открытый урок "Работа с текстом"

открытый урок со старшим спец.хором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx29.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа с текстом»

Разработчик:

преподаватель по классу хоровых дисциплин

МБУ ДО «ДШИ № 1»

Дукманова Н.П.

Элиста, 2023 г.                                            

ТЕМА УРОКА: Работа над текстом

ЦЕЛЬ УРОКА: научить детей правильному произношению поэтического текста в хоровых произведениях путём различных распевок и скороговорок, а также добиться ясного понимания текста.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:        

  • Разбор понятия – дикция и атака звука (мягкая, твёрдая);
  • Работа над чётким произношением и над правильной дикцией в хоровом произведении;
  • Выявление средств музыкальной выразительности, при которых текст станет понятней и заиграет яркими
  • красками;
  • Работа над чистотой интонации в условиях чёткого произношения слова.

Воспитательные: 

  • Любовь к пению стихотворного текста;
  • Творческое ориентирование и художественно- эстетический вкус у детей;
  • Работоспособность и выносливость.

Развивающие:        

  • Коммуникабельность;
  • Творческая память и воображение (фантазия);
  • Познавательный интерес учеников.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • словесный (обсуждение и анализ текста)
  • наглядный
  • практический (выполнение распевок на дикцию и чёткое произношение, работа с произведением)
  • иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  • побуждение к самоконтролю;
  • проговаривание текста песни «нараспев»;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:        

  • просторное светлое помещение;
  • фортепиано;
  • партитуры.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Подготовительный этап
  3. Основной этап
  4. Закрепление
  5. Итоговый этап
  1. Организационный.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Начнем урок с распевания:

1)настройка, разогрев голоса, ощущение резонаторов: на закрытый рот «ммм» (на одном звуке и на двух по  четвертям, восьмым и шестнадцатым)

 2)активизация артикуляционного аппарата: ди-би-ди-би-ди-би-ди-би-да

(по нижнему тетрахорду вверх и вниз)

3)для сопрано: ли-и-и-и-йа-а-а (на стаккато, вверх), для альтов: ми-мэ-ма-мо-му (вниз по тетрахорду)

)упражнение на дикцию и активизацию внимания: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до (затем от ноты «ре» и так далее до ноты «си»)

II. Подготовительный

- Сегодня мы проведем урок на тему: «Работа с текстом». Поэтому попробуйте мне ответить на вопрос: что такое «дикция»? (дети дают свои варианты ответов)

- Вы совершенно правы. И сейчас я вам дам более полное понятие этого значения. Под дикцией подразумевается чёткое, внятное и ясное произношение звуков нашего языка с правильной артикуляцией, с понятным произношением фразы или отдельного слова. Для того чтобы правильно артикулировать, для начала нужно широко и свободно открывать рот, чтобы звуки ни в коем случае не произносились сквозь зубы.

- Ребята, теперь ответьте мне на вопрос, что такое «атака звука» и какая она бывает? (дети отвечают своими словами: Это вдох перед звуком и его начало, атака бывает мягкая и твёрдая)

-Чем же отличается мягкая и твёрдая атака звука? (Мягкая - когда вдох спокойный и не слишком короткий, а последующий звук произносится мягко. При твёрдой атаке вдох короткий и упругий и последующий за ним звук такой же)

- Всё правильно, ребята. Мы всё разобрали, поэтому сейчас попробуем с вами произнести несколько скороговорок:

1)На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

2)Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа.

3)  Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу

III. Основной.

Дыхательная гимнастика

-А сейчас мы с вами встанем, немножко расслабимся и отдохнём с помощью дыхательных упражнений:

1)Вдыхаем носом, при этом расширяются рёбра, удерживаем дыхание на секунду и выдыхаем на слог «тссс» как можно дольше, при этом рёбра сужаются обратно.

2) Также вдыхаем носом, задерживаем дыхание на секунды и отрывисто выдыхаем на слог «Ф-ф-ф», при этом должна хорошо ощущаться опора. Как будто прыгает мячик.

Подготовка к работе над произведением.

Мы отдохнули и можем работать над произведением.

Открываем произведение Ребикова «Румяной зарёю покрылся восток»

- Ребята, прежде чем петь хоровое произведение, нужно обязательно выразительно прочитать поэтический текст. Вы согласны со мной? (да)

- Давайте прочитаем его вместе и разберёмся о чём же он (дети читают текст вместе с педагогом)

Румяной зарёю покрылся восток.

В селе, за рекою, потух огонёк.

Росой окропились цветы на полях.

Стада пробудились на мягких лугах.

Седые туманы плывут к облакам,

Гусей караваны несутся к лугам.

Проснулися люди, спешат на поля,

Явилося Солнце, ликует земля.

-Ребята, кто мне скажет, о чём же повествует нам данный текст? (кто-то из детей отвечает, что текст о природе, об утреннем пейзаже и т.д.)

- Молодцы! Все ответы абсолютно верные.

- А теперь, уже зная о чём стихотворение, прочтём его ещё раз в ритме, который написал композитор, скандируя каждое слово и проговаривая окончания:

«Рру-мя-но-ой за-а-рёё-ю». Так вы не только чётко будете произносить текст, но и появится правильное ощущение опоры, диафрагма станет работать, дыхание не будет сбиваться.

- Ребята, почувствовали ли вы точку опоры и активную работу дыхания, выполняя данное упражнение?

- Теперь с таким же ощущением опоры и чётким произношением, давайте попробуем спеть первую фразу: «Румяной зарёю покрылся восток», но сначала ответьте мне, к какому слову мы должны стремиться здесь, когда будем петь и как нужно пропеть конец фразы? (дети отвечают, что стремимся к слову «покрылся», а именно к слогу «кры» и что окончание фразы «сток» нужно спеть тише, но проговорив последнюю букву «к»)

-Правильно!

-Хорошо, теперь перейдём к серединке и разберём её. Как вы считаете, чем должна отличатся фраза «Седые туманы плывут к облакам» от первой фразы? Должны ли мы её спеть как-то иначе? (дети отвечают: спеть фразу нужно очень гладко и ровно, будто стелится туман, в отличие от первой фразы, которая звучит торжественней и подвижней).

- Ребята, а за счёт каких музыкальных средств композитор здесь хочет добиться ощущения статики? (за счёт одинакового ритмического рисунка (ровных четвертей).

-Правильно. Давайте споём среднюю часть.

-Хорошо! Мы с вами осмыслили поэтический текст, проговорили текст разными способами, разобрали фразы в музыкальном контексте. Я думаю, что мы готовы исполнить произведение целиком, готовы?

IV. Закрепление

-Только сначала ответьте мне, где у нас смысловая и звуковая кульминация произведения? И как её нужно спеть? (кульминация находится в заключении:«Проснулися люди, спешат на поля, явилося солнце, ликует земля». Спеть её нужно торжественно ликующе, на форте, чётко и ясно проговаривая слова)

-Отлично! Тогда давайте встанем и споём от начала до конца, не забывая о дикции и фразах. А главное, передавая характер произведения и настроение частей. (дети встают и исполняют произведение).

- Ребята, молодцы, вы очень старались! Скажите же мне, пожалуйста, что самое главное при пении хорового произведения с поэтическим текстом, да ещё и без фортепианного сопровождения? (сначала проанализировать текст, чётко произносить слова, следить за дикцией, осмыслить и найти кульминацию каждой музыкальной фразы)

V. Итоговый

-Дорогие ребята, вы сегодня отлично работали и выполняли разные упражнения и задания.          

 -Как ваше настроение после такой насыщенной работы?

-Я очень рада! Мне тоже понравилось наша с вами работа

На дом я вам задаю ещё подумать над деталями текста и нужно выучить его наизусть.

Наш урок подошёл к концу. До свидания, ребята!