«Организация обучения домристов в ДШИ с позиций здоровьесбережения»

Соколова Елена Сергеевна

Проблема профессиональных заболеваний рук – сложный теоретический и практический вопрос, требующий всестороннего изучения и разрешения.

Время возникновения заболеваний зависит от разных причин: общее состояние здоровья, состояние нервной и мышечной системы. У одних руки могут заболеть через 2-3 года после начала занятий, а у других – уже в исполнительской работе.

Таким образом, главным в работе педагогов ДШИ должно являться здоровье музыкантов, в том числе и рук. Педагоги должны выпускать из стен школы не только профессионального музыканта, но и здорового человека. Поэтому необходимо вводить здоровьесберегающие технологии по оздоровлению организма детей в целом, и в частности их рук. Для того чтобы можно было эффективно справиться с проблемой, необходимо выяснить причины, по которым они появляются.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МАУДО «Детская школа искусств» городского округа Кашира»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Организация обучения домристов в ДШИ с позиций здоровьесбережения».

Выполнила преподаватель: Соколова Е. С.

г.о. Кашира

2024 г.


Руки музыканта – неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. Музыканты очень дорожат своими руками, так как без них невозможно быть исполнителем.

«Руки переиграны!» Такой диагноз звучит как приговор для только что вступающего в мир музыки перспективного ученика ДМШ или ДШИ. Тяжело наблюдать затем, как талантливые дети не могут играть. На творческой деятельности ставится крест. Диагноз – профессиональная непригодность. Для такого человека бывает невозможно бросить любимое занятие и переключиться на другую специальность. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональным заболеванием рук: С. Танеев, Р. Шуман, П. Чайковский, Д. Шостакович, С. Рахманинов, М. Юдина, С. Скрябин, Г. Нейгауз, и другие.

Проблема профессиональных заболеваний рук – сложный теоретический и практический вопрос, требующий всестороннего изучения и разрешения.

Лечение профессиональных заболеваний в медицинском учреждении способно дать лишь временное облегчение, обычно до тех пор, пока музыкант вновь не начнет заниматься. Ведь такое лечение не искореняет причин, вызывающих заболевание. При интенсивных занятиях болезнь снова возвращается, и может протекать с осложнениями. Повторный курс лечения в этом случае практически не дает результатов.

Большинство музыкантов не знает, в чем кроется основная причина заболеваний рук. Медицина и некоторые музыканты убеждены, что единственной причиной заболевания рук являются неверные навыки игры, искажение рабочих движений.

Но большинство педагогов, работающих в музыкальных учебных заведениях, считают основной причиной заболевания непригодность рук ученика для данного инструмента, отсутствие систематических занятий. Жалобы ученика на боли в руках игнорируются, ведь преподаватель считает, что ребенок не подготовился к занятию и просто хитрит.

Время возникновения заболеваний зависит от разных причин: общее состояние здоровья, состояние нервной и мышечной системы. У одних руки могут заболеть через 2-3 года после начала занятий, а у других – уже в исполнительской работе.

Таким образом, главным в работе педагогов ДШИ должно являться здоровье музыкантов, в том числе и рук. Педагоги должны выпускать из стен школы не только профессионального музыканта, но и здорового человека. Поэтому необходимо вводить здоровьесберегающие технологии по оздоровлению организма детей в целом, и в частности их рук. Для того чтобы можно было эффективно справиться с проблемой, необходимо выяснить причины, по которым они появляются.

Несмотря на то, что профессиональные заболевания рук музыкантов встречаются на разных этапах обучения, зародыш кроется в начальном периоде. Поэтому с самого начала необходимо тщательно следить за каждым ребенком. При малейшем дискомфорте предпринимать меры по их устранению.  

Естественно, время пребывания в общеобразовательной школе и в школе искусств различаются, но даже за 45 минут можно нанести  колоссальный вред здоровью ученика. Поэтому основной принцип здоровьесбережения должен стать таким: каждое действие, движение должно быть оправдано и рассмотрено с точки зрения вреда и пользы для здоровья. Необходимо точно знать, какие причины вызывают профессиональные заболевания, чтобы устранить их как можно раньше.

Музыкантам-педагогам необходимо хорошо ориентироваться в особенностях детской физиологии. Хорошо знать, как устроена костно-мышечная система и ее особенности на различных возрастных этапах. Эти знания помогут педагогам оказать помощь в развитии всех органов, необходимых для игры: моторика, зрение, слух, осязание.

Работая  с учеником необходимо учитывать, к какому типу относятся его руки. Существует три вида: 1 – очень гибкая, мягкая; 2 –  сухая, жесткая рука; 3 – средняя.

Для мягкой руки нужно пытаться выработать собранность  руки и мышц. Для сухой руки наоборот важно добиваться расслабления мышц и пластичных движений при игре.

Педагогу необходимо знать о недостатках, которые встречаются в строении руки, чтобы была возможность помочь ребенку преодолеть их, иначе эти недостатки будут мешать ему в процессе игровой деятельности. Очень часто встречается, главным образом у девочек, что слабо развиты мышцы большого пальца рук. Их следует укреплять различными физическими упражнениями. Вот некоторые из них:

Исходное положение – собранная рука.

а) поднимать и опускать большой палец от его основания;

б) совершать круговые движения большого пальца. Следить необходимо за тем, чтобы палец работал без натяжения. Мышцы между основаниями указательного – большого пальцев оставались мягкими. Кисть расслабленная, палец в суставе не должен сгибаться.

Также можно использовать упражнение, которое описывает в своей книге «Теория и практика движения» В. Мазель – складывание пальцев в нетрадиционный кулак: [21, С. 184]

а) развернуть кисть ладонью кверху и вытянуть все пальцы; расположить большой палец вдоль ладони по направлению к основанию мизинца;

б) повернуть кисть ладонью вниз и одновременно опустить все пальцы на большой палец.

Расположение большого пальца вдоль ладони, это нетрадиционный метод, который формирует устойчивые контакты большого пальца с остальными, еще более слабыми.

Практически  у всех учеников очень слабо развит третий палец руки. Это связано с особенностями строения кисти: происходит перекрещивание мелких косточек безымянного пальца и мизинца, а это в свою очередь негативно отражается на силе третьего и четвёртого пальцев, а также на развитии беглости левой руки. Необходимо также развивать эти пальцы, но очень осторожно, не утомляя их. Также подбирать репертуар с постепенной нагрузкой на слабые пальцы.

Педагог, который занимается с ребенком на протяжении длительного времени должен тщательно наблюдать за развитием его организма, подмечать малейшие сбои в работе. Если за этим не следить, у учеников могут возникнуть профессиональные заболевания.

Очень часто у учащихся можно наблюдать излишнюю напряженность мышц спины и шеи. Ведь неизвестно, сколько мышц задействовано, когда ребенок играет на инструменте. А ученик не умеет вовремя расслаблять и напрягать нужные ему мышцы, это определяет ритмичность движений. Это очень важный фактор в работе организма, а нарушение ритмических движений и приводит к напряжению спины, особенно шейного отдела.

 Для выработки чувства ритма помогут любые движения под музыку, танцы, прыжки через скакалку, игры с мячом и другие. Это не только поможет выработать чувство ритма, но также отдохнуть, сменить деятельность, если преподаватель заметил первые признаки усталости у учащегося.

Чтобы снять напряжение, необходимо научиться расслаблять мышцы спины, несущие основную нагрузку. Упражнения должны проходить по методике «расслабления через сосредоточение».

 Растяжки способны снять остаточное напряжение в мышцах, даже если их появление осталось незамеченным. Кристофер Освальд и Стенли Баско утверждают: «При статической растяжке по мере медленного и осторожного растягивания мышцы вы увеличиваете напряжение в ней. Через несколько миллисекунд спинной мозг рефлекторно подает мышце сигнал на сокращение, защищая ее от чрезмерного растягивания. Головному и спинному мозгу требуется 6-10 секунд, чтобы оценить безопасность растяжки, и тогда легкое напряжение в мышце, препятствующее дальнейшему растягиванию, внезапно исчезает. Именно в последующие 20-24 секунды растяжка оказывает свое благотворное воздействие. Вот почему длительность растяжек должна составлять, по меньшей мере, 30 секунд". [10, С. 63]

Для профилактики детям достаточно растягивать мышцы в течение 10-12 секунд. Также необходимо учитывать непоседливость детей, которая ставит непреодолимую преграду для выдерживания длительно фиксированных поз.

Комплекс упражнений на растяжение мышц достаточно выполнять после каждого урока, чтобы исключить у ребенка боли в спине, и развитие различных болезней в будущем.

Каждое из перечисленных упражнений достаточно выполнить по одному разу, чтобы эффективно устранить остаточное мышечное напряжение в большей части мышц, которые наиболее задействованы для поддержания вертикального положения тела.

Итак, если мы будем укреплять мышцы, значит, сможем сделать наш позвоночник здоровым, крепким, а он, в свою очередь, приведет к оздоровлению рук учащихся, так как организм является целостной взаимодействующей структурой. Таким образом, к здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести оздоровление и укрепление позвоночника.

Начинающему педагогу обычно сложно учитывать индивидуальные особенности рук детей, это связано с недостатком опыта. Бывает очень сложно добиться от ученика даже единой постановки. Г. Нейгауз говорил: «…наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче всего и скорее всего изменить». [26, С. 71]

Объясняя ребенку постановку, необходимо помнить, что означает этот термин. «Постановка» – это форма приспособления домриста к инструменту, которая включает посадку, положение домры и приспособляемость левой и правой рук. Процесс музыкального исполнения – это движение, а понятие «постановка» подразумевает что-то закостенелое, неподвижное, приобретенное исполнителем раз и навсегда. Постановка – это постоянно изменяющаяся система, которая может отвечать самым разнообразным исполнительским целям и задачам. Постановка может видоизменяться в зависимости от художественных задач исполняемого произведения, от его стилистики, а также в процессе роста ребенка, приспособления к конкретной домре и так далее. К сожалению, на практике довольно часто встречается негативная тенденция, которую можно определить как «чужая постановка». В этом случае, педагог может и неосознанно «навязывает» ребенку некую форму общей постановки, без учета каких – либо индивидуальных особенностей присущих каждому ученику. Такое «копирование» в общем масштабе (обычно у всех учеников такого педагога абсолютно одинаковая постановка) неизбежно приводит к ограничению двигательных возможностей учащегося и негативно скажется на его дальнейшем развитии и здоровье. Если у ученика получается воспроизвести звучание, которое от него требуют, пусть даже пока и не правильными общепринятыми приемами, не нужно ругать ученика, мешать ему, не навязывать ему свои правильные решения (можно лишь ненавязчиво его поправлять), значит он по-своему приспособился к инструменту, ему так удобно. «… нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или движения, пусть даже рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося, и во что бы то ни стало навязывать свое решение», – считала А. А. Шмидт-Шкловская. [31, С. 13]

Итак, первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Для учеников первые уроки очень трудны и важны потому, что происходит становление исполнительского аппарата, все, чем они занимаются, ново и непривычно. «Все действия ребенка в повседневной жизни – манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами – принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог ». [18, С. 9].В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующий большого терпения и внимания, так как у каждого ребенка своя приспособляемость к инструменту, свои физиологические  и психологические особенности, которые нужно учитывать.

В работе с учениками, педагог должен рассматривать каждый вид работы, каждое действие с точки зрения здоровьесбережения. Необходимо не просто ставить задачи для достижения цели, а смотреть, как все это может отразиться на здоровье детей.

С первых этапов обучения необходимо следить, чтобы в движениях ученика не появлялась скованность.

Часто случается, что в музыкальную школу приходят ребята  с уже зажатыми руками. Здесь, задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить свободу не только рук, но и всего игрового аппарата в целом. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь, ведь сам ученик не всегда в состоянии заметить напряжение. Если не обращать внимание на малейшие зажатости, то в дальнейшем это может привести к печальным последствиям.

При зажатых руках страдает звукоизвлечение, интонация. Пальцы не слушаются, что негативно сказывается на их беглости, они быстро утомляются. Обязательно необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.

Свобода игрового аппарата имеет большое значение для здоровья музыкантов и продвижения в творческой деятельности.  Если ученик зажат, то много времени у него уходит на преодоление этих преград, страхов, а не на оттачивание мастерства. Нужно от этого избавляться, пока не произошел срыв, в противном случае будет еще труднее это преодолеть.

До освоения навыков постановки необходимо дать ученику представление, что такое свободное состояние мышц. Показать ему на наглядном  примере, что любое действие может выполняться как свободными, так и напряженными мышцами. Необходимо дать ученику самому понять и ощутить это. Г. Нейгауз рекомендовал сравнивать: «всю руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплен в плечевом суставе, а другой в пальце…» [26, С. 72]. Палец необходимо поставить на опору. «Мост» должен быть гибким, но в тоже время и упругим, а опоры устойчивые и крепкие. Потом так называемый «мост» можно время от времени раскачивать в разные стороны, но необходимо следить за тем, чтобы палец, ни на секунду не покидал своей опоры. Такое упражнение поможет выработать свободное движение всей руки. Постепенно ученик самостоятельно научится контролировать состояние своих мышц и сможет освобождать их от напряжения.

Очень часто встречаются ученики, которые легко приспосабливаются к инструменту, осваивают постановку, при этом у них не наблюдается напряжения излишнего. Отсюда можно сделать вывод, что существуют не только внешние, но и внутренние причины, которые вызывают высокое напряжение в мышцах.

Действительно, можно испытывать не только физическую нагрузку, например, подъем тяжести. Напряжение мышц здесь – это будет ответная реакция на нагрузку. Также это напряжение может возникать при различных  психических состояниях, например волнение, стеснение, страх, что не смогу сыграть, как репетировал дома, забуду ноты, неуверенность в себе и так далее.

Здоровьесберегающей задачей для педагога является  нахождение или разработка методики для предотвращения выше перечисленных проблем.  Для этого необходимо создавать на уроках благоприятную, дружескую атмосферу, создавать ситуацию успеха. Необходимо объяснять ученику, почему он ошибся, как это исправить, ученик должен понимать, что он делает и для чего, тогда уйдут страх и волнение, и естественно излишняя зажатость и напряжение.

Необходимо помнить, что любой ученик может столкнуться с этими проблемами, поэтому педагог должен быть готов, чтобы придти на помощь.

Очень распространенной ошибкой у педагогов бывает, что они не обращают внимания на то, что ребенок, пришедший первый раз на урок, начинает смущаться, испытывает скованность. В этом нет ничего удивительного, ведь ученик попал в незнакомую обстановку. Это оказывает влияние на скованность всего организма, его мышцы напряжены, зажаты, еще до знакомства с инструментом.  Главная задача педагога на первых занятиях с учеником – расположить его к себе, чтобы он не стеснялся и ни в коем случае не боялся учителя, чтобы на уроках была доверительная обстановка общения. Ребенка нужно избавить от общего напряжения и только после этого приступать к занятиям, в противном случае, ощущение мышечного напряжения, которое ребенок испытал на первом уроке, может прочно связаться с навыком держания домры и в дальнейшем от этого навыка будет очень трудно избавиться. Первые уроки можно проводить без инструмента. Они должны быть заряжены только положительными эмоциями, с установками на успех. Ни в коем случае, первые уроки не должны вызвать у ребенка страх и волнение, только интерес, уверенность в своих силах.

Обычно ученики младших классов имеют хорошую координацию при беге, прыжках, и просто ходьбе. Ребята с удовольствием притопывают, прихлопывают, выполняют движения с мячом под музыку. Эти музыкально-ритмические игры позволяют воспитать у детей правильные двигательные навыки, а также умение управлять движениями тела, рук. Действия должны выполняться легко, свободно, без напряжения.  

 Очень часто, говоря о свободе игрового аппарата, мы путаем понятия активной свободы мышц с излишней расслабленностью. Мышцы не должны быть вялыми. Игра расслабленными мышцами приводит к быстрому ощущению усталости. Важно понимать, что термин «свобода» – это готовность к действию, а не «мертвый покой» («ноль напряжения»). [26, С. 72].

Контролировать состояние своих мышц ученик должен с первых занятий. Постепенно это перерастет в хорошую привычку, и не потребует к себе много внимания. Мышцы должны работать в состоянии активной мышечной свободы – легкость и подтянутость, в таком состоянии мышцы в любой момент смогут приступить к работе.

В отличие от педагогов, которые рекомендуют расслаблять мышцы (Г. Нейгауз, В. А. Гутерман), А. А. Шмидт-Шкловская советует начинать с восстановления рабочего тонуса, активизации всего мышечного аппарата (тонус – состояние готовности нервно-мышечного аппарата к действию).

Свобода движения во время игры характеризуется собранностью всего тела в целом. Необходимо найти приемы, которые тонизируют весь игровой аппарат, предварительно его настроят. При этом создается так называемый «тонический фон движения». [9, С. 49]. Он обеспечивает двигательную легкость, точность, быстроту реакции.

Таким образом, существует два понятия мышечной свободы –   активная и пассивная. Для тренировки этих тонусных состояний можно использовать упражнения, рекомендованные Т. И. Вольской.

Благодаря этим упражнениям ребенок значительно быстрее овладеет своим телом, запомнит важные для начала игровой деятельности ощущения – активного и пассивного тонуса.

Состояние полной готовности организма учащегося к восприятию всех указаний и замечаний педагога по посадке, постановке рук, овладению игровыми навыками, достигаются при активном тонусе. Ему сопутствует лёгкость во всём теле, красивая осанка, пружинистость мышц.

Таким образом,  понятие о свободе игрового аппарата необходимо закладывать в учениках в начальном периоде обучения. Это является важной составляющей для развития здорового музыканта.

                Известно, что домрист должен сидеть ровно, слегка наклоняясь вперед, голова должна быть приподнята. Ученик должен вслушиваться в звучание инструмента, а не впиваться взглядом в гриф домры.

С учениками младших классов можно выполнять ряд следующих упражнений:

  1. Необходимо сидеть на стуле «как старушка» – расслабленно. Плечи ссутулены, руки тяжело лежат на ногах чуть выше колен.
  2. Приводим спину из состояния пассивной свободы в обратное состояние, лёгкого тонуса. Для этого необходимо выпрямиться, слегка ощущая мышцы бёдер, голова приподнята. Руки также расслаблены.
  3. Удерживая лёгкий тонус в спине, немного разводим локти в стороны, приводя плечо и предплечье в активность. Кисти рук по-прежнему тяжело лежат.
  4. Приподнимаем запястья, слегка упираясь подушечками округлённых пальцев в ноги.

Большинство домристов сидят за инструментом, сильно склоняясь вперед и ссутулившись. Мышцы спины в этом случае перенапряжены, они лишаются отдыха, в результате происходит переутомление. Мышцы груди, наоборот, слишком расслаблены. Вследствие этого происходит искажение осанки, которое затем может перейти в сколиоз.

Основной причиной, которая побуждает домриста очень низко склоняться над инструментом, является неумение устойчиво удерживать его во время игры. При игре ребенок концентрирует внимание на работе пальцев, координации движений, это и заставляет его низко склоняться над грифом.

Для того чтобы устойчиво удерживать инструмент, необходимо умело использовать все положительные моменты в конструкции домры, а также индивидуально приспосабливаться к каждому инструменту без вреда для здоровья. Чтобы инструмент не скользил по гладкой одежде, необходимо пользоваться поролоновой губкой, а также регулировать высоту подъема инструмента с помощью ножной подставки.

При постановке, необходимо помнить, что правая и левая рука должны находиться в балансе. При нажатии на струну левая рука будет оттягивать гриф вниз, а работа правой руки с медиатором поможет сбалансировать неустойчивость. Но для устойчивого удержания домры во время игры этого будет мало. Поэтому необходимо использовать дополнительные опоры: на обечайке – предплечье, на щитке – ногтевая фаланга мизинца, точнее, его боковая часть. На грифе опорой будут большой и указательный пальцы левой руки, они с легкостью поддерживают гриф с двух сторон.

Таким образом, на домру воздействуют по три опорные точки с каждой стороны, которые помогут устойчиво удерживать домру, и делая игровой процесс более легким и приятным.

Домра – струнный народный инструмент, при игре на котором требуется прилагать большие мышечные усилия.

Во время игры на инструменте нельзя допускать вялости мышц спины. Область спины – одна из основных частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук. Поддержка этих мышц – одно из главных условий неутомимости аппарата. Мышцы спины должны находиться в состоянии легкого мышечного тонуса, с опорой туловища на позвонки таза. Сильно не стоит напрягать мышцы таза, достаточно ощущать лишь небольшую пружинистость в сидении. Шмидт-Шкловская считает, что хорошая опора на ноги та, «… при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее…». [31, С. 19].

С начинающими ребятами можно проделать такое упражнение: подложить свою ладонь под ягодицы ребенка, если опоры на ноги не происходит, это сразу же ощущается.  Нужно сказать ребенку: «Мне больно, ты очень сильно давишь на ладонь», ребенок тут же выпрямляется, переносит упор на ноги.

Сравнивая ощущения, появляющиеся при опоре верхней части корпуса на бедренные части ног при их различном положении, каждый должен найти для себя наиболее оптимальное.

Существует еще некоторые причины, способствующие возникновению излишнего напряжения в мышцах. Очень часто непрофессиональные педагоги заставляют ребенка с маленькой рукой играть пьесы, где требуется растяжка или смена позиций. Если ребенка не подготовить к этим трудностям, то, безусловно, возникнет перенапряжение мышц, ведь такое положение руки противоестественно.

Чтобы этого не возникло, и в дальнейшем не было проблем с исполнительским аппаратом, необходимо избегать пьес, которые требуют растяжения руки. Важным принципом здоровьесбережения здесь является подбор репертуара от простого к сложному. Все должно накапливаться постепенно, без резких скачков, любое новое действие, прием должен быть заранее подготовлен специально разработанными упражнениями.

Также нельзя требовать от ребенка очень громкого, полного звука при игре, так как сила появляется с годами, ее необходимо добиваться очень осторожно.

Очень часто в музыкальных школах можно встретить, особенно в начальных классах, что педагог дает ребенку пьесу, которую эмоционально исполнить ему очень трудно. Педагог не замечает этой проблемы, что в итоге приводит к эмоциональной зажатости ребенка. Чтобы ученик мог полностью раскрыться эмоционально, при выборе произведения не лишним будет учитывать его характер и темперамент. Для этого при поступлении в школу педагог должен собрать как можно более полную информацию об ученике, и сформировать свою точку зрения о нем. Для этого можно использовать различные анкеты, опросные листы, индивидуальные беседы с учеником и родителями.

Случается даже такое, ученик устал на уроке, но стесняется сказать это преподавателю. Ребенок продолжает играть уставшими руками, через некоторое время возникают боли в мышцах.

Педагогу необходимо знать о физиологическом развитии детей разных возрастов. Если ребенку 6-10 лет, то руки и пальцы устают очень быстро, так как хрящевой ткани еще много, хотя и происходит уже окостенение позвоночника. Дети в возрасте 11-14 лет подвергнуты повышенной утомляемости, так как физическое развитие идет неравномерно.

Также преподаватель должен замечать внешние признаки усталости ученика, такие как: частая смена позы, зевота, закрывание глаз, увеличение количества ошибок при игре, не восприятие вопроса, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.  При появлении первых признаков усталости необходимо сменить деятельность, или вообще побеседовать с учащимся на отвлеченную тему.

Дети не считают нужным регулярно заниматься дома, и на уроке после длительной игры возникают болевые ощущения в руках. Если мышцы не тренировать, то из-за сильной нагрузки происходят микроскопические тканевые разрывы. Боли появляются не сразу, и наблюдаются в течение нескольких дней, пока заживают микроразрывы. Пока ощущается боль, заниматься категорически запрещается, но не более чем на три дня, иначе все повториться, как только ученик сядет за инструмент. Необходимо выполнять упражнения на растягивание и расслабление, а потом очень осторожно начать играть, не перегружая мышцы. Если заниматься умеренно, то мышцы сохранят свою эластичность, не будут болеть. С усталостью рук также сталкиваются при многократных, повторяющихся движениях в быстром темпе.

Неприятные ощущения, неудобство, усталость – на это сразу необходимо обратить внимание.

Болевые ощущения не локализуются в одном месте, они способны переходить и на другие мышцы: от пальцев боль может добраться до плечевого пояса, потом перейти на другую руку.

Несмотря на болевые ощущения, некоторые музыканты вынуждены  все равно садиться за инструмент. В дальнейшем это может привести к изменениям в костных и мышечных тканях, а в более серьезных случаях – к расстройствам психики.

Эти причины могут привести к возникновению профессиональных заболеваний рук. Это может случиться не только у начинающих учеников, но и у профессиональных исполнителей.

Чтобы не столкнуться с профессиональными заболеваниями, во всем нужно знать меру, нельзя доводить руки до крайней степени напряжения.

Crescendo необходимо добиваться не только с помощью сжатия медиатора. Необходимо активизировать тонус и подключать более крупные мышцы, в том числе и мышцы спины. В этом случае не возникнет перенапряжения и зажатости рук. Также этими мышцами нужно пользоваться при игре forte и fortissimo,  при исполнении аккордов.

Кисть руки – эпицентр игровой зоны. Она способна обеспечить пальцам состояние необходимой свободы при выполнении ими любых игровых движений. По количеству совершаемых движений эти части руки наиболее энергоемкие и в то же время физически очень слабые, а значит и наиболее уязвимые. Поэтому кисти противопоказаны любые самостоятельные активные движения. «Действия кисти должны быть вторичными и соподчиненными по отношению к действиям крупных частей рук» [20, С. 23].

При игре piano обычно зажимаются мышцы плеча правой руки. Это происходит потому, что мышцы спины не помогают руке, они находятся в покое. Необходимо ощутить легкий тонус мышц, перевести игровой аппарат в активное состояние, это поможет руке спокойно справиться с задачей.

Предплечье у многих домристов выполняет основную нагрузку при игре как forte, так и piano. В обоих случаях предплечье активно. Оно должно уравновешивать работу левой руки и немного придерживать домру, опираясь на обечайку. Предплечье как бы является проводником от мышц плечевого пояса  к кончикам пальцев.

Очень часто встречаются у домристов зажатые локти, плечи. Это возникает при отсутствии свободы, гибкости суставов. Если играть тремоло такой жесткой рукой, не ощущая каждый сустав, это приведет к быстрому переутомлению. Суставы должны быть раскованы, пластичны.

Не стоит путать понятия – гибкость и вялость суставов, упругость и жесткость. Рука должна быть гибкой, но в тоже время упругой от основания плеча до кончиков пальцев.

Здесь необходимо упомянуть о методе С. М. Перельмана, в основе которого лежит импульсный метод работы и воспитание мышечно-суставных ощущений. Этот метод состоит в следующем: движение руки при извлечении звука состоит из трех этапов – приготовление, взятие звука, придерживание струны.  Рабочим будет только второй этап – взятие звука. На остальных этапах нужно находить моменты для микроотдыха мышц.

Этот метод очень важен на начальном этапе обучения, а также при разборе произведений в медленном темпе. Взятие музыкального звука по импульсному методу должно растягиваться до конца музыкальной фразы, потом возникает момент для отдыха мышц и следующая фраза.

 Можно также отдыхать и в процессе игры, когда идёт сквозное развитие. В любом произведении всегда есть кульминационные, смысловые ноты, вокруг которых группируется звуковое движение. Они и становятся  моментами отдыха. Необходимо сознательно выявить эти ноты и  сделать их опорными, то есть физически кратковременно упруго опираться на инструмент правой и левой руками одновременно именно на этих нотах.

Существует еще ряд причин, которые способствуют возникновению заболеваний, к ним относятся: игра холодными руками без предварительного разыгрывания или гимнастики, физическая нагрузка в школе и дома, отсутствие регулярных занятий. Также негативно влияют многочасовые занятия после длительного перерыва без предварительной подготовки, общая ослабленность организма.

Одной и основных причин, приводящих к профессиональным заболеваниям, по моему мнению, является неправильное распределение работы мышц. Рука является единым двигательным механизмом, единым целым. Если в этом механизме более крупные мышцы (мышцы плеча, спины) перестают активно работать, то более мелким и слабым мышцам необходимо брать всю сложную работу на себя. Например, если играть высоко поднимая пальцы, или возникает недостаток опоры на струну, в этом случае происходит перенапряжение мышц-разгибателей пальцев, кисти и их сухожилий. Это может привести к таким заболеваниям, как, миозит или тендовагинит.

Чаще остальных с такими заболеваниями сталкиваются ученики, у которых наблюдаются вялые движения рук; а также понижен  тонус мышц и как следствие  повышена их утомляемость.

Для того чтобы не столкнуться с профессиональными заболеваниями рук, необходимо правильно и равномерно распределять работу различных групп мышц: сильные мышцы должны помогать более слабым. Необходимо поддерживать весь игровой аппарат, включая осанку, мышечные группы ног, спины, плеча в хорошем мышечном тонусе. Если не поддерживать этот баланс, то мышцы начнут стягиваться, укорачиваться. Начнутся боли в руках, которые постепенно перейдут в шею, в плечи, а затем и в спину. Но бывает и наоборот, что на начальной стадии болей вроде бы и нет, а на лучезапястном суставе образуется узелок или ганглий – кистозное образование.

Итак, занимаясь с ребенком в течение длительного времени, необходимо пристально следить за развитием детского организма и вовремя подмечать какие-либо неполадки. Если этого не делать вовремя, то профессиональные заболевания неминуемо «подстерегут» учащегося.

Лечение профессиональных заболеваний является трудным и длительным процессом. Для многих заболевание является большим психологическим ударом, появляется боязнь снова сесть за инструмент, дабы вновь не испытать болевые ощущения. При профессиональных заболеваниях, несмотря на психологический барьер, занятия на домре необходимо начинать сразу же. Режим самостоятельных занятий должен быть строго определен, и ему необходимо неукоснительно следовать. В первые дни необходимо заниматься не более 2-3 раза в день минут по 10-15 каждой рукой по отдельности, а затем сыграть обеими вместе. Занятия должны проходить ежедневно.

Сроки возвращения рук в нормальное состояние при условии изменения неправильных двигательных навыков различны и зависят от многих причин, например от выполнения ежедневных занятий, от запущенности болезни.

В процессе возвращения музыканта к творческой жизни педагогу отводится роль наставника и психолога. Одной из его главных задач является умение найти подход к каждому учащемуся, расположить его к себе, установить контакт. В каждом конкретном случае ему приходится индивидуально подбирать необходимые упражнения, сколько их должно быть, в какой последовательности применять, так как у учеников могут быть разные формы заболевания и искажения двигательных навыков.

В начальных занятиях новые приемы можно показывать сначала на более здоровой руке. Когда боли постепенно начнут стихать, можно начинать понемногу включать в работу и больную руку.

Сроки излечения зависят от характера болезни, степени ее запущенности. Большое значение при этом имеет характер самого больного, его восприимчивость,  желание работать над собой, понимание серьезности такой работы. Люди, испытавшие боль, лучше понимают и больше ценят то, чему их учат.

Случается, что в дальнейшем боли могут возвращаться, но всегда при правильной работе и умении разобраться в своих ощущениях ученик сможет их ликвидировать.

Нерациональные приёмы игры, которые встречаются на практике, способны привести к профессиональным заболеваниям рук.

Все педагоги, дети которых уже столкнулись с профессиональными заболеваниями, или у которых до болезни ещё не дошло, должны знать специальные упражнения, которые помогут устранить неправильные рабочие навыки, и все что с ними связано. После выполнения этих упражнений появляется свобода в движениях, умение управлять своим исполнительским аппаратом.

Итак, к причинам, приводящим к заболеваниям необходимо отнести: неправильную манеру садиться, сидеть, физиологически необоснованные  движения рук. Результатом неправильных движений ребенка являются случаи искривления позвоночника, сколиоз. Болезнь значительно усугубляется при неправильных контактах ребенка с музыкальным инструментом. Непоследовательность в подборе репертуара также отрицательно влияет на аппарат начинающего музыканта. Задача педагога включить в здоровьесберегающие технологии методы по устранению этих отрицательных моментов, так как лечение профессиональных заболеваний очень трудный процесс, поэтому лучше предупредить появление заболевания, чем его потом лечить.

Таким образом, каждый урок и весь процесс обучения в ДШИ необходимо выстраивать, основываясь на принципах здоровьесбережения. Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов не занимает много времени на уроке, но зато, какую колоссальную помощь она окажет детям. С помощью нее, они никогда не узнают о том, что такое болезни рук, позвоночника. Они смогут только познавать прекрасный мир музыки, и с удовольствием заниматься на инструменте.

Счастливый ребенок – это здоровый ребенок. Музыка должна приносить только радость и положительные эмоции, а не боль и дискомфорт.  


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / Изд. 2-е, доп. – М.: Музыка, 1971. – 278 с.
  2. Бадалян Л. О. Нервопатология. – М.: Просвещение, 1987. – 317 с.
  3. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969. – 288 с.
  4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 350 с.
  5. Бирмак А. О. О художественной технике пианиста: Опыт психофизиологического анализа и методы работы. – М.: Музыка, 1973. – 144 с.
  6. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И. И. Брехмана. – СПб.: Наука, 1993. –  269 с.
  7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 150 с.
  8. Гофман И. Фортепианная игра. – М.: Музыка. 1961. – 144 с.
  9. Гутерман В. А. Возвращение к творческой жизни: Профессиональные        заболевания рук. – Екатеринбург: Гуманитарно-экологический лицей, 1994. – 89 с.
  10. Долженков А. Здоровье вашего позвоночника. – М.: Медицина, 2002. – 77 с.
  11. Долженков А. Победить боль в спине. – М.: Медицина, 2002. – 87 с.
  12. Книга о здоровье. / Под ред. Ю. П. Лисицына. – М.: Медицина, 1988. – 512 с.
  13. Коган Г. М. Вопросы пианизма. Избранные статьи. – М.: Советский композитор, 1968. – 461 с.
  14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
  15. Крюков В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 288 c.
  16. Куценко Г. И., Новикова Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Профиздат, 1987. – 253 с.
  17. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре: Начальные классы, часть первая. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.
  18. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре: Начальные классы, часть вторая. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.
  19. Мазель В. Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. – СПб.: Композитор, 2002. – 180 с.
  20. Мазель В. Х. Скрипач и его руки. Правая рука. – СПб.: Композитор, 2006. – 120 с.
  21. Мазель В. Х. Теория и практика движения. Советы музыканта и врача. – СПб.: Композитор, 2010. – 200 с.
  22. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 278 с.
  23. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
  24. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / Сост. М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомский. – М.: Музгиз, 1963. – 94 с.
  25. Мироманов В. И. К вершинам мастерства. – М.: Кифара, 2003. – 136 с.
  26. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Госмузиздат, 1958. – 271 с.
  27. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. Логоритмическая гимнастика. – СПб.:  Союз художников, 2003. – 40 с.
  28. Ситель А. Б. Соло для позвоночника. – М.: Метафора, 2006. –224 с.
  29. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: Учитель, 2009. – 172 с.
  30. Цой Р. Здоровье на кончиках пальцев. – Ташкент: Медицина, 1990. – 79 с.
  31. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков / Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1985. – 72 с.