Методическая статья. Методические рекомендации по подготовке к концертному выступлению в классе гитары

Медведева Инна Борисовна

Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям ДШИ и ДМШ. Цель работы - формирование и совершенствование навыков подготовки к концертному выступлению в процессе обучения игре на гитаре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПОДГОТОВКЕ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В КЛАССЕ ГИТАРЫ»

Автор: Медведева Инна Борисовна,

преподаватель гитары СПб ГБУ ДО

«Санкт-Петербургская ДШИ им. Д.С. Бортнянского»

Санкт-Петербург

2024

Аннотация

Методические рекомендации адресованы учащимся гитаристам и преподавателям ДШИ и ДМШ. Цель работы - формирование и совершенствование навыков подготовки к концертному выступлению в процессе обучения игре на гитаре.

Ключевые слова

Концертное выступление, методические рекомендации, гитара.

Содержание

1.Вступление

     

   Деятельность учащегося класса гитары в процессе обучения игре на инструменте многообразна. Одним из логических этапов музыкального образования является публичное исполнение программы. Концертное выступление - одна из вершин учебной деятельности музыканта. Успех исполнительской деятельности ученика во многом зависит от комплексного подхода подготовки к выступлению.

   

2.Подготовительный период

   Значение публичных выступлений для развития юного гитариста известно. Частые выступления дают исполнительский опыт и профессиональный рост. Опыт существующих методик выводит правила успешного выступления: доскональное знание исполняемой музыки, физическое, психическое, духовное здоровье. Исполнение музыки – приобретенный навык. Чем больше репетируешь, тем меньше требуется усилие. Сознание управляет началом процесса. Далее управление большим количеством операций совершается подсознанием.

   Тренировка полезных привычек должна стать Правилом №1;

- проигрывание подряд больших отрывков, затем целиком без нот

- работа с нотным текстом без инструмента

- воспроизведение музыки голосом и представление её зрительно

- контроль над мышечной свободой способствует психологической свободе

- игра с закрытыми глазами, в темноте, для внутренней свободы

- контроль и снятие напряжений мышц тела, лица, влияющих на скованность звука

- периодическая сверка с нотным текстом выученной пьесы

- запись программы на диктофон или на видео, сверка исполнения с нотным текстом, анализ своего исполнения со стороны

- играя, видеть конечную цель-интерпретацию произведения

- выработка умения начать играть с любой части произведения

- самообладание нужно искать в себе

- играя, держать в уме музыкальную форму произведения, опорные точки, от которых можно продолжить произведение при необходимости, чтобы не потерять концентрацию, не сбиться

- выработка привычки, после ошибки «перескакивать» на такт вперед

- не забывать о том, что динамический план произведения, логичность аппликатуры рук и техника взаимосвязаны

- на сцене реакцией на ошибку должна стать невозмутимость

- рассматривать выступление, как полезный опыт

- рассматривать выступление, как возможность открыть людям красоту музыки, как ты её понимаешь

- исполнять концертную программу не сбиваясь, в неподходящих условиях, для максимальной концентрации внимания

- как можно чаще играть слушателям концертную программу

- назначать себе срок, к которому должна быть выучена пьеса

- слушать произведения программы в интерпретации лучших исполнителей

- слушать переложения произведений в оригинале

- каждый раз ставить цель перед самостоятельной работой и добиваться её.

3.Концертное выступление

   На пути к успеху стоит хорошая подготовка концертной программы, организация, самоконтроль, режим.

   Обстоятельства, так или иначе влияющие на концертного исполнителя;

- точная настройка гитары

- точная высота подставки

- высота и устойчивость стула

- качественные новые разыгранные струны

- доскональное знание нотного текста

- удобный костюм(платье) и удобная обувь

- освещение и свежий воздух в аудитории

- акустика зала

- внимание и обратная связь слушателей

- тишина в зале

- одно проигрывание целиком программы в день выступления

- предконцертный режим, прогулки, гимнастика

- витамины и кальций для здоровья ногтей

- хорошая осанка

- здоровый и отдохнувший организм

- глубокое дыхание перед началом трудного фрагмента

- медленный темп первой пьесы освобождает от зажима

- внутреннее пение в соответствии с фразировкой

- умение слушать себя

- умение отбросить мысли о себе и погрузиться в музыку

- любить музыку сердцем, а исполнять головой

- медленное проигрывание перед концертом

- адреналин для творческого подъёма

   У волнения всегда есть объяснение. Например, нерешительность приводит к «музыкальному заиканию». Поэтому так необходимы ежедневные тренировки, независимо от здоровья, настроения, времени и места. Внутренняя дисциплина, поиск времени, - для решения разных музыкальных задач. Внутренняя мотивация рождает самодисциплину, - та же приводит к воспитанию полезных привычек, к укреплению силы воли и к сильному характеру музыканта.

   Приподнятое состояние возбуждения перед выступлением полезно. Оно мобилизирует артиста, активизирует его выносливость, обостряет чувства, возможность превзойти себя в исполнительстве.

  Если же страх парализует творческие силы, - это приводит к неудаче исполнителя. Причины могут быть совершенно разными;

- холодные руки

- прогрессирующая опасная мысль, навязчивые разговоры о провале

- недобросовестные занятия

- положился на удачу

- отвлёкся от замысла композитора

- не всё сделал для чистой совести

- неуверенность от «сырой» программы

- чрезмерная работа перед выступлением

- сознательная работа над произведением закончена за неделю перед выступлением

- истощение нервной энергии перед выступлением

   Приведу несколько рекомендаций, способствующих успешному выступлению из собственного опыта;

- правильно подточенные ногти

- волнение может быть только в образе

- следует быть самым строгим себе судьёй только до выхода на сцену

- во время концертного выступления игнорировать случайности, прощая ошибки ради сохранения формы и содержания музыки

- выстроить свою защиту от разрушительной критики

- использовать конструктивную критику себе во благо

- поддерживать в себе самообладание настроем на успех

- вспоминать удачные выступления перед выходом

- вести обычный образ жизни, не позволять себе плохих мыслей

- заниматься глубоким дыханием, насыщая кровь кислородом и успокаивая нервную систему

- подавлять волнение делом, захватывающим внимание целиком

- двигаться, делать гимнастику рук и пальцев, несложные упражнения до начала

- не отвлекаться на пустую болтовню перед выходом, сосредотачиваясь на уверенной мысли об успешном выступлении

- помнить, улыбка и маска уверенности и спокойствия становится частью характера

- легко перекусить за пару часов в приятной компании

- с нетерпением ждать выступления, как своего признания в любви к исполняемой музыке

- выйдя на сцену с настроенной гитарой, удобно сесть и настроиться на исполнение, внутренне просчитав такт в нужном темпе и в характере

- между произведениями выдерживать нужную паузу для осмысления и переключения внимания, настройки на следующую пьесу

- перед началом игры внутренне проговорить придуманное ключевое слово, мгновенно мобилизующее на воплощение замысла композитора

- все движения на сцене за несколько секунд до и после исполнения произведения должны работать на художественный образ пьесы

- потрясти может только потрясенный, взволновать - только взволнованный, вызвать «живые» эмоции может только «живая» игра

- играя, надо быть влюблённым в произведение, будто услышал его и полюбил впервые, как ребёнок, со всей непосредственностью чувств, но под чётким контролем разума

- несуетливо рассказывая, раскрывай содержание произведения, терпеливо доведи его до наивысшей точки развития, до логического конца.

- следует переживать за раскрытие замысла композитора, целиком сосредотачиваясь на нём.

- если программа выступления большая, следует разделить работу над ней на несколько дней, работая над частью пьес в один день, над остальными- в другой

А самое главное, - прислушаться к себе. Подготовка каждого исполнителя к концертному выступлению индивидуальна.

4.Период после выступления

- почувствовать и запомнить свои эмоции от концертного выступления

- почувствовать отклик слушателей

- поблагодарить всех людей, кто был причастен к этому выступлению

- подумать о планах на будущее

- вспомнить и взять на вооружение всё, что оказалось полезным во время подготовки

- припомнить ошибки во время исполнения, проанализировать, найти пути к их преодолению

- продолжить работу над ошибками перед следующим выступлением

- на основе полученного опыта, сделать выводы и продолжить концертную практику.

5.Заключение

   Тренировка полезных привычек открывает возможности приспособить полученные знания и умения учащегося к концертному выступлению, а его накопленный концертный опыт способствует формированию и практическому закреплению индивидуальной манеры поведения в процессе реализации себя как концертного исполнителя.

    В современном мире существуют широкие возможности для возможности выступлений гитариста, для развития и повышения самооценки; конкурсы, концерты, академические зачёты и экзамены, концерты учащихся класса и школы, выступления в детских садах, школах, домах творчества, социальных центрах, в больницах, детских домах, на выставках, фестивалях, участие в мастер-классах, курсах повышения квалификации, открытых уроках, выкладывание выступлений в сети интернет на своих страницах в группах, в блоге и т.д.

   Успешная концертная жизнь исполнителя бесспорно повышает мотивацию к частым концертным выступлениям, способствует профессиональному росту, эффективности обучения, правильной самооценке гитариста.

6. Оглавление  

  1. Вступление
  2. Подготовительный период
  3. Концертное выступление
  4. Период после выступления
  5. Заключение
  6. Оглавление
  7. Список литературы и интернет-ресурсов

 

7.Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. «Музыка». –М.,1971
  2. Как научить играть на гитаре. Серия «Мастер-класс». Составление, вступительная статья - В. Кузнецов. – М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2006
  3. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы Девятой международной научно - практической конференции 24 марта 2018/Редактор-составитель В.Р. Ганеев. - Саратов, Саратовская государственная консерватория им.Л.В. Собинова, 2018
  4. Маккинон Л. Игра наизусть. Изд. «Музыка». – М., 1967
  5. Нейгауз Г. Об исполнительстве. Изд. «Музыка». - М., 1975
  6. О цветовой методике обучения игре на гитаре, о подготовке к концертам, о битве гитаристов https://www.youtube.com/watch?v=aT90Fb42AZ8
  7. Как побороть волнение перед выступлением на сцене https://www.youtube.com/watch?v=JkFWrwqe1aM