Методический доклад Специфика обучения дошкольников игре на фортепиано

Ясинская Наталья Евгеньевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-spetsifika_obucheniya_doshkolnikov_igre_na_fortepia.docx27.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 4» города Курска

Специфика обучения дошкольников

игре на фортепиано

Методический доклад

Преподавателя Ясинской Наталии Евгеньевны

Курск 2022

Содержание:

1. Введение…………………………………………………… 3

2. Теоретические основы обучения дошкольников……… 5

3. Выводы…………………………………………………… 11

4. Используемая литература…………………………………12

#1042;ведение

Каждый человек уникален и талантлив по - своему, а ребенок талантлив во всём. Вовремя разглядеть способности, развить их, довести до совершенства его творческие возможности – основная цель педагога дополнительного образования. Обучение игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования детей в настоящее время доступно всем детям, независимо от их музыкальных способностей. Овладение музыкальным инструментом пробуждает устойчивый интерес к музыке, приобщает к музыкальной деятельности, расширяет потенциальные возможности детей.

Надо «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, удержать этот интерес и дать почувствовать себя полноценным исполнителем.

Музыкальное воспитание ребёнка должно быть направленно, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, на активизацию музыкально - слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Специфика музыкального обучения дошкольников определяется возрастными особенностями. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в занятия что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с лёгкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.

Обучающимся дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, что должно находить у педагога поощрение и одобрение. В отдельных случаях педагог может осторожно и тактично указать на ошибки. Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на занятии. Создание «ситуации успеха» способствует быстроте и лёгкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Немалую роль в пробуждении интереса играет и словесный текст песенок, который оставляет след в памяти ребёнка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать её на инструменте.

Дети дошкольного возраста обладают свойством быстро утомляться от монотонных объяснений и однообразных упражнений. Здесь очень важна динамика речи педагога, её выразительность. Обучающиеся (иногда даже самые способные) далеко не сразу усваивают язык музыкальных занятий. Общения с дошкольниками должны вестись в рамках их смысловых понятий. Любая сложная задача должна быть доведена до ребёнка, осмыслена им, закреплена яркими, образными примерами при активном участии ребёнка, поскольку дети лучше запоминают и усваивают то, в чём участвуют сами. Перед дошкольниками нельзя ставить одновременно несколько задач, т.к. в силу особенностей развития психики, они не умеют распределять своё внимание. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.

Этот возраст характеризуется активной любознательностью, началом осмысления связи между явлениями и событиями, возможностью делать простейшие обобщения. Дошкольник способен определить звуки высокие, низкие, громкие, тихие; узнать, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян); самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение; разобраться в средствах музыкальной выразительности; слышать динамические оттенки; понимать настроение музыкальных пьес.

Начиная занятия, необходимо установить, каким запасом знаний обладает обучающийся: умеет ли считать до 10 и знает ли написание цифр, названия пальцев; оперирует ли понятиями «лево» и «право».

2. Теоретические основы обучения дошкольников.

Цель первых занятий с дошкольниками – введение их в мир музыки.

Донотный период- это фундамент, на котором строится всё обучение игре на инструменте. Этот период самый ответственный в обучении игре на фортепиано и самый интересный. В этот период формируются понятия ритмической пульсации и звуковысотности, происходит постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включённости в процесс обучения. Весь материал, который осваивает обучающийся, должен быть доступным, ассоциированным привычными жизненными понятиями: часы-пульс, радуга, подъёмный кран, соединение 2х звуков legato.

При обучении игре на фортепиано ведущим является комплексное обучение, которое включает в себя одновременное развитие исполнительских навыков, чувство метро-ритма, ладового, звуковысотного, гармонического слуха, музыкальной памяти, умение читать ноты с листа, способность подбирать по слуху, импровизировать, эмоционально переживать и исполнять музыку. Оно повышает качество овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный подход к обучению. Правильно подобранный и выстроенный развивающий материал, соответствующий музыкальным данным и возможностям ребенка, способствует дальнейшему развитию его музыкальных способностей.

Обучающихся следует учить слушать музыку, вникать в неё, стремясь не только эмоционально, но и сознательно воспринимать музыкальный образ. Знакомя с песнями и доступными им фортепианными пьесами, прежде обращаю внимание на различие в характере исполняемой музыки, её содержания, настроения. Я использую приём исполнения одного и того же произведения в разных регистрах или в разных темпах. Например, «Воробей» (А. Руббах), исполняемая в высоком регистре, рисует образ шустрого, неунывающего воробья, а звучащая в низком регистре разрушает этот образ. Подобная игра закрепляет новые для детей понятия - «темп», «регистр», поскольку включает в работу образное мышление.

Различные средства музыкальной выразительности хорошо прослеживаются на песенном материале. Например, я использую на занятии 2 разнохарактерные песни об осени: М. Красев «Октябрьская песенка» и А. Лившиц «Журавли». Обе песни посвящены осени, но в первой она яркая, праздничная, парадная, а во второй - грустная, серая, дождливая.

С первых занятий я использую простые ударные инструменты для аккомпанемента (треугольник, барабан, бубен). Динамические оттенки воспринимаются детьми при сопоставлении контрастной силы звучания - тихо, громко. Осознание значения динамики происходит на основе их представлений о явлениях природы, действиях людей.

Знакомство с клавиатурой начинаю с первых же занятий, обращаю внимание ребенка на то, что клавиши есть чёрные и белые. Для лёгкого освоения октав используем картонный домик, располагающийся своими стенками на клавишах «до». Перемещая этот домик по клавиатуре, обучающийся называет имя октавы или по команде педагога перемещает его в нужную октаву.

Уже с первых занятий обучающиеся играют простые пьесы, которые разучиваются с рук. Можно первые пьесы с подтекстовкой играть на чёрных клавишах. Это оправдано психологически - на чёрных клавишах легче ориентироваться, а также исключается развитие «боязни чёрных клавиш».

Развитие чувства ритма у обучающих - одна из наиболее важных и сложных задач. Развитие ритмического слуха связано с осознанным умением различать соотношения звуков по длительности. То, что один звук может быть долгий, а другой короткий, дети усваивают по аналогии с различными жизненными наблюдениями. Например, долго или коротко гудит паровоз. Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Дин-дон». В песнях, поющихся на одной ступени, ребёнок легко различает звуки короткие и длинные.

Формирование музыкально - ритмических представлений на начальном этапе протекает на основе связи мышечных двигательных ощущений с темпом, метроритмом. Целесообразно за каждым элементом закрепление определённого вида движений.

Метрическая пульсация отражается хлопками в ладони разной динамики (форте на сильную долю, пиано на слабую), либо чередование ударов поочерёдно кулачком и ладонью по столу.

После усвоения обучающимся метрической пульсации, необходимо познакомить его с понятием «ритм», научить размещать длительности по тактам, видеть доли, уметь их группировать. Зная, что звуки бывают длинными и короткими, они знакомятся с графической записью длительностей и их именами. Для лучшего усвоения довольно сложного материала используется наглядный материал, карточки с графической записью длительностей.

Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3 го пальца, играем со словами, обязательно вместе песенки-считалки под аккомпанемент с педагогом и вот первый восторг: «Здорово! У меня получилось!».

Работа над движениями с самого начала должна быть связана с результатом звучания инструмента. До обучения игре на фортепиано руки ребенка были орудием труда и игровых действий. Теперь возникает принципиально новая ситуация: руки становятся его голосом, они учат петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко, распевно и сухо. Педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в руки обучающегося моторные ощущения своими руками, в буквальном смысле слова формирует податливые руки ребенка, призывает к подражанию, прибегает к сопоставлениям.

Дыхание должно быть специально организовано педагогом, ведь многие двигательные «неполадки» учеников («зажимы» «корявые» непластичные движения) бывают нередко вызваны задержкой дыхания, судорожным подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и выдоха.

Обучение нотной грамоте не должно быть форсированным. Музыкальная речь записывается при помощи нот, которые живут на линейках и между ними. Объясняется нотная запись исходя от клавиатуры одновременно в 2х ключах на 2х нотных станах. Я рассказываю им сказку о музыкальной стране: у нот есть 2 короля – Скрипичный ключ и Басовый ключ. В королевстве Скрипичного ключа живут звуки высокого и среднего регистра, а в королевстве Басового ключа звуки низкого регистра. Пограничником между этими королевствами является нота «до» первой октавы.

Знакомить обучающихся с понятиями тон, полутон, знаки альтерации гораздо быстрее при помощи активных действий со звуками – нотами и игры на рояле.

Важным элементом техники чтения нотного текста является восприятие нотной графики, основанной на относительном и обобщённом чтении. Относительное чтение осуществляется на основе закреплённого в зрительной памяти музыканта ощущения пространственных дистанций между нотными знаками. Обобщённое чтение предполагает твёрдое, доведённое до автоматизма знание горизонтальных и вертикальных звуковых комплексов или формул фортепианной музыки. Горизонтальные - гаммы, арпеджио, последовательности типа мелизмов. Вертикальные – интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты.

Целесообразно первые игровые движения строить на non legato, чтобы научить извлекать звуки незаторможенными движениями, добиваясь полного мягкого звука. Начинать упражнение нужно 3м пальцем, как самым устойчивым. Затем следуют аппликатурные упражнения в пределах позиции, которые исполняются вначале на столе или на крышке инструмента.

Введение штриха legato потребует объяснения того, что сущность приёма заключается в плавном переходе одного звука в другой при очень внимательном слушании. Обычно этот штрих хорошо усваивается детьми на нисходящих последовательностях 2х или 3х звуков. Иногда при освоении этого штриха дети слишком давят на клавиши. Такая излишняя опора препятствует свободе и плавности движений. Всё это потребует особого внимания со стороны педагога.

На начальном этапе обучения штрих staccato должен восприниматься ближе к non legato, постепенно, с опытом, накоплением репертуара, надо приближаться к более лёгкому и короткому звучанию, в зависимости от характера пьесы и её темпа. Обычно такая лёгкость достигается свободным, упругим движением кисти и гибкого запястья. Штрих этот требует полной свободы руки и энергичного звукоизвлечения.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы и аккорды.

Для развития творческих навыков вводятся элементы импровизации и подготовительные упражнения к ней. В начале этого подбор мелодий по слуху от заданной педагогом ноты, которые вырабатывают у обучающегося прямую связь «слышу» - играю, позволяют укрепить ориентировку на клавиатуре, легко воспроизводить интервалы, как бы материализовать услышанную мелодию.

Следующий этап – упражнения - игры по типу «продли мелодию». Очень важно сразу требовать от обучающегося множественности вариантов продления, т.к. это начало импровизационного подхода к мелодии, воспитание навыка вариационного изложения. В этот процесс следует вводить дополнительные задания: «продли мелодию в том же характере», «продолжи более грустно или более задорно». Обращая внимание ребёнка на средства, которыми можно получить нужный результат (смена лада, темпа, регистра) мы закладываем основы импровизационного начала.

Итогом работы являются публичные выступления. Навыки, приобретённые в течение года занятий, обязательно надо использовать в показательных выступлениях. На этих выступлениях выявляются данные обучающегося и степень их развития, что требует дополнительного внимания, как сказывается на исполнении обучающегося сценическое волнение, в какое «русло» надо направить дальнейшее обучение ребенка.

Я считаю, что обучать музыке необходимо каждого ребенка, вне зависимости от его музыкальных данных. Возможно, что ребенок впоследствии не будет заниматься профессиональной деятельностью, но яркие музыкальные впечатления, полученные в детстве, будут способствовать эстетическому и духовному развитию его личности.

#1042;ыводы

В настоящем реферате были рассмотрены особенности обучения дошкольников игре на фортепиано и сделаны выводы:

  1. Обучение игре на фортепиано - это совместное творчество педагога дополнительного образования и обучающегося.
  2. Обучающегося следует включать в активную работу с первых шагов обучения, создавая поисковые ситуации и учитывая возрастные особенности дошкольников, использовать игровые технологии.
  3. Необходимо создать комфортную обстановку на занятиях. Педагог должен вести диалог в рамках смысловых понятий обучающегося в атмосфере доверия, что приводит к большей заинтересованности музыкальными занятиями.
  4. Создание «ситуации успеха» - это путь к созданию устойчивой мотивации, развитию творчества, самореализации обучающихся.

Используемая литература

#1043;. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», Москва «Музыка», 1988г.

#1045;.М.Тимакин «Воспитание пианиста», Москва «Советский композитор», 1989 г.

#1043;.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано», Москва «Просвещение», 1984г.

#1044;.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе», Москва «Эстетическое воспитание», 1973г.

#1043;.Жданова «Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников», Музыкальное воспитание в школе «Музыка», Москва, 1979 г.

#1040;.В Вартанян «Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям», Москва Центральный научно- методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1987 г.

#1060;. Горянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста», Ленинград ,1984г.

#1051;.А.Баренбойм «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства», Ленинград, 1981г.

#1040;.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Москва,

«Советский композитор», 1989г.

10. Тургенева «Пианист – фантазер», Москва, 1987г.