Открытый урок "Средства исполнительской выразительности"

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Материалы открытого урока. Тема занятия: Средства исполнительской выразительности (для обучающихся ДШИ первого года обучения)

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Курумканская детская школа искусств»

Музыкальное искусство «Сольное пение»

Конспект урока

Тема занятия: Средства исполнительской выразительности

(для обучающихся первого года обучения)

Преподаватель: Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

с. Курумкан

2024 г.

Тема занятия: Средства исполнительской выразительности (для детей первого года обучения).

Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей учащегося, развитие и постановка голосового аппарата, формирование у учащегося навыков пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи 
Образовательные:

  • обеспечить формирование у учащегося знаний о средствах исполнительской выразительности; 
  • закреплять понятие о разнообразности музыкальных штрихов;
  • учить чисто интонировать.

Развивающие:

  • создавать условия для развития эмоциональной сферы;
  • развивать творческую фантазию, воображение;
  • развивать чувство ритма, музыкальных слух, певческий диапазон;

Воспитательные:

  • способствовать формированию патриотических чувств;
  • воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
  • расширять музыкальный кругозор.

Оборудование и материалы:

  • фортепиано;
  • компьютер;
  • колонки
  • зеркало;
  • иллюстрации, альбом.

Метод обучения:

по источнику знаний: наглядные – наглядно-иллюстративный, показ; словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. 

Использование педагогических технологий на занятии.

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, литература, методика музыкального воспитания, практика.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкального произведения;
  • любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
  • навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
  • способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

  • понимать смысл исполнительских и творческих заданий;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;
  • выполнять учебные действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства.

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • воспринимать и анализировать тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • расширять свои представления о музыке и музыкантах;
  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия).

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

  • выражать свое мнение о музыке, используя разные средства;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • продуктивно сотрудничать со взрослыми;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность.

Этапы  урока

Время

I.

Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой.

1 мин.

II.

Актуализация знаний учащегося.

1. Выход на тему  урока.

2. Повторение изученного.

3. Постановка целей и задач

5 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

III.

Деятельностная стадия.

1. Практическая часть. Учебно-тренировочные упражнения на развитие певческого дыхания, речевого аппарата. Вокальные упражнения.

2. Организация взаимодействия учителя с учащимся по овладению содержанием темы урока.

3. Изучение новой темы урока.

4. Практическая часть. Вокальные упражнения с различным звуковедением.

5. Работа над произведением

31 мин.

9 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин.

15 мин.

IV.

Рефлексия.

  1. Самооценивание

1 мин.

V

Итог  урока.

2 мин.

40 мин.

Технологическая  карта  урока:

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

УУД

I. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой.

- Здравствуй, Максар!

Поприветствуй, пожалуйста,  наших гостей,  они будут помогать нам запечатлеть урок, передай частичку своего хорошего настроения всем.

От твоей улыбки стало ярче, уютнее, светлее в классе.  

И мы начинаем урок сольного пения…

Во время приветствия –диалог преподавателя и ученика.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с преподавателем

 Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания

II. Актуализация знаний учащегося.

1.Выход на тему  урока.

Повторение изученного.

- Максар, скажи, пожалуйста, что является самым важным в пении?
Предполагаемый ответ учащегося: Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.
- Верно. Это все является очень важным при пении, но это не всё. При исполнении музыкального произведения мы также пользуемся средствами исполнительской выразительности.

Тема нашего занятия: «Средства исполнительской выразительности».

Ты уже знаком с некоторыми средствами  исполнительской выразительности. О каких средствах мы говорили на прошлом уроке?

Темп. Медленный темп, средний, быстрый темпы.

Да, правильно. Одним из средств выразительности является темп.

Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет ту скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

- Ответь мне, пожалуйста, медленные темпы какое состояние показывают?

Медленные темпы – отражение спокойствия,

торжественности, величественности

- А средние, умеренные темпы?

Средние – сдержанности,сосредоточенности,

размеренности;

- И быстрые?

Быстрые – пылкости, порывистости, живости, взволнованности.

Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

высказывание собственного мнения о явлениях музыкального искусства; волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2. Постановка целей и задач

- А как ты думаешь, Чем мы будем заниматься на уроке?

Петь, распеваться, выполнять упражнения.

- Да. Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения на дыхание, распеваться, поработаем над формированием певческого звука, а также над произведением.

- Максар, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Чтобы настроить свой голос, делать упражнения на развитие дыхания и распеваться, проговаривать скороговорки. 

-  Молодец, Максар!
- Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут.
- Верно. Вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

Регулятивные:

планирование деятельность с учётом поставленной цели; высказывание собственного мнения о явлениях музыкального искусства.

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности

III. Деятельностная стадия.

1. Практическая часть Учебно-тренировочные упражнения на развитие певческого дыхания, речевого аппарата. Вокальные упражнения.

- Сейчас мы настроим голосовой аппарат к работе. И начнем мы с дыхательной гимнастики.

1 упражнение "Ладошки" (3 подхода по 8 раз)

2 упражнение "Погончики" (3 подхода по 8 раз)

3 упражнение "Насос" (3 подхода по 8 раз)

- Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1.

«Выталкивание» диафрагмой согласных «Б», «П», «В», «Ф», «Д», «Т», «Ж», «Ш», «З», «С», «М», «Р», «Х», «Ц», «Ч» (каждая согласная произносится 3-5 раз).

- Молодец, у тебя хорошо получается. Приступим к следующему упражнению.

Упражнение 2.

Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)

- Следующее упражнение.

Упражнение 3.

Поворот нижней челюсти влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)

- А теперь, Максар, я предлагаю вспомнить скороговорки которые мы разучивали на предыдущих занятиях.

Ответ учащегося

- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «…», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
- Спасибо, Максар!

- Вокальные упражнения

Упражнение 1 (упражнение, направленное на разогрев голосового аппарата, на головное резонирование)               

  1. Пение с закрытым ртом, образуя во рту «купол» на два звука, медленно.
  2. Пение с закрытым ртом, образуя во рту "купол" в более быстром темпе на три звука.

Упражнение 2 (упражнение на развитие дикции и артикуляции)

  1. Упражнение выполняем на одной ноте:

Да-дэ-ди-до-ду

ма-мэ-ми-мо-му

бра-брэ-бри-бро-бру

Необходимо следить за четким произношением согласных звуков. И обрати особое внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным).

Упражнение 3 (развивает вокальную технику - подвижность голоса)

Распевание на слоги ми-и-и-и ми-и-и-и.

Демонстрация плаката «Дыхательная гимнастика». Выполняет упражнения

Проговаривает согласные вслед за преподавателем

Повторяет упражнения

Вспоминает скороговорки, выговаривает их.

Учащийся выполняет вокальные упражнения. При этом следит за четким произношением согласных звуков и за использованием дыхания

Познавательные:

Расширение представления о пении. учащийся научится различать произведение по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

строить свои рассуждения о характере пр-я.

Регулятивные:

Умение выполнять учебные действия. Учащийся научится понимать смысл исполнительских и творческих заданий.

Коммуникативные: 

продуктивное сотрудничество со взрослым.

2. Организация взаимодействия учителя с учащимся по овладению содержанием темы урока.

- Обрати внимание на альбом  «Средства исполнительской выразительности. Штрихи» (обсуждение альбома)

- Прочитай первое стихотворение и назови незнакомые слова.

Лодка плавает легато,              

Мишка ходит нон легато,
Зайчик прыгает стаккато,      

Верно говорю, ребята?

Лебедь плавает легато,          

Слон шагает нон легато,
Скачет воробей  стаккато,    

Как же ходите, ребята?  

Незнакомые слова: легато, нон легато, стаккато.

- Да, ты правильно назвал незнакомые слова. А ведь это штрихи.

Демонстрация альбома.  Диалог преподавателя  и ученика.

Читает стихотворения

Слушает преподавателя

Познавательные:

Расширение представления о пении.  Воспринимать и анализировать тексты. Учится выделять специальную информацию из данного материала.

Учится использовать специальную терминологию.

Регулятивные:

Развитие умения осмысливать полученную  информацию, умения слушать вопросы и отвечать на них. Умение сравнивать, видеть общее и различие. Умение выполнять учебные действия.

Коммуникативные: 

продуктивное сотрудничество со взрослым; использование речи для регуляции своего действия.

Исполнять  упражнения, музыкальные произведения. Продуктивно сотрудничать со взрослыми. Проявлять творческую инициативу, самостоятельность. Участвовать в диалоге. Применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного

культурного досуга.

3. Изучение новой темы урока

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) извлечения звука. Штрихи  определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. 

Существует много разных способов  звукоизвлечения. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, «уколоть», «подчеркнуть». И имеют разные названия .

  • Legato. Связно (обозначается лигой) 
  • Non legato. Не связно, раздельно
  • Staccato. Отрывисто (обозначается точкой под нотой или над нотой)

вокализ 1 легато нон легато стаккато.png

Показываю примеры исполнения штрихов на фортепиано, затем голосом.

Повторяет термины за преподавателем

4. Практическая часть Вокальные упражнения с различным звуковедением

Вокальные упражнения на Legato, Non legato, Staccato

1. Legato . Звук должен получиться непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой, дыхание нужно расходовать экономично, выводить воздух по чуть-чуть. Согласные произносятся коротко, пропеваются гласные звуки (часто легато используют в медленных песнях).

2. Staccato - отрывистый звук, подчеркивает слово акцентом. нужно выталкивать каждый звук вместе с коротким выдохом.

На стаккато пропойте слог да-да-да, ощущая при этом корни передних зубов. (Нижняя челюсть свободная, но не падает. Рот объемный, горло широкое, сохраняйте высокую позицию и форму зевка.)

3. Non legato. Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов. Между звуками пауз не должно быть. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.

легато стаккато.jpg

нон легато.jpg

Повторяет упражнения

5. Работа над произведением

- Максар, на прошлых занятиях ты разучивал песню «Аист на крыше». Музыку к песне написал Давид Тухманов, слова-Анатолий Поперечный. Домашнее задание было прочитать текст песни.
- Максар, тебе нравится песня? О чем она?
Предполагаемый ответ учащегося: Да! Красивая песня о том, чтобы не было войны.
- Песня написана в куплетной форме.(2 куплета). Размер – 4/4.
- Поём песню (1 куплет) по фразам с закрытым ртом на звук «М». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования.

После такой работы по небольшим частям над звуковедением, нужно поработать над произведением по куплетам.

Поёт песню (1 куплет) по фразам с закрытым ртом на звук «м». Затем поет песню со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования. Согласные звуки произносит быстро и четко.

Затем исполняет произведение под фонограмму

Познавательные:

Расширение представления о пении. учащийся научится различать произведение по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности

Регулятивные:

Умение выполнять учебные действия. Учащийся научится понимать смысл исполнительских и творческих заданий.

Коммуникативные: 

продуктивное сотрудничество со взрослым. Учащийся научится исполнять  упражнения, музыкальные произведения

IV.  Рефлексия.

  1. Самооценивание

(Я):

- Максар, вспомни свою работу на уроке. Оцени свои ответы (Я)

На уроке я работал …

Было интересно …

Было трудно …

Теперь я могу …

Моё настроение…

Заполняет оценочный лист.

Регулятивные: умение подводить итог своей деятельности.

V. Итог  урока.

Домашнее задание

Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию дыхания, речевого и голосового аппарата, узнали какие штрихи бывают в музыке, для чего они, работали над песней.

- Максар, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями сегодня на занятии?

- Максар, ты справилась хорошо! Мы обязательно продолжим работу над средствами исполнительской выразительности на последующих занятиях.

Дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песни, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. Это будет твоим домашним заданием. И нужно выучить текст песни наизусть.
На этом урок наш подошел к концу. Молодец, Максар! Спасибо! До свидания.

Учащийся анализирует свою работу на занятии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства исполнительской в ыразительности. Штрихи

Слайд 2

Лодка плавает l egato Мишка ходит n on legato Зайчик прыгает s taccato Верно говорю, ребята? Лебедь плавает Legato , Слон шагает non legato , Скачет воробей s taccato , Как же ходите, ребята? Средства исполнительской выразительности. Штрихи

Слайд 3

Средства исполнительской выразительности. Штрихи Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) извлечения звука. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.

Слайд 4

Средства исполнительской выразительности. Штрихи Legato - с вязно (обозначается лигой) Non legato - н е связно, раздельно Staccato - о трывисто (обозначается точкой под нотой или над нотой).

Слайд 5

Средства исполнительской выразительности. Штрихи Вокальные упражнения

Слайд 6

Средства исполнительской выразительности. Штрихи «Аист на крыше» Сл. Анатолий Поперечный. Муз. Давид Тухманов 1. Где это было, когда это было – В детстве, а может, во сне. Аист на крыше гнездо для любимой Свил по весне. Чудился мне он и в странствиях дальних Символом верной любви. Люди, прошу, не спугните случайно Аиста вы. Припев: Люди, прошу я, потише, потише! Войны пусть сгинут во мгле … Аист на крыше, аист на крыше – Мир на земле! Аист на крыше, аист на крыше – Мир на земле!

Слайд 7

Средства исполнительской выразительности. Штрихи «Аист на крыше» Сл. Анатолий Поперечный. Муз. Давид Тухманов 2. Аист на крыше гнездо с аистенком Ночью и днем бережет. Ну, а в том доме под крышей девчонка Счастья так ждет. Люди, в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже, Верьте друг другу и мне: Аист на крыше – счастье под крышей И на земле. Припев: Люди, прошу я, потише, потише! Войны пусть сгинут во мгле … Аист на крыше, аист на крыше – Мир на земле! Аист на крыше, аист на крыше – Мир на земле!

Слайд 8

Средства исполнительской выразительности. Штрихи На уроке я работал ____________________________ Было интересно _______________________________ Было трудно __________________________________ Теперь я знаю _________________________________ Моё настроение Лист оценивания

Слайд 9

Средства исполнительской выразительности. Штрихи Домашнее задание Дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песни, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. В ыучить текст песни «Аист на крыще » наизусть. Повторить названия штрихов по альбому.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по предмету "Сольное пение".

 Тема: "Средства исполнительской выразительности. Штрихи"

        Данный урок относится к традиционному типу. В  программе  по  учебному предмету "Сольное пение" 1  кл.  предусмотрены  темы  по  изучению средств исполнительской выразительности. По учебному плану на изучение раздела "Средства исполнительской выразительности" отводится 4 часа.

        Выбранный мною вид урока: комбинированный урок (урок повторения  и урок усвоения новых знаний).

Урок  рассчитан  на  обучающихся  1-го  класса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Сольное пение» (первый год обучения по предмету "Сольное пение").

Цель урока: всестороннее развитие творческих способностей учащегося, развитие и постановка голосового аппарата, формирование у учащегося навыков пения, эмоционального отклика на музыку.

        На уроке учащийся работал с наглядными материалами, что позволило усвоить информацию не только на слух, но и визуально. Для реализации поставленной цели я  решила следующие задачи:

Образовательные:

  • обеспечить формирование у учащегося знаний о средствах исполнительской выразительности; 
  • закреплять понятие о разнообразности музыкальных штрихов;
  • учить чисто интонировать.

Развивающие:

  • создавать условия для развития эмоциональной сферы;
  • развивать творческую фантазию, воображение;
  • развивать чувство ритма, музыкальных слух, певческий диапазон;

Воспитательные:

  • способствовать формированию патриотических чувств;
  • воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
  • расширять музыкальный кругозор.

        На уроке применены такие методы обучения, как: наглядно-иллюстративный, показ, комментарии, объяснения, беседа; практические задания; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

        Педагогические технологии, использованные на уроке: личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.

        Работу  на уроке   я построила  из  нескольких  этапов: 

  • Организационный момент (Приветствие. Эмоциональный настрой).
  • Актуализация знаний учащегося (Выход на тему  урока. Повторение изученного.Постановка целей и задач).
  • Деятельностная стадия (Практическая часть. Учебно-тренировочные упражнения на развитие певческого дыхания, речевого аппарата. Вокальные упражнения Организация взаимодействия учителя с учащимся по овладению содержанием темы урока. Изучение новой темы урока. Практическая часть по усвоению нового материала. Работа над произведением).
  • Рефлексия (Самооценивание).
  • Итог  урока.

        На уроке я использовала фортепиано,  компьютер, колонки, зеркало, иллюстрации, альбом.

           Содержание  урока  адекватно  педагогическим  требованиям, теме  и цели  урока.  Структура   урока  соответствует  типу  урока.  Урок  отличается  целостностью, эмоциональной  атмосферой  познания.

        Урок начала я с краткого повторения изученного материала, затем перешла к практической части: выполнению упражнений на дыхание, развитие дикции и вокальных упражнений для подготовки певческого аппарата к работе и для его развития. После выполнения  упражнений плавно перешли к изучению новой темы. Для изучения новой темы был использован альбом, где наглядно показаны термины, нотные обозначения, текст песни, лист оценивания и домашнее задание. Далее проводилась работа над произведением. Максар уже немного знаком с песней, однако еще много работы впереди. На уроке получилось исполнение песни под фонограмму: Максар уже правильно уловил ритм, темп произведения, однако работа над звукоизвлечением, интонацией еще продолжается. В конце урока было проведено самооценивание: учащийся оценил свою работу по выбранной мною схеме. На утверждение "На уроке я работал..." ответил "Хорошо", "Было интересно..." - "Да", "Было трудно..." - "Нет", "Теперь я знаю..." ответил "Штрихи" и настроение на уроке отметил улыбающимся светлым смайликом.

        Задания подбирались с учетом возрастных особенностей, использовалась частая смена видов деятельности: слушание (рассказ учителя), диалог с учителем, упражнения на развитие дыхания,  артикуляционного аппарата, вокальные упражнения, исполнение песни, а также индивидуальная форма урока позволяли учащемуся быть активным в течении всего урока.

        Считаю, что поставленные цели и задачи мною были достигнуты. В процессе всего урока я старалась стимулировать и формировать познавательный интерес учащегося: организовала обратную связь, формировала отношения сотрудничества учителя и учащегося.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на проведение и описание открытого занятия

преподавателя по вокалу МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Аюшеевой Светланы Цыбиктуровны

Присутствовали: директор МАУ ДО "Курумканская ДШИ" С.Ч. Раднаева, преподаватель по классу "Хоровое пение" Жамсаранжапова Н.Ц.

Дисциплина «Сольное пение». Первый год обучения

Класс: 1.  

Тема занятия: Средства исполнительской выразительности (для детей первого года обучения).

Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей учащегося, развитие и постановка голосового аппарата, формирование у учащегося навыков пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи 
Образовательные:

  • обеспечить формирование у учащегося знаний о средствах исполнительской выразительности; 
  • закреплять понятие о разнообразности музыкальных штрихов;
  • учить чисто интонировать.

Развивающие:

  • создавать условия для развития эмоциональной сферы;
  • развивать творческую фантазию, воображение;
  • развивать чувство ритма, музыкальных слух, певческий диапазон;

Воспитательные:

  • способствовать формированию патриотических чувств;
  • воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
  • расширять музыкальный кругозор.

Оборудование и материалы:

  • фортепиано;
  • компьютер;
  • колонки
  • зеркало;
  • иллюстрации, альбом.

Метод обучения:

по источнику знаний: наглядные – наглядно-иллюстративный, показ; словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. 

Использование педагогических технологий на занятии.

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, литература, методика музыкального воспитания, практика.

Этапы  урока

Время

I.

Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой.

1 мин.

II.

Актуализация знаний учащегося.

1. Выход на тему  урока.

2. Повторение изученного.

3. Постановка целей и задач

5 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

III.

Деятельностная стадия.

1. Практическая часть. Учебно-тренировочные упражнения на развитие певческого дыхания, речевого аппарата. Вокальные упражнения.

2. Организация взаимодействия учителя с учащимся по овладению содержанием темы урока.

3. Изучение новой темы урока.

4. Практическая часть. Вокальные упражнения с различным звуковедением.

5. Работа над произведением

31 мин.

9 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин.

15 мин.

IV.

Рефлексия.

  1. Самооценивание

1 мин.

V

Итог  урока.

2 мин.

40 мин.

Характеристика учебного занятия

Личные качества преподавателя:

Педагог в ходе ведения занятия продемонстрировала хорошее знание предмета, излагал материал последовательно, логично. Хорошо владеет словом, выразительно понятно показывает примеры упражнений. Во взаимоотношениях с учащимися тактична и придерживается демократических отношений. В ходе занятия Аюшеева С.Ц. показала высокий уровень педагогического и методического мастерства. В начале педагогом были поставлены и озвучены задачи, которые с успехом были выполнены им и воспитанником к концу занятия. На протяжении всего занятия, педагог смог создать нужные, благоприятные условия, чтобы дать возможность проявления индивидуальных способностей учащегося.

Особенности учебной деятельности учащихся

В ходе занятия педагог способствует  формированию положительной учебной мотивации, повышению познавательной активности учащегося, развитию познавательных процессов - речи, памяти, вокальных навыков, творческих способностей. Активно вовлекает обучающегося в образовательный процесс, используя различные формы работы. Задания подбирались с учетом возрастных особенностей, использовалась частая смена видов деятельности: слушание (рассказ учителя), диалог с учителем, упражнения на развитие дыхания,  артикуляционного аппарата, вокальные упражнения, исполнение песни, а также индивидуальная форма урока позволяли учащемуся быть активным в течении всего урока.

Содержание изучаемого материала:

Содержание  урока  адекватно  педагогическим  требованиям, теме  и цели  урока.  Структура   урока  соответствует  типу  урока.  Урок  отличается  целостностью. Урок начинается с краткого повторения изученного материала, затем идет переход к практической части: выполнению упражнений на дыхание, развитие дикции и вокальных упражнений для подготовки певческого аппарата к работе и для его развития. Следующий этап - изучение новой темы. Для изучения новой темы был использован альбом, где наглядно показаны термины, нотные обозначения, текст песни, лист оценивания и домашнее задание. Проводилась работа над произведением. В конце урока было проведено самооценивание, выставление оценки и озвучено домашнее задание. На протяжении всего времени применялись информационно-коммуникационные, а так же здровьесберегающие технологии, использовались иллюстрации, которые в свою очередь сильно повлияли на доступность и восприятие материала. В связи с этим учебная информация становится привлекательной для изучения. Занятие  построено с учетом возрастных особенностей ученика, учитывает уровень их предварительной подготовки.

 Эффективность преподавания

Время учебного занятия используется педагогом рационально,  что выражено в последовательной смене  различных видов деятельности. На уроке используются различные методы обучения, которые достаточно полно отражают содержание и цели занятия, отвечают возрастным особенностям и подготовленности учащихся. На уроке применены такие методы обучения, как: наглядно-иллюстративный, показ, комментарии, объяснения, беседа; практические задания; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. В течение всего занятия наблюдалась обратная связь с учащимися.

Цели и результаты проведенного учебного занятия

Цель урока: всестороннее развитие творческих способностей учащегося, развитие и постановка голосового аппарата, формирование у учащегося навыков пения, эмоционального отклика на музыку.

Воздействие занятия на развитие учащихся, их заинтересованность связана с обращением к межпредметным связям в использовании практического материала из области музыкальной литературы, сольфеджио и специальности, а также и других видов искусств. Воспитательный эффект связан с развитием патриотических чувств, основанный на осмыслении песни.

Общая эффективность учебного занятия высокая, что отмечено в момент обсуждения занятия

Раднаева С.Ч.: Урок нацелен на формирование у учащегося навыков пения, развитие творческих способностей учащегося и постановки голосового аппарата. Учащийся хорошо воспринимает учебный материал, т.к. преподаватель дает мотивацию на перспективу. продолжается работа над вокальными навыками. Содержание  урока  адекватно  педагогическим  требованиям, теме  и цели  урока.  Структура   урока  соответствует  типу  урока.  Урок  отличается  целостностью, эмоциональной  атмосферой  познания.

Жамсаранжапова Н.Ц.: Занятие было логически выстроено по принципу от простого к сложному: дыхательная гимнастика, работа над артикуляцией, вокальные упражнения, изучение нового материала и работа над произведением. Материал подобран по степени сложности, учитывались индивидуальные особенности, способности учащегося, репертуар соответствует возрасту. В конце урока формируется навык самооценивания. Атмосфера на уроке была доброжелательная, чувствовалось взаимопонимание как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Письменный квалификационный экзамен в форме проведения и описания открытого занятия соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории

Директор                                             Раднаева С.Ч.