Использование инновационных технологий в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств

Для удовлетворения потребностей современного поколения детей и их родителей, наша педагогическая деятельность нуждается во внедрении инновационных технологий, которые помогут более эффективно организовать учебный процесс. В современных условиях обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, которые активизируют творческие навыки, развивают познавательные, коммуникативные способности обучающихся, формируют умение работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.docx39.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Чунская музыкальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств»

 

Методическая разработка

 

 

 

 

Выполнил: преподаватель МБУДО «Чунская ДМШ»

Габдрахманов Т.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п. Чунский 2024 г.

Содержание

Введение

 

3

Виды педагогических технологий

 

4

Использование ИКТ в образовательном процессе

 

5

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование

7

 

Личный опыт применения информационных технологий на уроках

 

11

Заключение

 

15

Список литературы

17

 

Введение

 

Для удовлетворения потребностей современного поколения детей и их родителей, наша педагогическая деятельность нуждается во внедрении инновационных технологий, которые помогут более эффективно организовать учебный процесс. В современных условиях обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, которые активизируют творческие навыки, развивают познавательные, коммуникативные способности обучающихся, формируют умение работы с информацией.

Новые задачи профессиональной педагогической деятельности определяют актуальность выбранной темы и подразумевают     освоение новых форм и методов обучения, дифференцированного, развивающего обучения, компетентностного подхода. Использование цифровых образовательных ресурсов, умение работать с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием и электронной почтой, владение информационными технологиями в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений.  

Цели работы:

1. Активное использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования;

2. Мотивация учащихся к творчеству путём использования инновационных педагогических технологий в педагогической практике.

         Задачи:

1. Обучающие:

        интенсификация учебно-воспитательного процесса,

        повышение эффективности и качества обучения,

        обеспечение мотивов познавательной деятельности,

        углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

 2. Развивающие:

        развитие мышления,

        развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности,

        формирование информационной культуры.

  3. Воспитательные: 

        воспитывать активное отношение к применению и освоению новых методов обучения,

        способствовать глубокому пониманию и целостному восприятию изучаемого материала.

Комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств определяется педагогической наукой как инновационная.

          Общей целью всех педагогических технологий, использующихся комплексно, является достижение высоких результатов в обучении. Традиционные формы образовательных технологий в ДШИ, такие как: предметные олимпиады, творческие зачеты, концерты, позволяют использовать новые: проектная деятельность, защита творческих работ, научно-практические конференции, где есть возможность представить свои исследовательские работы и презентации и  присутствуют элементы инновационных педагогических технологий, таких как технология проблемно-развивающая, метод проекта, развитие критического мышления.

 

Виды педагогических технологий

 

В педагогической практике используются различные технологии. Рассмотрим некоторые из них.

Личностно-ориентированные технологии ставят во главу всей системы образования личность ребенка, обеспечение обучающемуся комфортных условий обучения и пребывания в учреждении, бесконфликтных и безопасных условий развития, реализации всех имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология позволяет ребенку наиболее полно реализовать себя, проявить собственную активность.

Все аспекты воздействия преподавателя на здоровье ребенка на различных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом включают в себя здоровьесберегающие технологии.  Условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует соблюдать режим обучения и отдыха, поддерживать чистоту, температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности. Для отдыха педагог может использовать различные приёмы: физкультминутки, прохлопывание ритмических рисунков, пальчиковые упражнения и т.д..

Проблемно-развивающая технология определяется тесным взаимодействием преподавателя и ученика (урок представляет собой проблемный диалог между педагогом и обучающимся). Учитель организует работу обучающихся так, чтобы они смогли самостоятельно анализировать материал, делать выводы, обобщения, сравнения. Данная технология формирует мышление учеников, умения и навыки речевого общения, создает положительные эмоции на уроке.

Технологии эффективных уроков включает в себя нетрадиционные формы. Такими интегрированными уроками могут быть: дискуссия, эвристическая беседа, урок - мозговой штурм, урок - игра, урок - выставка, урок - соревнование, урок - викторина, урок – концерт, урок - конкурс, урок - экскурсия. Вышеперечисленные формы занятий осуществляют межпредметные связи учебных предметов: сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, поэзией, живописью и др. На таких уроках много творчества, свободного выражения мнений, импровизации.

Познавательная и проектно - исследовательская деятельность представлена уроком-исследованием: уроком-наблюдением, уроком-экспериментом и др. Это задания, поиски информации на тему урока, например: сведения о композиторах и их произведениях, различных эпохах и стилях, исполнителях и дирижерах. Учащийся находит и обрабатывает информацию и приносит в класс результат работы: реферат, презентацию, либо доклад, который обсуждает с педагогом. Ребенок анализируя найденный материал, выбирая самое нужное, интересное, полезное, учится самостоятельной поисково-исследовательской работе, оформляет её и, конечно, запоминает.

Технология проектной деятельности тесно связана с исследовательской  и   вносит разнообразие в учебную работу, способствует стимулированию учащихся к творческому  поиску, самостоятельному исследованию, инициативности. Проектная деятельность часто используется, и является одной из популярных форм работы с обучающимися в ДШИ. Проблема, заложенная в проекте по искусству, для своего решения всегда требует привлечения интегрированного знания. Метода проектной деятельности ценен тем, что он развивает творческие способности учащихся, дает им возможность проявить свои лучшие качества, развивает умение общаться, слушать и понимать других, выражать себя и взаимодействовать внутри коллектива.

Информационно-коммуникационные технологии: это различного типа видео и аудио ряды  (фильмы, картинки, таблицы, создание презентаций в программе Рower Рoint). Важна наглядность при работе с информацией (единство стиля, целесообразность по содержанию и количеству подобранных рисунков, иллюстраций, управляющих кнопок, эффектов анимации в презентации). На отчетных концертах, внеклассных мероприятиях, творческих отчетах   класса ИКТ могут использоваться в виде презентаций: для внесения разнообразия в восприятие информации, в целях усиления восприятия музыкального образа, установления более тесного контакта с публикой и наглядной демонстрации успехов учеников и др. На уроках фортепиано, педагог применяет ИКТ при разучивании произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, познакомиться их творчеством, прослушать произведения, найти нотный материал, аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении.          

 

Использование ИКТ в образовательном процессе

 

В процессе обучения информационные технологии играют значительную роль. Обратимся к значению этого термина.

Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Взаимодействие, обратная связь называют интерактивностью. Человек является одной из сторон такого взаимодействия, в ходе которого он может преследовать различные цели, например  получение информации или общение с другими людьми,  может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Уровень интерактивности показывает нам как быстро и насколько активно человек взаимодействует с интернет ресурсами,  либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий  в образование.

В современной педагогике существует понятие информационной технологии обучения, которое характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Компьютерная техника и программные средства выступают средством реализации данного процесса.

Для передачи учебной информации в  информационных технологиях обучения выделяются два компонента:

1.     Технические средства: компьютерная техника и средства связи;

2.     Программные средства, которые могут быть различного назначения.

     Технические и программные средства обладают своими особенностями и значительным образом влияют на течение учебного процесса. Преподаватель должен знать функции, возможности и условия применения каждого из данных средств, для разработки уроков с применением информационных технологий. 

          Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

    Педагогическими программными средствами являются:

-  компьютерные учебники (уроки);

-  контролирующие (тестовые и пр.);

-  информационно-справочные (энциклопедии);

-  демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

-  учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все программные средства направлены на повышение эффективности учебного процесса в целом, его оптимизацию, внесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения.

Применение информационных технологий в педагогике заключается в следующих направлениях:

- развитие личности, то есть развитие мышления, умений экспериментально-исследовательской деятельности, эстетического воспитания, развитие информационной культуры.

- осуществление общей «компьютерной грамотности», подготовки специалистов в какой-либо сфере;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, мотивации познавательной деятельности, расширение связей между учебными предметами.

 

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование

Каждый педагог стремиться привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и интересным для учащихся. Прежде всего, это возможно при использовании в своей работе современных образовательных и информационных технологий. Для этого, какими бы профессиональными качествами не обладал преподаватель, ему необходимо постоянно развиваться и самообразовываться в области информационно-коммуникативных технологий, знать и применять данные технологии на своих уроках.

Информационная образованность является одним из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя. Работу педагогов, которые ответственно относятся к своей деятельности и стремятся к повышению результатов процесса обучения и воспитания, нельзя представить без применения компьютера и Интернет - ресурсов. Их использование способствует повышению эффективности обучения, делают этот процесс интересным и инновационным как для учащихся, так  и для педагога.      Используя современные технологии, можно разнообразить содержание занятий, воспитать умение учиться, стимулировать развитие  ученика в личностном плане. Применение информационных технологий дает возможность реализовать принцип развивающего обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся.

Во многих сферах человеческой деятельности используются информационно-коммуникативные технологии.  Постепенно они находят применение  и в сфере музыкального образования. Использование ИКТ позволяет  нам выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для преподавателя, так и для учеников. В общеобразовательной школе применение ИКТ на уроках и в профессиональной деятельности учителя давно уже стало общепринятой практикой. Использование же её при обучении игре на музыкальном инструменте еще не полностью реализовано и не всегда используются  заложенные в ней возможности.

Вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании может вызвать неоднозначные мнения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование может быть затруднено из-за проблем с материальным обеспечением, а также из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения. 

Следует отметить, что использование в учебный процесс информационных технологий требует оснащенности образовательного учреждения мультимедийным оборудованием, созданием определённой материальной базы. Со стороны же педагогического коллектива, как минимум – владение основами компьютерной грамотности, стремление к творческому подходу, поиску новых форм и методов обучения. Это представляет определённую сложность, так как средний возраст преподавателей в музыкальных школах достаточно солидный, а поэтому  и овладение новыми информационными технологиями является проблематичным.

Компетентностно-ориентированное обучение открывает широкие возможности в дополнительном образовании детей.  Ребенок, который учится игре на инструменте, приобретает знания и навыки, которые помогут ему повысить качество исполнения.  Если обучение в классе фортепиано будет интересным, мотивированным и целесообразным, оно проявятся наиболее ярко,

         Информационная грамотность опирается на умение работать с разными источниками информации, является основой всех компетенций и обеспечивает профессиональную успешность. Например, исполняя произведения фортепианного репертуара, учащиеся могут воспользоваться полученной информацией, как источником, рассказывающим нам о различных эпохах и событиях.

         Информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, не только обогащают традиционные формы обучения и делают процесс образования и воспитания более ярким и интересным, но  и раскрывают перед учащимися новые знания, умения и навыки, которые необходимы им в повседневной жизни. Заметим, что у учащихся очень велико стремление к освоению новых технологий. Это стимулирует повышение интереса к предмету изучения, активизирует психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся музыкальной школы.

Стимулом для овладения исполнительскими навыками на уроке по специальности служит умелое применение информационных технологий.  Урок в таком случае никогда не заключается только в   обучении игре на инструменте, применение ИКТ открывает новые возможности. Это знакомство с миром музыки: анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, о других видах искусства. ИКТ выступают как активная возможность вовлечения учащихся в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Уроки будут более эмоционально окрашенными, яркими, с привлечением иллюстраций, использованием аудио- и видеозаписей. Воздействуя через зрение и слух - самые важные органы передачи и приема информации, мы делаем продуктивнее процесс ее усвоения, повышаем интерес ученика к результатам обучения.

С появлением в нашей жизни компьютеров и предоставлением доступа в Интернет, педагоги, и в частности, преподаватели получили возможность применять в работе необходимую информацию:

        биографии композиторов;

        денные об исполняемых произведениях;

        аудио- и видеоматериалы, нотные источники;

        произведения изобразительного искусства, раскрывающие образ музыкального произведения;

        методическую литературу.

В настоящее время возможности для получения материала значительно расширились.  Доступ к лучшим образцам исполнительского искусства позволяет учащимся расти в профессиональном плане. На уроках и в качестве домашнего задания учащиеся могут прослушать изучаемое произведение в исполнении различных исполнителей, так и своих ровесников. Мы можем «присутствовать» на концертах именитых музыкантов, посмотреть различные театральные постановки, просмотрев их в видеозаписи. Безусловно, это позволяет разнообразить урок, так как видео, аудио - информация предполагает проведение интересного и многогранного по содержанию урока, переводит уровень общения педагога и ученика на новый, интерактивный уровень.

Занятия с начинающими учащимися с применением ИКТ можно перенести в новую плоскость освоения материала. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети с нежеланием знакомятся с новым и необычным для них миром длительностей, размеров, нотным станом. Возникла необходимость поиска новых форм изучения нотной грамоты. Всё более активно преподаватели используют для этого возможности компьютерных музыкальных игр, направленных на освоение нот, знакомство с азами музыкальной грамоты. Современные дети воспитаны на аудио- и видео-продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры и поэтому они активно применяют информационные технологии.

Одним из приоритетных направлений является введение в структуру современного урока ИКТ, в частности мультимедийных технологий. Это развивающие программы для детей, формирующие базовые навыки, которые служат основой в усвоении новой для детей музыкальной информации. Данные программы преподносят знания в игровой форме и учитывают возрастные особенностей детей. Применение в образовательном процессе презентаций делает занятия более интересными, является современным наглядным пособием, с помощью которого можно работать над художественным образом произведения, создать представление о личности композитора, об истории создания сочинения, а также разучивать с детьми двигательные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, а также упражнения для снятия мышечного напряжения.

Доступ к ресурсам сети Интернет дает огромные возможности поиска в «мировой паутине» необходимой информации. Это дает участникам процесса реализовать свои потребности в получении различных сведений: музыкальных новостей, использовать в работе электронную почту, принимать участие  в Интернет-семинарах и конференциях. Здесь можно выйти на сайты учебных заведений сферы культуры, театров и филармоний, музеев и музыкальных коллективов, найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях. Участие в дистанционных конкурсах по видеозаписям сейчас очень востребовано. Существует много интернет-магазинов, где можно заказать и приобрести нотную литературу. Таким образом, применение информационных технологий предоставляет новые возможности преподавателям и обучающимся в более яркой и творческой реализации образовательного процесса.

Интернет дает возможность педагогам представить свой опыт работы в различных электронных СМИ, которые размещают методические материалы по различным темам и вопросам. Многие педагоги объединяются с целью распространения и обобщения своего опыта работы в Интернет – сообщества, участвуют в конкурсах педагогического мастерства.  

Педагогика продолжает свое развитие. Одна из новых форм образования - дистанционное обучение. Она удобна для работы преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Они могут организовать учащихся для участия в олимпиадах и конкурсах, проводимых в режиме on-line и дистанционно, что способствует получению необходимых знаний, повышению заинтересованности в результате, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к предмету. Таким образом, возможности сети Интернет могут и должны применяться в обучении в ДШИ с целью:

     получения доступа к современным музыкальным материалам;

     воплощения личностно-ориентированного подхода в обучении;

     обеспечения информационной деятельности преподавателя и учеников;

     повышения интереса обучающихся к занятиям музыкой.

Обучаясь игре на инструменте, ученик получает большой объем знаний, и применение информационных технологий помогает повысить эффективность занятий, несет в себе заряд положительных эмоций, погружает современного ребенка в атмосферу музыки, расширяет его представления о мире искусства. При использовании информационных технологий значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень учебных компетенций.

Прочные позиции в обучении учащихся в последнее время заняла проектная деятельность. Эта деятельность дает возможность учащимся проявить свой творческий потенциал. Защищая проект или демонстрируя презентацию, они приобретают опыт выступлений на публику, который пригодится им в дальнейшей жизни. Успешно защитив проект, ученик повышает самооценку. Педагог сам может использовать презентации на уроке по специальности достаточно эффективно, обогащая восприятие музыкального образа произведения, подкрепляя слуховое восприятие зрительным видеорядом.     

Технологии мультимедиа имеют большие педагогические возможности в организации образовательной деятельности. Они   обеспечивают большую наглядность и интерес учащихся, позволяя создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент.

 

Личный опыт применения информационных технологий на уроке

 

Компьютерные технологии в современном образовании дают огромные возможности для развития. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас уже не достаточно просто схем, таблиц и картинок, даже близкой детям игры, пусть даже и научно-познавательной. Работая преподавателем в музыкальной школе, я постоянно применяю различные компьютерные программы и ИТ.

Компьютерную программу «Шедевры музыки» использую для получения информации о разных направлениях музыки (от эпохи Барокко до современной музыки). В программе представлены биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Используя данную программу, ученики могут подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Программа «Учимся понимать музыку» нацелена на приобщение учащихся к сокровищам мировой музыкальной культуры; учит их различать музыкальные жанры, стили и направления, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Программа содержит практический курс, который содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические статьи.

Для создания мной и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики нами используется программа - Microsoft Office Word.

Программа Microsoft Power Point дает возможность пользователю для создания презентаций. Создать презентацию в программе сможет даже самый неопытный пользователь.

В обучении можно применять программы с музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» - обучающая игра на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками, музыкой А.Вивальди.

Программой нотного редактора Finale учащиеся моего класса активно пользуются.  Данная программа очень интересна. Её можно продуктивно применять, как на уроках теории, вокала, так и на уроках специального инструмента. С помощью этой программы легко изучается нотная и метро - ритмическая запись. Ученик активнее учится анализировать музыкальные произведения, понимать   их строение и форму. Игровые программы - «Шедевры музыки», «Учимся понимать музыку», «Волшебная флейта», «Играем с музыкой» относятся к обучающим программам.  Начинающие музыканты продуктивно работают в музыкальных играх: “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”. Особенно им нравятся разделы: “История музыкальных инструментов” и “Электронное пианино”.

         Большими возможностями в получении информации, связанной с миром искусства дают энциклопедические пособия, справочники, которые можно использовать как на уроках, так и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи.

Очень продуктивно в работе мною используется энциклопедия на CD "Класическая музыка", содержащая учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеющая в своем каталоге 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. 

Учащиеся имеют возможность познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки.   Использование видео - материалов создаст более полное представление о композиторе и его творчестве.  Наглядность, зрелищность, новые элементы урока, сочетаясь с педагогическими технологиями, сделают урок необыкновенным, увлекательным и запоминающимся.

Очень часто в процессе обучения я использую просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Это значительно повышает интерес к изучаемым пьесам.  Мы вместе с ученицей слушаем те произведения, которые она играет, обсуждаем исполнение, сравниваем со своим исполнением и пониманием произведения. При использовании данного метода обучения развивается ителлектуально-творческое мышление. Ученица думает, анализирует, находит свое понимание исполняемого произведения.

Мною, был проведён урок по теме «Использование традиционных и современных технологий в работе над музыкальным образом в классе гитары». Ученица работала над пьесами В.Козлов «Испанский танец», В.Ерзунов «Свеча».  Наряду с традиционными методами обучения, для более точной характеристики произведений, проникновения в художественный образ, поиска средств выразительности, мы использовали возможности ИКТ: прослушали много произведений схожих по характеру исполняемых пьес.

Вместе с ученицей мы обсуждали музыкальные   образы произведений «Испанский танец», «Свеча», находили средства музыкальной выразительности и применяли их для того, чтобы средствами музыкального языка передать её внешность, походку, тембр голоса и даже действия.

Тесному сотрудничеству преподавателя и ученика способствовало использование современных педагогических технологий: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения.

Работая с учениками со средними музыкальными способностями, часто можно столкнуться с проблемой   плохой ритмической и интонационной памяти. Здесь возможно следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы и даю задание, чтобы ученик дома прослушал запись и старался воспроизвести исполнение преподавателя. Этот метод дает очень хорошие результаты.

На заключительном этапе работы над пьесами мы применяли такой способ: записываем их игру на видеокамеру, а потом вместе просматриваем. Ученица  видит и слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. Такая своеобразная форма самоконтроля. В результате такой работы  качество исполнения заметно улучшается.

Информационно-коммуникативные  технологии дают отличные возможности для развития творческих возможностей учащихся. В огромном потоке информации в Интернете важно находить самую необходимую и научиться преобразовывать   её в соответствии со своими потребностями и задачами.

Использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете также имеет свое место в образовательном процессе. Наши сегодняшние ученики  очень любят играть переложения популярной музыки. С использованием интернета, можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.

В конце каждого полугодия, традиционно  силами учащихся моего класса проводится концерт для родителей. В подготовке мероприятия участвуют все ученики. Мы проводим репетиции, оформляем афиши и пригласительные билеты, занимаемся поиском иллюстраций к исполняемым произведениям для презентации. Дети очень активно и ответственно относятся к данному виду деятельности. После проведения концерта, мы всегда анализируем все удачи и промахи, посматривая видеозапись. Таким образом, использование ИКТ значительно повышает заинтересованность учеников, стимулирует их творческую активность и познавательный интерес, формирует умение работать в команде.

Заключение

 

Таким образом, в данной работе показаны возможности применения и влияния ИКТ на реализацию компетентностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании. Как можно заметить, применение ИКТ открывает новые перспективы в музыкальном воспитании и требует серьезного педагогического осмысления. Современное музыкальное образование не должно отставать от веяний времени, следовательно, современный преподаватель должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. Ведь компетенции основываются на знаниях, практическом опыте и ценностных аспектах, приобретенных учеником в процессе обучения и воспитания. Они являются показателем уровня его развития, способности действовать и успешно решать поставленные задачи.

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально-исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений  видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует  сегодняшнему  дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого  развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа  не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

Развитие информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 

Информационные технологии призваны содействовать достижению образовательных целей. Вполне естественно, что даже самые совершенные технологии не смогут заменить собой «роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери), непосредственного общения ученика и учителя. Информационные технологии являются всего лишь инструментом, который поможет педагогам изменить методы своей работы, развивать индивидуальные способности учеников, укрепить межпредметные связи в обучении для создания целостной картины развития музыкального искусства, осуществить обновление процесса обучения. Задача же педагога состоит в том, чтобы помочь посредством искусства и музыки в условиях новых технологий подготовить ученика к жизни, воспитать яркую и успешную личность, а применение ИКТ может стать хорошим подспорьем и помощником педагогу в его деятельности.

Можно сделать вывод, что в современных условиях широкого распространения различных инноваций в системе дополнительного образования каждому педагогу ДШИ  необходимо использование их  в своей практике.  Применение инновационных технологий на уроке фортепиано   делает занятие более увлекательным, запоминающимся и наглядным. Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Инновационные технологии позволяют воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

 

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы

1.     Бекенова Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст]/Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева// Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/

2.     Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

3. Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

4.     Крылова Т.М., Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией. - режим доступа: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html

5.     Лифановский Б. Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика», 2006. – 213 с.

6.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.

7. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

8. Селевко Г.В. Компетентности и их квалификация/Г.В. Селевко/Народное образование, 2004, №4

9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

10. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.