открытый урок "Работа с текстом"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Работа с текстом»
Разработчик:
преподаватель по классу хоровых дисциплин
МБУ ДО «ДШИ № 1»
Дукманова Н.П.
Элиста, 2023 г.
ТЕМА УРОКА: Работа над текстом
ЦЕЛЬ УРОКА: научить детей правильному произношению поэтического текста в хоровых произведениях путём различных распевок и скороговорок, а также добиться ясного понимания текста.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Разбор понятия – дикция и атака звука (мягкая, твёрдая);
- Работа над чётким произношением и над правильной дикцией в хоровом произведении;
- Выявление средств музыкальной выразительности, при которых текст станет понятней и заиграет яркими
- красками;
- Работа над чистотой интонации в условиях чёткого произношения слова.
Воспитательные:
- Любовь к пению стихотворного текста;
- Творческое ориентирование и художественно- эстетический вкус у детей;
- Работоспособность и выносливость.
Развивающие:
- Коммуникабельность;
- Творческая память и воображение (фантазия);
- Познавательный интерес учеников.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесный (обсуждение и анализ текста)
- наглядный
- практический (выполнение распевок на дикцию и чёткое произношение, работа с произведением)
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- партитуры.
ПЛАН УРОКА
- Организационный этап
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Закрепление
- Итоговый этап
- Организационный.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!
Начнем урок с распевания:
1)настройка, разогрев голоса, ощущение резонаторов: на закрытый рот «ммм» (на одном звуке и на двух по четвертям, восьмым и шестнадцатым)
2)активизация артикуляционного аппарата: ди-би-ди-би-ди-би-ди-би-да
(по нижнему тетрахорду вверх и вниз)
3)для сопрано: ли-и-и-и-йа-а-а (на стаккато, вверх), для альтов: ми-мэ-ма-мо-му (вниз по тетрахорду)
)упражнение на дикцию и активизацию внимания: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до (затем от ноты «ре» и так далее до ноты «си»)
II. Подготовительный
- Сегодня мы проведем урок на тему: «Работа с текстом». Поэтому попробуйте мне ответить на вопрос: что такое «дикция»? (дети дают свои варианты ответов)
- Вы совершенно правы. И сейчас я вам дам более полное понятие этого значения. Под дикцией подразумевается чёткое, внятное и ясное произношение звуков нашего языка с правильной артикуляцией, с понятным произношением фразы или отдельного слова. Для того чтобы правильно артикулировать, для начала нужно широко и свободно открывать рот, чтобы звуки ни в коем случае не произносились сквозь зубы.
- Ребята, теперь ответьте мне на вопрос, что такое «атака звука» и какая она бывает? (дети отвечают своими словами: Это вдох перед звуком и его начало, атака бывает мягкая и твёрдая)
-Чем же отличается мягкая и твёрдая атака звука? (Мягкая - когда вдох спокойный и не слишком короткий, а последующий звук произносится мягко. При твёрдой атаке вдох короткий и упругий и последующий за ним звук такой же)
- Всё правильно, ребята. Мы всё разобрали, поэтому сейчас попробуем с вами произнести несколько скороговорок:
1)На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
2)Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа.
3) Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу
III. Основной.
Дыхательная гимнастика
-А сейчас мы с вами встанем, немножко расслабимся и отдохнём с помощью дыхательных упражнений:
1)Вдыхаем носом, при этом расширяются рёбра, удерживаем дыхание на секунду и выдыхаем на слог «тссс» как можно дольше, при этом рёбра сужаются обратно.
2) Также вдыхаем носом, задерживаем дыхание на секунды и отрывисто выдыхаем на слог «Ф-ф-ф», при этом должна хорошо ощущаться опора. Как будто прыгает мячик.
Подготовка к работе над произведением.
Мы отдохнули и можем работать над произведением.
Открываем произведение Ребикова «Румяной зарёю покрылся восток»
- Ребята, прежде чем петь хоровое произведение, нужно обязательно выразительно прочитать поэтический текст. Вы согласны со мной? (да)
- Давайте прочитаем его вместе и разберёмся о чём же он (дети читают текст вместе с педагогом)
Румяной зарёю покрылся восток.
В селе, за рекою, потух огонёк.
Росой окропились цветы на полях.
Стада пробудились на мягких лугах.
Седые туманы плывут к облакам,
Гусей караваны несутся к лугам.
Проснулися люди, спешат на поля,
Явилося Солнце, ликует земля.
-Ребята, кто мне скажет, о чём же повествует нам данный текст? (кто-то из детей отвечает, что текст о природе, об утреннем пейзаже и т.д.)
- Молодцы! Все ответы абсолютно верные.
- А теперь, уже зная о чём стихотворение, прочтём его ещё раз в ритме, который написал композитор, скандируя каждое слово и проговаривая окончания:
«Рру-мя-но-ой за-а-рёё-ю». Так вы не только чётко будете произносить текст, но и появится правильное ощущение опоры, диафрагма станет работать, дыхание не будет сбиваться.
- Ребята, почувствовали ли вы точку опоры и активную работу дыхания, выполняя данное упражнение?
- Теперь с таким же ощущением опоры и чётким произношением, давайте попробуем спеть первую фразу: «Румяной зарёю покрылся восток», но сначала ответьте мне, к какому слову мы должны стремиться здесь, когда будем петь и как нужно пропеть конец фразы? (дети отвечают, что стремимся к слову «покрылся», а именно к слогу «кры» и что окончание фразы «сток» нужно спеть тише, но проговорив последнюю букву «к»)
-Правильно!
-Хорошо, теперь перейдём к серединке и разберём её. Как вы считаете, чем должна отличатся фраза «Седые туманы плывут к облакам» от первой фразы? Должны ли мы её спеть как-то иначе? (дети отвечают: спеть фразу нужно очень гладко и ровно, будто стелится туман, в отличие от первой фразы, которая звучит торжественней и подвижней).
- Ребята, а за счёт каких музыкальных средств композитор здесь хочет добиться ощущения статики? (за счёт одинакового ритмического рисунка (ровных четвертей).
-Правильно. Давайте споём среднюю часть.
-Хорошо! Мы с вами осмыслили поэтический текст, проговорили текст разными способами, разобрали фразы в музыкальном контексте. Я думаю, что мы готовы исполнить произведение целиком, готовы?
IV. Закрепление
-Только сначала ответьте мне, где у нас смысловая и звуковая кульминация произведения? И как её нужно спеть? (кульминация находится в заключении:«Проснулися люди, спешат на поля, явилося солнце, ликует земля». Спеть её нужно торжественно ликующе, на форте, чётко и ясно проговаривая слова)
-Отлично! Тогда давайте встанем и споём от начала до конца, не забывая о дикции и фразах. А главное, передавая характер произведения и настроение частей. (дети встают и исполняют произведение).
- Ребята, молодцы, вы очень старались! Скажите же мне, пожалуйста, что самое главное при пении хорового произведения с поэтическим текстом, да ещё и без фортепианного сопровождения? (сначала проанализировать текст, чётко произносить слова, следить за дикцией, осмыслить и найти кульминацию каждой музыкальной фразы)
V. Итоговый
-Дорогие ребята, вы сегодня отлично работали и выполняли разные упражнения и задания.
-Как ваше настроение после такой насыщенной работы?
-Я очень рада! Мне тоже понравилось наша с вами работа
На дом я вам задаю ещё подумать над деталями текста и нужно выучить его наизусть.
Наш урок подошёл к концу. До свидания, ребята!