, а по себе. Скажем, мама мечтает, чтобы дочь играла на фортепиано, а дочь хочет играть на скрипке.

Совет. Отдайте ребенка на тот инструмент, который ему нравится. Тем более что роялем все без исключения дети-инструменталисты овладевают в рамках обязательной в ДМШ дисциплины "общее фортепиано". Если уж так необходимо продвинуть ребенка в фортепианном отношении, всегда можно договориться о двух "специальностях". Но ситуацию с двойной нагрузкой лучше не форсировать, пока не убедитесь, что здоровье ребенка этой нагрузке не противится.

Домашние занятия

- Шантаж музыкой. Это же именно шантаж, когда домашнее музыкальное задание превращено родителем в условие: "Не позанимаешься — не пущу гулять", "Не выучишь пьесы «от сих до сих» — не будешь играть на компе".

Совет. Делайте то же самое, только наоборот. "Вот тебе комп, так что давай теперь пьесу поучим", "Давай погуляй часок, а потом столько же — с инструментом". Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута.

Школа и педагог

Высокие требования школы и плохой контакт с педагогом, особенно по специальности, — самые частые причины отказа от занятий. Если начались проблемы, родителям стоит еще раз подумать, для чего они отдали ребенка в ДМШ. Если для "общего развития" — это одно. А с видами на карьеру — совсем другое.  По большому счету, как раз ради "общего развития" ДМШ и были созданы. Это первая ступень музыкального образования человека. Закладка его культурного фундамента.

 Совет: Пообщайтесь с мамами, с кем-то из музыкально образованных знакомых, наконец, просто присмотритесь к тем педагогам, которые ходят по школе. Не сидите и не ждите, когда чужие дяди и тети определят ваше чадо к психологически не совместимому с ним человеку. Действуйте сами и скорее попадете в цель: ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.  Результат детского обучения музыке в первую очередь зависит от личности педагога. Постановка рук, развитие мелкой пальцевой моторики — скрупулезное и трудное занятие. И лишь самые дальновидные педагоги умеют делать это, не отвращая ребенка от музыки, а приучая к ней. Ищите именно такого учителя.

На что обратить внимание, при выборе школы?

 Совет: Лучше та, что ближе к дому. Ребенку удобнее будет ее посещать. Не тратить время на дорогу. Ведь в любой школе есть прекрасные педагоги.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься на инструменте, и на определённом этапе обучения пропал интерес к музыке, а бросать жалко?

Вчера ребенок спешил на музыку, радовался занятиям, ждал их, упорно просиживал часами возле любимого фортепиано, готовя домашнее задание. Сегодня - апатия, депрессия, уныние, равнодушие. Инструмент заброшен, звучат фразы: «Опять музыка… надоела музыка, ...» Глаза наполнены тоской, слезами - ребенок не хочет ходить на занятия. Катастрофа - потрачено стольких лет усилий, трудов, нервов!

Как научить ребенка музыке, не привив отвращения, ненавязчиво возродить интерес к обучению?

2. Требуется перезагрузка!

Основные причины нежелания заниматься:

а) переутомление

б) отсутствие желаемого результата,

 в) рутинность, скука,

г) конфликтные, некомфортные ситуации.

Прежде чем делать выводы, принимать решения, отвлекитесь, попробуйте оценить проблему со стороны. Будто это сын или дочь подруги, родственника. Обратите внимание - ребенок не хочет заниматься музыкой, вообще ничем?

Ребенок грустен, неэнергичен - возможно устал, «перегрузился». Быстрый ритм жизни утомляет. Перегрузки дают школьные предметы, дополнительные уроки - изучение языков, посещение различных секций, кружков, репетиторов.

Действенный способ разрешения ситуации - небольшой перерыв. Стоит приостановить обучение - устроить краткосрочные каникулы, отпуск. Дайте ребенку побыть одному. Пусть займется тем любимым делом: играет, рисует, лепит, гуляет, спит. Школьники быстро восстанавливаются - ребенок снова будет весел, подвижен, активен. Интерес вернется. Он «соскучится», уроки игры на фортепиано для детей (или любом другом музыкальном инструменте) начнут приносить радость. Отсутствует возможность взять тайм-аут - используйте выходные. Возможно, вместо тишины, покоя подойдет активный отдых. Предложите загородную поездку, каток, аквапарк, велосипедную прогулку.

Как заинтересовать ребенка музыкой, если «все надоело»

Хуже, если негатив вызывают занятия музыкой. Нужен тонкий, аккуратный подход. Необходима ненавязчивая, деликатная беседа. Цель - выяснить причину неприязни.

Ответы могут оказаться любыми, чаще всего - надоело играть скучные упражнения, сложно выполнить требования педагога. Занятия утомляют однообразностью.

Обучение музыке рутинный процесс, требующий многократного повторения материала.  Дети нетерпеливы - мечтают исполнять «Лунную сонату», а им предлагается скучная одинаковая последовательность нот, гаммы, арпеджио. Обычные объяснения, увещевания проходят мимо ушей. Попробуйте сыграть несколько раз упражнения, гаммы, поймете, насколько сложно утомительно монотонное повторение упражнений.

Совместные занятия с вами. Принимайте активное участие в домашних занятиях, посещайте уроки.

Научить ребенка музыке можно собственным примером - попросите его стать вашим педагогом, занимайтесь методично, ежедневно. Осваивайте сольфеджио, учитесь читать ноты, играть гаммы, упражнения, разбирать произведения. Видя настойчивость, упорство, прилежное обучение, ребенок оценит усилия, вдохновится примером. Это поможет преодолеть сложный период, воодушевиться, продолжить работу. Совместные занятия сблизят, улучшат отношения.

Ищем другие причины!

Иногда нежелание продолжать обучение основано на конфликте или непонимании ученика с преподавателем. В этом случае необходимо взаимодействие трех сторон: родителей, учителя, ученика. Обговорите ситуацию сначала с ребенком, потом втроем. Ищите решение, удовлетворяющее всех участников процесса.

Важна четкая, определенная позиция родителей, педагога – занятия обязательны, важен комфорт ученика, удовольствие от обучения. Объедините усилия, будьте упорны, настойчивы, внимательны. Прислушайтесь к мнению, состоянию ребенка. Увидите - периоды нежелания, апатии пройдут, уроки станут приносить радость.

Способов решения проблем обучения много, главное - искренне желание понять причину, помочь, поддержать. Окружите юного музыканта вниманием и заботой. Участвуйте в его музыкальной жизни.  

И еще раз о нежелании ребенка заниматься музыкой

3. Способы мотивации

Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребенка продолжать обучение музыке. Казалось бы, и способности есть, и энтузиазм неподдельный был, а потом все вдруг прекращается на третьем-четвертом году обучения, и ребенок на полном серьезе заявляет: «Все, с меня хватит, больше не хочу!». Как быть с этим?

Если ребенок хочет бросить занятия музыкой, у него на это могут быть самые неожиданные причины: влияние сверстников, взросление (другие интересы) или просто «все гуляют, а ты занимаешься…»

Что делать в этом случае?

1. Узнайте истинную причину:

Если речь зашла о том, что ребенок всерьез собирается бросить занятия, нужно для начала выяснить, какая причина в действительности стоит за этим решением. И если окажется, что ребенку больше нравится заниматься рисованием, или что он влюбился в гимнастику, то резоннее отдать его в художественную или спортивную школу. А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.

2. Устраивайте домашние прослушивания:

Чем больше и успешнее ребенок выступает (даже просто читает стихи) перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия». Он чувствует признание, которого ему не хватает в обычной жизни, и отсюда появляется иногда даже чисто спортивный интерес к занятиям. Чем больше увеличивается сложность занятий, тем больше ребенок входит во вкус.

3. Приучайте ребенка к сцене:

Одной из причин отказа ребенка от занятий, может быть, стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене. Если ваш ребенок занимается фортепиано, но боится выступать, то вы можете отдать его на дополнительные занятия по вокалу или актерскому мастерству.

Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит.

Можно постепенно учить его двигаться, потанцевать, похлопать в такт музыке и творчески взаимодействовать с другими детьми на репетициях, концертах и внеурочных мероприятиях.          

Это сложная задача. Она решается в течение длительного времени. Но если ребенок получает удовольствие от процесса такого обучения – у него все получится.

4. Сходите на урок и понаблюдайте за преподавателем:

Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься.

Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Преподаватель должен сначала похвалить, а потом – указать на недочеты: «Мне нравится, все супер, но вот здесь то-то, то-то и то-то нужно доработать». В большинстве случаев мотивацию заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.

5. Оцените мотивацию педагога:

Личность педагога, его любовь к своему делу – мотивация к творчеству.

Сидеть на одном месте по два-три часа в день у инструмента довольно трудно даже спокойному ребенку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией. Ощущение любимого дела всегда должно присутствовать, тогда о терпении как таковом речи идти не будет. Важно, чтобы педагогу самому нравилось то, чем он занимается.  Тогда очень легко превратить учебу в игру – дети начинают получать удовольствие от обучения. Конечно, важно делать перерывы.

6. Найдите ребенку «шефа» из старшей группы:

Дети гораздо охотнее воспринимают руководство старшего ребенка, чем руководство взрослого. Дело в том, что маленькие дети воспринимают себе подобных значительно лучше, чем преподавателей. В итоге выходит, что преподавание через более старшего учащегося бывает эффективнее, чем напрямую от педагога».

Некоторые преподаватели не видят смысла заставлять ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа. Возможно, это правильно. Ребенок должен попробовать разные виды деятельности   и выбрать то, что его заинтересует. Найти себя.

Библиографический список

  1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М., 2004.
  2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль,2004.
  3. Петрушин В.И.  Музыкальная психотерапия.- М., 1999
  4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М., 2003