Статья "Общество и культура. Музыка и личность"

Соломенцева Лариса Алексеевна

В статье рассматривается влияние классической музыки на личность человека, порой, на его судьбу. Влияние звуков на здоровье и состояние человека. Затронута тема влияния музыки на воду, основанная на исследованиях японского ученого Эмото Масару. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomentseva_l._a._obshchestvo_i_kultura_muzyka_i_lichnost.docx691.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Соломенцева Лариса Алексеевна

учитель музыки

ОАНО Школа «Лидеры»

143025, Московская область, Одинцовский р-н, с. Ромашково, ул. Никольская, д. 16

2024 год

ОБЩЕСВО И КУЛЬТУРА.

 МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ.

АВТОР: СОЛОМЕНЦЕВА ЛАРИСА

2023-2024 Г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Музыка и общество.

  1. Музыка – форма общественного сознания.
  2. Искусство – часть культуры.
  3. Воздействие музыки на человека.

2.Музыка и личность.

  1. Значение музыки в воспитании личности.
  2. Эдвард Григ и проблема с ростом.
  3. Людвиг ван Бетховен и глухота.

3.Музыкотерапия.

  1. Человеческий организм и звуки.
  2. Музыкальные инструменты и здоровье.
  3. «Эффект Моцарта» и Жерар Депардье.
  4. Японский ученый Эмото Масару и его окрытие: музыка и вода.
  5. Вокал и звукотерапия.


МУЗЫКА И ОБЩЕСТВО

    В данной статье мне хотелось бы раскрыть значимость музыки, как части культуры, ее роль в общественных процессах, ее значение в жизни человека и общества. Выбор музыки, как модели философского осмысления обусловлен тем, что в ней нет момента статичности, но есть подлинное молчание, есть реальная абстрактность, которая  делает музыку идеальной моделью философского постижения. Культура и общество во все времена являются предметом внимания. Сейчас стало очевидно, какую огромную роль играет культура в жизни человека и общества. Научные исследования в этой области говорят о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она определяет динамику и направленность общественных, экономических и политических процессов. Смысл изучения культуры имеет значение для уяснения существа почти всех сторон жизни общества. Культура формирует человека.

    Музыка, как часть искусства,  в отличие от науки, является формой общественного сознания, которая отражает действительность с помощью художественных обобщенных образов. Эти образы  вызывают в человеке эмоциональный отклик, отношение к происходящим событиям и процессам в мире. Любое произведение искусства, в том числе и музыкальное, содержит в себе эстетические и духовно-нравственные ценности и идеи, соответствующие данному историческому отрезку времени.  Единство духовного и эмоционального отражается в художественной культуре, которая помогает формировать внутренний мир человека, его тончайшие чувства, которые, воздействуя на глубинный мир человека, совершенствуют и возвышают душу, формируют гуманное отношение к миру и людям. Это, в свою очередь, объединяет людей одинаковыми чувствами и является средством общения. Элементы художественной (музыкальной) культуры проникают в жизнь, влияют на поведение, вкусы,  настроение человека.  А смысл социального поведения людей определяется их ценностями. А. Шопенгауэр писал, что «музыка – тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует».

    Если взять во внимание мировой опыт, то будет очень заметно, что экономический рост имеют те страны, которые опираются на свою культурную и религиозную основу, духовность и традиции, менталитет и  национальный характер. Общечеловеческие ценности имеют приоритет, они не умирают со сменой эпох, а передаются из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. В нашей стране, к сожалению, в советский и постсоветский период эти аспекты были недооценены. Сначала были попытки советской власти идеологического вмешательства: запрет духовной и аутентичной музыки и внедрение политической массовости в культуру. Затем, в постсоветский период, существенно сократилось финансирование оперно-балетного искусства, музыкального просветительства, концертной деятельности. В наше время решающее значение приобретает информационная революция: компьютеризация и медиатизация культуры. Массовая культурная деятельность переходит с публичных форм на домашние. Компьютерные сети начинают играть роль пространства сознания.

 

     Неотъемлемой частью художественной культуры является искусство. Но  что нам дает искусство? Культуролог и литературовед Юрий Лотман считал, что искусство дает нам возможность пережить не пережитое в реальном мире. Люди, как бы живут в двух мирах. Первый – это наш материальный мир, а второй – знаковый. Откуда же он взялся? Мы смотрим в окно и восхищаемся прекрасным видом. Зачем же рисовать пейзаж, если он уже есть. Вот же он, он уже существует. Чтобы запомнить? Нет! Зачем же тогда тысячи лет назад нужно было создавать театр?.. Каждое произведение искусства - это ковер. И каждый, кто смотрит на этот ковер, вытаскивает свои нити, по-своему смотрит на них, выстраивает свою концепцию восприятия художественного произведения: будь то музыка, поэзия, живопись или театр… Каждый человек интерпретирует такие сложные объекты как художественные произведения по-своему. Но для того, чтобы звуковая волна – физический сигнал -  превратилась в музыку, нужно понимать, что такое музыка. Иначе и музыка Шостаковича, и музыка Альфреда Шнитке окажутся сумбуром вместо музыки, а картины Сальвадора Дали – «такое мой сынок нарисовал в пять лет»…

    Искусство рождается из неправильного: как жемчужина на дне океана образуется из песчинки неправильной формы, так и в музыке: великое рождается часто «не по правилам», - заметил Альфред Шнитке. Обычно считается, что хорошо мыслит тот, кто мыслит логически. Но ведь логика может стать препятствием для нового знания. Все открытия были сделаны вопреки жестким правилам. Павел Флоренский писал, что «требуется мощный удар по нашему существу, внезапно исторгающий из нас самих же себя, или же расшатанность и сумеречность сознания, всегда блуждающего у границы миров, но не владеющего умением и силою самостоятельно углубиться в тот или другой». То есть человек, совершающий творческий прорыв в науке или искусстве, находится не вполне в сознании, а где-то на грани. Так, например, Д. Менделеев увидел свою таблицу во сне, Эйнштейн говорил, что, если бы не физика, то он стал бы скрипачом, потому что музыка для него была важной частью его ментального и духовного пространства. «Интуиция – священный дар, разум – покорный слуга», - говорил Эйнштейн.

    Искусство опережает науку и реальные события. У творческих людей мозг, по показаниям томографа, работает более активно, чем у других людей. Так, например, люди, которые говорят на двух и более языках или занимаются музыкой, менее подвержены болезни Альцгеймера. Игра на фортепиано требует предельной концентрации, и это заставляет усиленно работать мозг, потому что правая рука выполняет одно, левая – другое, а глаза должны следить сразу за двумя строчками нотного текста. Не всегда в занятиях музыкой могут развиваться все эти составляющие. Так, например, некоторые ученики не могут успешно читать нотный текст, то есть играть по нотам «с листа». В этом случае музыкальные школы не видят перспектив в занятиях с такими детьми. Как показала практика, на протяжении многих лет занятий, такие учащиеся могут успешно окончить музыкальную школу, но произведения маленькие музыканты учат «с рук» педагога: учитель играет – ученик повторяет. В этом случае очень развивается память и пространственное мышление, когда ученик мысленно соединяет партии правой и левой руки. Особое значение и существенную помощь оказывает ассоциативное мышление. Такой способ преподавания дает возможность любому человеку заниматься музицированием на довольно серьезном уровне: участвовать в концертах, конкурсах, сдавать успешно экзамены по специальности, сольфеджио, истории музыки.

    Ученые заметили, что занятия музыкой помогают детям улучшить успеваемость, особенно по математике. Существует даже особый термин «эффект Моцарта». По данным исследований, слушание музыки Моцарта (как оказалось позднее, и любой классической музыки) повышает IQ. Почему же занятия музыкой так часто ставят в один ряд с математическими способностями? В последнее время ученые продвинулись в изучении связи между моторикой пальцев, способностью их контролировать и успехами в математике. Выяснилось, что пальцы и цифры делят одни и те же отделы головного мозга, а именно теменную долю коры. Возможно, это происходит потому, что мы привыкли показывать иногда цифры именно пальцами, мы «опираемся» на пальцы, когда считаем в уме, когда считаем определенные объекты, когда хотим показать некое множество (как много чего-то у нас есть). Развитие умения работать с числами происходит вместе с использованием пальцев.  Дети приходят к пониманию, что такое числа, именно физически, через пальцы: последовательность движений пальцев в процессе счета, помогает им понять, что у каждого числа в цепочке есть «предшественник» и «последователь»

   А у скрипачей, доказано исследованиями,  та часть мозга, которая отвечает за работу руки со смычком, в два раза больше, чем та, что отвечает за руку, держащую  инструмент.  Развиваются части мозга, занятые делом. То есть, обучение физически меняет мозг, влияет на количество нейронов, толщину коры, объем серого вещества. Преподаватели Сент-Эндрюсского университета заметили, что дети, занимающиеся музыкой более трех лет, превосходят своих сверстников по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас, логическое мышление. Таким образом, ученые пришли к выводу, что музыкальная практика оказывает положительное действие не только на слуховую и двигательную функции, но и на перераспределение функций между левым и правым полушариями.

    Воздействие музыки на человека происходит сразу на нескольких уровнях: абстрактном, логическом, интуитивном, подсознательном. Она влияет на эмоциональную сферу, формирует характер, способствует работе памяти. А мозг воспринимает музыку сразу двумя полушариями. Левое - ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Ритмы находятся близко к частоте дыхания сердечных сокращений: 2,2 – 4 колебания в секунду. Организм человека подстраивается под музыку.

    Ученые Herriot-Watt University провели исследования, и оказалось, что между характером человека и любимыми  жанрами музыки существует устойчивая связь и оказалось:

  • любители классической музыки относятся к интровертному типу личности, но, несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
  • почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны:
  • любители оперы вежливые, открытые, творческие личности:
  • поклонники ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами:
  • у любителей тяжелой музыки – heavy-metal – заниженная самооценка, но большой творческий потенциал;
  • поклонники джаза – люди приветливые, творческие с завышенной самооценкой.

2. МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека.

В. Сухомлинский.

   Музыка всегда была предметом изучения философов, физиков, математиков, психологов. Все они считают, что музыка оказывает огромное влияние на воспитание личности. Существует мнение, что «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры». Роль музыки в познании действительности и целостной картины мира несомненна. Кант говорил, что «искусство есть путь к науке». Феномен музыки как средства, воздействующего на сознание людей, является малоизученным. 

   В центре нашего внимания в данном разделе – личность в музыке. Интересны особенности проявления личности композитора, исполнителя и слушателя в историческом аспекте. Развитой личности не было ни в эпоху первобытнообщинного строя, ни в древнем мире. Зачатки роста личностного начала были замечены лишь в эпоху Возрождения.  В 17-18 веках нормативом художественной деятельности стал выступать эстетический вкус. Мы знаем, как влияют исторические события на музыку, а как влияет  музыка на восприятие того или иного человека? Рассмотрим такую ситуацию на примере из жизни двух великих музыкантов.

                                       ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу григ

Эдвард Григ – норвежский композитор (1843 – 1907) первые музыкальные шаги сделал под впечатлением от игры своей матери. Мальчик в четыре года самостоятельно стал подходить к фортепиано и, сначала одним пальцем, потом двумя стал «нащупывать» приятные сочетания звуков. Постепенно, шаг за шагом,  будущий композитор нашел такое созвучие, аккорд, который лег в основу практически всех его произведений и был символом открытий: жизненных, человеческих, музыкальных. Мальчик рос, обретал уверенность  во владении инструментом, но, когда ему исполнилось 11 лет, он вдруг перестал расти.    

                                          ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу григ   

                                              Эдвард Григ (в центре)

Григ так и остался на всю жизнь с ростом 11-летнего мальчика. Конечно же, все мысли молодого человека были заняты этим вопросом, но говорить об этой проблеме Григ мог только своей музыкой, которая была пронизана насквозь мелодиями норвежской народной музыки, халлинга – национального танца. Однажды Эдвард Григ задумал написать Концерт для фортепиано с оркестром для гениального виртуоза того времени Ференца Листа. Когда сочинение было готово, Григ отправился в Европу представить пианисту лично свое произведение. Лист ожидал увидеть огромного крепкого норвежца, а перед ним стоял маленький худенький мужчина!  Музыкант растерялся, но когда Григ исполнил Концерт, виртуоз вскочил и воскликнул: «Эта музыка гениальна! Это  музыка настоящего гиганта!» Эмоциональный накал от восприятия нового сочинения был настолько велик, что превратил малорослого худощавого  норвежца в настоящего великана! Физический изъян был побежден, он исчез, благодаря музыке!

                                  Картинки по запросу бетховен

                                                 Людвиг ван Бетховен

    Другой композитор – венский классик Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827),  был веселым, беззаботным человеком до тех пор, пока глухота не стала досаждать так сильно, что жизнерадостный молодой человек, под влиянием недугов, превратился в непростого, в повседневном обращении,  персонажа. Бетховен написал непревзойденную музыку Девятой  симфонии, но так и не смог услышать, по причине своей глухоты, шквал оваций, сопровождавший исполнение этого шедевра. Сложный характер композитора и его недуг не оттолкнули людей. Музыка словно очаровала всех почитателей таланта Бетховена, никто не считал его неполноценным членом общества. «Ода к радости» (4 часть симфонии) на стихи Шиллера стала Гимном единой Европы. При изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата. Величие и гениальность музыки Людвига ван Бетховена имели настолько сильное  эмоциональное влияние на его современников, что просто «не позволяли» видеть недуг великого маэстро.

 

3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    О силе воздействия музыки на человека писали многие философы еще в глубокой древности. Аристотель утверждал: « Подобно тому, как гимнастика способствует до естественной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу человека». Лечебное же воздействие звуков первым оценил Пифагор. Одними мелодиями он лечил «пассивность души, чтобы она теряла надежды и не оплакивала себя», а другими действовал «против ярости и гнева, заблуждений души». Но если раньше врачи действовали наугад, то сейчас ученые придают музыкотерапии серьезное значение. Долгое время считалось, что целебная сила музыки основана лишь на психо-эмоциональном воздействии, но позднее ученые пришли к выводу, что в основе лежит явление биорезонанса. В Калифорнийском университете измерили колебания клеток человеческого организма и «перевели» их на язык звуков. Оказалось, что каждый орган человека звучит по-своему. Звучание здоровых клеток отличается от «бормотания» больных. Когда звучит музыка и произведение попадает в резонанс с колебаниями клеток, то они сами подстраиваются под звук, а значит с помощью музыки можно корректировать работу клеток и организма.

    Правильно подобранные мелодии нормализуют работу сердца, мозговое кровообращение, состояние легких, кровяное давление, могут улучшать память и внимание. Конечно, и музыка, и звуки могут и нанести вред нашему здоровью. Например, злоупотребление тяжелым роком вызывают агрессию и возбуждение по отношению к окружающим. А городской шум и вовсе снижает работоспособность, остроту слуха, может стать причиной сердечно-сосудистых нарушений и нервных расстройств. Какую же музыку и инструменты любит наш организм? Барабан стимулирует иммунную систему, струнные полезны для сердца, скрипка - расслабляет, фортепиано  - успокаивает, деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот) влияют на кровообращение и печень. Произведения Моцарта и духовная музыка лечит от всех болезней, Штраус и Шопен полезны при стрессах, головную боль снимают концерты Баха, гастрит – сонаты Бетховена. Так, например, в нашей семье мигрень снимается медленными частями сонат Бетховена. Их низкий регистр, темп, гармония не раз по-настоящему помогали, когда все лекарства были испробованы.

    Теперь об «эффекте Моцарта» и его гениальной музыке.  Профессор Джон Дженкинс (США) в индивидуальном порядке давал прослушать всего лишь десятиминутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта больным, страдавшим серьёзными неврологическими заболеваниями. После чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук. 

                                             ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу жерар депардье

                                                 Жерар Депардье

Жерар Депардье - известный всему миру актер – в молодости имел проблемы с речью и памятью, он страдал от заикания. Его доктор – врач отоларинголог – выявил у актера проблемы с ушами и посоветовал в течение нескольких месяцев по два часа ежедневно слушать музыку Моцарта.

                                            C:\Users\HOME\Desktop\mozart.jpg

                                         Вольфганг Амадей Моцарт

Результат оказался просто потрясающим: Жерар Депардье навсегда избавился от заикания, что позволило ему стать актером мирового уровня. Спустя годы после своего чудесного выздоровления, Депардье сказал следующее: «До встречи с Томатисом (доктором) я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершённость моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

    Немного о воздействии музыки на природу и, в частности, на воду. Сегодня всему миру известно имя японского ученого Эмото Масару, написавшего книгу «Послание воды». Известно, что человеческий организм на 75-80 процентов состоит из воды. Э.Мосару провел ряд экспериментов, которые доказали, что под влиянием музыки вода меняет свою структуру. Стакан с водой ставили между двумя колонками, из которых звучала определенные произведения. После этого жидкость замораживали, а потом под микроскопом рассматривали молекулы и атомы. Результаты оказались ошеломляющими: музыка положительного содержания создает правильные красивые кристаллы.

              Картинки по запросу вода и музыка

Картинки по запросу вода и музыка

Очевидно, что такая музыка действительно обладает терапевтическим эффектом. Возможно, что она «исцеляет» воду в нашем теле. Хорошая музыка достигает каждой из шестидесяти триллионов клеток в организме человека.

    Известно влияние не только музыки, но даже  пения.  О том, что пение может исцелять, было известно давно. Сведения об этом можно найти в сочинениях Платона и Демокрита. В Древнем Египте хоровым пением лечили бессонницу, китайская медицина приписывала пению восстанавливать гармонию с природой, в Древней Индии использовали мантры – определенный набор звуков. Многие из нас прибегают к подобному лечению, сами того не подозревая. Так, например, когда нам больно, мы кричим. Оказывается, что крик – это своеобразная анестезия. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые утоляют боль лучше морфия в 50 раз. В нашей стране Владимир Бехтерев в начале 20 века основал комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. Выяснилось, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции организма – дыхание и сердцебиение. Сегодня вокал и звук успешно используют в лечении. Важно знать, что каждый звук имеет свое влияние на органы.

  • Звук «А» воздействует на сердце и снимает спазмы.
  • Звук «Е» стимулирует трахею.
  • Звук «И» улучшает работу мозга, лечит глаза, прочищает нос.
  • Звук «О» положительно влияет на позвоночник
  • Звук «У» воздействует на дыхание и почки.
  • Звук «Э» улучшает работу головного мозга.
  • Звук «Ю» влияет на почки и снимает спазмы.

    Финский исследователь Теппо Сяркямё утверждает, что музыка может уменьшить проблемы с памятью, замедлить болезнь Альцгеймера и деменции, улучшить работу мозга после инсульта. В своей диссертации в 2011 ученый представил 60 случаев на протяжение 2004-2007 годов выздоровления пациентов спустя 6 месяцев после ишемического инсульта. В исследовании принимали участие три группы пациентов. Одна из групп слушала классическую музыку и пела, другая просто пела, а третья – проходила обычное лечение. В «музыкальных» группах реабилитация была более успешной, пациенты меньше страдали от стресса и психологической нагрузки.

    Итак, подведем итог. Музыкальное искусство, звуки, пение положительно влияют на организм человека. Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов помогает развивать интеллект, противостоять стрессу, развивает стремление к самосовершенствованию и духовному росту, помогает рассуждать и мыслить, с трепетом и уважением относиться к нравственно-этическим ценностям. Все это оказывает существенное влияние и на человека, и на общество в целом.

В статье использованы материалы:

А.Н. Сохор Музыка и общество, М., 1972;

М. Шорникова Музыкальная литература Ростов н/Д.; Феникс, 2011;

М. Шорникова Десять страниц из истории музыки, Феникс, 2010;

статья из газеты: АиФ. Здоровье  Вокалотерапия: из каких звуков составить для себя лечебную песенку;

статьи члена-корреспондента РАО ,  доктора биологических наук Татьяны Черниговской.

Интернет-ресурсы:

сайт sunmag/me статья Влияние классической музыки на человека;

сайт lpgenerator 8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга;

М. Казинник Видео – лекции «Ad libitum» (« В свободном полете»):

М. Казинник Видео-лекции «Эффект Грига»;

/https://www.youtube.com/watch?v=e-XWrJbORss/

М. Казинник Видео- лекции «Эффект Бетховена»;

/https://www.youtube.com/watch?v=3m9K4c4Rwwg&index=7&list=PLTf7InMv6HcNkzS_ARaxUIRX-1n1mpv6-/