Обзор современных учебных пособий,форм и приёмов в курсе преподавания музыкальной литературы.

Филимонова Людмила Юрьевна

Методическая литература в курсе ДМШ и ДШИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                Филимонова Л.Ю.,

                                               преподаватель МБУДО «ДШИ №1города Рассказово»

           Обзор современных учебных пособий, форм и приемов в курсе   музыкальной литературы

 Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик и принципиально новых подходов к процессу обучения. В настоящее время детские школы искусств переживают непростой этап развития. Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней все более возрастающие требования. Всё направлено на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую личность, рассматривает развитие системы дополнительного образования детей как одно из важнейших направлений образовательной политики. Одной из инноваций российского музыкального образования на данный момент является модернизация образования, путем внедрения в учебный процесс компьютерных технологий.

Для музыкальных школ это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования, которое выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкальных способностей и формирование художественной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в учебном плане детской музыкальной школы. Данный предмет способствует формированию у учащихся исторических, стилистических, индивидуально творческих представлений о музыке. Роль предмета в формировании эстетической культуры трудно переоценить: знания, умения воспринимать, анализировать, несомненно, пригодятся каждому ученику. Сегодня к выпускнику детской музыкальной школы предъявляются достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, быть коммуникабельным. Результатом освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыкальная литература» должны стать первичные знания о роли и значении музыкального искусства, знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений различных исторических периодов, стилей, жанров, особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки. Выпускник должен иметь сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству, уметь излагать свои мысли о творчестве композиторов, определять на слух фрагменты изученного музыкального произведения, выражать его понимание и свое к нему отношение. Современные жизненные реалии создают множество проблем, главными среди которых являются огромные информационные потоки, поглощаемые учащимися в образовательных и бытовых условиях, повышенная учебная нагрузка учащихся школ искусств, обычно посещающих, помимо основной школы, различные кружки, сокращение учебного времени для освоения учебного материала. Возникает противоречие между все возрастающим объемом необходимой информации и весьма ограниченными способностями человека к освоению этой информации. Традиционное образование, основанное, прежде всего на передаче знаний от преподавателя к учащемуся, все чаще перестает выполнять свою основную функцию. Когда в начале индустриальной эпохи формировалась система образования, такой методический подход к передаче фактов был вполне объясним, но сейчас факты сами по себе теряют осмысленность для учащихся, потому что исчезла их эксклюзивность из-за развитых технологий. Мир так быстро развивается, что любые, даже прогрессивные методики тут же становятся не слишком продуктивными и это противоречие является естественным явлением. В наш бурный век интернета и СМИ все труднее влиять на подрастающее поколение. Когда под рукой есть «Гугл» и «Википедия», эрудиция уже не имеет особенного значения. Есть ли смысл зубрить, если «всё» есть в сети? Сейчас преподаватель обязан отвечать учащемуся на вопрос: «Зачем мне это нужно?». Чтобы стимулировать внимание и активность учащихся, преподаватель должен постоянно варьировать методы работы, применяя, наряду с традиционными, новые приёмы в процессе подачи материала. Задача преподавателя быть не просто ретранслятором, но стать режиссером каждого урока, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и самосовершенствовании. Дополнительное образование сегодня по праву является важной частью образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. В настоящее время преподавателю уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической работе различных методик, а также форм и приемов обучения, необходима активизация методической деятельности для более эффективной организации образовательного процесса и передачи своего положительного опыта коллегам. Данные методические рекомендации помогут преподавателям разнообразить свои уроки, сделать их интереснее и эффективнее, а учащиеся смогут быстрее запомнить и усвоить предложенный на уроке материал. Использование инноваций в содружестве с традициями способствует активизации внутреннего потенциала учащихся, реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление. Преподаватели должны постараться привить учащимся интерес к учебному предмету, к расширению кругозора, принципиально изменить их взгляд на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать для них подлинной радостью и эстетической потребностью. Целью данных рекомендаций является помощь преподавателям дополнительного образования в создании эффективного урока, отвечающего современным требованиям, в результате внедрения в образовательный процесс наряду с традиционными формами нестандартных приемов работы. Необходимо помочь нашим детям стать социально успешными, а для этого необходимо вносить изменения в стиль преподавания. Именно в дополнительном образовании дети учатся мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающий мир, стремясь научиться творить. И все потому, что участие в нем, по сравнению с обычной школой, происходит по собственному желанию, как и выбор программ и преподавателей, в соответствии с интересом и склонностями.  

                             1.Традиционное и новое в обучении

 В настоящее время в области начального музыкального образования преобладают две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик, приемов и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным педагогическим установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как результативность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Важнейшей задачей внедрения современных методических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и, соответственно, создание различных по уровню сложности методических рекомендаций, образовательных программ, индивидуальных траекторий. Традиционная система музыкальной подготовки учащихся, которая базируется на утверждении о равенстве способностей учащихся и возможности применения единых приемов в образовании, нуждается в обновлении. Первой попыткой теоретического обобщения основных методических принципов преподавания музыкальной литературы была работа Е.А. Бокщаниной, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Курс музыкальной литературы был выстроен на основе историко-монографического подхода, которого по сей день придерживаются традиционные программы. Евгения Андреевна Бокщанина рассмотрела методику проведения различных типов занятий, выделяя в качестве основных форм «урок - лекцию» в училище, «урок - беседу» в школе. Ею была освещена методика слушания и разбора произведений (методы целостного показа, музыкального цитирования, прослеживания музыкально-драматического развития), отмечены методы активизации работы учащихся (вопросы после прослушивания музыки, выход на заинтересованную беседу) и выработка навыка записи основных мыслей в кратких формулировках. На следующем важном историческом этапе А.И. Лагутин, принимая подход Е.А. Бокщаниной, обобщил и систематизировал опыт преподавания музыкальной литературы именно на начальной ступени музыкального образования, осветил вопросы организации учебного процесса, основные методы обучения, положив в основу классификации последних источники знаний - слово, образ (слуховой и зрительный) и практическое действие. Автор считал, что основной путь к знаниям идет через устное изложение преподавателем учебного материала – объяснение, рассказ, беседа. Рассматривая методы обучения как систему действий преподавателя по организации познавательной деятельности учащихся, Александр Иванович указал на то, что в музыкальной педагогике используются не только специфические, но и общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисковый. И.А. Гивенталь поддерживала историко-хронологическое расположение материала, но не исключала и жанровый подход при его распределении. Среди основных методов главенствующим И.А. Гивенталь считала объяснительно-репродуктивный метод. Пассивное получение знаний учащимися не является эффективным приемом работы, тогда как частично-поисковый метод помогает вовлечь всех участников образовательного процесса для нахождения ответа на поставленные вопросы.

7 Во второй половине XX века появились прогрессивные педагогические концепции А. Артоболевской, М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения. В современных пособиях можно ознакомиться с опытом отечественных и зарубежных преподавателей, применяющих инновационные подходы при проведении урока музыкальной литературы: методика активизации процесса обучения (И. Филиппова), вопросы письменного анализа произведения на уроке музыкальной литературы (Н. Виденеева), методика пластического моделирования (Т. Рыбкина), представление о музыке через художественные впечатления (Л. Фрейверт). Таким образом, методика преподавания музыкальной литературы накопила значительные ресурсы и всегда была нацелена, главным образом, на внедрение методов развивающего обучения. Общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение нового материала, его воспроизведение учащимся, оценивание результатов этого воспроизведения. Традиционное обучение носит, как правило, репродуктивный характер. Работа преподавателя нацелена, прежде всего, на сообщение знаний, которые передаются учащимся в готовом виде. Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). Инновационный процесс - это целенаправленный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных методик, актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным параметрам. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Нестандартный, или инновационный, урок - это занятие, имеющее нетрадиционную, вариативную структуру и ориентированное прежде всего на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

 В современной педагогике уже существует большое количество различных форм инновационных уроков. Условно их можно разделить на следующие группы:

 1. Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, кроссворд, викторина, олимпиада.

 2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.

 3. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения.

 4. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал.

 5. Уроки-фантазии: урок - сказка, урок-сюрприз.

 6. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, ученый совет, редакционный совет и т.д.

7. Сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы передачи материала не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации преподавателей. Многолетний опыт, дающий систематически положительные результаты, необходимо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.

2.Формы и приёмы на уроках музыкальной литературы

 В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый преподаватель в процессе своей работы вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современного преподавателя. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.

 2.1. Особенности современного урока

 Нынешнее время ставит перед современным уроком определенные требования. На уроке учащийся не просто изучает материал, а развивает свои способности. Чтобы состоялась самореализация, учащийся должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной учебный предмет. Цели не могут быть ученику просто обозначены, или, как говорят психологи, интериоризированы в него. Самостоятельная постановка цели учащимся является важнейшим условием успешного обучения в современном мире. Современный урок - это урок открытия нового. Очень важно понимать, что новое - это не просто очередная новая информация, а открытие внутреннего нового. При одном и том же построении урока итоговые результаты учащихся часто не совпадают и это учительское счастье - дать каждому проявить себя по- своему. Очень важным на уроке является создание образовательной продукции. Принцип продуктивности в образовании - основа успеха человека в жизни. Если учащийся научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, схемы, планы, выводы и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям. Поэтому учѐба должна стать средством, а не целью. Современный урок не может оставаться монологичным, когда преподаватель говорит, а учащиеся повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты - это то, что требуется нынешнему учащемуся уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь учащемуся быть успешным в жизни, то мы не можем и исключить из урока задачу обучения коммуникациям.

  Современный урок должен быть информационно насыщенными, включать разные формы работы, но, в то же время, соответствовать уровню детского восприятия и способствовать развитию познавательной активности обучаемого.

 2.2 Групповая форма работы на уроках музыкальной литературы

 Групповая форма - это одна из форм учебной деятельности, которая позволяет преподавателю наиболее эффективно осуществлять учебный процесс. Знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Индивидуальная работа с учащимся исключает из учебного процесса важное звено - межличностное общение и взаимодействия. Групповая форма работы на уроках музыкальной литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотрудничества, сотворчества, стимулировать личностное восприятие музыкального материала. Учащимся необходимо создать условия, при которых им хотелось бы высказать свое мнение, ощутить свою сопричастность к происходящему вокруг и личную значимость. Результаты совместной работы в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально. Это происходит потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы. Немаловажным является и вопрос помощи учащимся при выполнение трудного задания. При групповой форме работы преподаватель в короткие сроки может оказать помощь и поддержку всей группе. Наряду с преподавателем получить консультацию можно и от сильных учеников группы. Причём, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, поскольку его знания актуализируются и закрепляются именно при объяснении материала своему однокласснику. Групповая деятельность будет успешно протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке преподавателя, его оперативной помощи. Групповая форма работы может применять при графической форме организации информации, работе с текстами, на уроках конкурсах и олимпиадах.

 2.3. Графическая форма организации информации Кластер

 Кластер (англ. cluster - гроздь, скопление) - это графическая форма организации информации, при которой выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. На этапе первого знакомства с новой информацией учащиеся высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. В данном случае кластер служит для стимулирования познавательной деятельности, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления и закрепления использование кластера позволяет структурировать учебный  материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале учащиеся фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. Кластер может оформляться в виде грозди, ступеней, елочки или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по бокам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого учащегося при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. При создании кластера не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит в голову, даже если это просто ассоциации или предположение. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит избегать значительного количества смысловых единиц, а лучше и полезнее попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все понятия систематизируются и встанут на свои места. В любом кластере есть отправная точка, вокруг которой и будут разветвляться «грозди». Создавая кластер при изучении оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»), учащимся предлагается сделать отправной точкой главных героев оперы - Иван Сусанин, Антонида, Ваня, Богдан Собинин. Последующие «гроздья» кластера содержат музыкальные характеристики персонажей с учетом их сюжетных взаимосвязей. Учащимся нравится составлять кластеры не только при изучении опер, но и циклов фортепианных пьес, отдельных вокальных произведений, произведений для оркестра. При знакомстве с песней Ф. Шуберта «Форель» отправная точка кластера может определяться по названию песни, а последующие гроздья содержать основные средства выразительности: форма, лад, интонация, характер, ритмические особенности и др. После первого прослушивания учащиеся делятся впечатлениями. Яркий солнечный день на берегу ручья, изящная игра форелей в прозрачной воде…. Учащиеся оформляют кластер в своих тетрадях, преподаватель работает у доски. После второго прослушивания схема дополняется новыми фактами: куплетная форма, изящный аккомпанемент, интонации радости, фортепианные пассажи подобны ритмичным всплескам волн, мажорный лад, вторжение зла, резкая смена характера музыки в третьем куплете, минор, диссонансы, мрачный регистр, мелодия сменяется речитативом. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации. В ходе данной работы у учащихся формируются умения ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать. Прием кластера развивает у учащихся системное мышление, учит высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, и новых полученных знаний, развивает способность к творческой обработке информации. Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. «Фишбоун» является одним из методических приемов, который можно использовать на уроках, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. В основе Фишбоуна лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Суть данного методического приема заключается в установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Схемы Фишбоун дают возможность преподавателю организовать работу учащихся в парах или группах, провести взаимосвязи между причинами и следствиями, распределить факторы по степени их значимости. Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете или использовать цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии преподавателя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид, так как суть приема Фишбоун форма схемы не меняет. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.  Голова -проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.  Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.  Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.  Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

  Прием Фишбоун предполагает ранжирование (упорядочивание) понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными и отображать лишь суть понятий. Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельного методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную логическую систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Так, учащимся предлагается информация проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Примеры использования технологии Фишбоун в обучении.

Пример 1. Фишбоун при изучении песни А.С. Даргомыжского «Старый капрал».  Голова - Какие чувства вызывает у вас поступок главного героя?  Верхние косточки - Смелость, решительность, мужественный облик старого солдата, теплые воспоминания, оружейный залп.  Нижние косточки - Четкий ритм, восходящие решительные интонации, контраст речитативно-песенных эпизодов, напевность, сдержанность темпа, «трагический» аккорд.  Хвост -Гордость за русских солдат.

Пример 2. Ария князя Игоря из второго действия оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» Голова - Характеристика музыкального портрета главного героя. Верхние косточки - Речитатив «Ни сна, ни отдыха» 1 раздел «И бранной славы пир веселый» Середина 1 раздела «Погибло всѐ». 2 часть «Ты одна, голубка-лада». 3 часть «Уже ли день за днем» Речитатив «Ох, тяжко» Нижние косточки - Мрачное настроение, героические интонации, минор, медленный темп Ускорение темпа, порыв к борьбе и свободе, широкая и распевная мелодия Отчаяние, диссонансы, пульсирующий ритм. Теплые чувства, искренность, умиротворение, мажор, песенные интонации Контраст со 2-ой частью, схожесть с бранной славы пир веселый. Мрачное настроение, фригийский лад. Хвост - разнообразны чувства нашего героя, он мужественный, сильный, но удручен своим нынешним положением. Учащиеся, овладевающие методом «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление, взаимодействие в группах, истолкование прочитанного и формулирование собственной позиции, осознанное чтение и слушание музыки. Метод фреймового структурирования учебного материала Одним из эффективных методов свертывания информации является метод фреймирования. Слово «фрейм» («frame») имеет английское происхождение и означает «рама», «каркас», автором которого является американский ученый Марвин Минский. Основой теории фреймов является метод получения информации через зрительный канал восприятия, предполагающий использование в обучении сжатой информации в виде схем, рисунков, графиков. Фрейм может быть представлен в виде сети, состоящей из ячеек разного уровня, связанных между собой и заполненных характеризующими основную тему понятиями. С помощью фреймов учащийся не только осознаѐт визуальные образы, слова, но и понимает последовательность действий. Актуальность фреймового подхода в обучении подтверждается использованием фреймового способа структурирования содержания программы обучения на уроках физики, математики, иностранного языка в общеобразовательных школах. Пример фреймирования на музыкальной литературе принадлежит преподавателю Тюменского педагогического колледжа А.В. Демченко-Анохиной, которая, решая проблему оптимизации процесса обучения в педагогическом училище, обращается к внедрению многомерных графических моделей. Специфика фреймов помогает графически свернуть информацию и развернуть еѐ в языковом выражении. При заполнении фрейма значениями, соответствующими изучаемой теме, его структура превращается в описание центрального понятия. Основное свойство фреймовой семантики заключается в том, что ключевое слово активизирует весь фрейм. Например, понятие «соната» активизирует в сознании музыканта ассоциативный ряд: строение, исполнительский состав, имена композиторов и т.д.

 1. На этапе изложения нового материала используются: а) опора на готовую фреймовую схему (с заполненными слотами) и обращение к ней в процессе изложения материала преподавателем для уточнений; б) заполнение учащимися пустой фреймовой схемы (слотов) из рассказа преподавателя. Это способствует активизации восприятия и внимания учащихся.

2. На этапе закрепления знаний применяются: а) для первичного закрепления знаний - ответы с помощью фреймовой схемы; б) выбор из нескольких фреймовых схем соответствующей прозвучавшему произведению; в) определение жанра прозвучавшего произведения по фрейму с незаполненным центральным слотом (активизация понятийного ряда, раскрывающего смысл данного жанра); г) прослушивание музыкального произведения с определением жанра и заполнением слотов фреймовой схемы. Это актуализирует знания, формирует слуховой опыт и избирательность мышления, активизирует внимание. 3. На этапе контроля учащимся предлагается: а) обменяться вопросами по фреймовой схеме, что способствует выявлению уровня усвоения знаний и учащегося, задающего вопрос, и отвечающего, закрепляет пройденный материал; б) заполнить чистые слоты фреймовой схемы согласно понятию, указанному в центральном слоте. Используя информацию урока и дополнительную литературу, учащимся рекомендуется давать домашнее задание по самостоятельному построению и заполнению фреймовой схемы материала, знакомство с которым происходило на занятии. Представленный опыт использования фреймовых схем в преподавании музыкальной литературы в детской школе искусств актуален, заслуживает внимания и применения в педагогике музыкального образования. Для примера приведем один из вариантов составление фрейма при изучении биографии композитора, которую можно изучать по пятиэтапному алгоритму: 1 - Запоминание фамилии, имени и отчества композитора. 2 - Этапы, периоды деятельности композитора. 3 - Содержание интересуемого этапа деятельности композитора. 4 - Характеристика музыкального языка композитора. 5 - Изучение оценок композитора критиками, историками. При изучении различных жанров можно предложить учащимся составить фрейм по следующей схеме: Центральный раздел - название жанра. Периферийные разделы - его существенные характеристики: - этимология термина, первоначальный смысл; - происхождение жанра, когда и где возник; - предназначение, для чего существует; - что выражает, ценность; - черты формы, какими средствами отличается от других форм- кто из композиторов писал в данном жанре. В результате работы с фреймом учащийся видит не только что говорить, но и как говорить. В этом состоит ценность фреймовых схем в отличие от обобщѐнных планов и опорных конспектов.

2.4. Уроки-соревнования Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Такая деятельность способствует художественно-творческому развитию учащихся, формирует эстетические интересы, оценки, потребности и способности. Уроки-соревнования эффективно развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять. Одна из задач таких уроков - создание психологической обстановки эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого учащегося. Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои знания и способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. В игре учащийся реализует желания, которые в реальной практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение основной темы программы. По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа: 1. Сюжетные игры 2. Ролевые игры 3. Игры-соревнования (олимпиада, конкурсы) Мини-олимпиады Традиционными в школе являются мини-олимпиады в форме игры «Угадай мелодию», «Музыкальная мозаика», «Музыка и даты», «Вопрос-ответ». Игра «Угадай мелодию» проводится в групповой форме и представляет собой своеобразную музыкальную викторину, которая включает в себя три тура и супер-игру. Команда, набравшая большее количество очков, проходит в суперигру. Игры «Музыка и даты» и «Вопрос – ответ» по своей сути направлены на проверку теоретических знаний. Азарт, вызываемый игрой, поднимает эмоциональный тонус участников, а само теоретическое задание не кажется им 16 сухим и неинтересным. Участники должны практически мгновенно отвечать на вопросы. Если ответ затягивается, то вопрос снимается. Конкурс «Музыкальная мозаика» заключается в прослушивании музыкального произведениями с предложенными фрагментами нотного текста. Необходимо назвать имя композитора и название произведения, а предложенные фрагменты нотного текста собрать в нужной последовательности. Задание выполняется в групповой форме. В зависимости от сложности прослушанного отрывка (всего произведения), преподаватель определяет количество прослушиваний и время для выполнения задания. Опыт таких мини-олимпиад показал, что игра позволяет учащимся выполнять сложные задачи в легкой форме, естественной для их психологии. Они чувствуют себя свободно и не устают. При этом желание победить для учащегося гораздо важнее и увлекательнее, чем формальная задача показать уровень знаний. Можно выделить два типа олимпиады: командный и индивидуальный. В каждом из них есть свои цели и задачи. Индивидуальная олимпиада направлена на выявление наиболее способных по данному предмету учащихся. При индивидуальной работе большая часть детей остаѐтся в стороне и лишается должной подготовки. Командное мероприятие решает эту проблему, поскольку в этом случае выявляется уровень подготовки всей группы, а значит, преподаватель заинтересован в успехе каждого ребенка, участвующего в олимпиаде. Психологически учащиеся настроены на то, чтобы не подвести остальных участников команды, поэтому при подготовке к мероприятию затрачивают как можно больше сил на освоение программы. В олимпиадах командного типа приветствуется присутствие зрителей, среди которых могут быть другие учащиеся, не принимающие участие в данном соревновании, родители участников и сами преподаватели. Это большой плюс, так как учащиеся - зрители получат «пассивный» опыт решения нестандартных заданий, и, возможно, у многих из них появится желание также поучаствовать в олимпиадах или конкурсах; родители становятся активными наблюдателями образовательного процесса, а их присутствие поднимает боевой дух детей. По итогам таких уроков у преподавателей есть возможность проанализировать уровень подготовки участников, выявить «слабые» стороны команды и провести в дальнейшем работу «над ошибками». Одна из проблем командной олимпиады связана с ее организацией, поскольку она должна быть не только познавательным, но увлекательным и интересным мероприятием. Внешне олимпиада должна отличаться от обычного контрольного урока по музыкальной литературе, хотя и в том, и в другом случаях принцип проверки знаний совпадает: обязательное наличие теоретической части (проверка знаний биографий композиторов, дат, произведений и т. д.) и практической (музыкальная викторина, узнавание отрывка из музыкального произведения по нотному тексту). Конкурс презентаций. Горизонты преподавания в детских школах искусств на современном этапе значительно расширились благодаря новым техническим возможностям. В работе учащихся появился еще один существенный помощник - компьютер. Он позволил совершить качественный сдвиг в обучении, так как появилась возможность за считанные минуты добыть в Интернете требуемый материал. Учитывая эти изменения, преподаватели стали искать новые, современные формы работы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Вот уже несколько лет в некоторых школах контрольный урок по музыкальной литературе проходит в форме конкурса мультимедийных презентаций «Хочу рассказать о…». Преподавателями разрабатывается положение конкурса, критерии оценки, требования к презентации. 2016 год в России объявлен Годом кино и поэтому выступления учащихся были посвящены теме киномузыки. Музыка была спутницей киноискусства на протяжении всей его истории, и многие выдающиеся композиторы отдали ей дань в своем творчестве. Среди отечественных композиторов музыку к кинофильмам писали Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Э.В. Денисов, Р.К. Щедрин, А.Г. Шнитке и многие другие. Учащимся было предложено несколько тем на выбор, не исключалась и возможность выбора собственной темы: «Сергей Прокофьев и Сергей Эйзенштейн: союз двух гениев»; «Никита Богословский и его «Темная ночь» и др. Критериями оценивания являлись: Соответствие содержания презентации заявленной теме. Полнота раскрытия темы, внутренняя логика построения презентации. Содержание работы (практическая значимость, достоверность представленного материала). Новизна, оригинальность работы. Грамотность речи. Дизайн презентации. Подбор и качество иллюстративного материала. Техническая грамотность. Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда в презентации учащийся превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни, повышается самооценка учащегося, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Проведение уроков-соревнований позволяет проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков, систематизировать полученные знания, формирует у учащихся сознательное отношение к выполнению заданий, воспитывает волю к победе, развивает творческую инициативу и активность. Такая форма работы рассчитана не только на проверку знаний, которые учащийся получает на уроке, но и на развитие способности решать нестандартные ситуации, задания повышенного уровня сложности. Это требует дополнительной работы от учащихся, однако, как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, успех которых зависит не только от участников, но и от организации самого мероприятия.  2.5. Создание рефлексивных текстов Рефле ксия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это обращение внимания человека на самого себя, на своѐ сознание, на продукты собственной активности, а также их переосмысление. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем данная форма стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн - это один из методов развития критического мышления. Он может быть использован на разных этапах урока: на стадии повторения - обобщение полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии - творческое выражение осмысленного материала. Правила написания синквейна: 1 строка - Кто? Что? - одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название произведения - тема синквейна, определяющая содержание, идею. 2 строка - Какой? - два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль. Слова можно соединять предлогами или союзами. 3 строка - Что делает? - три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме. 4 строка - Что автор думает о теме? - четыре слова - предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты. 5 строка - Кто? Что? (новое звучание темы) - одно слово (обычно существительное) - синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово резюме. Чѐткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвѐртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый и мощный результат для рефлексии и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своѐ отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. На уроке синквейн может использоваться с целью обогащения словарного запаса учащихся. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всѐ это в кратких заключениях, то есть готовит их к краткому пересказу. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определѐнным правилам. Синквейн позволяет учащимся почувствовать себя творцом и получается у всех. Для уроков музыкальной литературы синквейны - это превосходный способ контроля. Учащиеся любят эти стихотворения потому, что они небольшие, по  объѐму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть героя, события. Преподаватель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно и лаконично выражать свои мысли. Составляя синквейн, каждый учащийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Пример: Князь Игорь Смелый, решительный Борется, преодолевает, страдает Им гордится вся Русь Патриот! Д.Д.Шостакович Талантливый, великий Сочиняет, вдохновляет, исполняет Оставил после себя великую музыку Достояние России! Использование такого приема, как синквейн помогает отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является создание собственного понимания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Даймонд Даймонд (с англ. - бриллиант, алмаз) - стихотворная форма, которая состоит из 7 строк (стихотворение в форме алмаза). Для данной формы характерно понимание встречи и столкновения двух противоположных понятий. Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два -контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают суть существительного в последней строке. Пример: Образ Наташи из оперы А.Даргомыжского «Русалка» Любовь Нахлынувшая, нежная Будоражит, волнует, окрыляет Любовь в настоящем. Ненависть впереди? 20 Разбивает, опустошает, мстит Зловещая, могущественная Ненависть Хайку Хайку - жанр традиционной японской лирической поэзии века, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке. Современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Одним из самых известных представителей жанра является Мацуо Басѐ. Хайку - это умение сказать много в немногих словах. Смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность, что является очень актуальным на уроке музыкальной литературы. Ведь хайку - это короткое мгновение жизни, запечатленное в нескольких словах. Стихотворение хайку состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. Вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья строка представляет собой выводы, которые обычно отражают отношение автора к происходящему и могут быть весьма неожиданными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя - передает чувства, которые охватили человека. В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хайку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй - семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением красочно излагать свои мысли. Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хайку, если они создаются на других языках. Это связано с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хайку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов. Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картину того, что он услышал. Написание хайку не требует серьезных усилий и концентрации внимания и больше продиктовано работой нашего подсознанием. Только мимолетные фразы, навеянные увиденным, могут в полной мере соответствовать концепции хокку и претендовать на звание литературных шедевров. Алгоритм написания хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то. Строчка 2: Какого?  Строчка 3: Как? Пример: Я видел форель. Играющую в прозрачной воде Изящно… Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определѐнные плюсы. В хайку гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

                             3. Особенности работы с текстами

 Работа с текстами наименее специфична для урока музыкальной литературы, так как новый материал учащиеся обычно воспринимают из рассказа преподавателя. Данный вид работы чаще всего используется преподавателем для самостоятельной работы учащихся. Чтобы работа стала более эффективной, учащимся надо учиться читать. Читать активно, вдумчиво, не пропуская важных деталей. Именно это является условием развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Грамотность чтения - это способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей. Процесс чтения должен включать три взаимосвязанных составляющих: понимание, рефлексию, использование. Умение читать формируется постепенно и при постоянном контроле со стороны преподавателя. Инсерт Инсерт - это один из приемов технологии развития критического мышления, маркировка текста значками по мере его прочтения. Авторы приема - ученые Д. Воган и Т. Эстес. Название приема представляет собой аббревиатуру: I - interactive (интерактивная). N - noting (познавательная). S - system for (система). E - effective (для эффективного). R - reading (чтения). T - thinking (и размышления). В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения. Учащиеся читают заданный текст, маркируя его специальными значками: V - я это знаю; + - это новая информация для меня; -  я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Маркировки в тексте лучше делать на полях простым карандашом. После прочтения текста можно зачитать тезисы устно, а можно заполнить таблицу, которую на уроке надо обсуждать «по колонкам»: V + ? Тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Тезисно записывается все то новое, что стало известно из текста. Выписываются противоречия, то, что идет вразрез со знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие в ходе текста. В начале работы с данным приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы учащиеся запомнили значения значков. Если данный прием будет использоваться на уроке, то рекомендуется проводить его в групповой форме или по парам. Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения или актуализации новых знаний и умений. Прием требует от учащихся не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Данный прием можно применять в сокращенном виде, постепенно подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. Игра «Верно - неверно» Учащимся предлагается несколько утверждений, высказываний. После прочтения текста учебника учащиеся определяют верность предложенных утверждений. Например, при изучении биографии и творческого пути С.С. Прокофьева: - В жизни Сергея Сергеевича, помимо музыки, было еще одно страстное увлечение - шахматы.  Каждый персонаж симфонической сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, только вот кошке инструмента не досталось. - Брызжущая весельем, остроумная, феерическая и искрометная опера С. Прокофьева «Любовь к трем мандаринам» - Балет С. Прокофьева «Стальной скок» бал написан для знаменитых «Русских сезонов» и др. Преподаватель вернет снова учащихся к тексту, сделав чтение более внимательным и осмысленным, если попросит их дополнить утверждения по изучаемой теме, если бы преподавателями были бы они сами. Приемы разучивания текста. На уроках музыкальной литературы учащиеся приобретают опыт высказывания о музыке и музыкантах. Знание биографии неотделимо от вопросов стилевого формирования того или иного произведения. Изучая биографию композитора, познаешь эпоху, стиль, историко-художественный контекст, в который вписываются рассматриваемые явления. Опыт показывает, что учащиеся, как правило, не справляются с самостоятельным изучением биографий, в лучшем случае добросовестно заучивая их. На уроках рекомендуется применять различные приемы разучивания биографий.  Варианты устных рассказов о жизни и творчестве композиторов: - устный рассказ-монолог одного учащегося о важных событиях композитора; - учащийся выступает в роли самого автора и рассказывает о себе; - учащийся рассказывает о композиторе от лица близкого ему человека (друга, родственника, няни); - устный рассказ-инсценировка: учащиеся выбранные преподавателям выступают в роли реальных действующих лиц, принимавших участие в жизни композитора. Они как в настоящем спектакле разыгрывают сцены из жизни композитора, рассказывая о наиболее важных этапах, случаях, встречах. Очень полезно задавать учащимся выучить определенный массив домашнего задания, который состоит из разных по уровню сложности и по объему заданий: наизусть стихотворение или его отрывок, кроссворд, тест и др. Такое задание задается не к следующему уроку, а на более продолжительный период времени. Ученик сам выбирает тот уровень сложности, на который он способен, определяя этим границы своих знаний. Этот прием очень полезен тем, что происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он выполняет. Данная форма работы требует определенной подготовленности учащегося и помощи со стороны преподавателя. Терпение, такт, личностно-ориентированный подход окажутся в данном случае просто необходимыми для преподавателя.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное воспитание играет важную роль в жизни каждого человека. Музыка развивает у учащихся нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, вдохновляет, помогает сделать нравственный выбор. Этот вид искусства обладает невероятной силой воздействия: музыка пробуждает человеческие чувства и создает образы для подражания. Методы и приемы работы на уроках музыкальной литературы, описанные в данных методических рекомендациях, помогают приучить учащихся к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Преподаватель не просто говорит о музыке, передает о ней информацию, он учит детей мыслить и радоваться процессу мышления, прививает им любовь к искусству, зарождает желание слушать произведения классиков и встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни. В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы работы. Предлагаемые для использования на уроке приемы, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества, дарят им ощущение творческой свободы. Говоря об инновационных процессах в области музыкального образования, обратим внимание на то, что музыка - это всегда творчество, открытие, рождение нового. Именно на уроках музыкальной литературы возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития учащегося, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности. Инновационные методы - это методы, позволяющие учащимся самоутвердиться. А самоутверждение - это путь к правильному выбору своей профессии. Продвигая вперед инновационные методы, необходимо не забывать и о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. Очень важно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Таким образом, если сочетать в педагогической деятельности элементы классических методик преподавания музыкальных дисциплин с современными методами изучения и усвоения информации, процесс обновления таких классических систем образования как музыкальная педагогика становится возможным и оправданным.

                        Список использованной литературы

 Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС . - 2002. - 336с.

 Амрахова, А. А. Перспективы фреймовой семантики в музыкознании // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред. сост. М.Г. Арановский. – М: КомКнига, 2007. - С.157-171.

 Бокщанина, Е.А. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. - М.: Гос. муз. изд-во, 1961. – 71с.

 Гивенталь, И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие / ГМПИ им. Гнесиных. – М.: Наука, 1987. - 72 с.

Демченко-Анохина, А. В. Комплексная методика оптимизации процесса обучения в курсе музыкальной литературы педколледжа

А. В. Демченко-Анохина // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №12. Как преподавать музыкальную литературу / сост. А.И. Тихонова. - М.: Изд. Дом «Классика-XXI», 2007. - 172 с.

 Лагутин, А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. - М.: Музыка, 1982. - 224 с.

 Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие/И.В. Муштавинская; [2-е изд.] - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 144 с.

 Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей : науч.- метод. пособие для учителя музыки и студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Москва : Флинта: Наука, 1998. - 336 с.

 Информационно-электронные ресурсы Википедия ru.wikipedia.org/wiki/

Википедия Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». - 2000. -21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Уварова, И.Г. Применение современных методов обучения в курсе музыкальной литературы ( на примере авторской рабочей тетради). Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика. Курск 2019 г.-78-81с.

Тематические сайты сети Internet.